Организационно-экономическая характеристика предприятия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Производственное республиканское унитарное предприятие "Минский автомобильный завод" входит в производственное объединение "БелавтоМАЗ" и является головным предприятием объединения. Собственником имущества предприятия является Республика Беларусь, а органом управления им – Министерство промышленности Республики Беларусь. Предприятие является коммерческой организацией, имеет статус юридического лица и обособленное имущество, действует на хозяйственном расчете.

Минский автомобильный завод создан с целью осуществления хозяйственной деятельности, направленной на получение максимальной прибыли, удовлетворения материальных и социальных потребностей коллектива предприятия и интересов Республики Беларусь, насыщения рынка автомобильной продукцией.

Предметом деятельности предприятия является:

- производство и реализация автомобильной и автоприцепной техники, прицепов к легковым автомобилям, комплектующих изделий, деталей, запасных частей, технологического оборудования, непродовольственных товаров народного потребления, продукции сельскохозяйственного производства, а также другой продукции, выполнение гарантийного и сервисного обслуживания произведенной продукции;

- оказание автосервисных, авторемонтных, автотранспортных, бытовых услуг юридическим и физическим лицам;

- оказание услуг в технической подготовке кадров;

- осуществление коммерческо-посреднической, маркетинговой, торговой, внешнеэкономической деятельности, а также любых других видов хозяйственной деятельности, не запрещенных законодательством Республики Беларусь и отвечающих целям, предусмотренным уставом предприятия.

В настоящее время гамма выпускаемых автомобилей включает седельные и бортовые магистральные автопоезда колесных формул 4х2, 4х4, 6х4, самосвалы, лесовозы, шасси под комплектацию в количестве 25 моделей. Кроме того, заводом выпускаются прицепы и полуприцепы к грузовым автомобилям порядка 10 моделей и прицепы к легковым автомобилям 2-х моделей.

Начиная с 1993 года, заводом освоен выпуск автобусов для городских и междугородних перевозок по лицензии немецкой фирмы "Неоплан".

Наряду с автомобильной техникой, завод выпускает запасные части к ней, готовые узлы, детали и заготовки по межзаводской кооперации, специальное технологическое оборудование, инструмент, товары народного потребления, оказывает услуги населению и сторонним организациям.

На основную выпускаемую продукцию имеются сертификаты соответствия, что характеризует ее достаточно высокий технический уровень и качество.

Научно-исследовательский сектор завода объединяет 4 конструкторско-технологических подразделения, экспериментальный цех, ряд центральных заводских лабораторий. Свыше 500 специалистов завода, среди которых 1 доктор и 9 кандидатов наук, непосредственно участвуют в проведении исследований, самостоятельно решают ряд научно-технических проблем.

Завод тесно сотрудничает и с большой наукой. Специалисты завода поддерживают связи с 50 научными организациями РБ и стран СНГ. Наибольший объем научных исследований на хоздоговорной основе выполняется с институтами Академии наук Беларуси и Белорусским Национальным техническим университетом.

Среднесписочная численность работающих на заводе на 01.12.2007 г. составляет 24479 человек, в том числе производственные рабочие - 8468 чел., вспомогательные – 9558 человек.

Завод располагает квалифицированным составом руководителей, специалистов и рабочих.

Минский автомобильный завод, являясь государственным предприятием, самостоятельно определяет структуру управления, устанавливает штатное расписание, разрабатывает и реализует научно-техническую, экономическую, инвестиционную и социальную политику, координирует действия в сфере рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Осуществление функций управления подразделениями производится в соответствии с положениями о самостоятельных структурных подразделениях завода, положениями о должностных лицах, должностными инструкциями, стандартами предприятия, процедурами управления, инструкциями. Организационная структура управления РУП «МАЗ» приведена в приложении А.

Структура управления заводом совершенствуется по мере изменения рыночных условий путем создания новых и реорганизации (реструктуризации) существующих подразделений. Это вызвано необходимостью создания организационно-технических условий для эффективного воздействия на экономическую, финансовую, производственную, социальную, научно-исследовательскую деятельность завода в зависимости от конъюнктуры рынка.

Управление заводом осуществляется в соответствии с действующим законодательством и Уставом завода на основе сочетания прав и интересов трудового коллектива и собственника имущества завода.

Сочетание и согласованность интересов трудового коллектива и собственника имущества завода реализуется через Совет предприятия. Совет предприятия решает отнесенные к его компетенции вопросы коллегиально на своих заседаниях. Заседание собирается по мере необходимости.

МАЗ имеет у себя все виды действующих производств, свойственные современным крупным машиностроительным заводам. Среди них: литейное, кузнечное, прессовое, сварочное, механообрабатывающее, термическое, окрасочное, сборочное, инструментальное и собственное станкостроительное производства. Больше всех снизило объем литейное производство из-за снижения поставок литья по кооперации.

Уровень механизации и автоматизации рабочих мест составляет около 84%.

Анализ текущего финансового состояния Минского автомобильного завода проводился по данным бухгалтерской отчетности предприятия (балансов и приложений к нему) за 2005-2007 годы (таблица 2.1).

Таблица 2.1. Динамика показателей финансово-экономической деятельности РУП «МАЗ» за период 2005-2007 гг., млн. рублей

Наименование показателя Ед. изм. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2007 г. к 2006 г., %
1 2 3 4 5 6
Товарная продукция в сопоставимых ценах на начало года млн. руб. 324 791,36 331 419,76 362 824,37 109,5
Реализованная продукция млн. руб. 88 403,07 221 978,30 435 075,61 196,0
Себестоимость реализованной продукции млн. руб. 80 010,00 201 866,18 400 608,74 198,5
 Прибыль от реализации продукции млн. руб. 8 393,07 20 112,12 34 466,88 171,4
Балансовая прибыль млн. руб. 12 265,58 21 949,97 28 504,08 129,9
Среднегодовая стоимость основных фондов млн. руб. 49 217,43 133 418,37 225 438,21 169,0
Среднегодовая стоимость нормируемых оборотных средств млн. руб. 26 399,62 43 989,53 91 232,24 207,4
Рентабельность реализованной продукции % 10,49 9,96 8,60 -
Рентабельность всего капитала % 16,22 11,34 9,00 -
           

Окончание таблицы 2.1

1 2 3 4 5 6
Фондоотдача с 1 рубля основных фондов руб. 0,51 0,64 0,73 114,1
Оборачиваемость оборотных средств дн. 118,78 78,45 81,98 104,5
Численность пром. произв. персонала чел. 18565 18994 19777 104,1
Среднегодовая выработка ТП на одного рабочего млн. руб 17,49 17,45 18,35 105,2

Примечание. Источник: собственная разработка по данным предприятия

 

Темп роста товарной продукции составил 109,48 % в 2007 г. по отношению к 2006 г.

Анализируя показатели рентабельности реализованной продукции можно сделать вывод о том, что на предприятии рентабельность за период 2006 - 2007 гг. снижалась. И в 2007 г. по сравнению с 2006 г. этот показатель снизился на 1,36 процентных пунктов.

Для расчета показателя фондоотдачи основные фонды необходимо учитывать по балансовой стоимости. По сравнению с 2006 г. в 2007 г. фондоотдача с 1 рубля основных фондов увеличилась на 0,09. В том числе за счет роста товарной продукции этот показатель вырос на 0,63 ((416 688,93-210 185,19)/326 522,18), а за счет увеличения среднегодовой стоимости основных фондов снизился на 0,54 (416 688,93*(1/567 952,92-1/326 522,18).

Оборачиваемость оборотных средств снизилась на 3 дня. При этом, за счет увеличения среднегодовой стоимости нормируемых оборотных средств длительность оборота увеличилась на 84 дня (360*(91232,24- 43 989,53) / 201 866,18), а за счет увеличения себестоимости реализованной продукции оборачиваемость снизилась на 81 день (360*91 232,24 *(1/400 608,74– 1/ 201 866,18).

Из таблицы видно, что среднегодовая выработка товарной продукции на одного работающего увеличилась на 0,9 млн. руб./чел. (362 824,37/ 19 777- 331 419,76/ 18 994). В том числе за счет роста объема товарной продукции выработка увеличилась на 1,65 млн. руб./ чел. (362 824,37- 331 419,76)/ 18 994), а за счет роста численности промышленно- производственного персонала снизилась на 0,76млн. руб./ чел.(362 824,37* (1/19 777 – 1/18 994)

На основании проведенного анализа можно сделать вывод, что в целом финансовое положение завода можно охарактеризовать как удовлетворительное. Предприятие своевременно производит расчеты с поставщиками, выплачивается заработной платы, производятся расчеты за энергоносители и текущие платежи в бюджет.

Основное направление сбытовой политики Минского автозавода – это реализация продукции на экспорт (таблица 2.2.):

Таблица 2.2. Отгрузка автотехники МАЗ по рынкам сбыта в 2007 г.

Рынки сбыта Автомобили Доля в общей реализации, % Прицепы и п/пр Доля в общей реализации, % Автобусы Доля в общей реализации, %
Беларусь 1006 5,94 243 5,85 92 17,16
Экспорт, всего: 15944 94,06 3911 94,15 445 82,84
ВСЕГО: 16948 100,0 4153 100,0 536 100,00

Примечание. Источник: собственная разработка

 

Структура экспорта представлена в табл. 2.3.

Таблица 2.3. Отгрузка автотехники МАЗ по странам в 2007 г.

Показатели Автомобили Доля в общей реализации, % Прицепы и п/пр Доля в общей реализации, % Автобусы Доля в общей реализации, %
Экспорт, всего: 15944 100,0 3911 94,15 445 82,84
Россия 11987 75,2 3313 79,75 319 59,51
Украина 1302 8,2 240 5,78 84 15,67
Казахстан 262 1,6 68 1,64 0 0,00
Туркмения 338 2,1 55 1,32 3 0,56
Узбекистан 95 0,6 44 1,06 4 0,75
Кыргызстан 19 0,1 1 0,02 0 0,00
Азербайджан 24 0,2 0 0,00 0 0,00
Армения 4 0,0 0 0,00 0 0,00
Молдова 52 0,3 4 0,10 2 0,37
Дальнее зарубежье 1859 11,7 186 4,47 32 5,97

Примечание. Источник: собственная разработка

 

В 2006 году, так же как и в предыдущие годы, основным рынком сбыта продукции МАЗ был и остается рынок России. Максимальное количество было отгружено в РФ, что составило 70,73% (11987 шт.) по автомобилям, по прицепной технике – 79,75% (3312 шт.), по автобусам – 59,51% (319 шт.) от общего объема отгруженной продукции РУП «МАЗ».

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 272.