ПРОБЛЕМЫ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

 

Одной из главных научно-методических проблем, встающих перед российскими вузами в связи с переходом на стандарты третьего поколения, за основу которых взят компетентностный подход, является разработка отечественной концепции компетентностного обучения, содержания, типологий и уровней самих компетенции в системе высшего профессионального образования.

Компетентность – это способность (умение) действовать на основе полученных знаний. В отличие от ЗУНов (знаний, умений и навыков), предполагающих действие по аналогии с образцом, компетентность предполагает опыт самостоятель­ной деятельности на основе универсальных знаний. Все ключевые компетенции, по мнению специалистов, имеют следующие характерные признаки:

1. Многофункциональность. Овладение компетенциями позволяет решать различные проблемы в повседневной, про­фессиональной или социальной жизни.

2. Надпредметность и междисциплинарность. Они используются в различных ситуациях – не только в вузе, но и на работе, в семье, в политической и иных сферах жизни.

3. Обусловленность уровнем интеллектуального развития человека: абстрактного мышления, саморефлексии, самооценки, критического мышления.

4. Многомерность. Ключевые компетенции включают раз­личные умственные процессы и интеллектуальные умения (аналитические, критические, коммуникативные и др.), а также здравый смысл.

В процессе обучения сотрудников МЧС России следует использовать активные формы и методы обучения с целью реализации компетентностного подхода: метод проектов, ролевые игры, дебаты, поисковые ситуации, работу в группах, проблемно-ориентированное обучение, модульно-рейтинговое обучение.

В качестве контроля качества учебных достижений обучающихся в АГЗ МЧС России в условиях перехода вуза на компетентностно-ориентированное образование можно использовать:

введение в практику обязательной публичной защиты курсовой работы;

создание банков тестовых заданий для междисциплинарного тестирования, направленного на выявление остаточных знаний и базовых компетенции выпускников;

переход к приему экзаменов в форме демонстрации композиций (защиты проектов, презентаций компетенции);

введение в практику обучения комплексных экзаменов (интегрированных, междисциплинарных), предусматривающих решение профессиональных задач и практических ситуаций, начиная со второго курса.

Таким образом, компетентностный подход должен стать основой государственных образовательных стандартов нового поколения и, как следствие, принципом формирования содержания образовательных программ высшего профессионального образования.

 

Д.М. Осипов, канд. экон. наук

ФГОУ ВПО «Академия гражданской защиты МЧС России»

ПравообразоваНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

 

Проводимые в России в настоящее время реформы в экономической, социальной и правовой сферах ставят в качестве одной из актуальных задач полное обновления законодательства и совершенствование уже принятых в последние годы законов. Положительных результатов здесь можно достичь лишь при условии, что принимаемые вновь или вместо устаревших законы, а также вносимые изменения и дополнения в уже действующие нормативные правовые акты (либо в их отдельные статьи) будут соответствовать требованиям социальной реальности.

Правообразование можно рассматривать как многофакторный процесс формирования права, начиная от складывания самой потребности в нормативной регламентации определенной области социального взаимодействия до собственно создания правовой нормы, закрепляющей образец общественного отношения, придания ему характера юридической связи.

Правообразование – категория сложная и многогранная, его можно рассматривать исторически, т.е. как процесс изначального воз­никновения и дальнейшего развития права. В структурно-функциональном плане оно предстает неотъемлемой стороной правовой жизни, состоящей в деятельности различных субъектов социальных связей по обновлению и дальнейшему совершенствованию права. И хотя понятия «право» и «законодательство» не равнозначны, производные от них и тесно связанные с ними понятия «правотворчество», «законотворчество», «нормо­творчество» обладают общими признаками и в юридической литературе довольно часто употребляются как синонимы. Все они обозначают деятельность по переработке, изда­нию и отмене нормативно-правовых актов.

В этой связи можно выделить следующие характерные отличия правообразования от правотворчества:

Во-первых, правообразование отличается временными рамками – формирование нормы права не ограничено временными рамками и начинается до официальной разработки нормативного акта и его принятия, т.е. до правотворчества.

 В ходе развития общества возникают новые, не урегулированные правом отношения людей. Первоначально они принимают различную форму, но постепенно в поведении субъектов этих отношений закрепляются наиболее удобные и выгодные им формы. Эти варианты поведения становятся привычными, и постепенно формируются правила, которые получают общее признание. Именно эти правила и становятся такими нормами, которые признаются государством и в дальнейшем закрепляются им в нормативных правовых актах как общеобязательные.

Во-вторых, правообразование отличается от правотворчества объёмом содержания процесса – его содержание более богато, так как включает в себя собственно правотворческий процесс и процесс, предшествующий ему.

В-третьих, правообразование складывается из нескольких частей: анализ социальной ситуации; осознание необходимости её правового регулирования; общего представления о юридическом предписании, которое следует издать.

Правообразование – это перевод объективных законов общественного развития на язык решений, нормативов, предписаний, впоследствии облечённых в соответствующую юридическую форму посредством правотворческой деятельности. Это длительный процесс формирования правовых норм, происходящий при взаимодействии «объективных и субъективных факторов общественного развития, обусловливающих право» [1].

Правообразование охватывает собой как правотворчество в собственном, буквальном смысле слова, так и законотворчество. И то, и другое, как в теоретическом, так и в практическом плане выступают составляющими элементами правообразования, т.к. последнее включает в себя не только собственно правотворческий, но и весь предшествующий, подготовительный процесс формирования права. Необходимость существования подготовительного процесса обусловливается постоянно возникающей потребностью повышения качества издаваемых актов. Трудно оспорить позицию о том, что качество зависит не только, а порой и не столько от уровня самой правотворческой деятельности государственных органов, сколько от уровня проводившихся до принятия правового акта подготовительных работ.

Формирование права (правообразование) пред­ставляет собой сложный относительно длительный по времени процесс социального становления, юридического оформления и последующей социализации правовых норм в конкретных жизненных условиях. В правообразовании выделяется несколько этапов. Первый не контролируется государством. Он заключается в появлении явочным порядком новых отношений, правил и форм. Второй этап правообразовательного процесса осуществляется в рамках законотворческой функции государства: определение потребности в правовом регулировании, подготовка, обсуждение, принятие и опубликование нормативных правовых актов.

Социальные источники права выражают соотношение позитивного права и социальной реальности. Данное соотношение всегда представляет собой определенное противоречие, которое служит толчком развития права. Такое соотношение может проявляться в случае появления необходимости обеспечить выражение тех правовых потребностей, которые остались без внимания законодателя, приспособить содержание позитивного права к меняющейся общественной реальности. Нередко возникают ситуации, когда требуется устранить расхождение между нормой закона и развитием общественных отношений, адаптировать право к действительности, поэтому роль материальных источников правообразования не должна принижаться законодателем при создании, изменении и отмене правовых норм.

 

Литература

1. Ленчик В.А. Правотворчество в Российской Федерации / Труды Академии управления: Актуальные вопросы российской государственности. – М.: Академия Управления МВД России, 2001. – С. 59.

2. Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права – М.: Проспект, 2001. – С. 661.

 

Д.М. Осипов, канд. экон. наук

ФГОУ ВПО « Академия гражданской защиты МЧС России»

 

ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ»

 

Реализация юридических обязанностей и прав в значительной мере определяет гражданскую позицию человека, его социальную активность. Вот почему каждый обучающийся (курсант, студент) должен глубоко осознать сущность современного Российского права и его роль в защите населения и территории страны от чрезвычайных ситуаций, как одной из приоритетных задач системы национальной безопасности.

Вооружить обучающихся основами правовых знаний, необходимых для успешного выполнения должностных функций, правильного применения норм законодательства, эффективного использования правовых средств в организаторской работе — главная задача учебной дисциплины «Правовые основы гражданской защиты».

Изучение дисциплины правовые основы гражданской защиты следует начать с двух специальных отраслевых законов. Это Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ "О гражданской обороне", в котором закреплены полномочия соответствующих органов власти и органов местного самоуправления в области гражданской обороны. И Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", устанавливающий полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Это отраслевые, специальные законы, а есть общие законы, которые в целом устанавливают принципы разграничения полномочий и распределения компетенции, как в повседневной деятельности, так и при введении чрезвычайных правых режимов. Это, прежде всего, Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Необходимо также упомянуть федеральные конституционные законы Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ "О военном положении" и Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении", так называемое «чрезвычайное законодательство».

Именно с учетом применения всех этих документов в совокупности можно определить какие органы власти, органы местного самоуправления, и в каком объеме реализуют полномочия в области и гражданской обороны, и защиты населения.

В процессе ее преподавания, самостоятельного изучения обучающиеся достигают на основе комплексного подхода к обучению следующих целей:

практической — четкой ориентации в действующем законодательстве по вопросам гражданской защиты, умение оперативно находить необходимые правовые нормы, реализовывать их положения в пределах предоставленных полномочий;

образовательной — приобретение правовых знаний, представлений о социальном назначении права, его роли в обществе, укрепление постоянной готовности как спасательных воинских формирований так и аварийно-спасательных формирований органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, в осуществлении задач, сформулированных в реше­ниях высших органов государственной власти, приказах и директивах МЧС России;

воспитательной — привитие глубокого уважения к Российским законам, сознательного, добросовестного, неукоснительного соблюдения их требований, приказов командиров и начальников [1].

Уметь применять правовые нормы гражданской защиты и чрезвычайного законодательства, в повседневной деятельности, эффективно участвовать в правовом воспитании военнослужащих, работников и служащих подразделений МЧС России.

Помимо этого, они должны быть ознакомлены с международно-правовыми формами сотрудничества.

Интерес к курсу «Правовых основ гражданской защиты», глубина его усвоения во многом зависят от качества преподавания лекций и семинарских занятий.

Лекции — основной источник информации об изучаемых вопросах дисциплины. Они должны иметь высокий теоретический и научный уровень, быть тесно связаны с жизнью. Важнейшие теоретические положения подробно разъясняются, подтверждаются материалами исследований, иллюстрируются примерами. Особенно желательно использование примеров из практики действия сил и средств МЧС России при ликвидации ЧС как у нас в стране, так и за рубежом в различных правовых режимах.

Семинарские занятия играют большую роль в правовой подготовке обучаемых. Именно в ходе их они получают возможность глубже разобраться в изучаемом материале, научиться сочетать теоретические знания с практикой, а также приобрести некоторые навыки работы с нормативными актами. Им прививается умение разрешать конкретные жизненные ситуации на основе норм законов и других нормативно-правовых актов. Поэтому очень важно правильно определить, какие вопросы следует рассмотреть на семинарском занятии по изучаемой теме. Прежде всего, намечаются те вопросы, с которыми обучающиеся встречаются в практической работе.

Основой формирования уважительного отношения к законодательству гражданской защиты и чрезвычайному праву, военному законодательству служит полное и правильное раскрытие их социального значения и содержания. Обучаемые должны уяснить, что закон — это не свод абстрактных правил, а воплощение справедливых и необходимых норм, учитывающих разнообразие и сложность жизненных ситуаций, чрезвычайных ситуаций.

Таким образом, занятия по правовым основам гражданской защиты способствуют формированию правосознания личности и некоторых качеств высококлассного специалиста (руководителя) МЧС России (правовой компетентности, ответственности, дисциплинированности, активности).

Литература

1. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире. — М.: Владос, 1999. – с. 34.

 

 

Ж.Ф. Остроухова

ФГОУ ВПО «Академия гражданской защиты МЧС России»

АНТИСТРЕССОВАЯ ПОДГОТОВКА СПАСАТЕЛЕЙ

Умение специалистов МЧС применять к себе экспресс-метод по саморегуляции и самореабилитации психофизиологического состояния позволит им поддерживать работоспособность на должном уровне.

Наиболее действенной, не требующей специальной подготовки и длительного периода обучения, являющейся экспресс-методом как в обучении, так и в применении, является система "Ключ" (автор Алиев Х.М.).

Индивидуальные тенденции механизма, ответственного за переход «стресс- адаптация», подчиняются физиологической основе принципа идеомоторных движений, при котором происходит рефлекторное автоматическое движение рук в ответ на мысленный образ, вызывающее переключение стрессовой доминанты с последовательным развитием релаксации и наступлением комфортного состояния с параллельной возможностью саморегуляции и самореабилитации.

Результаты проведенных в Академии гражданской защиты МЧС РФ семинаров с курсантами и студентами 3 курса (113 человек, из них 27 студентов, 86 курсантов), у которых уже сформировалось представление о профессии, и прошел адаптационно-переходный период к академическим требованиям и нагрузкам, приведены в таблице.

Таблица

Результаты применения метода "КЛЮЧ" (по Алиеву) у курсантов и студентов

3 курса АГЗ МЧС Российской Федерации

В выполнении упражнения участвовать не захотели (аргументация – "не верю")

Не получилось – признаки зажатости

Получилось

Признаки релаксации Спокойствие, уверенность, ясность ума Бодрость, решительность, желание активных действий
12* 10* 50* 22* 19*
10,6 % 8,9 %

80,5 %

*- количество человек

В группах дважды проводились двухчасовые семинары. Результат можно считать высоким (80,5 %). Группе участников с признаками релаксации достаточно еще одного-двух занятий, чтобы научиться задавать организму нужную установку.

Данный метод применим при подготовке спасателей к работе в условиях чрезвычайных ситуаций, для ускорения периода реабилитации, для снятия острого стресса при оказании экстренной помощи всем возрастным категориям пострадавших, способных к речевому контакту.

 

А.В. Пилькевич, м-р спорта по спорт. туризму и по альпинизму,

Ю.В. Байковский, канд. психол. наук, проф., м-р спорта междун. класса по альпинизму

ФГОУ ВПО «Академия гражданской защиты МЧС России»

Российский государственный университет физкультуры, спорта, молодежи и туризма

Дата: 2019-12-22, просмотров: 235.