« Основные направления соц. Политики современной России»
С конца 80-х гг. в России происходят значительные политические, экономические, социальные изменения.
Опыт соц.политики, проводившийся при Советской власти, а также итог первых лет радикальных экономических реформ заставляют в настоящее время разрабатывать концепции соц.политики, решительно отвергающей «валовой» подход, оказание всеобщей, безадресной помощи. Причина этого – не только экономические трудности государства, неспособного обеспечивать «слаженную», но и изменения подхода к человеку в обществе, возрастание роли индивидуальной ответственности, инициативы. Приоритетными объектами соц.поддержки считаются малообеспеченные и социально уязвимые слои населения, которые столкнулись с реальной угрозой экономической и социальной деградации - инвалиды, пенсионеры, многодетные семьи, беженцы и т.д. Соц.программы более конкретно ориентируются теперь на развитие самопомощи и самообеспеченности, конкретный учет специфики интересов и потребностей этих групп населения, личностный характер помощи. Такой подход получает правовое обеспечение в РФ и ее субъектах в виде федеральных законов, указов президента и других нормативных актов.
Одна из ведущих форм соц-политического, организационно-управленческого реагирования на сложившуюся кризисную ситуацию, инструмент осуществления соц.политики – профессиональная соц.работа. Это и оказание помощи людям, попавшим в сложную жизненную ситуацию, посредством определения их проблем, информационной, консультативной деятельности, прямой натуральной, финансовой социально-бытовой помощи, педагогической и психологической поддержки, стимулирующей собственные силы нуждающихся, ориентирующей их на активное участие в разрешение собственных проблемных ситуаций.
Сущность соц.работы – оказание помощи индивидам и различным группам в осуществлении ими соц.прав, т.к. соц.права весьма многогранны и обеспечивают социальное функционирование личности. Проблемы, которые стремиться разрешить соц.работа, весьма обширны и разнообразны, более того, в конкретной соц.ситуации пересекаются различные виды и типы соц.проблем.
Многое в соц.работе зависит от типа общества и характера осуществления власти. Соц.работа свойственна демократическому обществу и соц. государству. Неудачные структуры власти могут сделать не эффективной соц.политику.
Важную роль в современной действительности играют соц-экономические проблемы, причем их значимость определяется не только негативными последствиями неконтролируемого развития техногенных процессов – катастрофы, загрязнением природы. Соц-экономическиое сдерживание а той или иной мере присуще всем социальным технологиям и методикам, причем мера по выраженности зависит не только от конкретных условий их осуществления, но и от уровня развития общечеловеческой и экологической культуры людей.
Серьезное значение для развертывания соц.политики имеет характер соц-экономических проблем. Во-первых, количество финансовых средств, которые общество и государство способны выделять для решения тех или иных соц вопросов, зависит не в последнюю очередь от состояния экономики. Во-вторых, немалое количество проблем а обществе имеет природу, пограничную между чисто экономическими и чисто социальными. В-третьих, разрешение целого ряда экономических проблем в обществе невозможно без разрешения соц.проблем: трудность проведения реформ в России не в последнюю очередь объясняется тем, что большинство населения утратили свой социальный и имущественный статус.
Специфический комплекс соц.проблем составляют поведенческие проблемы. При анализе девиантного поведения индивидов или группы привычно выделяют категории алкоголиков, наркоманов, преступников. Девиантное поведение может быть проявлением асоциальности или даже антисоциальности, либо вариантом поискового поведения, которое в недалеком будущем может стать нормой для большинства.
По мере развития в мире информационной революции все большее значение приобретают соц.проблемы доступа к информации, коммуникационного обеспечения жизнедеятельности. Мнение о том, что информация – это власть, причем одна из самых эффективных, стала формироваться в начале XX в., с появлением СМИ.
В соц.сфере информационные процессы также имеют большое значение. Масштабные соц.проекты, направленные на стабилизацию соц.-экономической обстановки в некоторых государствах, известных прежде крайней нестабильностью, обязательно включали в себя выравнивание социального неравенства и обеспечение максимально широких слоев населения. Доступ к информации – как бы пропуск в XXI в., это тот рубеж, не преодолев который, нельзя надеяться на включение в современные инновационные процессы, на достижение высокого статуса в обществе будущего.
Плотников П.В.-
Доктор педагогических наук
доктор философии, профессор, академик
Международной Академии наук
педагогического образования (МАНПО) г. Москва
Предлагает Вам следующие задания по самостоятельной работе (СРС) :
-На основе предлагаемых тезисов, необходимо подготовить доклад для публичного и зачетного выступления перед слушателями (Вашими студентами) в роли преподавателя социальной педагогики высшей школы (до 15 минут);
-Рекомендуем Вам данные тезисы, дополнить более конкретной и актуальной информацией на заданную тему, расширить ее, дать рекомендации студентам для использования специальной литературы;
-Подготовьтесь отвечать на вопросы слушателей после доклада (3-5 вопросов), по изложенной тематике;
подготовьте три вопроса к слушателям, которые Вы им последовательно поставите после заданных Вам вопросов. Полученные Вами ответы, оцените по пяти бальной системе;
-Рекомендуем Вам для себя и студентов подготовить «словарик», в котором можете дать определения новым словам, терминам,правилам, формулам и т. д.,
что поможет Вам дать студентам, исчерпывающие ответы на поставленные ими вопросы;
-Вам будет назначено из числа слушателей Вашего доклада два эксперта. Один, оценит Ваши знания (по пяти бальной системе), другой, педагогическое мастерство (по 12-ти бальной системе).
Желаю успешно провести свое зачетное выступление!
Дата: 2019-12-09, просмотров: 240.