При разработке путей вывода предприятия из кризисного состояния важное значение имеет возможность реструктуризации предприятий — реформирование его в целом в результате эффективной антикризисной политики в области снабжения, сбыта, цен, финансов, инвестиций и кадров.
Реструктуризацию предприятия осуществляют самостоятельно. С этой целью могут быть привлечены средства бюджета, а также средства кредиторов и инвесторов. В осуществлении программы реструктуризации могут принимать участие органы исполнительной власти. Необходимость реструктуризации предприятий определяется рядом факторов. К ним относятся:
1) невостребованность на рынке, низкие потребительские качества товаров, высокий уровень затрат на их производство;
2) конкуренция с зарубежными и российскими производителями;
3) существование предприятий-монополистов (в этом случае проводятся демонополизация и диверсификация производства);
4) недостатки в действующей системе управления;
5) физический и моральный износ активов и др.
Формы и методы реструктуризации должны соответствовать законодательной базе с учетом социальной защиты работников предприятия.
Реструктуризация предприятия предполагает улучшение системы управления, повышение эффективности используемых финансовых и материальных средств на основе оптимального сочетания вложений с достаточным уровнем рентабельности.
Если в процессе анализа хозяйственной деятельности предприятия делается вывод, что функционирование его в первоначальном состоянии неэффективно, оно может быть реорганизовано. Реорганизация может происходить в формах слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.
Предприятие считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
Когда предприятие реорганизуется с присоединением к нему другого юридического лица, первое считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
При слиянии или присоединении предприятий, сумма активов которых по последнему балансу превышает 100 тыс. минимальных размеров оплаты труда, государственная регистрация, а также запись об исключении из единого государственного реестра юридических лиц осуществляются только с предварительного согласия федерального антимонопольного органа.
Когда юридическое лицо одного вида преобразуется в юридическое лицо другого вида, т.е. меняется его организационно-правовая форма, права и обязанности реорганизованного юридического лица переходят к вновь возникшему юридическому лицу.
Меры по предотвращению банкротства предприятия связаны с эффективным управлением его финансами и производством, правильным определением стратегических целей и тактики их реализации.
Санация как досудебная, так и судебная, представляет собой меры по восстановлению его платежеспособности.
Реформирование предприятий предполагает: улучшение управления, повышение эффективности производства и конкурентоспособности выпускаемой продукции, повышение производительности труда, снижение издержек производства, улучшение финансово-экономических результатов деятельности. Успех реформирования предприятия будет определяться двумя группами факторов: эффективностью создаваемых в государстве условий и стимулов деятельности и устранением кризисных явлений в экономике; эффективностью принимаемых предприятием мер по внедрению и использованию рыночных механизмов и инструментов.
На международном уровне все большее значение приобретают соглашения, которые способствуют формированию единого инвестиционного пространства с общими унифицированными нормами, гарантирующими соблюдение интересов как инвестора, так и принимающей стороны (конкретного хозяйствующего субъекта, соответствующего государства). К ним относятся соглашение о поощрении и взаимной защите инвестиций, договор об избежание двойного налогообложения и предотвращении уклонений от уплаты налогов, договор к Энергетической хартии, конвенции о порядке разрешения инвестиционных споров, учреждении многостороннего агентства по гарантиям инвестиций.
Контрольные вопросы:
1. Понятие досудебной санации.
2. Какие расходы покрываются до удовлетворения требований кредиторов?
3. Формы осуществления вывоза капитала.
4. В какой форме осуществляется экспорт государственного капитала?
5. Чему должны соответствовать формы и методы реструктуризации?
6. Что предполагает реформирование предприятий?
Дата: 2019-12-22, просмотров: 299.