Лекция № 15. Заключительная лекция.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Широкое признание финансового менеджмента российскими учеными и практиками, введение этой дисциплины в учебные планы ведущих высших экономических учебных заведений составляет главнейшее содержание этапа развития отечественной науки управления финансами предприятия. Речь идет, по существу, о принципиальном качественном изменении этой науки, сумевшей – сегодня это можно с глубоким удовлетворением констатировать – дать адекватные ответы на самые жгучие вопросы, поставленные жизнью:

1. Как рыночная среда меняет логику функционирования финансового механизма предприятия?

2. Как управлять финансами предприятия на основе этой новой логики? Каковы рыночные критерии принятия финансовых решений?

3. Как сочетать стратегию и тактику, долго- и краткосрочные аспекты жизнедеятельности предприятия в новых условиях?

4. Какие ограничения на управление финансами накладывает (но и какие новые возможности приносит) инфляционная среда?

5. Какие существуют легальные методы финансового маневрирования в целях нейтрализации последствий тяжелого налогообложения?

Вопросы эти можно множить и множить, но научная корректность и этика требуют высветить главное: отечественная школа финансового менеджмента состоялась благодаря наследию русских ученых-рыночников, многовековому опыту зарубежных финансистов, оформленному в глубочайшим образом проработанную и красивейшую из наук – финансовый менеджмент, и, наконец, благодаря подвижничеству сегодняшних российских исследователей, не только доказавших, что изящный «импорт» финансовый менеджмент применим к деятельности российских хозяйствующих субъектов, но и осуществивших необходимую адаптацию основных положений зарубежных школ финансового менеджмента к условиям рынка и действующему законодательству по бухгалтерскому учету, отчетности и налогообложению, а также восполнивших целый ряд пробелов, до сих пор существовавших в зарубежной финансовой науке. Так, удалось выявить и сформулировать особенности и принципы финансового менеджмента в условиях высокой инфляции, и даже «примирить» американскую и западноевропейскую школы финансового менеджмента, проповедующие различные концепции эффекта финансового рычага. «Примирение» это стало возможным при определении так называемого критического значения нетто-результата эксплуатации инвестиций.

Итак, новый сложный этап формирования рыночной экономики в России породил потребность в обучении как практиков бизнеса, так и студентов вузов финансовому менеджменту – науке управления финансами предприятия, направленной на достижение его стратегических и тактических целей. Последние же индивидуальны для каждого хозяйствующего субъекта. Предприятия в сложных условиях российского налогового климата могут иметь различные интересы в вопросах регулирования массы и динамики прибыли, преумножения имущества акционеров, контроля за курсовой стоимостью акций, дивидендной политики, повышения стоимости предприятия, но все эти и многие другие аспекты деятельности предприятия поддаются управлению с помощью универсальных методов, наработанных рыночной цивилизацией и объединенных в науке финансового менеджмента в стройную и неоценимо полезную в практическом отношении систему.

Рабочая программа дисциплины СД.Ф.04 Финансовый менеджмент разработана на основе следующих нормативных, плановых и распорядительных документов:

- Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080105.65-Финансы и кредит

регистрационный номер 180 эк/сп, дата утверждения стандарта 17 марта 2000г.

- Рабочего учебного плана КИМПиМ по специальности

080105.65-Финансы и кредит и по специализации:

080105.65.05-Финансовый менеджмент

- Примерной программы, утвержденной Учебно-методическим объединением в области финансов, учета и мировой экономики  утвержденной 18 декабря 2001г.

В процессе изучения дисциплины "Финансовый менеджмент" студенты должны приобрести фундаментальные знания в сфере управления финансами, овладеть основными приемами и методами финансового менеджмента на предприятии.

В результате изучения дисциплины "Финансовый менеджмент" студент должен знать:

- сущность, функции и основные принципы организации финансового менеджмента,

- его информационное обеспечение;

- современное законодательство, нормативные документы и методические материалы, регулирующие на предприятии денежный оборот, системы платежей и расчетов, практику их применения;

- практику организации и регулирования денежных потоков предприятия с эффективным использованием в этих целях финансового механизма и различных финансовых инструментов;

- основные направления деятельности в области управления финансами с учетом специфики решаемых задач;

- основную отечественную и зарубежную литературу по теоретическим и практическим вопросам управления финансами хозяйствующих субъектов.

По результатам изучения дисциплины "Финансовый менеджмент" студент должен уметь:

- анализировать информационные и статистические материалы по оценке финансового состояния предприятия, используя современные методы и показатели такой оценки;

- использовать методы финансирования планирования и прогнозирования, а также бюджетирования текущей деятельности;

- владеть методиками оценки и управления предпринимательскими и финансовыми рисками;

- использовать современные принципы организации и методы управления финансами предприятия для регулирования социально-экономических процессов в условиях рыночной экономики;

- использовать современные методики оценки эффективности инвестиционных проектов;

- использовать современное программное обеспечение для разработки и реализации финансовых управленческих решений, а также оценки их эффективности.

Изучение дисциплины "Финансовый менеджмент" позволит студентам обрести следующие навыки:

- эффективного построения функционально ориентированных схем финансового управления;

- оценки эффективности финансовой деятельности хозяйствующего субъекта;

- чтения и оценки важнейших финансовых документов (отчетности);

- разработки бюджетов как краткосрочного, так и долгосрочного характера, а также различных других форм финансовых планов;

- управления структурой капитала и оценки его доходности;

- оценки предпринимательских, инвестиционных и финансовых рисков;

- построения долгосрочной и краткосрочной финансовой политики на предприятии;

- управления инвестиционным портфелем.

Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса.

- Реализация основной образовательной программы подготовки дипломированного специалиста должна включать выполнение студентом лабораторно-практических работ по дисциплинам специализации, включая как обязательный компонент выполнение практических заданий на персональных компьютерах. Обязательным требованием также являются создание необходимой информационной базы, обеспечивающей подготовку высококвалифицированного специалиста, и обеспечение доступа студента к различным сетевым источникам информации, включая “Интернет”.

- Реализация основной образовательной программы подготовки дипломированного специалиста должна обеспечиваться доступом каждого студента к библиотечным фондам и базам данных, по содержанию соответствующих полному перечню дисциплин основной образовательной программы, наличием методических пособий и рекомендаций по всем дисциплинам и по всем видам занятий – практикумам, курсовому и дипломному проектированию, практикам, а также наглядными пособиями, аудио-, видео- и мультимедийными материалами.

 Обеспеченность студентов учебной литературой, необходимой для выполнения учебного плана подготовки специалиста, рекомендованной в программах в качестве обязательной, в целом должна соответствовать нормативу – 0,5 ед. на одного студента. Источники учебной информации должны отвечать требованиям современности. В учебном процессе должны использоваться материалы профессионально-ориентированных журналов и других периодических изданий.

 При реализации основной образовательной программы подготовки дипломированного специалиста следует руководствоваться перечнем основной учебной и научной литературы, рекомендуемым УМО.

Государственный экзамен может проводиться в виде:

- итогового экзамена по отдельной дисциплине;

- итогового междисциплинарного экзамена по специальности.

Итоговый экзамен по отдельной дисциплине должен определять уровень освоения студентом материала, предусмотренного учебной программой, и охватывать минимальное содержание данной дисциплины, установленное Государственным стандартом.

Итоговый экзамен по отдельной дисциплине может проводиться до завершения полного курса обучения по специальности.

Итоговый междисциплинарный экзамен по специальности должен наряду с требованиями к содержанию отдельных дисциплин учитывать также общие требования к выпускнику, предусмотренные Государственным стандартом.

Программы государственных экзаменов, вид и формы их проведения, а также критерии оценки знаний студентов определяются вузами самостоятельно и утверждаются ученым советом вуза.

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 234.