Этапы внедрения инновационных технологий
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Развитие инновационной деятельности предприятий в России чрезвычайно осложнено неприспособленностью прежней системы управления инновациями к новым условиям хозяйствования. Широкомасштабная реструктуризация собственности, реорганизация производства, конверсия оборонной промышленности ставят проблемы выживания предприятий и их экономического роста. Инновационная политика предприятий должна быть направлена на увеличение производства принципиально новых видов продукции и технологий, расширение сбыта отечественных товаров, а это требует формирования и развития инновационного предпринимательства.

Очень часто потребность в инновациях зарождается внутри самой организации[13]. В практике встречаются такие ситуации, когда предприятие само становится одновременно разработчиком и потребителем инновационных технологий. Инновационные технологии стимулируются увеличением спроса на продукцию и ростом объема продаж, а также возможным повышением цен на некоторые виды ресурсов.

Достаточно часто организация, внедрив инновационные технологии, затем распространяет их на коммерческой основе в других организациях. Скорость их распространения (диффузии) зависит от относительной потребности в инвестициях и эффективности каждой инновации. При этом, чем большее число организаций использовало данную инновацию, тем выше потери тех организаций, которые ее не использовали. Это также ускоряет процесс распространения.

Положительный эффект от внедрения инновационных технологий очевиден. Это, как правило, быстрое и существенное повышение производительности труда, равный с продуктовыми и далее более высокий коммерческий эффект, высокая доля прироста производительности. Все это обусловлено совершенствованием технологических процессов. Ввиду того, что технологические инновации обеспечивают снижение затрат на производство, а в дальнейшем и цен, наибольшую выгоду от этих инноваций получают производители, владеющие более высокой долей рынка продаж продукции.

Важнейшей предпосылкой ускорения введения инноваций и повышения их научно-технического уровня являются стремительно развивающиеся компьютерные технологии. Разработка и внедрение инновации становится одним из основных направлений стратегии организации, так как определяет многие направления ее развития.

Осуществление инновационной деятельности в целом предполагает такие этапы[14], как:

- разработка планов и программ инновационной деятельности;

- наблюдение за ходом разработки инновации и ее внедрением;

- рассмотрение проектов разработки инновации;

- проведение единой инновационной политики;

- координация инновационной деятельности в функциональных и производственных подразделениях;

- обеспечение финансовыми и материально-техническими ресурсами;

- обеспечение разработки инновации квалифицированными кадрами;

- создание временных целевых групп для комплексного решения инновационных проблем – от цели до внедрения инновации.

На сегодняшний день большое количество крупных организаций создали, так называемые, научно-технические комплексы, которые позволяют проводить разработку и внедрение инновационных технологий в производство. Оценивая инновационный потенциал своего предприятия, руководитель определяет свои возможности ведения инновационной деятельности, то есть отвечает для себя на вопрос, под силу ли предприятию внедрение инноваций. Следующим шагом на пути к организации инновационной деятельности на предприятии должна стать выработка инновационных целей. Такими целями могут быть: повышение конкурентоспособности и закрепление на новых рынках путем совершенствования имеющихся изделий или создания принципиально нового продукта; сокращение издержек производства путем экономии исходного сырья, энергии и т.п. на основе использования новых технологий.

Здесь предприятиям следует принять важное стратегическое решение: приобретать инновационные технологии на стороне или разрабатывать самостоятельно. В первом случае предприятие, как правило, устанавливает стратегическое партнерство со специализированной научно-исследовательской или конструкторской организацией. При этом следует иметь ввиду, что единовременное приобретение технологии потребует аккумулирования значительных финансовых средств за достаточно короткий срок. Для наиболее эффективного использования финансовых вложений потребуется тщательное сканирование рынка новых технологий и детальный анализ базы данных организаций, специализирующихся на инновационных технологиях.

Во втором случае целесообразным представляется создание собственного научно-исследовательского инновационного подразделения [15]. По сравнению с приобретением новой технологии такой подход позволяет избежать крупных единовременных затрат, так как суммы инвестиций растянуты во времени. Вместе с тем, новое подразделение, в зависимости от отраслевой принадлежности предприятия, можно создать посредством реорганизации службы главного технолога или конструкторского отдела.

При проведении реорганизации коммерческой деятельности обычно выделяют пять этапов изменения[11] :

- подготовку (планирование),

- "размораживание" (подготовку фирмы к изменениям),

- непосредственное осуществление изменения,

- "замораживание" (закрепление результатов преобразований) и оценку результатов проведенной инновации.

Эти этапы включают в себя такие действия я как:

На этапе подготовки:

- определение основного содержания и уровня изменения;

- составление предварительного плана изменения, направленного на достижение определенных улучшений;

- анализ движущих и сдерживающих сил и возможный потенциал поддержки изменения;

- определение, на кого конкретно повлияют изменения, каковы причины возможного сопротивления;

- решения, кого еще необходимо привлечь к планированию процесса изменения;

- выбор стратегии изменения и методов преодоления сопротивления;

- выделение и анализ проблем, которые, вероятно, могут быть вызваны инновационной технологией;

- составление реалистичного плана осуществления изменения и определение критериев, по которым будет осуществляться контроль и оценка изменения;

- определение необходимых ресурсов (кадровых, временных, финансовых, материальных и других), включая внешних консультантов.

На этапе "размораживания":

- выделение времени для снятия психологического напряжения в организации;

- выбор методов подготовки и информирования сотрудников, соответствующих стратегии изменения;

- контроль прогресса в подготовке изменения, а в случае необходимости коррекция подходов и планов.

На этапе изменения:

- изменение только того, что необходимо для достижения желаемого улучшения;

- наличие достаточных резервов времени и других ресурсов на случай неожиданных затруднений;

- возможное изменение стратегии в случае, если, как подсказывает опыт (Ваш, сотрудников или консультантов), это будет способствовать успеху внедрения инновационной технологии;

- информирование сотрудников фирмы об успехах преобразований.

На этапе "замораживания":

- выделение необходимых ресурсов для закрепления, "сохранения" проведенных на этапе изменения действий;

- рассмотрение вопроса о последующем обучении (для работы в новых условиях) и/или трудоустройстве сотрудников;

- осуществление планов (по использованию результатов инновации) с учетом ситуации.

На этапе оценки:

- проведение исследований последствий изменения и восприятия этих последствий;

- поддержание обратной связи с теми, на кого влияют изменения, как внутри фирмы, так и вне нее;

- информирование (сотрудников, руководство фирмы, внешнее окружение, средства массовой информации и других) о результатах проведенной инновации.

Некоторые компании в целях сокращения времени предпринимали попытки ввода принципа «одновременной разработки товара» функциональными подразделениями [16]. Так, когда компания Ford изменила последовательность рассмотрения проекта и направила его параллельно в технический и финансовый отделы, экономия времени составила три с половиной месяца. В литературе [16] также рекомендовалось осуществлять прохождение стадий разработки нового товара параллельно, однако, детальной схемы такого процесса представлено не было. Существует модель параллельно-последовательного вывода инновации на рынок, суть которую удобно рассмотреть с помощью условной схемы (см. рис. 2)

 

рис 2. Модель инновационного процесса


На схеме представлен примерный процесс разработки и выведения нового оформленного продукта на рынок. Путь от зарождения идеи до ее практического воплощения состоит из десяти шагов, которые можно объединить в три ключевых этапа:

- генерации и селекции идей;

- анализа, проверки и апробации выдвинутой идеи;

- контроля стратегической перспективы нового продукта, коммерциализации инновации, получения и перераспределения прибыли.

Содержательная сторона выделенных этапов широко освещена в соответствующей литературе по маркетингу, инновационному менеджменту, организации производства, управлению финансами.

Анализируя мировой опыт, следует ожидать, что на этапе подъема экономики России, начнет проявляться тенденция к переориентации направленности научно-технической и производственно-сбытовой деятельности в инновационной политике промышленных организаций, так как время требует создания новых поколений наукоемкой продукции, разработки и внедрения технологических процессов на уровне мировых стандартов.

1.4 Нормативно-правовая база внедрения инновационных технологий

 

Нормативно-правовое регулирование инновационной деятельности осуществляется на базе Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов РФ и субъектов РФ, а также международных договоров РФ, относящихся к инновационной деятельности. В основе этого регулирования - правовая охрана результатов, полученных в ходе инновационной деятельности. Поскольку эти результаты представляют собой новые интеллектуальные продукты и технологии, постольку они предстают как объекты интеллектуальной собственности. Их правовая охрана осуществляется на базе требований по охране интеллектуальной собственности, установленных Гражданским кодексом РФ, Патентным законом РФ и другими законодательными актами в области охраны интеллектуальной собственности[17].

Регулирование инновационной деятельности происходит на базе:

- инновационных прогнозов

- инновационных стратегий

- инновационных программ

- инновационных проектов.

- программ и проектов поддержки инновационной деятельности.

На основании инновационной стратегии Правительство РФ разрабатывает государственную инновационную программу, которая является составной частью программы социально-экономического развития РФ на среднесрочный период.

Государственная (федеральная) инновационная программа включает в себя:

- федеральные целевые инновационные программы по важнейшим базисным инновациям,

- крупные инновационные проекты,

- федеральные программы поддержки инновационной деятельности, развития инновационной инфраструктуры.

Государственное регулирование инновационной деятельности осуществляется с применением различных правовых форм и методов. Основной правовой формой государственного регулирования являются правовые акты. Это многочисленные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок создания и внедрения инноваций, а также иные акты, нацеленные на создание рыночной инновационной инфраструктуры:

- ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ)

- ФЗ «О передаче прав на единые технологии» (25 декабря 2008 г. N 284-ФЗ)

- Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года.

- Основные направления государственной инвестиционной политики Российской Федерации в сфере науки и технологий

- Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу

Государственное регулирование инновационной деятельности может быть прямым (директивным) и косвенным, с применением экономических рычагов и стимулов[18]. На рис.3 приведена подробная и наиболее обоснованная схема государственной поддержки инновационной деятельности, в которой наглядно рассмотрены методы, мероприятия и нормы законодательства.

Государство осуществляет поддержку и стимулирование инновационной деятельности путем[19]:

- совершенствования законодательной и нормативной базы регулирования инновационной деятельности;

- участия в финансировании за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и государственных внебюджетных фондов инновационных программ и проектов, а также создания объектов инновационной инфраструктуры, в том числе для развития малого и среднего инновационного предпринимательства;


рис.3. Государственные меры воздействия на инновационную деятельность

 

- организации закупок для государственных нужд наукоемкой продукции и передовой техники с целью обеспечения гарантированного их распространения;

- создание в установленном законодательством Российской Федерации и законодательствами субъектов Российской Федерации порядке льготных условий осуществления инновационной деятельности и стимулирования российских и зарубежных инвесторов, вкладывающих средства в реализацию инновационных программ и проектов.

Государство осуществляет все виды регулирования инновационной деятельности − организационное, экономическое, финансовое, нормативно-правовое. Высшая форма регулятивной деятельности это выработка и проведение инновационной политики, управление инновационной деятельностью. Такая политика разрабатывается на основе утверждения приоритетного значения инновационной деятельности для современного общественного развития. Государство создает организационные, экономические и правовые условия для инновационной деятельности.

Владимир Путин подписал Федеральный закон N 195-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности»

Федеральным законом предусматривается предоставить налогоплательщикам, осуществляющим финансирование инновационной деятельности, дополнительные преференции и льготы по налогу на добавленную стоимость, налогу на прибыль организаций и единому налогу, уплачиваемому при использовании упрощенной системы налогообложения.

В частности, освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость операции по реализации (передаче) исключительных прав на изобретения, промышленные образцы, полезные модели, программы и базы данных, а также определяется перечень освобождаемых от обложения указанным налогом научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Правительству Российской Федерации предоставляется полномочие по утверждению дополнительного перечня фондов поддержки научной и (или) научно-технической деятельности, средства которых, получаемые организациями в рамках целевого финансирования, не включаются в налоговую базу по налогу на прибыль организаций.

Вводится коэффициент ускоренной амортизации в отношении имущества, используемого для осуществления научно-технической деятельности, а также увеличивается норматив расходов в форме отчислений на формирование Российского фонда технологического развития и иных фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

В интересах налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, предусмотрена возможность отнесения к расходам затрат на патентование, научные исследования и опытно-конструкторские разработки.

Президент РФ Дмитрий Медведев, говоря о российской инновационной системе отметил, что "с одной стороны, у нас уже созданы и работают ее основные элементы, однако инструменты поддержки инноваций слабо увязаны между собой, а отдельные звенья технологического цикла разобщены и плохо состыкованы друг с другом. По сути, это не система, а набор близких, но разрозненных вещей, и потому уже созданные у нас элементы инфраструктуры определяющие роли в продвижении инновационных продуктов играть не могут, и как результат и масштаб, и сама отдача от инновационной деятельности остаются низкими ".

Избранный президент напомнил, что в России "доля промышленных предприятий, осуществляющих разработку и внедрение технологических новаций, не превышает 10 %, а доля инновационной продукции в общем объеме продукции промышленного производства составляет всего 5,5 %". В вязи с этим он поставил задачу: увеличить долю предприятий, осуществляющих технологические инновации, до 40-50 %, а долю инновационной промышленной продукции /в объеме выпуска/ до 25-35 %. При этом внутренние затраты на исследования и разработки должны вырасти с нынешнего 1 % ВВП до 3 %, и в первую очередь за счет увеличения расходов частного бизнеса на науку.

Д.Медведев подчеркнул, что "это абсолютно реальные ориентиры, на которые отечественная инновационная система должна выйти уже к 2020 году". "Это наша прямая обязанность, и программа, обеспечивающая их безусловное достижение, должна стать одним из ключевых разделов концепции социально-экономического развития страны до 2020 года", сказал он.

Он также отметил, что эффективность инновационной системы зависит "от объективного знания глобальных тенденций развития". По его словам, прогнозирование "ведется у нас разрозненно, по отдельным отраслям и технологическим направлениям, а сами расчеты подчас не согласуются между собой". Избранный президент РФ поставил задачу "разработать объективный долгосрочный прогноз научно-технологического развития страны", причем до 2030 г. Кроме того, необходимо преодолеть "разобщенность научного и корпоративного секторов инновационной системы".

Для решения этих задач требуется как можно скорее принять законы "О передаче технологий" и "О патентных поверенных". "Они содержат правовые нормы, которые будут стимулировать инновационную деятельность", пояснил Д.Медведев. "Надо, кроме того, повышать спрос реального сектора экономики на технологии и инновации, убежден он.Владение и распоряжение ими должно стать выгодным активом, способным резко повысить капитализацию предприятий".

Развитие инновационной системы "это, по сути, структурный сдвиг российской экономики и реальный выход к модели, позволяющей достичь опережающего развития". А это "цель, которую ставят большинство стран", подчеркнул Д.Медведев.

 



Выводы

В ходе рассмотрения теоретических основ инновационных технологий в торговой деятельности можно сделать следующие выводы:

- Под инновациями в широком смысле понимается прибыльное использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера.

- Происхождение инноваций, их назначение, влияние и другие характеристики создают большое разнообразие, что требует определенной классификации.

- Для внедрения инноваций в производство, торговую деятельность и другие виды труда и услуг используют различные технологии, которые впоследствии стали называть инновационными. Инновационные технологии — это наборы методов и средств, поддерживающих этапы реализации нововведения. Различают различные виды инновационных технологий, такие как внедрение, тренинг(подготовка кадров и инкубация малых предприятий), консалтинг, трансферт, аудит, инжиниринг и другие.

- Существуют разнообразные приемы и методы, которыми может пользоваться менеджер (предприниматель) при осуществлении изменений в организации коммерческой деятельности, они используются в зависимости от того, на каком этапе внедрения находится та или иная инновационная технология (инновация).

- Государство осуществляет все виды регулирования инновационной деятельности. Нормативно-правовой базой инновационной деятельности служат такие нормативные акты как Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, принимаемые в соответствии с ним законы и иные нормативно правовые акты РФ и субъектов РФ, а также международные договоры РФ, относящиеся к инновационной деятельности.

Поэтому создание необходимых и достаточных условий для рациональной организации внедрения инновационных технологий в коммерческую деятельность позволит в целом для организации повысить конкурентоспособность выпускаемой и реализуемой продукции и рентабельность ее деятельности.


Глава 2. Разработка мер по внедрению инновационных технологий в организацию коммерческой деятельности (на примере магазина мебели «Макс» ИП Волков М.В.)


Дата: 2019-12-22, просмотров: 253.