Производственное республиканское унитарное предприятие "Минский автомобильный завод" входит в производственное объединение "БелавтоМАЗ" и является головным предприятием объединения. Собственником имущества предприятия является Республика Беларусь, а органом управления им – Министерство промышленности Республики Беларусь. Предприятие является коммерческой организацией, имеет статус юридического лица и обособленное имущество, действует на хозяйственном расчете.
Минский автомобильный завод создан с целью осуществления хозяйственной деятельности, направленной на получение максимальной прибыли, удовлетворения материальных и социальных потребностей коллектива предприятия и интересов Республики Беларусь, насыщения рынка автомобильной продукцией.
Предметом деятельности предприятия является:
- производство и реализация автомобильной и автоприцепной техники, прицепов к легковым автомобилям, комплектующих изделий, деталей, запасных частей, технологического оборудования, непродовольственных товаров народного потребления, продукции сельскохозяйственного производства, а также другой продукции, выполнение гарантийного и сервисного обслуживания произведенной продукции;
- оказание автосервисных, авторемонтных, автотранспортных, бытовых услуг юридическим и физическим лицам;
- оказание услуг в технической подготовке кадров;
- осуществление коммерческо-посреднической, маркетинговой, торговой, внешнеэкономической деятельности, а также любых других видов хозяйственной деятельности, не запрещенных законодательством Республики Беларусь и отвечающих целям, предусмотренным уставом предприятия.
В настоящее время гамма выпускаемых автомобилей включает седельные и бортовые магистральные автопоезда колесных формул 4х2, 4х4, 6х4, самосвалы, лесовозы, шасси под комплектацию в количестве 25 моделей. Кроме того, заводом выпускаются прицепы и полуприцепы к грузовым автомобилям порядка 10 моделей и прицепы к легковым автомобилям 2-х моделей.
Начиная с 1993 года, заводом освоен выпуск автобусов для городских и междугородних перевозок по лицензии немецкой фирмы "Неоплан".
Наряду с автомобильной техникой, завод выпускает запасные части к ней, готовые узлы, детали и заготовки по межзаводской кооперации, специальное технологическое оборудование, инструмент, товары народного потребления, оказывает услуги населению и сторонним организациям.
На основную выпускаемую продукцию имеются сертификаты соответствия, что характеризует ее достаточно высокий технический уровень и качество.
Научно-исследовательский сектор завода объединяет 4 конструкторско-технологических подразделения, экспериментальный цех, ряд центральных заводских лабораторий. Свыше 500 специалистов завода, среди которых 1 доктор и 9 кандидатов наук, непосредственно участвуют в проведении исследований, самостоятельно решают ряд научно-технических проблем.
Завод тесно сотрудничает и с большой наукой. Специалисты завода поддерживают связи с 50 научными организациями РБ и стран СНГ. Наибольший объем научных исследований на хоздоговорной основе выполняется с институтами Академии наук Беларуси и Белорусским Национальным техническим университетом.
Среднесписочная численность работающих на заводе на 01.12.2007 г. составляет 24479 человек, в том числе производственные рабочие - 8468 чел., вспомогательные – 9558 человек.
Завод располагает квалифицированным составом руководителей, специалистов и рабочих.
Минский автомобильный завод, являясь государственным предприятием, самостоятельно определяет структуру управления, устанавливает штатное расписание, разрабатывает и реализует научно-техническую, экономическую, инвестиционную и социальную политику, координирует действия в сфере рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Осуществление функций управления подразделениями производится в соответствии с положениями о самостоятельных структурных подразделениях завода, положениями о должностных лицах, должностными инструкциями, стандартами предприятия, процедурами управления, инструкциями. Организационная структура управления РУП «МАЗ» приведена в приложении А.
Структура управления заводом совершенствуется по мере изменения рыночных условий путем создания новых и реорганизации (реструктуризации) существующих подразделений. Это вызвано необходимостью создания организационно-технических условий для эффективного воздействия на экономическую, финансовую, производственную, социальную, научно-исследовательскую деятельность завода в зависимости от конъюнктуры рынка.
Управление заводом осуществляется в соответствии с действующим законодательством и Уставом завода на основе сочетания прав и интересов трудового коллектива и собственника имущества завода.
Сочетание и согласованность интересов трудового коллектива и собственника имущества завода реализуется через Совет предприятия. Совет предприятия решает отнесенные к его компетенции вопросы коллегиально на своих заседаниях. Заседание собирается по мере необходимости.
МАЗ имеет у себя все виды действующих производств, свойственные современным крупным машиностроительным заводам. Среди них: литейное, кузнечное, прессовое, сварочное, механообрабатывающее, термическое, окрасочное, сборочное, инструментальное и собственное станкостроительное производства. Больше всех снизило объем литейное производство из-за снижения поставок литья по кооперации.
Уровень механизации и автоматизации рабочих мест составляет около 84%.
Анализ текущего финансового состояния Минского автомобильного завода проводился по данным бухгалтерской отчетности предприятия (балансов и приложений к нему) за 2005-2007 годы (таблица 2.1).
Таблица 2.1. Динамика показателей финансово-экономической деятельности РУП «МАЗ» за период 2005-2007 гг., млн. рублей
Наименование показателя | Ед. изм. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2007 г. к 2006 г., % |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Товарная продукция в сопоставимых ценах на начало года | млн. руб. | 324 791,36 | 331 419,76 | 362 824,37 | 109,5 |
Реализованная продукция | млн. руб. | 88 403,07 | 221 978,30 | 435 075,61 | 196,0 |
Себестоимость реализованной продукции | млн. руб. | 80 010,00 | 201 866,18 | 400 608,74 | 198,5 |
Прибыль от реализации продукции | млн. руб. | 8 393,07 | 20 112,12 | 34 466,88 | 171,4 |
Балансовая прибыль | млн. руб. | 12 265,58 | 21 949,97 | 28 504,08 | 129,9 |
Среднегодовая стоимость основных фондов | млн. руб. | 49 217,43 | 133 418,37 | 225 438,21 | 169,0 |
Среднегодовая стоимость нормируемых оборотных средств | млн. руб. | 26 399,62 | 43 989,53 | 91 232,24 | 207,4 |
Рентабельность реализованной продукции | % | 10,49 | 9,96 | 8,60 | - |
Рентабельность всего капитала | % | 16,22 | 11,34 | 9,00 | - |
Окончание таблицы 2.1 | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Фондоотдача с 1 рубля основных фондов | руб. | 0,51 | 0,64 | 0,73 | 114,1 |
Оборачиваемость оборотных средств | дн. | 118,78 | 78,45 | 81,98 | 104,5 |
Численность пром. произв. персонала | чел. | 18565 | 18994 | 19777 | 104,1 |
Среднегодовая выработка ТП на одного рабочего | млн. руб | 17,49 | 17,45 | 18,35 | 105,2 |
Примечание. Источник: собственная разработка по данным предприятия
Темп роста товарной продукции составил 109,48 % в 2007 г. по отношению к 2006 г.
Анализируя показатели рентабельности реализованной продукции можно сделать вывод о том, что на предприятии рентабельность за период 2006 - 2007 гг. снижалась. И в 2007 г. по сравнению с 2006 г. этот показатель снизился на 1,36 процентных пунктов.
Для расчета показателя фондоотдачи основные фонды необходимо учитывать по балансовой стоимости. По сравнению с 2006 г. в 2007 г. фондоотдача с 1 рубля основных фондов увеличилась на 0,09. В том числе за счет роста товарной продукции этот показатель вырос на 0,63 ((416 688,93-210 185,19)/326 522,18), а за счет увеличения среднегодовой стоимости основных фондов снизился на 0,54 (416 688,93*(1/567 952,92-1/326 522,18).
Оборачиваемость оборотных средств снизилась на 3 дня. При этом, за счет увеличения среднегодовой стоимости нормируемых оборотных средств длительность оборота увеличилась на 84 дня (360*(91232,24- 43 989,53) / 201 866,18), а за счет увеличения себестоимости реализованной продукции оборачиваемость снизилась на 81 день (360*91 232,24 *(1/400 608,74– 1/ 201 866,18).
Из таблицы видно, что среднегодовая выработка товарной продукции на одного работающего увеличилась на 0,9 млн. руб./чел. (362 824,37/ 19 777- 331 419,76/ 18 994). В том числе за счет роста объема товарной продукции выработка увеличилась на 1,65 млн. руб./ чел. (362 824,37- 331 419,76)/ 18 994), а за счет роста численности промышленно- производственного персонала снизилась на 0,76млн. руб./ чел.(362 824,37* (1/19 777 – 1/18 994)
На основании проведенного анализа можно сделать вывод, что в целом финансовое положение завода можно охарактеризовать как удовлетворительное. Предприятие своевременно производит расчеты с поставщиками, выплачивается заработной платы, производятся расчеты за энергоносители и текущие платежи в бюджет.
Основное направление сбытовой политики Минского автозавода – это реализация продукции на экспорт (таблица 2.2.):
Таблица 2.2. Отгрузка автотехники МАЗ по рынкам сбыта в 2007 г.
Рынки сбыта | Автомобили | Доля в общей реализации, % | Прицепы и п/пр | Доля в общей реализации, % | Автобусы | Доля в общей реализации, % |
Беларусь | 1006 | 5,94 | 243 | 5,85 | 92 | 17,16 |
Экспорт, всего: | 15944 | 94,06 | 3911 | 94,15 | 445 | 82,84 |
ВСЕГО: | 16948 | 100,0 | 4153 | 100,0 | 536 | 100,00 |
Примечание. Источник: собственная разработка
Структура экспорта представлена в табл. 2.3.
Таблица 2.3. Отгрузка автотехники МАЗ по странам в 2007 г.
Показатели | Автомобили | Доля в общей реализации, % | Прицепы и п/пр | Доля в общей реализации, % | Автобусы | Доля в общей реализации, % |
Экспорт, всего: | 15944 | 100,0 | 3911 | 94,15 | 445 | 82,84 |
Россия | 11987 | 75,2 | 3313 | 79,75 | 319 | 59,51 |
Украина | 1302 | 8,2 | 240 | 5,78 | 84 | 15,67 |
Казахстан | 262 | 1,6 | 68 | 1,64 | 0 | 0,00 |
Туркмения | 338 | 2,1 | 55 | 1,32 | 3 | 0,56 |
Узбекистан | 95 | 0,6 | 44 | 1,06 | 4 | 0,75 |
Кыргызстан | 19 | 0,1 | 1 | 0,02 | 0 | 0,00 |
Азербайджан | 24 | 0,2 | 0 | 0,00 | 0 | 0,00 |
Армения | 4 | 0,0 | 0 | 0,00 | 0 | 0,00 |
Молдова | 52 | 0,3 | 4 | 0,10 | 2 | 0,37 |
Дальнее зарубежье | 1859 | 11,7 | 186 | 4,47 | 32 | 5,97 |
Примечание. Источник: собственная разработка
В 2006 году, так же как и в предыдущие годы, основным рынком сбыта продукции МАЗ был и остается рынок России. Максимальное количество было отгружено в РФ, что составило 70,73% (11987 шт.) по автомобилям, по прицепной технике – 79,75% (3312 шт.), по автобусам – 59,51% (319 шт.) от общего объема отгруженной продукции РУП «МАЗ».
Дата: 2019-12-22, просмотров: 272.