Техника драматизации и общие принципы работы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

    Одной из наиболее интенсивных по глубине переживаний является ролевая драматизация с масками с использованием видеоанализа. Данный вид работы имеет комплексный характер и включает следующие действия участников группы.

- Составление "Ролевой карты". Пациенты пишут о своих привычных социальных ролях. Затем обсуждают в мини-группах свои чувства, связанные с отношением к обозначенным ролям и их местом в жизни.

- Проведение направленной визуализации "Поиск маски тени", которая дает возможность участникам группы погрузиться в бессознательное и встретиться с теневыми аспектами собственной личности. В процессе направленной визуализации им предлагается найти маску, примерить ее и задать самим себе ряд вопросов, которые "запускаются" в бессознательное для поиска ответов. Сами ответы могут прийти позже. На дальнейших этапах работы как внезапные озарения.

- Наложение грима или изготовление масок.

- Актуализация образа героя. Образ героя используется для того, чтобы актуализировать и передать активные, положительные, жизнеутверждающие грани Я. Мы исходим из того, что работа с образом героя стимулирует раскрытие внутреннего потенциала, конструктивных аспектов личности участников группы. Нередко это ощущается как прилив сил, оживление, сопровождается сильными переживаниями. Данный этап работы осуществляется следующим образом: сначала участники "примеряют" на себя образ героя, "вживаются" в роль. Они также отвечают на вопросы, заполняя специально подготовленные бланки-дневники, где описывают чувства героя, его состояние, мысли, что он хочет сказать и сделать, чему учит. После этого проводится постановочная фотосессия и подготовка к драматическому действию (прописывание роли, сочинение монолога, создание дополнительных реквизитов).

- Драматическое выступление, которое записывается на видео.

- Снятие маски. Этот этап связан с разотождествлением с ролью, внутренним дистанцированием от тех обстоятельств, которые изображались в ходе драматического выступления.

- Просмотр и анализ фотографий и видеоролика, которые происходят на следующей сессии. Пациенты получают возможность посмотреть на себя в образе героя и свое драматическое выступление как бы со стороны, отстраненно, и получить обратную связь. Обычно драматическое выступление с воплощением образа героя производит на пациентов сильное впечатление. Увидеть героя, а под ним распознать собственные черты для многих является "шоком", своего рода "пиковым" переживанием. Участники группы нередко лицом к лицу встречаются с вытесненным, конфликтным материалом, и это помогает им пережить момент озарения и осознания. Возможность актуализировать, выразить связанные с ведущим конфликтом чувства в индивидуальном драматическом действии и принять пережитый опыт помогает разрешить ключевые внутренние противоречия, интегрировать и изменить личность.

- "Трансформация героя", создание ресурсной, позитивной маски или наложение грима, передающих представление о новом образе "Я". Затем проводятся еще одна фотосессия или видеосъемка с последующим просмотром и анализом. На данном этапе работы дается возможность изменить, трансформировать прежний образ героя и закрепить позитивные, ресурсные переживания и качества Я.[12]

Необходимо кратко отметить следующие правила драматизации, которые стремятся учитывать при использовании данного вида работы: (1) позитивная трансформация образа в процессе драматической игры, (2) постепенное вхождение в драматическую реальность, пребывание в ней и последующий выход из нее в обыденную реальность (с этой целью используются элементы ритуала), (3) реальное действие "на сцене" с использованием предметов.

Суть драматерапии заключается в драматизации событий, лежащих в основе чрезмерных эмоций человека. Рекомендации, разработанные специалистами в области драматерапии и адаптированные к работе с обычными детьми, могут быть успешно использованы в музыкально-образовательном процессе в школе при инсценировке песен и постановке музыкальных спектаклей.

Одной из важнейших таких рекомендаций является целенаправленное распределение учителем различных ролей между учащимися при инсценировке песни или постановке музыкального спектакля. Поскольку в музыкально-сценической деятельности у ребенка обычно происходит идентификация самого себя с исполняемым им сценическим персонажем, учитель, работая с учеником над ролью, имеет возможность «высвечивать» положительные качества личности ребенка и нивелировать его негативные личностные качества и состояния, например, повышенную агрессивность, замкнутость, завышенную или заниженную самооценку и др.

Существенной основой для использования драматерапии в школе является создание учителем психолого-педагогических условий для «выплеска» детьми их чрезмерных эмоций в процессе музыкально-сценического творчества.[13]

Владение методами драматерапии позволяет учителю связывать разыгрывание детьми сюжетов песен или музыкальных сказок с «проживанием» ими определенных жизненных ситуаций. Это дает ребенку возможность для осмысления таких ситуаций, позволяет ему как бы взглянуть со стороны на свои поступки и отношения с людьми и, в конечном счете, преодолевать реальные проблемы своего поведения и общения.

Драматерапия может эффективно способствовать выявлению и регулированию межличностных отношений в классе в процессе коллективной музыкально-сценической деятельности.

Театрализация движений.

Данные упражнения по решению ведущего могут выполняться индивидуально, в группе или коллективно. Техника перевоплощения:

придумать свое животное и изобразить его;

изобразить животное, название которого написано на карточке;

передать характерные движения группы животных: стада коров, табуна лошадей, стаи птиц, повадки кошек, бег оленей и т.п.

Изобразить процесс (работа по группам, задания на карточках):

-связка воздушных шариков, которые сдуваются;

-клумба с распускающимися цветами;

-отклеивающиеся от стены обои;

-тающий снег и капающие сосульки;

-аквариум с рыбками, растениями, камнями, улитками;

-падающие с яблони плоды; одуванчик на ветру; созревший мак;

  Техника выражения своего состояния, эмоций, чувств.

«Я – эмоция» - передать состояние, обозначенное на карточке: ожидание, ликование, грусть, страх, усталость, любовь, волнение, отчаяние, смущение, радость, спокойствие и т.п.

Техника круговых движений.

Изобразить характерные походки: солдата, балерины, мышки, бегуна, павлина, обезьяны, маленького ребенка, кошки, лягушки, кузнечика, утки, зайца, кенгуру, медведя; мамы, идущей из магазина и т.п.

Структуры театрального процесса и психотерапии содержат в себе признаки родства, что указывает на обоснованность и целесообразность интеграции трансформированных приемов театрального искусства в психотерапию.[14]

Дата: 2019-12-22, просмотров: 267.