Данное исследование было проведено с 2 марта 2009 г по 27 марта 2009 г.
В исследовании участвовали ученики 1»Б» класса СШ №108 г.Минска. Целью этого экспериментального исследования является проведение сравнительного анализа группы детей до и после терапевтического воздействия.
Задачами, способствующими достижению цели, являются:
- Постановка гипотезы;
- Выбор испытуемых;
- Тестирование испытуемых с помощью проективной методики «Смешные человечки»
- Обработка полученных данных;
- Подтверждение либо опровержение поставленной эмпирической гипотезы.
Выборка испытуемых составляет 10 человек. Средний возраст- 7 лет.
Гипотеза: Драматерапия способствует снятию барьеров межличностного общения и повышению самооценки у детей. На примере исследования самооценки и межличностных взаимодействий в коллективе до и после драматерапевтического процесса.
Ход исследования:
За основу была взята проективная методика «Смешные человечки», являющееся графическим проективным методом.[20] Для проведения необходимо показать ребенку рисунок, на котором изображены смешные человечки, сидящие на дереве попросить показать, где располагается он, его друзья, родственники. Затем полученные результаты интерпретируются, и составляется психологический портрет испытуемого. Чем выше помещает себя ребенок на этом дереве, тем выше его самооценка. Чем выше он размещает остальных, тем лучше к ним относится, и тем большой значимостью они обладают в его глазах. Во время рисования ребенку задавались уточняющие вопросы по выбору цвета, расположения, по поводу того, почему ребенок так, или иначе назвал героев рисунка и т.д.
На протяжении месяца с детьми велась терапевтическая работа коррекции самооценки. Использовалась драматерапия, на примере проигрывания ситуаций, этюдов, конфликтов и т.д. С детьми проводились беседы. А так же в завершении работы был поставлен спектакль, в котором участвовали только дети. Проводились полноценные репетиции. Вместе дети придумывали себе костюмы и грим. Ребята отнеслись к постановке серьезно, ответственно. После беседы выяснилось, что детям понравился сам процесс подготовки и игры перед зрителями. Затем методика «Смешные человечки» была проведена снова, с той целью, чтобы проследить изменение самооценки ребенка, а так же его взаимоотношений в семье и коллективе.
Характеристики детей
Костя, 7 лет
По результатам первого исследования у мальчика была выявлена адекватная самооценка - он изобразил себя почти на верхушке дерева. Анализируя рисунки, а так же после бесед и занятий с Костей в течение некоторого времени можно сказать, что у Кости хорошие отношения в семье. На рисунке он выделил всю свою семью ярким цветом. Во время бесед он часто рассказывает про маму и папу. Все время упоминает братьев. Но не очень много друзей. На рисунке он больше уделил внимания свои братьям и сестрам, нежели друзьям. Мама и папа изображены снизу. Папа изображен наблюдающим за Костей, наверняка он активно участвует в воспитании сына, но в тоже время не является авторитетом для мальчика. Во время беседы Косте был задан вопрос: «на кого он хочет быть похож в будущем?». И мальчик не задумываясь ответил: «На старшего брата». Так же на самой вершине дерева Костя изобразил брата, тем самым назначил самым авторитетным для себя человеком. Скорее всего, это старший брат, с которым Костя легко общается, делится своими мыслями, находит общий язык. В целом, по рисунку видно, что круг общения ограничивается семьей. Рисунок яркий, аккуратный, из чего можно заключить, что у ребенка нет явных проблем с самооценкой и взаимоотношениями. Во время работы ребенок проявлял интерес и фантазию.
На протяжении месяца с детьми велась драматерапевтическая работа, в виде проигрывания этюдов и ситуаций, эмоций и настроений, а также проведение конкурса талантов. После чего исследование было проведено повторно. Рисунок Кости не в большой степени, но изменился. Он без всяких колебаний поместил себя на вершину дерева, что говорит о том, что Костя стал более уверенный в себе и своих способностях.
Маргарита, 7 лет
Когда проводилось исследование в первый раз, девочка изобразила себя на не очень высоких ветках дерева. Сначала она нарисовала себя спрятанной за деревом, и было видно лишь часть ее человечка. Во время беседы она пояснила, что не очень хотела, что бы ее нашли другие человечки. Скорее всего, это можно объяснить неуверенностью в себе, скованности в поступках и действиях. Но потом, почти сразу она нарисовала себя еще раз, недалеко от первого человечка. Но этот был уже виден полностью. Возможно, Маргарита стремится проявить себя, чувствует, что сможет, но ей не хватает уверенности. Мама стоит на самой вершине, является авторитетом для девочки. Папа занимает наблюдательную позицию, но внизу, скорее всего он проявляет заботу, но не очень активно. Отношения в семье хорошие. Что касается друзей, они все изображены рядом с Маргаритой, выделены яркими цветами следовательно, она зависима от дружеской поддержке и хороших отношений.
После повторного исследования рисунок изменился. Маргарита теперь ставит себя на самую вершину, друзей изображает внизу. Самооценка девочки явно стала выше. Она чувствует, что полностью реализовала свой потенциал. Родители также изображены на разных концах дерева, но теперь уже папа является авторитетом - находится высоко, почти рядом с Маргаритой. Конечно же здесь уместен ситуативный компонент, но если проводить такую работу с детьми на протяжении длительного времени, то эта случайность может перерасти в закономерность.
Максим, 7 лет
Во время первого исследования Максим изобразил себя примерно на середине дерева, что свидетельствует о невысокой самооценке. Ребенок недостаточно уверен в себе, нерешителен, чаще может отказаться от действия, если не уверен в положительном результате. Максим, в то же время, очень общительный, активный. На его рисунке много друзей, из них находятся рядом с ним, а остальные расположены высоко. Значит, друзья являются наиболее авторитетными для него. Родители же находятся немного ниже, чем сам ребенок. Папа изображен усталым, неактивным, нерешительным, он крепко держится за ствол дерева. Но все же папа находится ближе к мальчику, чем мама. Мама занимает позицию снизу и наблюдает, она активна в воспитании сына.
Повторное исследование показало, что Максим ставит себя на вершину. Он показал каким он может быть, что в нем есть потенциал, который мальчик хочет реализовывать. Он удовлетворил свои ожидания, стал увереннее. Мама и папа изображены рядом друг с другом. Папа проявляет активность – он изображен лезущим наверх, ближе к Максиму.
Друзья располагаются внизу. Кто-то падает с ветки, кто-то пытается забраться на дерево. Очевидно сейчас друзья играют небольшую роль в жизни Максима. Они также изображены не ярким цветом.
Рома, 6 лет
Из результатов первого исследования, бесед и наблюдения в течение некоторого времени можно вынести следующее: Рома имеет заниженную самооценку, стремится к лучшим результатам, стремится проявить себя. Он нарисовал себя на лесенке, лезущим наверх, что означает, что Рома активный, заинтересованный в том, чтобы добиться какого-либо успеха и удовлетворить себя. Так как в семье кроме Ромы еще три ребенка, а Рома нарисовал только одного брата, для мальчика явным примером для подражания и авторитетом является его брат. Рома нарисовал его и себя одним цветом и практически в похожих позах. В ходе беседы Рома объяснил, что он не нарисовал второго брата, потому что тот никогда с ним не гуляет и не помогает ему с уроками. Родители нарисованы на далеком расстоянии. Они не смотрят ни друг на друга, ни на мальчика, каждый занят своим делом. Вероятно, и в жизни они не уделяют сыну достаточного внимания в силу того, что семья многодетная. При повторном исследовании, после того как Рома успешно выступил на сцене и получил поддержку зрителей, его самооценка и уверенность в себе стали намного выше. Он сразу разместил себя на самой верхней ветке дерева. Брат по -прежнему находится рядом, выделен ярким цветом, а значит является примером, авторитетом для Ромы. Родители изображены так же далеко от мальчика, как и на предыдущем рисунке, мама здесь удаляется стремительно, теряет доверие. Она пытается сохранить их. Но так как и папу Рома не располагает на рисунке рядом с собой, можно сделать вывод, что сохранить доверительные отношения все сложнее.
Настя, 7 лет
На первом рисунке Настя изобразила себя на качелях, тем самым подтвердила, что она самостоятельный ребенок, сама ищет себе развлечения, не нуждается в компании, достаточно игривая. Может быть, что качанием на качелях она восполняет недостаток ласки в раннем детстве. Но, не смотря на свою самостоятельность и самодостаточность, у Насти заниженная самооценка – качели и ее человечек находятся почти у корней дерева. Там же, рядом с ней расположились и родители. Мама сидит совсем рядом с Настей, папа чуть поодаль. Друзья расположены далеко от девочки, но несмотря на это Настя ставит на самую высокую ветку свою подругу. Вероятно, она влияет на испытуемую, даже немного подавляя ее своим авторитетом.
При повторном исследовании, после наблюдения в течение некоторого времени, а также после выступления, Настя не изменилась, она все также качается на качелях, а рядом с ней ее родители. Но одно изменилось все же – Настя нарисовала только одного друга, и он также оказался рядом с ней. Для испытуемой стало незначительным давление со стороны подруги, Настя проявила себя, почувствовала себя более уверенной, раскрепощенной. Смело выражала свои мысли и эмоции, стола более смелой в движениях.
Глеб, 7 лет
Исходя из результатов первого исследования, бесед и наблюдения можно сказать, что Глеб имеет завышенную самооценку, что, в принципе, нормально для ребенка его возраста. Он уверен в своих силах, целеустремленный. Может быть только немного застенчивый. На рисунке Глеб изобразил всех членов семьи, вплоть до бабушек и дедушек, это говорит о том, что для ребенка семья очень важна. Родители расположились рядом с Глебом, чувствуется постоянная поддержка, внимание, опора.
Глеб нарисовал много друзей, а также героев сказок и мультфильмов, это свидетельствует, что ребенок очень общительный, активный, всегда занят делом, довольно сообразительный и мечтательный. Рисунок яркий, разукрашены все детали, аккуратный.
После повторного исследования серьезных изменений не наблюдается. Глеб по прежнему располагает себя на самой верхней ветке дерева, родители находятся рядом. Можно сказать, что отношения в семье у ребенка очень доверительные, теплые. Нужно заметить, что в семье объединены разные поколения, которые тесно контактируют между собой.
Ангелина, 7 лет
На первом рисунке Ангелина изобразила себя на качелях, тем самым подтвердила, что она самостоятельный ребенок, сама ищет себе развлечения, не нуждается в компании, достаточно игривая. Девочка любит фантазировать, мечтать, придумывать. Но, недостаточно уверена в себе, в своих возможностях, не смело проявляет инициативу. Родители изображены не далеко от Ангелины, примерно на одинаковом уровне.
Значительно выше Ангелина разместила двух друзей, из этого следует, что у девочки не очень широкий круг общения. При повторном исследовании Ангелина все также нарисовала себя на качелях. Мама осталась на прежнем месте, рядом с Ангелиной. А папу девочка наоборот перенесла на самую высокую ветку. С одной стороны он оказался дальше от девочки, а с другой, вероятно, в нем разгляделся значимый персонаж, глава семьи. Что касается друзей, то теперь на рисунке их больше. Все изображены рядом с Ангелиной, яркими цветами, что показывает, что девочка стала более общительной, активной, дружелюбной.
Вероника, 7 лет
По результатам первого исследования и бесед можно сказать, что Вероника очень ответственная, исполнительная, всегда готова помочь другим детям. Проявляет инициативу, интерес. Однако, девочке не хватает уверенности, она старается делать правильно, боясь допустить ошибку.
На рисунке изображены друзья Вероники. Но лишь двое находятся с ней рядом. В общении с детьми девочка старается быть немного в стороне, не проявляет заинтересованности в разговоре и игре с детьми.
Родители изображены далеко друг от друга. Мама рядом с Вероникой на верхушке дерева, а вот папа у самых корней дерева. Вероника нарисовала папу смотрящим на них с мамой, вероятно папа не очень активен в проявлении внимания. В целом рисунок яркий, аккуратный.
При повторном проведении исследования рисунок не изменился. Вероника все там же на верхушке дерева. Но вот родители теперь расположены рядом с девочкой, папа занимает активную позицию.
Алина, 7 лет
Алина проявила себя требовательной девочкой, все время добивалась внимания со стороны взрослых. Чтобы казаться лучше на фоне других детей, нередко жаловалась. Для Алины свойственно быть в центре внимания, что можно подтвердить тем, что на двух рисунке она расположила себя на самой верхушке и выделила самым ярким цветом. Также на ее дереве очень много друзей, что свидетельствует о том, что она общительна, активна, не замкнута, быстро заводит знакомства и привязывается к людям. Родители также рядом с ней, это показывает, что отношения в семье доверительные, дружеские, чувствуется постоянная поддержка, внимание, опора.
Лера, 7 лет
На первом рисунке Лера изобразила себя на качелях, тем самым подтвердила, что она самостоятельный ребенок, сама ищет себе развлечения, не нуждается в компании, достаточно игривая. Может быть, что качанием на качелях она восполняет недостаток ласки в раннем детстве. Но в то же время, Лера замкнута в себе. Старается не показывать свои чувства, иногда очень сложно понять какое у нее настроение – она улыбается, но на самом деле она чем-то расстроена. Друзей на рисунке нет. Мама для девочки значимый персонаж, авторитет. Лера расположила ее на самой высокой ветке. Еще одна важная деталь- Лера назвала маму и папу по имени (мама Оля). Если ребенок всех называет по имени, то в таком случае становится непонятным, кто мама, кто папа, бабушка, дедушка и т.д. Стирается разница поколений; каждый может быть кем угодно. Хоть и на уровне слов, но упраздняется структура семьи, где у каждого члена есть свое место. Кроме того, редко сам ребенок является инициатором таких отношений. Обычно это бабушки и дедушки, которые не могут смириться со своим новым статусом, родители, которые неловко чувствуют себе в новых ролях, хотят, может быть, оставаться детьми.
При повторном исследовании все в рисунке осталось так же, кроме появления друзей. Девочка стала более раскованной, общительной, находит много интересных занятий в кругу детей.
Конечно, здесь уместен ситуативный компонент, но если проводить такую работу с детьми на протяжении длительного времени, то эта случайность может перерасти в закономерность.
Рисунок 1
Самооценка
Из результатов можно сделать вывод, что у семи из десяти детей самооценка повысилась, а у трех из десяти осталась на прежнем уровне. Следовательно, гипотеза подтвердилась - драматерапия способствует снятию барьеров межличностного общения и повышению самооценки у детей.
Заключение
Не всегда получается заглянуть во внутренний мир человека, понять причину его беспокойства, а терапия с помощью творческой деятельности наиболее эффективно помогает в этом. Люди, которым сложно словесно выражать свои эмоции, чувства, переживания с легкостью могут перенести их на бумагу или проиграть на сцене. Драматерапия — не просто способ рассмотрения человеческих проблем и противоречий посредством их “отреагирования” в сценической игре. Драматерапия всегда предполагает активность, и это является предпосылкой изменения личности. Ее эффективность связана с предполагаемым изображением реальных действий. Драматическая форма помогает ощутить реальность происходящего и сфокусировать на нем свое внимание, из-за чего изображаемые жизненные события приобретают особую яркость. Новое ощущение своего “я” становится более устойчивым благодаря непосредственному участию членов группы в определенных совместных действиях. В работе с детьми драматерапия позволяет решать в игровой форме множество задач, связанных с двигательным и когнитивным развитием. Занятия драматерапией может способствовать тому, чтобы застенчивые дети лучше адаптировались в коллективе, почувствовали себя увереннее, проявляли себя. На мой взгляд, дети, которые хотя бы один раз выступали на сцене, проигрывали какие-то роли или же просто демонстрировали свои умения, отличаются большей уверенностью, легкостью в общении. Оценка выступления зрителями в виде бурных аплодисментов, безусловно, влияет на самооценку детей. Так же ребенок в этом видит некую поддержку, одобрение, что так же немало важно в развитии его личности. Дети становятся более раскованными и уверенными в общении.
Я исследовала самооценку детей, а также уровень их межличностного общения до и после драматерапевтического процесса. В ходе исследования с детьми проводились различные игры, проигрывались этюды на различные темы. В конце работы дети участвовали в конкурсе «Мистер и Мисс Весна», где им представилась возможность выступать на сцене перед зрителями, получить огромное удовольствие, зарядиться энергией. После чего методика было проведена повторно, по результатам которой можно заключить, что гипотеза подтвердилась.
Список использованной литературы:
1. Андерсен-Уоррен М., Р. Грейнджер Драматерапия. – М., 2002.
2. Кипнис, М. Драматерапия. Театр как инструмент решения конфликтов и способ самовыражения. –СПб., 2002.
3. Митчелл, Стив Драматерапия. Практические исследования. / С. Митчелл.- М.,2002.
4. Копытин, А.И. Основы арт-терапии. / А.И. Копытин. - Спб., 1999.
5. Ильина, М.Н. Подготовка к школе: развивающие тесты и упражнения. – СПб., 2006.
6. Догваль, М.П.- Арттерапия в работе с детьми. – М., 2008.
7. Колошина, Т.Ю. - Драматерапия и сценическая пластика. – М., 2008.
8. Бурлакова, Н.С., Олешкевич, В.И. - Проективные методы: теория, практика применения к исследованию личности ребенка. - М., 2001
9. http://home.damotvet.ru/parenting/544650.htm автор Гущина Е.А.
10.Кажарская С.Г. Комплекс развивающих занятий. – М., 2008г
Приложение 1
Дата: 2019-12-22, просмотров: 374.