Основные направления предотвращения банкротства и санации предприятия. Иностранные инвестиции в России.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Реструктуризацию предприятия осуществляют самостоятельно. С этой целью могут быть привлечены средства бюджета, а также средства кредиторов и инвесторов. В осуществлении программы ре­структуризации могут принимать участие органы исполнительной власти. Необходимость реструктуризации предприятий определяется рядом факторов. К ним относятся:

1. невостребованность на рынке, низкие потребительские качества товаров, высокий уровень затрат на их производство;

2. конкуренция с зарубежными и российскими производителями;

3. существование предприятий-монополистов (в этом случае проводятся демонополизация и диверсификация производства);

4. недостатки в действующей системе управления;

5. физический и моральный износ активов и др.

Формы и методы реструктуризации должны соответствовать законодательной базе с учетом социальной защиты работников пред­приятия.

Реструктуризация предприятия предполагает улучшение систе­мы управления, повышение эффективности используемых финансовых и материальных средств на основе оптимального сочетания вло­жений с достаточным уровнем рентабельности.

Если в процессе анализа хозяйственной деятельности предпри­ятия делается вывод, что функционирование его в первоначальном состоянии неэффективно, оно может быть реорганизовано. Реорга­низация может происходить в формах слияния, присоединения, раз­деления, выделения и преобразования.

Предприятие считается реорганизованным, за исключением слу­чаев реорганизации в форме присоединения, с момента государствен­ной регистрации вновь возникших юридических лиц.

Когда предприятие реорганизуется с присоединением к нему другого юридического лица, первое считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юриди­ческого лица.

Меры по предотвращению банкротства предприятия связаны с эффективным управлением его финансами и производством, пра­вильным определением стратегических целей и тактики их реали­зации.

Санация как досудебная, так и судебная, представляет собой меры по восстановлению его платежеспособности.

На международном уровне все большее значение приобретают соглашения, которые способствуют формированию единого инве­стиционного пространства с общими унифицированными нормами, гарантирующими соблюдение интересов как инвестора, так и при­нимающей стороны (конкретного хозяйствующего субъекта, соответ­ствующего государства). К ним относятся соглашение о поощрении и взаимной защите инвестиций, договор об избежание двойного налогообложения и предотвращении уклонений от уплаты налогов, договор к Энергетической хартии, конвенции о порядке разрешения инвестиционных споров, учреждении многостороннего агентства по гарантиям инвестиций.

 

Решение задач

Задача 1

Определить коэффициент финансовой независимости (коэффициент автономии), если по данным бухгалтерской отчетности собственный капитал составляет 10 800 тыс. руб., итого активы — 26 000 тыс. руб., долгосрочные обязательства — 1000 тыс. руб.

 

Задача 2

Определить коэффициент маневренности собственного капитала, если по данным бухгалтерской отчетности собственный капитал равен 10 800 тыс. руб., внеоборотные активы — 9 200 тыс. руб., итого ак­тивы — 26 000 тыс. руб.

 

Задача 3

Определить коэффициент платежеспособности, если по данным бух­галтерской отчетности остаток денежных средств на начало года со­ставил 80 тыс. руб., поступило денежных средств — 4 100 тыс. руб., направлено денежных средств — 4 000 тыс. руб.

 

Задача 4

Определить тип финансовой устойчивости исходя из ситуации: произ­водственные запасы больше величины собственных оборотных средств, но меньше всех возможных источников их финансирования.

Тесты для самопроверки:

1. Коэффициент абсолютной ликвидности показывает:

a. какую часть краткосрочных обязательств организация может по­гасить в ближайшее время.

b. какую часть всех обязательств организация может погасить в бли­жайшее время.

c. какую часть долгосрочных обязательств организация может пога­сить в ближайшее время.

2. По балансу определить коэффициент текущей ликвидности:

a. итого по разделу II баланса минус сумма строк 220,230 баланса: сумма строк 610, 620, 630, 660 баланса.

b. итого по разделу II баланса: итого по разделу V баланса.

c. итого по разделу II баланса: итого по разделу V баланса минус сум­ма строк 630, 640, 650 баланса.

3. Коэффициент критической ликвидности показывает:

a. какую часть долгосрочных обязательств организация может погасить, мобилизовав абсолютно ликвидные и быстро реализуемые активы.

b. какую часть краткосрочных обязательств организация может по­гасить, мобилизовав абсолютно ликвидные и быстро реализуе­мые активы.

c. какую часть краткосрочных обязательств организация может по­гасить, мобилизовав все оборотные активы.

4. В величину срочных обязательств, принимаемых в расчет коэффициен­тов ликвидности, не включается статья:

a. расчеты по дивидендам.

b. прочие краткосрочные пассивы.

c. расходы будущих периодов.

5. Коэффициент финансовой независимости рассчитывается как отношение:

a. собственного капитала к валюте баланса.

b. заемного капитала к собственному капиталу.

c. заемного капитала к валюте баланса.

6. По балансу рассчитать коэффициент финансовой зависимости:

a. сумма строк 590, 610, 620, 630, 660: строка 700.

b. сумма строк 610, 620, 630, 660: строка 700.

c. строка 590: строка 700.

7. Что относится к медленно реализуемым оборотным активам:

a. запасы + НДС + дебиторская задолженность + прочие оборотные активы.

b. внеоборотные активы.

c. уставный капитал.

Контрольные вопросы:

1. Дать понятие денежного обязательства.

2. Дать понятие внешнему управлению.

3. Дать понятие конкурсному производству.

4. Дать понятие арбитражному, внешнему и временному управляющим.

5. Виды иностранных инвестиций.

6. Что представляет собой досудебная санация?

7. В каких формах может происходить реорганизация?

8. Чему должны соответствовать формы и методы реструктуризации?

9. С чем связаны меры по предотвращению банкротства?

 

Тема 14. Планирование инвестиций.

Практическое занятие № 13. Разработка основных разделов бизнес-плана.

 

1. Выбор оптимального варианта бизнес-плана.

2. Финансовая модель бизнес-плана.

3. Решение задач.

    1. Выбор оптимального варианта бизнес-плана.

Бизнес-план представляет максимально компактный документ, который позволяет принять обоснованное решение и указать после­довательность действий для его успешного воплощения. От правиль­ности составления документа зависят одобрение и жизнеспособность проекта.

Для среднесрочных и долгосрочных проектов разработка бизнес-планов — центральный этап инвестиционного планирования, вклю­чающий следующие виды работ:

- развитие концепции и дальнейшую разработку основного со­держания проекта;

- установление деловых контактов и изучение целей участников;

- структурное планирование;

- организацию и проведение торгов, заключение контрактов с
основными исполнителями;

- получение одобрения на продолжение работ.

Для краткосрочных, небольших по масштабу или локальных проектов, не требующих значительных затрат и весьма непродолжи­тельных по срокам реализации, все этапы и работы совмещаются на прединвестиционной фазе.

Для разработки стратегии крупного предприятия составляется корпоративный (глобальный) бизнес-план.

Предприятия, работающие в стабильной ситуации и производя­щие продукцию для достаточно устойчивого рынка, разрабатывают бизнес-план, направленный на совершенствование производства и снижение издержек. Эти предприятия предусматривают модерниза­цию производимой ими продукции в локальных бизнес-планах.

 

2. Финансовая модель бизнес-плана.

Финансовый план реализации проекта готовится после того, как подготовлены план маркетинга и производственный план. Он должен включать краткий обзор условий, в которых будет дей­ствовать предприятие, данные по объему продаж, валовой прибыли, затратам на оборудование, оплату труда и другим затратам, а также подробный анализ доходов и расходов, формирования чистой при­были и рентабельности предприятия. Этот раздел бизнес-плана мо­жет быть составлен только после того, как определены рамки (грани­цы) проекта с учетом непредвиденных расходов и инфляции.

Рамки (границы) проекта подразумевают определение:

- всех видов деятельности, которые должны быть представлены
на заводской площадке;

- дополнительных операций, связанных с производством, использованием природных ресурсов, очисткой сточных вод и выбросов;

- внешнего транспорта, складов для сырья и материалов и готовой продукции;

- дополнительных видов деятельности (профессиональной подготовки, общеобразовательных программ, сооружения рекреацион­ных объектов).

Непредвиденные расходы бывают материальные и финансовые. Материальные расходы связаны с точностью прогнозирования продаж, проектных требований, материалов и услуг и составляют от 5 до 10% сметной себестоимости объекта.

Финансовые расходы связаны с инфляцией, изменением базо­вой ставки ссудного процента и другими факторами.

Для учета инфляции используют:

- общий индекс внутренней инфляции, определяемый на основе систематически корректируемого рабочего прогноза;

- прогноз валютного курса рубля;

- прогноз внешней инфляции;

- прогноз изменения цен на продукцию и ресурсы (газ, нефть, энергоресурсы, оборудование, строительно-монтажные работы, сы­рье, материалы), а также прогноз изменения уровня средней заработ­ной платы и других показателей на перспективу;

- прогноз ставок налога, пошлин, ставок рефинансирования Банка России и других финансовых нормативов государственного регулирования.

С помощью этих данных необходимо исследовать влияние инф­ляции на ценовые показатели, потребность в финансировании и оборотном капитале.

Составление финансового плана проходит в несколько этапов:

1. Прогноз объема продаж на рынках для каждого года.

2. Расчет затрат на реализуемую продукцию и услуги на основе прогноза объемов продаж, действующих нормативов, ценовой поли­тики и условий реализации.

3. Описание контрагентов, их надежности, распределение кон­трактов по времени, затраты по контрагентам.

4. Расчет обеспеченности сырьем, энергией, водой (технической и питьевой), запасными частями и эксплуатационными материалами на ближайшие 5 лет, обеспеченность трудовыми ресурсами.

5. Прогноз издержек (условно-постоянных, условно-переменных и суммарных) по годам.

6. Расчет планируемой прибыли для каждого года.

7. Анализ точки критического объема реализации — точки безубыточности.

8. Описание источников финансирования по следующей схеме:

- источники формирования ресурсов (собственные и заемные средства);

- политика распределения прибыли после уплаты налогов (доля прибыли, направляемая в фонд накопления, выплата дивидендов);

- мероприятия по контролю за платежами потребителей; финан­совая политика по страхованию кредитов;

- критерии оценки эффективности;

- способы страхования.

Если для финансирования проекта планируется использовать кредит, то в бизнес-плане дается расчет порядка и сроков его полу­чения, возврата, а также выплаты процентных платежей.

Таким образом, в бизнес-плане составляются три базовые фор­мы финансовой отчетности: отчет о прибыли, отчет о движении де­нежных средств и балансовый отчет.



Решение задач.

Задача 1

Банк принял к учету вексель в сумме 240 млн. руб. за 25 дней до наступле­ния срока погашения. Определить сумму вексельного кредита при годо­вой ставке дисконта 40%.

Задача 2

Определить сумму депозитного вклада под 80% годовых в размере 480 млн. руб., полученную через два года при полугодовом исчислении процентов.

Задача 3

До какой величины снизится покупательная способность денег в сумме 100 тыс. руб. через полгода при среднемесячных темпах инфляции в 2,5%.

 

Тесты для самопроверки:

1. Инвестиционная фаза состоит из следующих стадий:

a. подготовка обоснования проекта.

b. детальное проектирование, контрактация.

c. оценка проекта и принятие решения об инвестировании.

d. ввод в эксплуатацию.

e. набор и обучение персонала.

2. Что включает в себя проект реабилитации:

a. краткосрочные мероприятия по реабилитации, не требующие больших затрат.

b. предпроизводственный маркетинг.

c. приобретение и передача технологии.

3. Стадию анализа возможностей (поиска инвестиционной концепции) можно разбить на следующие этапы:

a. анализ общих возможностей.

b. определение реабилитационной деятельности.

c. определение инвестиционных возможностей.

4. На этапе анализа конкретного проекта осуществляются:

a. предварительное согласование инвестиционного замысла с федеральными, региональными и отраслевыми приоритетами.

b. оценка возможных сдвигов в величине и структуре спроса под влиянием демографических или социаль-экономических факторов или в результате появления на рынке новых типов товаров.

c. проверка необходимости выполнения сертифицированных требований.

d. предварительный отбор потенциальных участников реализации проекта.

5. Этап разработки бизнес-плана заканчивается общим собранием участников проекта, на котором:

a. принимается решение о финансировании проекта и привлечения внешних инвесторов.

b. утверждается (или отвергается) бизнес-план.

c. подписываются документы об организации совместной компании.

d. изучается место размещение (в частности, анализ транспортных расходов).

Контрольные вопросы:

1. Что представляет собой бизнес-план?

2. Что зависит от правиль­ности составления бизнес-плана?

 3.Что означает разработка бизнес-планов для среднесрочных и долгосрочных проектов?

4. Какие виды работ включает в себя центральный этап инвестиционного планирования?

5. Какой бизнес-план составляется для разработки стратегии крупного предприятия?

6. Что должен включать в себя финансовый план реализации проекта?

7. Какие этапы проходит финансовый план?

8. Какие показатели используют для учета инфляции?

Дата: 2019-12-22, просмотров: 228.