Реструктуризацию предприятия осуществляют самостоятельно. С этой целью могут быть привлечены средства бюджета, а также средства кредиторов и инвесторов. В осуществлении программы реструктуризации могут принимать участие органы исполнительной власти. Необходимость реструктуризации предприятий определяется рядом факторов. К ним относятся:
1. невостребованность на рынке, низкие потребительские качества товаров, высокий уровень затрат на их производство;
2. конкуренция с зарубежными и российскими производителями;
3. существование предприятий-монополистов (в этом случае проводятся демонополизация и диверсификация производства);
4. недостатки в действующей системе управления;
5. физический и моральный износ активов и др.
Формы и методы реструктуризации должны соответствовать законодательной базе с учетом социальной защиты работников предприятия.
Реструктуризация предприятия предполагает улучшение системы управления, повышение эффективности используемых финансовых и материальных средств на основе оптимального сочетания вложений с достаточным уровнем рентабельности.
Если в процессе анализа хозяйственной деятельности предприятия делается вывод, что функционирование его в первоначальном состоянии неэффективно, оно может быть реорганизовано. Реорганизация может происходить в формах слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.
Предприятие считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
Когда предприятие реорганизуется с присоединением к нему другого юридического лица, первое считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
Меры по предотвращению банкротства предприятия связаны с эффективным управлением его финансами и производством, правильным определением стратегических целей и тактики их реализации.
Санация как досудебная, так и судебная, представляет собой меры по восстановлению его платежеспособности.
На международном уровне все большее значение приобретают соглашения, которые способствуют формированию единого инвестиционного пространства с общими унифицированными нормами, гарантирующими соблюдение интересов как инвестора, так и принимающей стороны (конкретного хозяйствующего субъекта, соответствующего государства). К ним относятся соглашение о поощрении и взаимной защите инвестиций, договор об избежание двойного налогообложения и предотвращении уклонений от уплаты налогов, договор к Энергетической хартии, конвенции о порядке разрешения инвестиционных споров, учреждении многостороннего агентства по гарантиям инвестиций.
Решение задач
Задача 1
Определить коэффициент финансовой независимости (коэффициент автономии), если по данным бухгалтерской отчетности собственный капитал составляет 10 800 тыс. руб., итого активы — 26 000 тыс. руб., долгосрочные обязательства — 1000 тыс. руб.
Задача 2
Определить коэффициент маневренности собственного капитала, если по данным бухгалтерской отчетности собственный капитал равен 10 800 тыс. руб., внеоборотные активы — 9 200 тыс. руб., итого активы — 26 000 тыс. руб.
Задача 3
Определить коэффициент платежеспособности, если по данным бухгалтерской отчетности остаток денежных средств на начало года составил 80 тыс. руб., поступило денежных средств — 4 100 тыс. руб., направлено денежных средств — 4 000 тыс. руб.
Задача 4
Определить тип финансовой устойчивости исходя из ситуации: производственные запасы больше величины собственных оборотных средств, но меньше всех возможных источников их финансирования.
Тесты для самопроверки:
1. Коэффициент абсолютной ликвидности показывает:
a. какую часть краткосрочных обязательств организация может погасить в ближайшее время.
b. какую часть всех обязательств организация может погасить в ближайшее время.
c. какую часть долгосрочных обязательств организация может погасить в ближайшее время.
2. По балансу определить коэффициент текущей ликвидности:
a. итого по разделу II баланса минус сумма строк 220,230 баланса: сумма строк 610, 620, 630, 660 баланса.
b. итого по разделу II баланса: итого по разделу V баланса.
c. итого по разделу II баланса: итого по разделу V баланса минус сумма строк 630, 640, 650 баланса.
3. Коэффициент критической ликвидности показывает:
a. какую часть долгосрочных обязательств организация может погасить, мобилизовав абсолютно ликвидные и быстро реализуемые активы.
b. какую часть краткосрочных обязательств организация может погасить, мобилизовав абсолютно ликвидные и быстро реализуемые активы.
c. какую часть краткосрочных обязательств организация может погасить, мобилизовав все оборотные активы.
4. В величину срочных обязательств, принимаемых в расчет коэффициентов ликвидности, не включается статья:
a. расчеты по дивидендам.
b. прочие краткосрочные пассивы.
c. расходы будущих периодов.
5. Коэффициент финансовой независимости рассчитывается как отношение:
a. собственного капитала к валюте баланса.
b. заемного капитала к собственному капиталу.
c. заемного капитала к валюте баланса.
6. По балансу рассчитать коэффициент финансовой зависимости:
a. сумма строк 590, 610, 620, 630, 660: строка 700.
b. сумма строк 610, 620, 630, 660: строка 700.
c. строка 590: строка 700.
7. Что относится к медленно реализуемым оборотным активам:
a. запасы + НДС + дебиторская задолженность + прочие оборотные активы.
b. внеоборотные активы.
c. уставный капитал.
Контрольные вопросы:
1. Дать понятие денежного обязательства.
2. Дать понятие внешнему управлению.
3. Дать понятие конкурсному производству.
4. Дать понятие арбитражному, внешнему и временному управляющим.
5. Виды иностранных инвестиций.
6. Что представляет собой досудебная санация?
7. В каких формах может происходить реорганизация?
8. Чему должны соответствовать формы и методы реструктуризации?
9. С чем связаны меры по предотвращению банкротства?
Тема 14. Планирование инвестиций.
Практическое занятие № 13. Разработка основных разделов бизнес-плана.
1. Выбор оптимального варианта бизнес-плана.
2. Финансовая модель бизнес-плана.
3. Решение задач.
1. Выбор оптимального варианта бизнес-плана.
Бизнес-план представляет максимально компактный документ, который позволяет принять обоснованное решение и указать последовательность действий для его успешного воплощения. От правильности составления документа зависят одобрение и жизнеспособность проекта.
Для среднесрочных и долгосрочных проектов разработка бизнес-планов — центральный этап инвестиционного планирования, включающий следующие виды работ:
- развитие концепции и дальнейшую разработку основного содержания проекта;
- установление деловых контактов и изучение целей участников;
- структурное планирование;
- организацию и проведение торгов, заключение контрактов с
основными исполнителями;
- получение одобрения на продолжение работ.
Для краткосрочных, небольших по масштабу или локальных проектов, не требующих значительных затрат и весьма непродолжительных по срокам реализации, все этапы и работы совмещаются на прединвестиционной фазе.
Для разработки стратегии крупного предприятия составляется корпоративный (глобальный) бизнес-план.
Предприятия, работающие в стабильной ситуации и производящие продукцию для достаточно устойчивого рынка, разрабатывают бизнес-план, направленный на совершенствование производства и снижение издержек. Эти предприятия предусматривают модернизацию производимой ими продукции в локальных бизнес-планах.
2. Финансовая модель бизнес-плана.
Финансовый план реализации проекта готовится после того, как подготовлены план маркетинга и производственный план. Он должен включать краткий обзор условий, в которых будет действовать предприятие, данные по объему продаж, валовой прибыли, затратам на оборудование, оплату труда и другим затратам, а также подробный анализ доходов и расходов, формирования чистой прибыли и рентабельности предприятия. Этот раздел бизнес-плана может быть составлен только после того, как определены рамки (границы) проекта с учетом непредвиденных расходов и инфляции.
Рамки (границы) проекта подразумевают определение:
- всех видов деятельности, которые должны быть представлены
на заводской площадке;
- дополнительных операций, связанных с производством, использованием природных ресурсов, очисткой сточных вод и выбросов;
- внешнего транспорта, складов для сырья и материалов и готовой продукции;
- дополнительных видов деятельности (профессиональной подготовки, общеобразовательных программ, сооружения рекреационных объектов).
Непредвиденные расходы бывают материальные и финансовые. Материальные расходы связаны с точностью прогнозирования продаж, проектных требований, материалов и услуг и составляют от 5 до 10% сметной себестоимости объекта.
Финансовые расходы связаны с инфляцией, изменением базовой ставки ссудного процента и другими факторами.
Для учета инфляции используют:
- общий индекс внутренней инфляции, определяемый на основе систематически корректируемого рабочего прогноза;
- прогноз валютного курса рубля;
- прогноз внешней инфляции;
- прогноз изменения цен на продукцию и ресурсы (газ, нефть, энергоресурсы, оборудование, строительно-монтажные работы, сырье, материалы), а также прогноз изменения уровня средней заработной платы и других показателей на перспективу;
- прогноз ставок налога, пошлин, ставок рефинансирования Банка России и других финансовых нормативов государственного регулирования.
С помощью этих данных необходимо исследовать влияние инфляции на ценовые показатели, потребность в финансировании и оборотном капитале.
Составление финансового плана проходит в несколько этапов:
1. Прогноз объема продаж на рынках для каждого года.
2. Расчет затрат на реализуемую продукцию и услуги на основе прогноза объемов продаж, действующих нормативов, ценовой политики и условий реализации.
3. Описание контрагентов, их надежности, распределение контрактов по времени, затраты по контрагентам.
4. Расчет обеспеченности сырьем, энергией, водой (технической и питьевой), запасными частями и эксплуатационными материалами на ближайшие 5 лет, обеспеченность трудовыми ресурсами.
5. Прогноз издержек (условно-постоянных, условно-переменных и суммарных) по годам.
6. Расчет планируемой прибыли для каждого года.
7. Анализ точки критического объема реализации — точки безубыточности.
8. Описание источников финансирования по следующей схеме:
- источники формирования ресурсов (собственные и заемные средства);
- политика распределения прибыли после уплаты налогов (доля прибыли, направляемая в фонд накопления, выплата дивидендов);
- мероприятия по контролю за платежами потребителей; финансовая политика по страхованию кредитов;
- критерии оценки эффективности;
- способы страхования.
Если для финансирования проекта планируется использовать кредит, то в бизнес-плане дается расчет порядка и сроков его получения, возврата, а также выплаты процентных платежей.
Таким образом, в бизнес-плане составляются три базовые формы финансовой отчетности: отчет о прибыли, отчет о движении денежных средств и балансовый отчет.
Решение задач.
Задача 1
Банк принял к учету вексель в сумме 240 млн. руб. за 25 дней до наступления срока погашения. Определить сумму вексельного кредита при годовой ставке дисконта 40%.
Задача 2
Определить сумму депозитного вклада под 80% годовых в размере 480 млн. руб., полученную через два года при полугодовом исчислении процентов.
Задача 3
До какой величины снизится покупательная способность денег в сумме 100 тыс. руб. через полгода при среднемесячных темпах инфляции в 2,5%.
Тесты для самопроверки:
1. Инвестиционная фаза состоит из следующих стадий:
a. подготовка обоснования проекта.
b. детальное проектирование, контрактация.
c. оценка проекта и принятие решения об инвестировании.
d. ввод в эксплуатацию.
e. набор и обучение персонала.
2. Что включает в себя проект реабилитации:
a. краткосрочные мероприятия по реабилитации, не требующие больших затрат.
b. предпроизводственный маркетинг.
c. приобретение и передача технологии.
3. Стадию анализа возможностей (поиска инвестиционной концепции) можно разбить на следующие этапы:
a. анализ общих возможностей.
b. определение реабилитационной деятельности.
c. определение инвестиционных возможностей.
4. На этапе анализа конкретного проекта осуществляются:
a. предварительное согласование инвестиционного замысла с федеральными, региональными и отраслевыми приоритетами.
b. оценка возможных сдвигов в величине и структуре спроса под влиянием демографических или социаль-экономических факторов или в результате появления на рынке новых типов товаров.
c. проверка необходимости выполнения сертифицированных требований.
d. предварительный отбор потенциальных участников реализации проекта.
5. Этап разработки бизнес-плана заканчивается общим собранием участников проекта, на котором:
a. принимается решение о финансировании проекта и привлечения внешних инвесторов.
b. утверждается (или отвергается) бизнес-план.
c. подписываются документы об организации совместной компании.
d. изучается место размещение (в частности, анализ транспортных расходов).
Контрольные вопросы:
1. Что представляет собой бизнес-план?
2. Что зависит от правильности составления бизнес-плана?
3.Что означает разработка бизнес-планов для среднесрочных и долгосрочных проектов?
4. Какие виды работ включает в себя центральный этап инвестиционного планирования?
5. Какой бизнес-план составляется для разработки стратегии крупного предприятия?
6. Что должен включать в себя финансовый план реализации проекта?
7. Какие этапы проходит финансовый план?
8. Какие показатели используют для учета инфляции?
Дата: 2019-12-22, просмотров: 268.