Вопрос № 34: «Формирование (происхождение) права как нормативного регулятора общественных отношений. Теории происхождения права»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Право - явление сложное, многогранное, имеющее богатое по­нятийное выражение. Во-первых, выделяют право в общесоциаль­ном смысле (моральное право, право народов и т.п.); во-вторых, выделяют право в специально-юридическом смысле, как юридичес­кий инструмент, связанный с государством.

Право (в этом сугубо юридическом смысле) — это система обще­обязательных, формально определенных юридических норм, выря­жающих общественную, классовую волю (конкретные интересы об­щества, классов и т.п.), устанавливаемых и обеспечиваемых государ­ством и направленных на урегулирование общественных отно­шений.

Признаки права:

1) волевой характер;

2) общеобязательность;

3) нормативность;

4) связь с государством;

5) формальная определенность;

6) системность.

1. Теологическую теорию права разработал Фома Аквинский в XIII веке. Основная идея его – право создано Богом для управления жизнью людей. Она даруется человеку через посредство пророка или правителя.

С помощью формально-логического метода, разработанного Аристотелем, Ф. Аквинский создал стройную концепцию иерархии форм божественной, духовной, материальной. Бог во главе иерархии, духовный мир возглавляется Папой, материальный мир – светской властью. Систему законов Фома Аквинский разделил на четыре вида:

- вечный закон – божественный разум;

- естественный закон – отражение вечного закона человеческим разумом;

- человеческий закон - это действующее (позитивное) право;

- Божественный закон – Библия.

2. Теория естественного права. Ученые предполагают, что концепции естественного права возникали до нашей эры. Однако в научном смысле разработка этой теории принадлежит Томасу Гоббсу, Джону Локку (XVII – XVIII вв.) и множеству их последователей вплоть до XX века. Теория естественного права в сочетании с договорной теорией послужила научной основой концепции правового государства

Естественное право полагается как право справедливого разума. Естественное право присуще человеку от рождения, люди по договору передали государству обязанность защищать их естественные права. Естественные права закрепляются в действующем (позитивном) праве.

3. Историческая школа права сформировалась в Германии в первой половине XIX века в трудах Г. Гуго, Ф.К. Савиньи, Г.Ф. Пухты. Историческая школа создавалась в противовес теории естественного права. Авторы утверждали, что действующее право не является совокупностью законов, оно возникает самопроизвольно из национального духа, народного сознания, поэтому право не может быть случайным явлением или волей законодателя. Право не может быть универсальным, так как является проявлением особенностей национального характера.

4. Психологическая теория разработана Леоном Петражицким на рубеже XIX и XX веков. Суть ее заключается в том, что право есть результат закономерностей психологического развития человека. Именно оно и предопределяет сущность права.

5. Марксистская теория определяет право как возведенную в закон волю господствующего класса, орудие подавления эксплуатируемого класса. Оно обусловлено экономическими условиями жизни общества.

6. Нормативисткая теория появилась на свет в XX веке. Основоположником и создателем данной теории является Ганс Кельзен. Австрийский юрист называл свое изобретение «чистой теорией права». Рассуждения Кельзена базировались на постулатах кантианской философии. Согласно выдвинутым философским представлениям, «должное» имеет прямое отношение к доопытной сфере, созданной человеческим разумом и не зависит от так называемого «сущего». Иными словами, все идеи и законы, регулирующее взаимоотношения в обществе, установлены по человеческой воле, а не по зову или воле природы. Нормативистская теория относится к «должному». Следовательно, по мнению ее основателя, не зависит от «сущего».

Дата: 2019-12-22, просмотров: 286.