ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
на тему: Пути повышения конкурентоспособности продукции предприятия (на примере РУП «МАЗ»)
Студент-дипломник,
ФМК, 4 курс, РМП-2
А.И. Яновская
Руководитель
к.э.н, доцент А.Н. Саевец
МИНСК 2008
Содержание
Введение
Сущность и основные показатели конкурентоспособности продукции
Понятие конкурентоспособности продукции
Факторы конкурентоспособности продукции
Методы оценки конкурентоспособности товара
Анализ конкурентоспособности продукции РУП «МАЗ»
Организационно-экономическая характеристика предприятия
Анализ конкурентной среды предприятия
Оценка конкурентоспособности продукции РУП «МАЗ»
Направления повышения конкурентоспособности продукции
Повышение качества выпускаемой продукции
Совершенствование сервисного обслуживания автомобилей
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Реферат
Дипломная работа: 79 стр., 10 табл., 8 рис., 35 источников, 3 приложения
ИССЛЕДОВАНИЕ, КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ, КАЧЕСТВО, ЦЕНА, ОЦЕНКА, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ.
Объектом исследования является РУП «МАЗ».
Предметом исследования является конкурентоспособность продукции РУП «МАЗ».
Целью работы является исследование конкурентоспособности продукции РУП «МАЗ» с целью выработки мероприятий по её повышению.
В процессе работы проведены следующие исследования и разработки:
- рассмотрены теоретические аспекты конкурентоспособности товаров и методы ее оценки;
- проведена оценка конкурентоспособности продукции РУП «МАЗ»;
- разработаны мероприятия по повышению конкурентоспособности продукции предприятия.
Практическая значимость работы заключается в том, что отдельные положения дипломной работы могут быть использованы в деятельности РУП «МАЗ».
В процессе работы использованы такие методы исследования и анализа как синтеза, сравнения, системного анализа, экспертных оценок.
Автор работы подтверждает, что произведённый в ней расчётно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические и методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
___________________
The ABSTRACT
Degree work: 79 p., 10 tab., 8 fig., 35 sources, 3 app.
RESEARCH, COMPETITIVENESS, QUALITY, PRICE, ESTIMATION, PERFECTION
The object of research is "MAZ".
The subject of research is competitiveness of the production of "Ikartime".
During work methods of research and the analysis were used.
The purpose of work is research of competitiveness of production РУП "МАЗ" with the purpose of development of actions on its increase.
During work are carried out following researches and development:
- theoretical aspects of competitiveness of the goods and methods of its estimation are considered;
- the estimation of competitiveness of production РУП "МАЗ" is lead;
- actions on increase of competitiveness are developed.
The practical importance of work is that separate positions of degree work can be used in activity of "MAZ".
The author of work confirms, that the settlement-analytical material proexhausted in it correctly and objectively reflects a condition of investigated process, and all borrowed of literary both other sources theoretical and methodological positions and concepts are accompanied by references to their authors.
___________________
Введение
Успешное функционирование организации зависит, в конечном счете, от уровня конкурентоспособности продукции, предлагаемой потребителям. Тем самым приходится признать необходимость разработки четкой методологии оценки и управления конкурентоспособностью продукции, основанной на тесной взаимосвязи общепризнанных законов экономики и менеджмента, психологии и социологии, статистики и теории вероятностей, других наук.
Конкурентоспособность товаров – решающий фактор коммерческого успеха на конкурентном рынке. Это многоаспектное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама). Более того, важной составной частью конкурентоспособности товара является уровень затрат потребителя за время эксплуатации.
Изучение конкурентоспособности обуславливает необходимость разработки эффективных, простых в применении инструментов, методик, позволяющих предприятию с максимальной степенью объективности оценить уровень конкурентоспособности своих товаров на рынке. Анализ оценок уровня конкурентоспособности продукции становится основанием для дифференциации предложения и создания уникального набора взаимосвязанных конкурентных преимуществ, привлекательных с точки зрения потребителей в рамках целевого сегмента. Кроме того, предприятие способно более эффективно планировать процессы совершенствования товарного ряда, опираясь на конкретные результаты исследования.
Особенную актуальность проблема оценки уровня конкурентоспособности приобретает для товаров производственного назначения, так как только при достижении соответствующего уровня конкурентоспособности средств производства можно обеспечить выпуск качественных, востребованных как на внутреннем, так и на внешнем рынке товаров, предназначенных для конечного потребителя.
Целью работы является исследование конкурентоспособности продукции РУП «МАЗ» с целью выработки мероприятий по её повышению.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты конкурентоспособности товаров и методы ее оценки;
- определить конкурентоспособность продукции РУП «МАЗ»;
- разработать направления повышения конкурентоспособности продукции предприятия.
Объектом исследования является РУП «МАЗ». Минский автомобильный завод является одним из старейших и крупнейших автомобильных заводов на территории СНГ. Основная доля продукции завода приходится на тяжелые грузовики, но также выпускается и другая техника: прицепы, спецтехника, автобусы.
Предметом исследования является конкурентоспособность продукции РУП «МАЗ».
Проблеме конкурентоспособности продукции посвящены работы многих авторов: Р.А. Магомедова, Р.А. Фатхутдинова, Е.Ф. Волонцевич и др.
При написании дипломной работы были использованы следующие методы исследования: синтеза, сравнения, системного анализа, экспертных оценок.
Заключение
Результаты проведённого исследования позволили сделать некоторые выводы и предложения по повышению конкурентоспособности продукции, под которой понимают комплексную многоаспектную характеристику продукции, отражающую её способность соответствовать требованиям данного рынка в рассматриваемый период, быть по ценовым и неценовым параметрам более привлекательной для потребителей, чем товары конкурентов, обеспечивать возможность выгодной реализации этого товара в определённый момент времени на конкретном рынке.
Управление конкурентоспособностью изделий осуществляется на второй стадии создания товара, с тем, чтобы еще на чертежной доске обеспечить фирме конкурентные преимущества.
При определении конкурентоспособности продукции используются несколько методов и критериев оценки. Критерием для определения конкурентоспособности товара при первом методе является его цена потребления. При определении конкурентоспособности товара по второму методу учитываются два критерия: себестоимость производства и реализации товара, а также уровень его качества. Используя третий метод, сопоставляют товары-конкуренты с учетом их технического уровня и продажной цены. Уровень конкурентоспособности по четвертому методу определяется на основе сопоставления как технических, так и экономических параметров. При этом рассматриваются единичные, групповые и интегральные показатели.
В результате исследования были выявлены некоторые недостатки методов анализа конкурентоспособности и предложено конкурентоспособность продукции рассчитывать через экономические критерии, поскольку оценка конкурентоспособности в данном случае имеет достаточно чёткое экономическое обоснование. Для этого используется система коэффициентов конкурентоспособности продукции, совокупность которых позволяет учитывать как интересы производителя, так и потребителя. Она включает:
- коэффициент конкурентоспособности продукции, характеризующий привлекательность товара для потребителя;
- коэффициент реальной конкурентоспособности производства продукции, характеризующий выгодность производства товара с точки зрения производителя;
- коэффициент потенциальной конкурентоспособности производства продукции, характеризующий потенциальную возможность предприятия по оперативному управлению конкурентоспособностью продукции посредством цены с целью получения максимально возможной прибыли.
Производственное республиканское унитарное предприятие "Минский автомобильный завод" входит в производственное объединение "БелавтоМАЗ" и является головным предприятием объединения. Минский автомобильный завод создан с целью осуществления хозяйственной деятельности, направленной на получение максимальной прибыли, удовлетворения материальных и социальных потребностей коллектива предприятия и интересов Республики Беларусь, насыщения рынка автомобильной продукцией.
Предметом деятельности предприятия является: производство и реализация автомобильной и автоприцепной техники, прицепов к легковым автомобилям, комплектующих изделий, деталей, запасных частей, технологического оборудования, непродовольственных товаров народного потребления, продукции сельскохозяйственного производства, а также другой продукции, выполнение гарантийного и сервисного обслуживания произведенной продукции; оказание автосервисных, авторемонтных, автотранспортных, бытовых услуг юридическим и физическим лицам.
В настоящее время гамма выпускаемых автомобилей включает седельные и бортовые магистральные автопоезда колесных формул 4х2, 4х4, 6х4, самосвалы, лесовозы, шасси под комплектацию в количестве 25 моделей. Кроме того, заводом выпускаются прицепы и полуприцепы к грузовым автомобилям порядка 10 моделей и прицепы к легковым автомобилям 2-х моделей.
Анализ финансовых результатов деятельности РУП «МАЗ» показал, что рентабельность в 2007 г. по сравнению с 2006 г. снизилась на 1,36 процентных пунктов. По сравнению с 2006 г. в 2007 г. фондоотдача с 1 рубля основных фондов увеличилась на 0,09. В том числе за счет роста товарной продукции этот показатель вырос на 0,63, а за счет увеличения среднегодовой стоимости основных фондов снизился на 0,54. Оборачиваемость оборотных средств снизилась за счет увеличения длительности одного оборота на 3 дня. При этом, за счет увеличения среднегодовой стоимости нормируемых оборотных средств длительность оборота увеличилась на 84 дня, а за счет увеличения себестоимости реализованной продукции оборачиваемость снизилась на 81 день. Среднегодовая выработка товарной продукции на одного работающего увеличилась на 0,9 млн. руб./чел. В том числе за счет роста объема товарной продукции выработка увеличилась на 1,65 млн. руб./ чел., а за счет роста численности промышленно-производственного персонала снизилась на 0,76млн. руб./ чел. Балансовая прибыль предприятия в 2007 г. составила 28 504,08 млн. руб.
В целом финансовое положение завода можно охарактеризовать как удовлетворительное. Однако предприятие своевременно производит расчеты с поставщиками, выплачивается заработной платы, производятся расчеты за энергоносители и текущие платежи в бюджет.
Проведенный анализ конкурентной среды показал, что общий объем продаж грузовых автомобилей производителей СНГ в 2006 году составил 55 190 шт. По сравнению с 2005 годом спрос на грузовые автомобили отечественного производства увеличился на 3 248 автомобилей или на 6,2%. Стабильность в увеличении реализации автотехники на протяжении последних трех лет наблюдается у МАЗа. Резкое увеличение реализации автомобилей по сравнению с прошлым годом прослеживается на ОАО «КамАЗ». Заводы Урал и КрАЗ на протяжении последних трех лет снижают объемы реализации автотехники.
Основными поставщиками большегрузной автотехники на рынке СНГ являются. ОАО «КамАЗ», РУП «МАЗ», A3 «Урал», АМО «ЗиЛ», ХК «КрАЗ» и производители западных фирм. С учетом всех поставщиков большегрузных автомобилей рынок СНГ увеличился по сравнению с прошлым годом на 17,4 %.
Лидер продаж грузовой автотехники КамАЗ в 2006 году реализовал на 7266 автомобилей больше по сравнению с 2005 годом. У МАЗа и УралАЗа темп роста по автомобилям грузоподъемностью больше 5 т. составил соответственно 104,6% и 119,6%.
Так как рынок СНГ имеет тенденцию увеличения, а на 2007 год емкость рынка составила примерно около 80 000 шт. грузовых автомобилей (в 2006 г. продано 69 727 шт.), то предстоит борьба за долю рынка между основными производителями автотехники и поставщиками импортных автомобилей.
Наибольшую долю экспорта автомобилей в дальнее зарубежье (41,34%) занимает МАЗ. На втором и третьем местах находятся КамАЗ и УралАЗ.
Главным рынком сбыта для автомобилей МАЗ была и остается Россия. РУП «МАЗ» поставляет на данный рынок около 75% своей продукции.
Парк МАЗов в 2006 г. составил 13,91% всего грузового автопарка России и практически равен парку иномарок, ввезенных в Россию. Доминирующую роль в парке занимают КамАЗы - 46,51%. За последние годы прирост парка незначителен и происходит в основном за счет иномарок и «Бычков». Количество МАЗов и КамАЗов сокращается путем значительного вывода из эксплуатации изношенных автомобилей, т.е. списание превышает поступление новых.
Минский автозавод является лидером по продажам седельных тягачей, занимая почти половину данного сегмента рынка - 6032 шт.
Объем сегмента рынка бортовых автомобилей занимает четвертое место и составляет 13 % доли рынка грузовых автомобилей. Лидером является КамАЗ.
Лидером продаж прицепной техники является МАЗ – 4154 шт., незначительно отстают «Автоприцеп-КамАЗ» г. Ставрополь – 3671 шт. и ОАО «НЕФАЗ» г. Нефтекамск. – 3393 шт. Самый большой темп роста по отношению к 2005 году наблюдается у Нефтекамского автозавода «НЕФАЗ» - 245,8%.
В ходе проведенного исследования были выявлены наиболее важные для потребителей характеристики грузового автомобиля, которые в последствии оценивались с точки зрения исполнения в конкретных марках. В результате важнейшими атрибутами, по мнению экспертов, являются: мощность двигателя; цена; доступность запасных частей; послепродажное, гарантийное обслуживание и грузоподъемность. Наиболее полно удовлетворение по данным показателям имеет компания иностранного производства Mercedes и Volvo. МАЗ обходит основных конкурентов по трем показателям: цена, грузоподъемности и проходимости.
Проведенная сравнительная характеристика самосвала «МАЗ» и двух его конкурентов – самосвалов КАМАЗ и MAN показала, что самосвал МАЗ-551605 уступает конкурентам по ряду показателей, так максимальная загрузка на переднюю ось у него ниже чем у КАМАЗа на 500 кг и на 1000 кг у MANа соответственно. Максимальная нагрузка на задний мост у МАЗа выше, чем у КАМАЗа на 400 кг, но ниже чем у MANа на 6000 кг, что весьма существенно. МАЗ отличается от двух исследуемых конкурентов и наименьшей грузоподъемностью и объемом кузова. Модель двигателя на МАЗе соответствует стандарту Euro-1, в то время как исследуемые конкуренты имеют двигателя более соответствующие современным стандартам – Euro-2 и Euro-3. МАЗ обладает большей мощностью двигателя, чем КАМАЗ, но меньшей чем MAN. У МАЗа наименьшее количество ступеней передач – 8, но и наименьшая цена из всех исследуемых конкурентов, хотя при том, что все показатели, изученные в таблице, ниже показателей самосвалов-конкурентов, это не удивительно.
Рассчитанный интегральный показатель конкурентоспособности меньше единицы, поэтому самосвал МАЗ-551605 уступает самосвалу КАМАЗ 6520 и по качественным параметрам и по экономическим параметрам.
Для того чтобы рынок сбыта был стабильным и развивающимся необходимо, прежде всего, повысить конкурентоспособность, в первую очередь, на рынках стран СНГ, на рынках развивающихся стран. В настоящее время ситуация на рынке является достаточно благоприятной для завода, позволяющей ему реализовать собственные конкурентные преимущества. Дальнейшее расширение рынка сбыта автотехники МАЗ будет осуществляться как за счет повышения конкурентоспособности продукции, так и за счет разработки и освоения новых ее видов. Соответствие автомобильной техники МАЗа постоянно растущим международным требованиям к техническому уровню, требованиям безопасности, экологии и охраны здоровья позволит сохранить и расширить рынки сбыта не только в странах СНГ, но и в других странах мира, особенно такого значительного, как рынок международных перевозок.
В работе были предложены следующие мероприятия по повышению конкурентоспособности продукции РУП «МАЗ».
Разработаны схема и методика управления конкурентоспособностью продукции. Она связывают в единую систему все этапы по разработке, производству и реализации конкурентоспособной продукции, а также показывают место предложенных коэффициентов и их значение в управлении конкурентоспособностью продукции.
Предложен метод планирования качественных параметров новых изделий на основе применения опережающей базы сравнения. Этот метод позволяет учитывать прогнозные тенденции научно-технического прогресса в рассматриваемой области на период внедрения нового товара у потребителя. Применение опережающей базы сравнения при планировании качественных параметров новых изделий и последующее их достижение позволит предприятию опередить конкурентов и выйти в лидеры с новым товаром на данном рынке.
Предложен метода расчета верхнего предела цены на автомобили, который учитывает цену базового аналога, качественные и нормативные параметры, издержки на эксплуатацию.
Основной рекомендацией для предприятия является расширение сервисно-сбытовой сети, преимущественно в направлении Урала, где практически отсутствуют представительства РУП «МАЗ» и осуществить сервис достаточно сложно.
Кроме того, представляется целесообразным открыть учебный центр для обучения работников сервисных центров в других регионах на площадях РУП «МАЗ» и специалистами предприятия.
Необходимо продолжать распространение буклета «География сервиса ОАО МАЗ» который необходим предприятиям, эксплуатирующим автотехнику МАЗ в странах СНГ и России. В буклете указаны схемы подъезда к сервисным центрам, их телефоны, факсы, электронная почта и виды оказываемых услуг.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Таблица А-1.
Экпертная оценка Показателей конкурентоспособности товара
Показатели | Эксперт 1 | Эксперт 2 | Эксперт 3 | Эксперт 4 | Эксперт 5 | Эксперт 6 | Эксперт 7 | Средний балл |
рост рынка | 8 | 7 | 5 | 8 | 6 | 5 | 6 | 6,43 |
покупательская способность потребителей | 4 | 5 | 7 | 5 | 4 | 6 | 7 | 5,43 |
рост интенсивности потребления продукции | 7 | 8 | 6 | 6 | 8 | 7 | 8 | 7,14 |
концентрация потребителей | 4 | 3 | 5 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3,71 |
возможность выпуска нового продукта конкурентами | 8 | 7 | 8 | 5 | 8 | 6 | 7 | 7 |
появление новой производственной технологии у конкурентов | 5 | 6 | 5 | 8 | 6 | 4 | 7 | 5,85 |
вероятность снижения цен конкурентами | 4 | 3 | 5 | 4 | 6 | 3 | 5 | 4,28 |
возможность улучшения качества продукции конкурентов | 7 | 6 | 6 | 8 | 7 | 5 | 6 | 6,43 |
вероятность расширения ассортимента конкурентами | 4 | 6 | 6 | 8 | 8 | 7 | 6 | 6,42 |
возможность модификации товара конкурентами | 4 | 3 | 4 | 5 | 3 | 4 | 4 | 3,86 |
коммуникационная политика конкурентов | 4 | 3 | 5 | 7 | 4 | 5 | 6 | 4,86 |
число дилеров | 3 | 4 | 2 | 3 | 5 | 2 | 3 | 3,14 |
возможность открытия новых торговых точек, филиалов конкурентами | 7 | 8 | 6 | 6 | 5 | 7 | 5 | 6,28 |
возможность выхода на новые рынки сбыта | 7 | 6 | 8 | 7 | 5 | 9 | 6 | 6,86 |
давление со стороны товаров-заменителей | 6 | 8 | 6 | 7 | 5 | 8 | 7 | 6,71 |
общее экономическое положение в стране | 6 | 4 | 6 | 5 | 4 | 3 | 5 | 4,71 |
уровень инфляции | 4 | 5 | 6 | 4 | 5 | 4 | 5 | 4,71 |
изменение валютных курсов | 7 | 8 | 6 | 5 | 8 | 7 | 6 | 6,71 |
торговые барьеры на привлекательных рынках | 8 | 8 | 6 | 7 | 5 | 8 | 7 | 7 |
степень внедрения инноваций в промышленное производство | 5 | 4 | 3 | 5 | 4 | 6 | 3 | 4,28 |
вероятность повышения таможенных пошлин, тарифов | 5 | 5 | 7 | 6 | 8 | 7 | 9 | 6,71 |
поддержка государством данного вида промышленности | 9 | 7 | 8 | 6 | 5 | 9 | 7 | 7,28 |
политика протекционизма на данном рынке | 6 | 8 | 7 | 5 | 8 | 8 | 6 | 6,86 |
вероятность изменения в налоговом законодательстве | 3 | 4 | 5 | 4 | 5 | 3 | 5 | 4,14 |
входные и выходные барьеры на данном рынке | 8 | 7 | 8 | 6 | 8 | 9 | 6 | 7,42 |
вероятность изменения в трудовом законодательстве | 2 | 3 | 4 | 5 | 4 | 2 | 3 | 3,28 |
лоббирование интересов конкурентов в администрациях всех уровней | 8 | 9 | 6 | 7 | 9 | 6 | 7 | 7,43 |
уровень концентрации поставщиков | 4 | 5 | 3 | 6 | 5 | 4 | 5 | 4,57 |
издержки переключения поставщиков | 3 | 5 | 6 | 4 | 3 | 5 | 3 | 4,14 |
удаленность поставщиков | 5 | 4 | 3 | 6 | 5 | 3 | 4 | 4,28 |
своевременность поставок ресурсов | 7 | 6 | 4 | 5 | 8 | 5 | 6 | 5,86 |
доступность поставщиков | 5 | 3 | 4 | 6 | 3 | 4 | 5 | 4,28 |
деятельность информационных поставщиков | 7 | 6 | 8 | 7 | 6 | 9 | 7 | 7,14 |
финансовое состояние поставщиков | 6 | 4 | 5 | 4 | 6 | 4 | 5 | 4,85 |
своевременность обновления материальной базы поставщиков | 5 | 7 | 7 | 5 | 6 | 4 | 8 | 4,43 |
уровень квалификации поставщиков | 5 | 7 | 4 | 5 | 6 | 6 | 8 | 4,42 |
деятельность поставщиков «человеческих» ресурсов | 5 | 4 | 4 | 3 | 4 | 5 | 4 | 4,14 |
состояние поставщиков материальных ресурсов | 6 | 5 | 6 | 4 | 5 | 6 | 5 | 5,28 |
наличие ресурсов-заменителей | 3 | 4 | 3 | 3 | 4 | 5 | 4 | 3,71 |
условия поставки материалов и комплектующих | 4 | 4 | 5 | 6 | 5 | 7 | 6 | 5,86 |
общая маркетинговая стратегия | 6 | 7 | 5 | 6 | 7 | 6 | 8 | 6,43 |
уровень маркетинговых исследований | 7 | 6 | 5 | 4 | 6 | 5 | 7 | 5,71 |
ассортиментная политика | 8 | 6 | 7 | 9 | 5 | 8 | 7 | 7,14 |
отсутствие фирменной сервисной сети | 2 | 3 | 4 | 5 | 3 | 3 | 4 | 3,43 |
работа с корпоративными клиентами | 8 | 9 | 7 | 8 | 8 | 6 | 7 | 7,57 |
участие в крупных региональных программах и инвестиционных проектах | 6 | 9 | 7 | 8 | 9 | 6 | 5 | 7,14 |
продукция, соответствующая нормам Евро 1,2 | 8 | 9 | 6 | 8 | 7 | 8 | 9 | 6,43 |
Окончание приложения А
система разработки нового товара | 7 | 6 | 9 | 7 | 6 | 9 | 8 | 7,43 |
послепродажное, гарантийное обслуживание | 5 | 6 | 6 | 5 | 6 | 6 | 7 | 5,86 |
доставка товара | 5 | 4 | 4 | 5 | 6 | 8 | 6 | 5,42 |
система скидок | 7 | 6 | 5 | 8 | 6 | 7 | 7 | 5,14 |
система оплаты | 3 | 2 | 3 | 4 | 2 | 3 | 3 | 2,86 |
гибкость системы ценообразования | 4 | 3 | 5 | 4 | 3 | 5 | 4 | 4 |
профессионализм участников каналов распределения | 3 | 5 | 3 | 4 | 3 | 5 | 3 | 3,71 |
деятельность дилеров, торговых агентов | 4 | 5 | 6 | 3 | 6 | 4 | 5 | 4,71 |
финансирование каналов распределения | 3 | 4 | 3 | 5 | 4 | 6 | 5 | 4,28 |
мотивация участников каналов распределения | 7 | 6 | 5 | 7 | 6 | 8 | 4 | 6,14 |
разветвленность сбытовой сети | 6 | 4 | 6 | 6 | 5 | 7 | 6 | 7,14 |
взаимодействие участников каналов распределения | 4 | 5 | 3 | 4 | 5 | 3 | 4 | 4 |
известность торговой марки | 5 | 6 | 7 | 5 | 8 | 6 | 7 | 7,71 |
рекламная деятельность | 3 | 3 | 4 | 2 | 3 | 3 | 4 | 3,14 |
PR кампании | 3 | 4 | 2 | 3 | 5 | 3 | 2 | 3,14 |
система найма персонала | 7 | 6 | 4 | 5 | 7 | 6 | 5 | 7,14 |
мотивация персонала | 4 | 6 | 4 | 5 | 7 | 4 | 4 | 4,86 |
система подготовки, обучения персонала | 5 | 5 | 6 | 4 | 7 | 5 | 6 | 5,43 |
уровень квалификации персонала | 6 | 7 | 7 | 4 | 5 | 6 | 4 | 4,14 |
система повышения квалификации персонала | 7 | 6 | 7 | 7 | 8 | 6 | 5 | 5,14 |
уровень заработной платы | 6 | 7 | 5 | 5 | 6 | 7 | 6 | 6 |
загруженность производственных мощностей | 5 | 6 | 6 | 4 | 5 | 7 | 5 | 5,43 |
уровень технологии производства | 5 | 7 | 5 | 6 | 4 | 6 | 5 | 5,43 |
производительность труда | 4 | 5 | 4 | 5 | 4 | 5 | 4 | 4,43 |
управление товарно-материальными запасами | 4 | 5 | 3 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4,71 |
состояние оборудования | 3 | 4 | 2 | 4 | 3 | 5 | 3 | 3,43 |
износ оборудования | 3 | 4 | 3 | 2 | 3 | 4 | 3 | 3,14 |
инновации в производстве | 4 | 5 | 5 | 3 | 4 | 5 | 4 | 4,28 |
себестоимость продукции | 6 | 6 | 7 | 5 | 6 | 7 | 8 | 6,43 |
контроль качества продукции | 6 | 5 | 7 | 6 | 8 | 5 | 6 | 6,14 |
общее финансовое состояние предприятия | 4 | 4 | 5 | 3 | 4 | 5 | 4 | 4,14 |
расчетная система | 3 | 4 | 2 | 3 | 2 | 4 | 3 | 3 |
система бухгалтерского учёта | 4 | 4 | 5 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3,86 |
дебиторская и кредиторская задолженности | 3 | 4 | 5 | 3 | 3 | 4 | 3 | 3,57 |
финансовая устойчивость предприятия | 7 | 5 | 4 | 5 | 6 | 4 | 5 | 5,14 |
скорость оборота капитала | 4 | 3 | 5 | 4 | 3 | 5 | 4 | 4 |
местоположение организации | 6 | 7 | 8 | 5 | 7 | 5 | 5 | 6,14 |
компетентность высшего звена управления | 7 | 8 | 7 | 6 | 8 | 7 | 5 | 6,86 |
организационная культура предприятия | 6 | 6 | 5 | 7 | 6 | 5 | 6 | 5,86 |
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Таблица Б-1. Экспертная оценка конкурентных преимуществ продукции РУП «МАЗ»
Характеристика | Оценка | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
1. Грузоподъемность | ||||||||||
2. Проходимость | ||||||||||
3. Мощность двигателя | ||||||||||
4. Безопасность движения | ||||||||||
5. Экологичность | ||||||||||
6. Комфорт кабины | ||||||||||
7. Эстетичность а/м | ||||||||||
8. Цена | ||||||||||
9. Доступность зап. частей | ||||||||||
10. Послепродажное и гарантийное обслуживание |
Оцените степень присутствия данных характеристик в перечисленных марках (10 – присутствует полностью, 1 – не присутствует).
Характеристика | Оценка | |||||||||
КАМАЗ | УРАЛ | МАЗ | КРАЗ | Renault | Man | Scania | Volvo | Mercedes | Iveco | |
1. Грузоподъемность | ||||||||||
2. Проходимость | ||||||||||
3. Мощность двигателя | ||||||||||
4. Безопасность движения | ||||||||||
5. Экологичность | ||||||||||
6. Комфорт кабины | ||||||||||
7. Эстетичность а/м | ||||||||||
8. Цена | ||||||||||
9. Доступность зап. частей | ||||||||||
10. Послепродажное и гарантийное обслуживание |
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
на тему: Пути повышения конкурентоспособности продукции предприятия (на примере РУП «МАЗ»)
Студент-дипломник,
ФМК, 4 курс, РМП-2
А.И. Яновская
Руководитель
к.э.н, доцент А.Н. Саевец
МИНСК 2008
Содержание
Введение
Сущность и основные показатели конкурентоспособности продукции
Дата: 2019-12-22, просмотров: 244.