Реабилитационные возможности театрального искусства
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Реабилитационные возможности театрального искусства

Курсовая работа

 

Минск 2009

 

 

Оглавление

 

Введение……………………………………………………………………… 3

Глава 1. Драматерапия как вид терапии искусством………………………5

1.1 Понятие драматерапии………………………………………………...5

1.2 Использование сценического искусства в психотерапевтических целях……………………………………………………………………….11

1.3 Техника драматизации и общие принципы работы………………...17

1.4 Терапевтическое воздействие драматерапии на развитие ребенка…………………………………………………………………….22

Глава 2. Исследование самооценки у детей с помощью проективных методик………………………………………………………………………..26

2.1Теоретические основы и практическое применение проективного метода………………………………………………………………………26

2.2 Исследование самооценки у детей с помощью проективной методики «Смешные человечки»…………...……………………………………….28

Заключение……………………………………………………………………35

Список использованной литературы………………………………………...37

Приложение 1

Приложение 2

Введение

С самых древних времен искусство оказывало на человека только положительное воздействие. Оно помогало людям раскрыться, преодолеть внутренние комплексы.

Театр, как яркая разновидность искусства привлекает к себе людей творческих, помогая им раскрыть себя, реализовать свой внутренний потенциал, эмоционально выразить свои чувства. В наше время терапия искусством также широко используется в работе с детьми, имеющими патологии. Арт-терапия позволяет получить доступ к переживаниям и конкретно помочь детям, которые погружены в себя. Ведь любое вмешательство в их мир может вызвать сильную тревогу, а зачастую и агрессивную реакцию. Исключением является коммуникация на символическом уровне посредством визуальных образов.

   Наиболее ярким, на мой взгляд, разделом арт-терапии является драматерапия. Драматерапия включает не просто обсуждение, а «проживание» проблем. Драматерапия делает акцент на художественной форме драмы как таковой и на ее универсальной применимости к житейским проблемам. В драматической роли человек может вернуться к деструктивным ситуациям своей жизни, где он чувствовал себя беспомощным, и мысленно трансформировать их так, чтобы достичь большего контроля над ситуацией и большей свободы. Таким способом можно помочь людям выбраться из тупиковой житейской ситуации.   Драматерапия поощряет людей к внешнему выражению подавленных мыслей и чувств, к опробованию новых способов поведения и в результате к открытию новых аспектов собственной личности. Драматерапия очень важна и эффективна в работе с детьми. Она позволяет решать в игровой форме множество задач, связанных с двигательным и когнитивным развитием, но для нас важнее то, что она дает уникальную возможность провести ребенка

 

через все эпохи становления человечества. От пробуждения эмоций через формирование душевных качеств к высшим гуманитарным ценностям.

   Цель и задачи исследования. Общей целью настоящей работы явилось определение механизмов лечебного действия и изучение эффективности оригинального базирующегося на театральных системах направления в психотерапии, драматерапии, призванного посредством разработки на его основе новых психотерапевтических методов способствовать повышению самооценки ребенка.

   Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:

1.Выявить сущность драматерапии, области ее применения.

     2.изучить технику драматизации и общие принципы работы

     3. Исследовать влияние занятий драматерапией на застенчивых, аутичных, испытывающих проблемы в общении детей.

 

    Объект: дети 7 лет, испытывающие проблемы в общении.

    Предмет: влияние драматерапии на детей с заниженной самооценкой и испытывающих проблемы в общении.

    Гипотеза: Драматерапия способствует снятию барьеров межличностного общения и повышению самооценки у детей. На примере исследования самооценки и межличностных взаимодействий в коллективе до и после драматерапевтического процесса.

 

 

 

 

 

Понятие драматерапии.

  Драматерапию обычно считают разновидностью групповой психотерапии. Даже когда драматерапевтический подход используется в индивидуальной работе — а это нередко случается, — он сохраняет признаки групповой психотерапии. Драматерапия всегда связана с групповыми феноменами, также как и драма являет собой групповое событие, хотя иногда предполагает присутствие лишь двух человек. Люди обладают способностью “разыгрывать” драмы в своем воображении, представляя при этом любые персонажи, но подлинная межличностная драма требует присутствия, по меньшей мере, двух человек для того, чтобы между ними состоялся диалог и каждый из них осознал значимость своей личности и воздействие сказанного и сделанного им на другого человека. Иными словами, подлинная драма предполагает межличностное взаимодействие. Социальные психологи обратили внимание на то, что любая встреча между людьми является своего рода драмой.

   Наше общение с другими людьми представляет собой “маленькие драмы”, в ходе которых мы используем определенные способы, позволяющие привлечь внимание другого человека. Так или иначе мы всегда презентируем себя другим людям, и это характерно для любых видов человеческих драм — даже для происходящих лишь в нашем воображении и невидимых для окружающих. Те, кто разделяют драму и театр на том основании, что театр предполагает обязательное наличие аудитории, а драма — нет, не принимают во внимание тот факт, что любому человеку нравится тем или иным способом представлять себя окружающим. Театр является одним из наиболее ярких проявлений этой закономерности — мы вплоть до самой смерти стараемся представлять себя окружающим, не только играя роли в отношениях с другими людьми и в своем воображении, но и создавая свои собственные “театры”. Театр представляет собой инструмент, позволяющий нам взглянуть на себя со стороны и проявить нашу способность к действию. Первые созданные в Европе театры — театры древней Греции — возникли из традиций разыгрывания разных сцен всего двумя актерами, выступавшими перед аудиторией.

     Все это позволяет осознать, что драматерапия — это всегда групповая психотерапия, даже тогда, когда она реализуется в индивидуальной работе с клиентом. Как и всякий драматический процесс, драматерапия предполагает наличие определенной аудитории. Она также связана с попыткой вовлечь других людей — пусть даже в воображении — в драматическое действие и отвести им при этом определенные роли, пускай эти люди и остаются невидимыми и неслышимыми. Драма любого вида это групповое событие, связанное с тесным взаимодействием людей, их активными поступками и реакциями друг на друга. Можно сказать, драма сама по себе является действием, направленным на сплочение людей и преобразование их действий в некое значимое событие. Она включает в себя различные компоненты социального опыта и различные происходящие с людьми события, позволяя сфокусировать наше внимание на том, каким образом люди взаимодействуют друг с другом как существа, движимые стремлением постичь смысл своего существования. Благодаря вовлечению людей в специально сконструированный “мир игры”, в котором межличностное взаимодействие проявлено наиболее зримо и встраивается в заранее созданный сценарий, драма помогает им установить более тесную связь с обыденной реальностью, хотя сперва может показаться, что она, напротив, уводит их от реальности. Актеры и зрители объединяются в едином переживании и разделяют друг с другом то, что характеризует их как людей. Иными словами, они образуют единую группу.

   Другой предпосылкой объединения людей в группу в процессе драматической игры является ее форма. Эта форма определенным образом связана с “выделением” из жизни тех или иных ее фрагментов и приданием им статуса независимого существования, что позволяет использовать для демонстрации разные типы человеческих отношений. Чтобы это сделать, необходимо прервать цепь взаимосвязанных событий и смоделировать событие особого рода, поместив его в центр всеобщего внимания. Тогда можно будет более отчетливо увидеть происходящее между определенными людьми в том или ином месте, при тех или иных обстоятельствах. Мы воспринимаем реальность через призму событий, фокусируем на них свое внимание и не отвлекаемся на другие вещи благодаря тому, что эти события помещаются в особое пространство. Любое событие при этом обретает определенную форму и имеет завязку, кульминацию и развязку. Для того чтобы привлечь наше внимание, событие должно иметь определенные временные границы — тем самым оно отделяется от происходившего до и после него. Игра прерывает течение жизни для того, чтобы сказать о ней нечто на своем собственном языке. В большинстве случаев, пытаясь описать особенности поведения того или иного человека и суть происходящих событий, мы формулируем некие умозаключения. Драма же пытается их имитировать, используя возможности воображения и такие аутентичные “материалы”, как человеческое тело, разум и дух, проявляющие себя в действии, а не только в мыслях или словах. Таким образом, драма требует определенного пространства, вынесенного за пределы повседневной жизни.

  Сценическая игра отделена от жизни определенными границами. В то же время она сохраняет связь с жизнью — не столько в теории, сколько в реальных поступках. В игре все изображается реально — чувства, мысли, способы поведения и реагирования. Чтобы игру можно было квалифицировать как драму, она должна стать таким событием и обладать определенными границами, наподобие тех, которые обозначает певец, когда кланяется зрителям перед выступлением и делает это вновь, заканчивая петь. Иными словами, для того, чтобы отнести игру к драме, она должна иметь начало, середину и финал. Думая про те сценические постановки, о которых читали, которые видели или в которых принимали непосредственное участие, мы неизменно представляем их в качестве завершенных событий. Благодаря этому мы их запоминаем. Мы говорим, что они были о том или об этом, имея в виду не столько их смутную связь с определенными событиями, сколько то, что они запечатлелись в нашей памяти в качестве реальных примеров этих событий. Драма имеет для нас самые разнообразные значения; она пробуждает в нас различные воспоминания, оживляет чувства, причем гораздо более яркие и глубокие, чем те, которые показываются на сцене. Однако сила и глубина ее воздействия связаны со способностью драмы выражать события и переживания точно и ясно и представлять их в качестве легко распознаваемых феноменов, а не как один из элементов каких-либо иных явлений. Сценическая игра предполагает фокусировку на разных видах человеческого опыта — на тех или иных “осколках” жизни. Если драматерапия хочет быть действительно драматичной, то есть вести к исцелению через получение драматического опыта, она должна быть связана не только с воображаемыми персонажами и ситуациями, но и воспроизводить свою форму. Драматерапия — не просто способ рассмотрения человеческих проблем и противоречий посредством их “отреагирования” в сценической игре. Многие виды психотерапии для создания некоей альтернативной ситуации предполагают активность воображения.

    Драматерапия основана на сознательном воспроизведении драматической формы. Даже тогда, когда ее содержание далеко не драматично, она предполагает использование именно такой формы. В этом отношении она напоминает театр, который обязательно предполагает моделирование различных воображаемых событий, стремясь передать их предельно четко и ярко. Драматерапия, конечно же, практикуется не в каком-либо особом здании вроде театрального, где подчеркивается разница положения актеров и зрителей. В ней не обязательно использование занавеса, декораций, специального освещения.

    В то же время драматерапия обозначает различия между жизнью и искусством, повседневной реальностью и воображаемым миром, хотя и делает это не столь явно как театр. Она подчеркивает эти различия, воздействуя на состояние людей примерно таким же образом, как и театр. Во многом это связано с тем, что драматерапия базируется на фундаментальном театральном процессе, характерном для всех видов театра и предполагающем вхождение человека в иную реальность, пребывание в ней и выход из нее. При этом яркость происходящих в ней событий в значительной мере определяется тем, насколько ясно мы осознаем момент входа и выхода в эту реальность. Театр — это особое место и время, а потому пребывание в нем может запечатлеваться в нашей памяти так же, как мы можем его предчувствовать. Это позволяет ощутить драму как явление особого рода, обладающее специфическими характеристиками и способное воздействовать на нас особенным образом. Сила их воздействия в определенной степени коренится в той троичности, которую Эвклид назвал формой совершенства, имеющей начало, середину и конец.

   Драматерапия использует троичность в качестве основы драматической формы для структурирования изображаемых событий и привлечения внимания к явлениям, которые обычно воспринимаются нами как нечто само собой разумеющееся, к тем поступкам, событиям и отношениям, которые являются частью повседневной реальности, названной Т. С. Элиотом “жизнью и полужизнью”. Следовательно, для того чтобы сделать их центром нашего внимания, мы должны поместить их за пределы обыденной реальности. Очевидно, что троичность драматерапевтического процесса придает ей качества подлинной драмы.[1]

  Драматерапевтическая сессия делится на три части. Это деление не является произвольным — каждая из частей органично связана с остальными. С одной стороны, драматерапевтическая сессия представляет собой непрерывный процесс; с другой, это сочетание трех разных видов опыта, каждый из которых имеет очевидные отличия от двух других. Так, первая стадия заключается в подготовке к взаимодействию с другими людьми и взаимному раскрытию, в подготовке к активной работе воображения и совместимым поступкам, мыслям и чувствам, что может быть для людей необычным и вызывать тревогу. Первая стадия предполагает постепенное укрепление ощущения человеком своей способности оказывать поддержку другим членам группы и, в свою очередь, получать ее от них. В определенной мере она напоминает театральную репетицию или подготовку к выходу на сцену. Вторая стадия обладает более драматичным характером. При этом создается сценарий, исследуются прошлые ситуации и их изображение в новом свете, происходит освоение ролей и экспериментирование с ними. Даже если действие не носит выраженного драматического оттенка, участники группы могут по-новому взглянуть на мир и прожить различные события совершенно по-иному. При этом они испытают чувство приятного удивления от проживания тех событий и состояний, которые представлялись им вполне обыденными и ничем не примечательными. Ощущение особой яркости и реальности чувств и поступков, вызванное драмой, в определенной мере возникает благодаря активизации воображения и попыткам изобразить привычные вещи по-новому. На третьей стадии к участникам возвращается привычный взгляд на мир и обычные способы поведения. Если содержанием второй стадии был обмен ролями с другими членами группы, отождествление с того или иного рода вымышленными персонажами и переход из обыденной реальности в альтернативную, воображаемую реальность, третья — последняя стадия драматерапевтического процесса — предполагает разотождествление с ролями и восстановление привычной для членов группы идентичности. Наличие трех стадий является обязательным свойством драматерапевтического процесса.[2]

   Драматерапия всегда предполагает активность, и это является предпосылкой изменения личности. Ее эффективность связана с предполагаемым изображением реальных действий. Драматическая форма помогает ощутить реальность происходящего и сфокусировать на нем свое внимание, из-за чего изображаемые жизненные события приобретают особую яркость. Новое ощущение своего “я” становится более устойчивым благодаря непосредственному участию членов группы в определенных совместных действиях. Поскольку драматерапия основана на творчестве, она обязательно предполагает активность воображения. А потому, даже не включая в себя совместную постановку драмы, она все равно приводит к созданию таких условий, когда люди проявляют свой творческий потенциал, используя имеющиеся в группе материалы и возможности. Драматерапия неизменно акцентирует внимание на том, чтобы помочь членам группы взглянуть на жизнь через призму деятельного участия в ней и тем самым преодолеть восприятие самих себя лишь как жертв обстоятельств, неподвластных собственному контролю. Воспринять жизнь в таком свете — значит отнестись к ней как к драме. Благодаря этому мы можем осознать свою способность ее контролировать. В драме применяется закон перевоплощения — применяется сознательно, целенаправленно и эффективно, а также, чтобы утвердить личную реальность и дать возможность членам группы получить трансформирующий опыт, не разрушив при этом “я” каждого, используется воображение всех членов группы. Этому способствует форма драматерапевтического процесса, и именно потому она имеет в драматерапии чрезвычайно большое значение.[3]

Характеристики детей

Костя, 7 лет

 По результатам первого исследования у мальчика была выявлена адекватная самооценка - он изобразил себя почти на верхушке дерева. Анализируя рисунки, а так же после бесед и занятий с Костей в течение некоторого времени можно сказать, что у Кости хорошие отношения в семье. На рисунке он выделил всю свою семью ярким цветом. Во время бесед он часто рассказывает про маму и папу. Все время упоминает братьев.  Но не очень много друзей. На рисунке он больше уделил внимания свои братьям и сестрам, нежели друзьям. Мама и папа изображены снизу. Папа изображен наблюдающим за Костей, наверняка он активно участвует в воспитании сына, но в тоже время не является авторитетом для мальчика. Во время беседы Косте был задан вопрос: «на кого он хочет быть похож в будущем?». И мальчик не задумываясь ответил: «На старшего брата». Так же на самой вершине дерева Костя изобразил брата, тем самым назначил самым авторитетным для себя человеком. Скорее всего, это старший брат, с которым Костя легко общается, делится своими мыслями, находит общий язык. В целом, по рисунку видно, что круг общения ограничивается семьей. Рисунок яркий, аккуратный, из чего можно заключить, что у ребенка нет явных проблем с самооценкой и взаимоотношениями. Во время работы ребенок проявлял интерес и фантазию.

На протяжении месяца с детьми велась драматерапевтическая работа, в виде проигрывания этюдов и ситуаций, эмоций и настроений, а также проведение конкурса талантов. После чего исследование было проведено повторно. Рисунок Кости не в большой степени, но изменился. Он без всяких колебаний поместил себя на вершину дерева, что говорит о том, что Костя стал более уверенный в себе и своих способностях.

Маргарита, 7 лет

Когда проводилось исследование в первый раз, девочка изобразила себя на не очень высоких ветках дерева. Сначала она нарисовала себя спрятанной за деревом, и было видно лишь часть ее человечка. Во время беседы она пояснила, что не очень хотела, что бы ее нашли другие человечки. Скорее всего, это можно объяснить неуверенностью в себе, скованности в поступках и действиях. Но потом, почти сразу она нарисовала себя еще раз, недалеко от первого человечка. Но этот был уже виден полностью. Возможно, Маргарита стремится проявить себя, чувствует, что сможет, но ей не хватает уверенности. Мама стоит на самой вершине, является авторитетом для девочки. Папа занимает наблюдательную позицию, но внизу, скорее всего он проявляет заботу, но не очень активно. Отношения в семье хорошие. Что касается друзей, они все изображены рядом с Маргаритой, выделены яркими цветами следовательно, она зависима от дружеской поддержке и хороших отношений.

После повторного исследования рисунок изменился. Маргарита теперь ставит себя на самую вершину, друзей изображает внизу. Самооценка девочки явно стала выше. Она чувствует, что полностью реализовала свой потенциал. Родители также изображены на разных концах дерева, но теперь уже папа является авторитетом - находится высоко, почти рядом с Маргаритой. Конечно же здесь уместен ситуативный компонент, но если проводить такую работу с детьми на протяжении длительного времени, то эта случайность может перерасти в закономерность.

    Максим, 7 лет

Во время первого исследования Максим изобразил себя примерно на середине дерева, что свидетельствует о невысокой самооценке. Ребенок недостаточно уверен в себе, нерешителен, чаще может отказаться от действия, если не уверен в положительном результате. Максим, в то же время, очень общительный, активный. На его рисунке много друзей, из них находятся рядом с ним, а остальные расположены высоко. Значит, друзья являются наиболее авторитетными для него. Родители же находятся немного ниже, чем сам ребенок. Папа изображен усталым, неактивным, нерешительным, он крепко держится за ствол дерева. Но все же папа находится ближе к мальчику, чем мама. Мама занимает позицию снизу и наблюдает, она активна в воспитании сына.

   Повторное исследование показало, что Максим ставит себя на вершину. Он показал каким он может быть, что в нем есть потенциал, который мальчик хочет реализовывать. Он удовлетворил свои ожидания, стал увереннее. Мама и папа изображены рядом друг с другом. Папа проявляет активность – он изображен лезущим наверх, ближе к Максиму.

Друзья располагаются внизу. Кто-то падает с ветки, кто-то пытается забраться на дерево. Очевидно сейчас друзья играют небольшую роль в жизни Максима. Они также изображены не ярким цветом.

Рома, 6 лет

Из результатов первого исследования, бесед и наблюдения в течение некоторого времени можно вынести следующее: Рома имеет заниженную самооценку, стремится к лучшим результатам, стремится проявить себя. Он нарисовал себя на лесенке, лезущим наверх, что означает, что Рома активный, заинтересованный в том, чтобы добиться какого-либо успеха и удовлетворить себя. Так как в семье кроме Ромы еще три ребенка, а Рома нарисовал только одного брата, для мальчика явным примером для подражания и авторитетом является его брат. Рома нарисовал его и себя одним цветом и практически в похожих позах. В ходе беседы Рома объяснил, что он не нарисовал второго брата, потому что тот никогда с ним не гуляет и не помогает ему с уроками. Родители нарисованы на далеком расстоянии. Они не смотрят ни друг на друга, ни на мальчика, каждый занят своим делом. Вероятно, и в жизни они не уделяют сыну достаточного внимания в силу того, что семья многодетная. При повторном исследовании, после того как Рома успешно выступил на сцене и получил поддержку зрителей, его самооценка и уверенность в себе стали намного выше. Он сразу разместил себя на самой верхней ветке дерева. Брат по -прежнему находится рядом, выделен ярким цветом, а значит является примером, авторитетом для Ромы. Родители изображены так же далеко от мальчика, как и на предыдущем рисунке, мама здесь удаляется стремительно, теряет доверие. Она пытается сохранить их. Но так как и папу Рома не располагает на рисунке рядом с собой, можно сделать вывод, что сохранить доверительные отношения все сложнее.

Настя, 7 лет

На первом рисунке Настя изобразила себя на качелях, тем самым подтвердила, что она самостоятельный ребенок, сама ищет себе развлечения, не нуждается в компании, достаточно игривая. Может быть, что качанием на качелях она восполняет недостаток ласки в раннем детстве. Но, не смотря на свою самостоятельность и самодостаточность, у Насти заниженная самооценка – качели и ее человечек находятся почти у корней дерева. Там же, рядом с ней расположились и родители. Мама сидит совсем рядом с Настей, папа чуть поодаль. Друзья расположены далеко от девочки, но несмотря на это Настя ставит на самую высокую ветку свою подругу. Вероятно, она влияет на испытуемую, даже немного подавляя ее своим авторитетом.

При повторном исследовании, после наблюдения в течение некоторого времени, а также после выступления, Настя не изменилась, она все также качается на качелях, а рядом с ней ее родители. Но одно изменилось все же – Настя нарисовала только одного друга, и он также оказался рядом с ней. Для испытуемой стало незначительным давление со стороны подруги, Настя проявила себя, почувствовала себя более уверенной, раскрепощенной. Смело выражала свои мысли и эмоции, стола более смелой в движениях.

  Глеб, 7 лет

  Исходя из результатов первого исследования, бесед и наблюдения можно сказать, что Глеб имеет завышенную самооценку, что, в принципе, нормально для ребенка его возраста. Он уверен в своих силах, целеустремленный. Может быть только немного застенчивый. На рисунке Глеб изобразил всех членов семьи, вплоть до бабушек и дедушек, это говорит о том, что для ребенка семья очень важна. Родители расположились рядом с Глебом, чувствуется постоянная поддержка, внимание, опора.

Глеб нарисовал много друзей, а также героев сказок и мультфильмов, это свидетельствует, что ребенок очень общительный, активный, всегда занят делом, довольно сообразительный и мечтательный. Рисунок яркий, разукрашены все детали, аккуратный.

После повторного исследования серьезных изменений не наблюдается. Глеб по прежнему располагает себя на самой верхней ветке дерева, родители находятся рядом. Можно сказать, что отношения в семье у ребенка очень доверительные, теплые. Нужно заметить, что в семье объединены разные поколения, которые тесно контактируют между собой.

Ангелина, 7 лет

На первом рисунке Ангелина изобразила себя на качелях, тем самым подтвердила, что она самостоятельный ребенок, сама ищет себе развлечения, не нуждается в компании, достаточно игривая. Девочка любит фантазировать, мечтать, придумывать. Но, недостаточно уверена в себе, в своих возможностях, не смело проявляет инициативу. Родители изображены не далеко от Ангелины, примерно на одинаковом уровне. 

Значительно выше Ангелина разместила двух друзей, из этого следует, что у девочки не очень широкий круг общения. При повторном исследовании Ангелина все также нарисовала себя на качелях. Мама осталась на прежнем месте, рядом с Ангелиной. А папу девочка наоборот перенесла на самую высокую ветку. С одной стороны он оказался дальше от девочки, а с другой, вероятно, в нем разгляделся значимый персонаж, глава семьи. Что касается друзей, то теперь на рисунке их больше. Все изображены рядом с Ангелиной, яркими цветами, что показывает, что девочка стала более общительной, активной, дружелюбной.

Вероника, 7 лет

По результатам первого исследования и бесед можно сказать, что Вероника очень ответственная, исполнительная, всегда готова помочь другим детям. Проявляет инициативу, интерес. Однако, девочке не хватает уверенности, она старается делать правильно, боясь допустить ошибку.

На рисунке изображены друзья Вероники. Но лишь двое находятся с ней рядом. В общении с детьми девочка старается быть немного в стороне, не проявляет заинтересованности в разговоре и игре с детьми.

Родители изображены далеко друг от друга. Мама рядом с Вероникой на верхушке дерева, а вот папа у самых корней дерева. Вероника нарисовала папу смотрящим на них с мамой, вероятно папа не очень активен в проявлении внимания. В целом рисунок яркий, аккуратный.

При повторном проведении исследования рисунок не изменился. Вероника все там же на верхушке дерева. Но вот родители теперь расположены рядом с девочкой, папа занимает активную позицию.

Алина, 7 лет

Алина проявила себя требовательной девочкой, все время добивалась внимания со стороны взрослых. Чтобы казаться лучше на фоне других детей, нередко жаловалась. Для Алины свойственно быть в центре внимания, что можно подтвердить тем, что на двух рисунке она расположила себя на самой верхушке и выделила самым ярким цветом. Также на ее дереве очень много друзей, что свидетельствует о том, что она общительна, активна, не замкнута, быстро заводит знакомства и привязывается к людям. Родители также рядом с ней, это показывает, что отношения в семье доверительные, дружеские, чувствуется постоянная поддержка, внимание, опора.

Лера, 7 лет

На первом рисунке Лера изобразила себя на качелях, тем самым подтвердила, что она самостоятельный ребенок, сама ищет себе развлечения, не нуждается в компании, достаточно игривая. Может быть, что качанием на качелях она восполняет недостаток ласки в раннем детстве. Но в то же время, Лера замкнута в себе. Старается не показывать свои чувства, иногда очень сложно понять какое у нее настроение – она улыбается, но на самом деле она чем-то расстроена. Друзей на рисунке нет. Мама для девочки значимый персонаж, авторитет. Лера расположила ее на самой высокой ветке. Еще одна важная деталь- Лера назвала маму и папу по имени (мама Оля). Если ребенок всех называет по имени, то в таком случае становится непонятным, кто мама, кто папа, бабушка, дедушка и т.д. Стирается разница поколений; каждый может быть кем угодно. Хоть и на уровне слов, но упраздняется структура семьи, где у каждого члена есть свое место. Кроме того, редко сам ребенок является инициатором таких отношений. Обычно это бабушки и дедушки, которые не могут смириться со своим новым статусом, родители, которые неловко чувствуют себе в новых ролях, хотят, может быть, оставаться детьми.

При повторном исследовании все в рисунке осталось так же, кроме появления друзей. Девочка стала более раскованной, общительной, находит много интересных занятий в кругу детей.

Конечно, здесь уместен ситуативный компонент, но если проводить такую работу с детьми на протяжении длительного времени, то эта случайность может перерасти в закономерность.

 

 

     

Рисунок 1                         

            Самооценка

Из результатов можно сделать вывод, что у семи из десяти детей самооценка повысилась, а у трех из десяти осталась на прежнем уровне. Следовательно, гипотеза подтвердилась - драматерапия способствует снятию барьеров межличностного общения и повышению самооценки у детей.

 

 

Заключение

Не всегда получается заглянуть во внутренний мир человека, понять причину его беспокойства, а терапия с помощью творческой деятельности наиболее эффективно помогает в этом. Люди, которым сложно словесно выражать свои эмоции, чувства, переживания с легкостью могут перенести их на бумагу или проиграть на сцене. Драматерапия — не просто способ рассмотрения человеческих проблем и противоречий посредством их “отреагирования” в сценической игре. Драматерапия всегда предполагает активность, и это является предпосылкой изменения личности. Ее эффективность связана с предполагаемым изображением реальных действий.    Драматическая форма помогает ощутить реальность происходящего и сфокусировать на нем свое внимание, из-за чего изображаемые жизненные события приобретают особую яркость. Новое ощущение своего “я” становится более устойчивым благодаря непосредственному участию членов группы в определенных совместных действиях. В работе с детьми драматерапия позволяет решать в игровой форме множество задач, связанных с двигательным и когнитивным развитием. Занятия драматерапией может способствовать тому, чтобы застенчивые дети лучше адаптировались в коллективе, почувствовали себя увереннее, проявляли себя. На мой взгляд, дети, которые хотя бы один раз выступали на сцене, проигрывали какие-то роли или же просто демонстрировали свои умения, отличаются большей уверенностью, легкостью в общении. Оценка выступления зрителями в виде бурных аплодисментов, безусловно, влияет на самооценку детей. Так же ребенок в этом видит некую поддержку, одобрение, что так же немало важно в развитии его личности. Дети становятся более раскованными и уверенными в общении.

Я исследовала самооценку детей, а также уровень их межличностного общения до и после драматерапевтического процесса. В ходе исследования с детьми проводились различные игры, проигрывались этюды на различные темы. В конце работы дети участвовали в конкурсе «Мистер и Мисс Весна», где им представилась возможность выступать на сцене перед зрителями, получить огромное удовольствие, зарядиться энергией. После чего методика было проведена повторно, по результатам которой можно заключить, что гипотеза подтвердилась.  

 

 

Список использованной литературы:

 

1. Андерсен-Уоррен М., Р. Грейнджер Драматерапия. – М., 2002.

2. Кипнис, М. Драматерапия. Театр как инструмент решения конфликтов и способ самовыражения. –СПб., 2002.

3. Митчелл, Стив Драматерапия. Практические исследования. / С. Митчелл.- М.,2002.

4. Копытин, А.И. Основы арт-терапии. / А.И. Копытин. - Спб., 1999.

5. Ильина, М.Н. Подготовка к школе: развивающие тесты и упражнения. – СПб., 2006.

6. Догваль, М.П.- Арттерапия в работе с детьми. – М., 2008.

7. Колошина, Т.Ю. - Драматерапия и сценическая пластика. – М., 2008.

8. Бурлакова, Н.С., Олешкевич, В.И. - Проективные методы: теория, практика применения к исследованию личности ребенка. - М., 2001

9. http://home.damotvet.ru/parenting/544650.htm автор Гущина Е.А.

10.Кажарская С.Г. Комплекс развивающих занятий. – М., 2008г

 

 

Приложение 1

Этюд «Шарик».

Цель: Развитие взаимоотношений детей, сочувствия, умения прийти на помощь.

Ведущий читает стихотворение В. Томилиной «Шарик»:

                              На веревочке у Вари

                              Красный шарик с петушком.

                              Ой, какой красивый шарик!

                              Все мечтают о таком.

                              Но поднялся ветер вдруг

                              Шарик выхватил из рук!

                              Улетает красный шарик

                              Высоко под облака.

                              Чуть не плачет наша Варя:

                              Очень жаль ей петушка.

                              Подошла к подружке Таня,

                              Стала Варю утешать:

                             — Шарик твой мы не достанем,

                              Так давай с моим играть!

                              Зайчик беленький на нем,

                              Будем с ним играть вдвоём!

 

После чтения дети отвечают на вопросы: какие чувства переживают девочки? Какие добрые качества у них проявляются? Как игрушка влияет на развитие отношений между девочками? И разыгрывают этюд по ролям.[23]

Этюд «Два друга»

Цели: Сопоставление различных черт характера; развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выразить свое; коррекция сферы ребенка.

Дети слушают в исполнении взрослого стихотворение Т. Волиной «Два друга».

           Пришли два юных друга на речку загорать.

           Один решил купаться — стал плавать и нырять.

           Другой сидит на камушке и смотрит на волну,

           И плавать опасается: «А вдруг я утону?»

 

           Пошли два юных друга кататься на коньках.

           Один стрелою мчится — румянец на щеках!

           Другой стоит растерянный у друга на виду.

           «Тут место очень скользкое, а вдруг я упаду?!»

 

            Гроза дружков застала однажды на лугу.

          Один пробежку сделал — согрелся на бегу.

          Другой дрожал под кустиком, и вот дела плохи:

          Лежит под одеялами — «Кха-кха!.. Апчхи!»

 

Дети оценивают поведение обоих ребят, распределяют роли. Ведущий снова читает стихотворение, а дети его иллюстрируют.[24]

В заключение всей работы дети принимали участие в конкурсе «Мистер и Мисс Весна». Там ребята смогли проявить себя на сцене, показать свои таланты, прочувствовали на себе поддержку со стороны зала. Каждый из них с радостью читал стихи, танцевал, проигрывал ситуации.

После чего методика «Смешные человечки» была проведена снова. В ходе интерпретации результатов по рисунку каждого ребенка была написана характеристика. И в результате получилось, что самооценка у семи из десяти детей повысилась, а у трех осталась на прежнем уровне. Следовательно гипотеза о том, что занятия драматерапией способствуют повышению самооценки  у ребенка, а так же способствует снятию напряжения межличностного общения.

 

Приложение 2

 

 


[1] Кипнис, М. Драматерапия. Театр как инструмент решения конфликтов и способ самовыражения. – СПб., 2002. с. 65

 

[2] Кипнис, М. Драматерапия. Театр как инструмент решения конфликтов и способ самовыражения. –СПб., 2002. с. 67

 

 

[3] М. Андерсен-Уоррен, Р. Грейнджер – Драматерапия – М., 2002. с 23

[4] Колошина Т.Ю. Драматерапия и сценическая пластика. – М., 2008. с. 80

[5] Колошина Т.Ю. - Драматерапия и сценическая пластика – М., 2008. с 83

[6] М. Андерсен-Уоррен, Р. Грейнджер – Драматерапия – М., 2002. с 45

[7] Колошина Т.Ю -- Драматерапия и сценическая пластика – М., 2008. с. 94

[8] Колошина Т.Ю. - Драматерапия и сценическая пластика – М., 2008. с. 107

 

[9] Колошина Т.Ю. -- Драматерапия и сценическая пластика – М., 2008. с 109

[10] Догваль М.П.- Арттерапия в работе с детьми. – М., 2008. с 57

 

[11] Догваль М.П.- Арттерапия в работе с детьми. – М., 2008.с. 60

 

[12] Колошина Т.Ю. - Драматерапия и сценическая пластика – М., 2008. с. 125

 

[13] Колошина Т.Ю. - Драматерапия и сценическая пластика – М., 2008. с. 127

 

[14] Догваль М.П.-- Арттерапия в работе с детьми. – М., 2008.с 93

 

[15] http://home.damotvet.ru/parenting/544650.htm,  автор: Гущина Е. А.,

[16] Психологический словарь, 1990г.

[17] Психологический словарь, 1990г.

[18] Бурлакова, Н.С., Олешкевич, В.И. -- Проективные методы: теория, практика применения к исследованию личности ребенка.-- М., 2001. с. 34

 

[19] Бурлакова, Н.С., Олешкевич, В.И. -- Проективные методы: теория, практика применения к исследованию личности ребенка.-- М., 2001. с. 35

[20] Ильина М.Н. Подготовка к школе: развивающие тесты и упражнения. – СПб., 2006. с. 43

 

[21] Кажарская С.Г. Комплекс развивающих занятий. – М., 2008г. с. 54

 

[22] Кажарская С.Г. Комплекс развивающих занятий. – М., 2008г. с. 59

[23] Кажарская С.Г. Комплекс развивающих занятий. – М., 2008г. с. 64

[24] Кажарская С.Г. Комплекс развивающих занятий. – М., 2008г. с. 71


Реабилитационные возможности театрального искусства

Курсовая работа

 

Минск 2009

 

 

Оглавление

 

Введение……………………………………………………………………… 3

Глава 1. Драматерапия как вид терапии искусством………………………5

1.1 Понятие драматерапии………………………………………………...5

1.2 Использование сценического искусства в психотерапевтических целях……………………………………………………………………….11

1.3 Техника драматизации и общие принципы работы………………...17

1.4 Терапевтическое воздействие драматерапии на развитие ребенка…………………………………………………………………….22

Глава 2. Исследование самооценки у детей с помощью проективных методик………………………………………………………………………..26

2.1Теоретические основы и практическое применение проективного метода………………………………………………………………………26

2.2 Исследование самооценки у детей с помощью проективной методики «Смешные человечки»…………...……………………………………….28

Заключение……………………………………………………………………35

Список использованной литературы………………………………………...37

Приложение 1

Приложение 2

Введение

С самых древних времен искусство оказывало на человека только положительное воздействие. Оно помогало людям раскрыться, преодолеть внутренние комплексы.

Театр, как яркая разновидность искусства привлекает к себе людей творческих, помогая им раскрыть себя, реализовать свой внутренний потенциал, эмоционально выразить свои чувства. В наше время терапия искусством также широко используется в работе с детьми, имеющими патологии. Арт-терапия позволяет получить доступ к переживаниям и конкретно помочь детям, которые погружены в себя. Ведь любое вмешательство в их мир может вызвать сильную тревогу, а зачастую и агрессивную реакцию. Исключением является коммуникация на символическом уровне посредством визуальных образов.

   Наиболее ярким, на мой взгляд, разделом арт-терапии является драматерапия. Драматерапия включает не просто обсуждение, а «проживание» проблем. Драматерапия делает акцент на художественной форме драмы как таковой и на ее универсальной применимости к житейским проблемам. В драматической роли человек может вернуться к деструктивным ситуациям своей жизни, где он чувствовал себя беспомощным, и мысленно трансформировать их так, чтобы достичь большего контроля над ситуацией и большей свободы. Таким способом можно помочь людям выбраться из тупиковой житейской ситуации.   Драматерапия поощряет людей к внешнему выражению подавленных мыслей и чувств, к опробованию новых способов поведения и в результате к открытию новых аспектов собственной личности. Драматерапия очень важна и эффективна в работе с детьми. Она позволяет решать в игровой форме множество задач, связанных с двигательным и когнитивным развитием, но для нас важнее то, что она дает уникальную возможность провести ребенка

 

через все эпохи становления человечества. От пробуждения эмоций через формирование душевных качеств к высшим гуманитарным ценностям.

   Цель и задачи исследования. Общей целью настоящей работы явилось определение механизмов лечебного действия и изучение эффективности оригинального базирующегося на театральных системах направления в психотерапии, драматерапии, призванного посредством разработки на его основе новых психотерапевтических методов способствовать повышению самооценки ребенка.

   Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:

1.Выявить сущность драматерапии, области ее применения.

     2.изучить технику драматизации и общие принципы работы

     3. Исследовать влияние занятий драматерапией на застенчивых, аутичных, испытывающих проблемы в общении детей.

 

    Объект: дети 7 лет, испытывающие проблемы в общении.

    Предмет: влияние драматерапии на детей с заниженной самооценкой и испытывающих проблемы в общении.

    Гипотеза: Драматерапия способствует снятию барьеров межличностного общения и повышению самооценки у детей. На примере исследования самооценки и межличностных взаимодействий в коллективе до и после драматерапевтического процесса.

 

 

 

 

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 271.