На протяжении всей работы с детьми проводились различные ролевые игры, в которых они могли проявить свою фантазию, мышление, смекалку. В основном это подвижные активные игры, где участвуют все дети. Занятия проводились в просторном классе, парты стояли полукругом, так детям было лучше видно друг друга. Вот некоторые из проведенных игр и этюдов:
Игра «Страшный зверь»
Цель: коррекция поведения с помощью ролевых игр.
Ведущий читает стихотворение В. Семерина «Страшный зверь».
Прямо в комнатную дверь
Проникает страшный зверь!
У него торчат клыки
И усы топорщатся,
У него горят зрачки-
Испугаться хочется!
Хищный глаз косится,
Шерсть на нем лоснится…
Может это львица?
Может быть, волчица?
Глупый мальчик крикнул: «Рысь!!»
Храбрый мальчик крикнул:
- Брысь!!
Дети, получившие роли кошки, глупого и храброго мальчика, действуют согласно тексту. (Модификация игры: подключаются все дети – вместе изображают персонажей стихотворения.)[21]
Игра «Сказочная шкатулка».
Цель: Формирование положительной «Я»-концепции, уверенности в себе, самопринятия.
Ведущий сообщает детям, что Фея сказок принесла свою шкатулку – в ней спрятались герои сказок. Далее он говорит: «Вспомните своих любимых персонажей и расскажите, какие они, чем они вам нравятся Опишите, как они выглядят, что у вас с ними общего. А теперь с помощью волшебной палочки все превращаются в любимых сказочных героев. Покажите, как они ходят, танцуют, веселится и т. д.». [22]
Так же с детьми разыгрывались различные этюды. Цель которых помочь ребенку эмоционально раскрыться, научится передавать свои эмоции с помощью мимики и жестов.
Этюд «Шарик».
Цель: Развитие взаимоотношений детей, сочувствия, умения прийти на помощь.
Ведущий читает стихотворение В. Томилиной «Шарик»:
На веревочке у Вари
Красный шарик с петушком.
Ой, какой красивый шарик!
Все мечтают о таком.
Но поднялся ветер вдруг
Шарик выхватил из рук!
Улетает красный шарик
Высоко под облака.
Чуть не плачет наша Варя:
Очень жаль ей петушка.
Подошла к подружке Таня,
Стала Варю утешать:
— Шарик твой мы не достанем,
Так давай с моим играть!
Зайчик беленький на нем,
Будем с ним играть вдвоём!
После чтения дети отвечают на вопросы: какие чувства переживают девочки? Какие добрые качества у них проявляются? Как игрушка влияет на развитие отношений между девочками? И разыгрывают этюд по ролям.[23]
Этюд «Два друга»
Цели: Сопоставление различных черт характера; развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выразить свое; коррекция сферы ребенка.
Дети слушают в исполнении взрослого стихотворение Т. Волиной «Два друга».
Пришли два юных друга на речку загорать.
Один решил купаться — стал плавать и нырять.
Другой сидит на камушке и смотрит на волну,
И плавать опасается: «А вдруг я утону?»
Пошли два юных друга кататься на коньках.
Один стрелою мчится — румянец на щеках!
Другой стоит растерянный у друга на виду.
«Тут место очень скользкое, а вдруг я упаду?!»
Гроза дружков застала однажды на лугу.
Один пробежку сделал — согрелся на бегу.
Другой дрожал под кустиком, и вот дела плохи:
Лежит под одеялами — «Кха-кха!.. Апчхи!»
Дети оценивают поведение обоих ребят, распределяют роли. Ведущий снова читает стихотворение, а дети его иллюстрируют.[24]
В заключение всей работы дети принимали участие в конкурсе «Мистер и Мисс Весна». Там ребята смогли проявить себя на сцене, показать свои таланты, прочувствовали на себе поддержку со стороны зала. Каждый из них с радостью читал стихи, танцевал, проигрывал ситуации.
После чего методика «Смешные человечки» была проведена снова. В ходе интерпретации результатов по рисунку каждого ребенка была написана характеристика. И в результате получилось, что самооценка у семи из десяти детей повысилась, а у трех осталась на прежнем уровне. Следовательно гипотеза о том, что занятия драматерапией способствуют повышению самооценки у ребенка, а так же способствует снятию напряжения межличностного общения.
Приложение 2
[1] Кипнис, М. Драматерапия. Театр как инструмент решения конфликтов и способ самовыражения. – СПб., 2002. с. 65
[2] Кипнис, М. Драматерапия. Театр как инструмент решения конфликтов и способ самовыражения. –СПб., 2002. с. 67
[3] М. Андерсен-Уоррен, Р. Грейнджер – Драматерапия – М., 2002. с 23
[4] Колошина Т.Ю. Драматерапия и сценическая пластика. – М., 2008. с. 80
[5] Колошина Т.Ю. - Драматерапия и сценическая пластика – М., 2008. с 83
[6] М. Андерсен-Уоррен, Р. Грейнджер – Драматерапия – М., 2002. с 45
[7] Колошина Т.Ю -- Драматерапия и сценическая пластика – М., 2008. с. 94
[8] Колошина Т.Ю. - Драматерапия и сценическая пластика – М., 2008. с. 107
[9] Колошина Т.Ю. -- Драматерапия и сценическая пластика – М., 2008. с 109
[10] Догваль М.П.- Арттерапия в работе с детьми. – М., 2008. с 57
[11] Догваль М.П.- Арттерапия в работе с детьми. – М., 2008.с. 60
[12] Колошина Т.Ю. - Драматерапия и сценическая пластика – М., 2008. с. 125
[13] Колошина Т.Ю. - Драматерапия и сценическая пластика – М., 2008. с. 127
[14] Догваль М.П.-- Арттерапия в работе с детьми. – М., 2008.с 93
[15] http://home.damotvet.ru/parenting/544650.htm, автор: Гущина Е. А.,
[16] Психологический словарь, 1990г.
[17] Психологический словарь, 1990г.
[18] Бурлакова, Н.С., Олешкевич, В.И. -- Проективные методы: теория, практика применения к исследованию личности ребенка.-- М., 2001. с. 34
[19] Бурлакова, Н.С., Олешкевич, В.И. -- Проективные методы: теория, практика применения к исследованию личности ребенка.-- М., 2001. с. 35
[20] Ильина М.Н. Подготовка к школе: развивающие тесты и упражнения. – СПб., 2006. с. 43
[21] Кажарская С.Г. Комплекс развивающих занятий. – М., 2008г. с. 54
[22] Кажарская С.Г. Комплекс развивающих занятий. – М., 2008г. с. 59
[23] Кажарская С.Г. Комплекс развивающих занятий. – М., 2008г. с. 64
[24] Кажарская С.Г. Комплекс развивающих занятий. – М., 2008г. с. 71
Дата: 2019-12-22, просмотров: 314.