В психотерапевтических целях
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

   На сегодняшний день нельзя не признать, что любой театральный опыт

может оказывать терапевтическое воздействие: одна из главных функций сценического искусства состоит в том, что театр помогает и актеру, и зрителям приобрести опыт поведения в ситуациях, с которыми в реальной жизни они сталкиваются не часто. Неудивительно, что человек стремится насколько возможно подготовиться к исключительным ситуациям, «репетируя» свои реакции и добиваясь, таким образом, их большей подконтрольности с помощью фантазии и игры, которые, в частности, находят свое формальное воплощение в театре. «Живое» театральное представление – это не только имитация реального поведения, но и мощный эмоциональный и биологический стимулятор. При удачном выступлении актеры, певцы и танцовщики действительно заряжают аудиторию энергией. Симптомом этой физической активации является то, что публика, по-настоящему увлеченная представлением, начинает активно выражать свои эмоции – хлопать в ладоши, подпевать, свистеть, визжать, топать ногами. Говоря о психотерапевтической функции сценического искусства, следует в первую очередь отметить, что оно даёт возможность в безопасной обстановке пережить и выразить глубокие чувства: страх и горе, любовь и торжество, приводит к катарсису, то есть обеспечивает именно то, на что притязает психотерапия. Благодаря публикациям многочисленных статей об исцеляющем эффекте катарсиса и созданию театров на базе психиатрических клиник Франции и Германии в XIX веке началось возвращение в западную культуру сценического искусства в качестве психотерапевтического метода. Хотя сама традиция лечения с помощью драмы восходит к истокам цивилизации.[4]

  В России развитие «системы» (школы) Станиславского привело к появлению

«психотерапевтического театра», основанного на использовании катарсиса, а также импровизационных и игровых элементов.

  В большей степени связь между импровизацией (спонтанностью) и катарсисом характерна для психодрамы. Завоевавшая значительную популярность в Америке и Европе психодрама, представляет собой терапевтическое использование прежде всего познавательных и учебных функций театра. Разыгрывая роли и пытаясь разобраться в человеческих взаимоотношениях в безопасной обстановке клиенты (или пациенты клиники), получают возможность отрепетировать межличностные столкновения, не расплачиваясь за возможные ошибки тяжелыми последствиями.[5]

   Однако необходимо заметить, что, поскольку цели психодрамы порой довольно расплывчаты, то эмпирически оценить ее эффективность сложно. До сих пор нет публикаций результатов контролируемых экспериментов в этой области. Тем не менее, популярность психодрамы доказывает, что она, как минимум, обеспечивает развлечение людям, испытывающим проблемы в отношениях с окружающими, а некоторым пациентам, возможно, даже помогает изменить в лучшую сторон их образ жизни (как бы ни было трудно описать и измерить её воздействие). Голд Д.К. определяет благотворные эффекты психодрамы следующим образом: «Она позволяет нам лучше понять те вещи, которые часто остаются невысказанными или подвергаются внутренней цензуре. Благодаря ей, мы можем разыграть свои страхи, желания и конфликты в безопасной и комфортной обстановке. Она дает нам возможность опробовать новую манеру поведения, что в иных обстоятельствах было бы затруднительно. И, наконец, она позволяет наглядно увидеть, как другие люди реагируют на типичные житейские драмы, как они противостоят им, уклоняются или ищут возможные пути решения».[6]

     Более эклектичные методы терапевтического использования драмы обычно называют драматерапией. Подобно психодраме, драматерапия включает не просто обсуждение, а «проживание» проблем, но для этого используются готовые драматические произведения более общего, неперсонифицированного содержания. Драматерпия делает акцент на художественной форме драмы как таковой и на ее универсальной применимости к житейским проблемам. Поскольку в театре время и пространство «сжаты», то в одну пьесу порой вмещается опыт всей человеческой жизни, передать и понять который иными способами просто невозможно.

  Как и в психоанализе, в драматерапии используется понятие «перенос».

Предполагается, что мы способны переносить – и неизбежно переносим – свои прошлые чувства и отношения на тех, кто окружает нас в настоящем (в том числе – и на персонажей пьесы). Более того, играя роли вымышленных персонажей, клиенты (пациенты) начинают лучше понимать самих себя и получают уникальную возможность пережить мысли и чувства, которые нельзя выразить иными способами. Поскольку есть возможность дистанцироваться от персонажа, то ситуация оказывается менее угрожающей, чем в реальной жизни, и может быть проанализирована более глубоко. Важной функцией процесса драматерапии состоит, по мнению Дженнингса, в возможности преобразовать прошлый опыт. В драматической роли человек может вернуться к деструктивным ситуациям своей жизни, где он чувствовал себя беспомощным, и мысленно трансформировать их так, чтобы достичь большего контроля над ситуацией и большей свободы. Факты могут остаться в общем и целом почти неизменными, но поменяется манера, в которой передается (разыгрывается на сцене) история из прошлого пациента, а следовательно, и восприятие пациентом этой истории. [7]

 

    Таким способом, можно помочь людям выбраться из тупиковой житейской ситуации. Драматерапия поощряет людей к внешнему выражению подавленных мыслей и чувств, к опробованию новых способов поведения и в результате к открытию новых аспектов собственной личности. По мнению Грэйнджера Р., драматерапия освобождает человека, поскольку помогает ему понять, «что роль можно по собственному желанию принять либо отказаться от нее или сменить; что в каждом из нас живет целое семейство непохожих друг на друга личностей». Вместо попыток приблизить драму к жизненной реальности люди начинают сознавать, что сама жизнь в какой-то мере является ролевой игрой и, следовательно, содержит ярко выраженный драматический элемент. Всем детям - как "обыкновенным", так и "особенным" - необходима драматерапия, участие в постановке спектакля, театрализованного действа в любой доступной для них форме.

    Можно выделить два направления работы: собственно постановка спектакля и литературно-драматическая игра. Спектакль предполагает наличие отдаленной цели - проигрывания действия в костюмах перед зрителями. Обязательным условием является занятость всех детей в постановке, наличие общих для всех детей задач - например, изучение-проживание эпохи или смены времени года или социально значимого жеста ("да", "нет").[8]

    Литературно-драматической игрой я назвала бы мини-спектакль, при постановке которого главным является создание образа, архетипа. Здесь главная цель - дать возможность одному или двум героям пережить, преодолеть то, что мешает им в жизни. Переживание катарсиса, успешное разрешение ситуации в сказочной атмосфере спектакля помогает справляться с робостью, трусостью и чувством отверженности в реальной жизни. Такое занятие можно проводить в мини-группе из 2-3 человек, либо остальные дети играют роль массовки. История проигрывается не более двух-трех раз, т.к. здесь затрагиваются слишком глубокие переживания и частое повторение или неосторожная реакция публики может привести ребенка к нервному срыву. [9]

Драматерапия позволяет решать в игровой форме множество задач, связанных с двигательным и когнитивным развитием, но для нас важнее то, что она дает уникальную возможность провести ребенка через все эпохи становления человечества. От пробуждения эмоций через формирование душевных качеств к высшим гуманитарным ценностям.

   Так же как малыши играют в машинки, в куклы, постепенно переходя от простых манипуляций с предметами к более сложным ролевым играм, так младшим школьникам и подросткам необходимо переживание ранее накопленного человечеством опыта.

  Пространство, выделенное под сцену, может быть больше или меньше,  в зависимости от числа занятых в спектакле детей и от выбранной пьесы, но необходимо учитывать, что если у ваших актеров есть серьезные проблемы с речью и (или) с мелкой моторикой, вам понадобится больше пространства, т.к. длинные диалоги и сложные жесты будут заменены крупными широкими жестами и красивыми проходами по сцене. Однако в этом есть и свои плюсы, т.к. слишком "разговорные" пьесы "не для всех" не очень сценичны и трудны для восприятия даже в исполнении профессиональных актеров. [10]

 Начинать занятие желательно с некоторого "волшебного" звука - колокольчика или металлофона, - и им же заканчивать, подчеркивая этим переход от реальности к сказочно-театральному пространству и обратно. Причем обратный переход для многих оказывается даже важнее, особенно для тех, у кого повышенная эмоциональность сочетается с ригидностью, склонностью к застреванию на одной теме. Они могут настолько войти в роль, что оказываются неспособными потом ни думать, ни говорить ни о чем другом. Далее следует "экспозиция" - рассказ истории с параллельным распределением ролей. Если на следующих занятиях вы хотите поменять детям роли, необходимо заранее их об этом предупредить. Затем собственно проигрывание всего спектакля или отдельных действий, но обязательно с кратким проговариванием связок и конца. Эта часть занятия может изменяться в зависимости от умственного развития детей, сложности спектакля и степени знакомства детей с материалом. При инсценировке классических произведений очень важно не подменять текст оригинала вольным пересказом, но, и сокращая, сохранять ритм, стиль и язык подлинника.[11]

 

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 224.