Вопрос № 11: «Общественное мнение в системе правовой государственности»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Общественное мнение - это состояние массового сознания, связанное с высказыванием суждений по общественно значимым проблемам.

В общественном мнении находят свое отражение те факты и события, которые действительно имеют общественный интерес, отличаются значимостью и актуальностью.

Участвуя в процессе принятия важнейших решений, общественное мнение берет на себя и выполняет целый ряд функций:

· оценочную;

· аналитическую;

· контрольную;

· регулирующую.

Взаимосвязь государственной власти и общественного мнения имеет двустороннюю основу. С одной стороны, оно отражает отношение населения к государственной власти, с другой – отношение государственной власти к общественному мнению.

Изучая общественное мнение, государственные органы имеют дополнительную информацию о протекающих в общественном сознании процессах, что позволяет им проводить более взвешенную, поддерживаемую большинством населения политику, принимать управленческие решения и т. д. Здесь следует подчеркнуть важность познания природы общественного мнения, механизма его формирования.

Из множества характеристик общественного мнения принципиально важное значение имеет его структура и стабильность.

Структура общественного мнения позволяет увидеть разброс во мнениях различных социальных групп по состоянию на определенный период времени.

Стабильность общественного мнения позволяет характеризовать степень изменения взглядов и отношения населения к какому-то вопросу или проблеме за определенный период времени.

Со стороны органов государственного управления важно не только знать, но и формировать общественное мнение, используя для этого различные методы, приемы, технологии, но при этом избегать манипулирования.

С этой целью органы государственного управления должны регулярно представлять населению информацию о своей деятельности, о своих планах и целях, просвещать население в вопросах законодательства, права, государственной политики.

Продуцируют и распространяют информацию, имеющую всеобщее значение, средства массовой информации (СМИ).

Средства массовой информации оказывают свое воздействие на государственную политику, взаимоотношения между государством и гражданами, между самими гражданами и т. д. Через них граждане имеют возможность следить за деятельностью органов государственного управления и, наоборот, через разнообразные каналы средств массовой информации информация от граждан поступает в органы государственного управления. С помощью средств массовой информации обеспечивается защита интересов граждан в различных сферах жизнедеятельности общества.

Расширение масштабов и видов СМИ (от первых газет в Великобритании и США в XVIII веке до современных электронных СМИ) обозначило устойчивую тенденцию к усилению их роли как в гражданском обществе, в политическом процессе, так и в системе государственного управления.

В отечественной и зарубежной науке СМИ называют «великим арбитром» или «четвертой ветвью власти», а некоторые наблюдатели считают, что тот, кто контролирует СМИ, особенно телевидение, имеет возможность контролировать умонастроения большинства населения страны. Существует мнение, что СМИ, выступая в качестве основного средства регулирования и реализации политического процесса, могут заменить политические партии. Хотя такое утверждение, видимо, преждевременно. Сегодня СМИ выступают как инструмент социализации политического процесса, дополняя политические партии.

В силу этого вопросы выработки государственной стратегии в области информатики, взаимоотношений между гражданами, СМИ и государством приобретают особое значение. При этом нельзя недооценивать феномен Интернета.

В настоящее время парадигма отношений между государством и обществом в области информации выстраивается на следующих принципах:

· граждане, их группы, организации рассматриваются как субъекты новой информационной системы, а не только как объекты получения отобранной информации;

· между государством и гражданами формируются не односторонние, а двусторонние каналы;

· граждане, их группы и организации являются потребителями государственных информационных услуг.

В силу выделенных обстоятельств в современных условиях любой орган государственного управления и каждый государственный служащий, исходя из роли и возможностей средств массовой информации, должен уметь работать с ними, знать их возможности.

 

 

Вопрос № 12+59: «Соотношение права и морали»

 

Право — явление сложное, многогранное, имеющее богатое по­нятийное выражение. Во-первых, выделяют право в общесоциаль­ном смысле (моральное право, право народов и т.п.); во-вторых, выделяют право в специально-юридическом смысле, как юридичес­кий инструмент, связанный с государством.

Мораль — это система норм и принципов, регулирующих поведе­ние людей с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого и т.п.

Мораль и нравственность можно рассматривать в качестве синонимов.

Единство между правом и моралью:

1) в системе социальных норм они выступают самыми универ­сальными, распространяющимися на все общество;

2) у них единый объект регулирования — общественные отношения;

3)исходят в конечном счете от общества.

Различия между правом и моралью:

1) по происхождению (если мораль возникает вместе с обществом, то право — вместе с государством);

2) по форме выражения (если мораль содержится в общественном сознании, то право — в специальных нормативных актах, имею­щих письменную форму);

3) по сфере действия (если мораль может регулировать практи­чески все общественные отношения, то право — наиболее важные
и только те, которые в состоянии упорядочить);

4) по времени введения в действие (если моральные нормы вво­дятся в действие по мере их осознания, то правовые — в конкретно
установленный срок);                                                                      

5) по способу обеспечения (если нормы морали обеспечиваются
мерами общественного воздействия, то нормы права — мерами го­сударственного воздействия);

6)  по критериям оценки (если нормы морали регулируют общественные отношения с позиции добра и зла, справедливого и неспра­ведливого, то нормы права — с точки зрения законного и незакон­ного, правомерного и неправомерного).

Право и мораль взаимодействуют между собой в процессе упорядочения общественных отношений. Их требования во многом совпадают: то, что осуждает и поощряет право, осуждает и поощряет, как правило, и мораль. И наоборот. Многие правовые нормы вытекают из нравственных (не убей, не укради и т.п.).

Вместе с тем возможны и противоречия между ними, когда одна и та же ситуация может регулироваться по-разному со стороны права и морали. Причины противоречий могут быть объективные (существующие различия между правом и моралью) и субъективные (право меняется быстрее морали и подчас с ней не согласуется).

 




Дата: 2019-12-22, просмотров: 246.