Управление материальными потоками всегда являлось существенной стороной хозяйственной деятельности. Однако лишь сравнительно недавно оно приобрело положение одной из наиболее важных функций экономической жизни. Основная причина — переход от рынка продавца к рынку покупателя, вызвавший необходимость гибкого реагирования производственных и торговых систем на быстро изменяющиеся приоритеты потребителя.
В условиях перехода к рыночным отношениям единые системы нормативов совершенствования материально-технической базы теряют свое прежнее значение. Каждый субъект хозяйствования самостоятельно оценивает конкретную ситуацию и принимает решения. Как свидетельствует мировой опыт, лидерство в конкурентной борьбе приобретает сегодня тот, кто компетентен в области логистики, владеет ее методами.
Логистика (д/греч.) – счетное искусство. В Афинах существовало учреждение под названием логистрарий – финансово кредитный орган, в котором проверяли финансовые отчеты должностных лиц. Корень слова «логистика» близок к французскому слову «loger» – поселять, квартировать, что по смыслу означает конец перемещения, т.е. достижение цели.
Исторически впервые управление потоками сил и средств осуществлялось при перемещении войск, за которыми следовали обозы с продовольствием и снабжением. Полководческие замыслы требовали от войск и флота сложных маневров, изменения маршрутов следования, встреч в точно установленное время и в определенном месте. Поэтому термин «логистика» впервые появился в военном деле в Византии (IX-X вв.), где под ним понимали тыл и снабжение войск. Дальнейшее развитие он получил в начале XIX века в период наполеоновских войн. Хотя содержательно она использовалась еще ранее, например, Александром Македонским в IV веке до н.э. Численность войск, их вооружение и регулярность требовали значительных запасов продовольствия, воды, копий, транспортных средств.
Так, знаменитая македонская фаланга, созданная отцом Александра Филиппом II, численностью более 50 000 человек требовала соответствующего снаряжения. Для чего при проведении завоевательных компаний роль разведчиков выполняли купцы, которые вели разведку дорог, местности, богатств страны, народов, их царей. В дружественных государствах они выполняли функции снабженцев, а в других – являлись указателями наиболее выгодных городов, мест и т.д. для совершения завоевательных походов.
Для выполнения маневра многочисленных войск на огромном пространстве, а для флота – на просторах морей и океанов, необходимо учесть множество факторов, предвидеть различные случайности, выполнить сложные расчеты – где особое место отводилось снабжению войск продовольствием, фуражом, снаряжением и т.д., как военно-экономического фактора в целях достижения успеха военных кампаний.
До настоящего времени «логистика» по прежнему занимает важное место в военном деле, по определению Бундесвера (1967 г.), «логистика» – это учение о планировании, предоставлении и применении необходимых средств для военнослужащих.
Материально-техническое обеспечение (МТО) – это комплекс мероприятий, охватывающий производство, распределение, накопление и использование материально-технических средств (МТС) при взаимодействии специализированного силового и гражданского секторов экономики по обеспечению органов управления и войск ГО при их действиях по предназначению в ЧС и военное время.
Данная цель достигается системой МТО, которая успешно может функционировать на основе синергетических свойств, что позволит ей адаптироваться к факторам экономической среды, стать устойчивой, гибкой и живучей. Поэтому наиболее рациональным путем эффективного ресурсного обеспечения комплекса мероприятий РСЧС и ГО является использование логистики, научной методологией которой выступает теория логистики. В современной интерпретации в широком смысле слова логистика – это наука об управлении дискретными потоками материальных, людских, транспортных, финансовых, информационных и других ресурсов. В узком смысле слова - создание механизма эффективного взаимодействия органов МТО с хозяйствующими субъектами, например, мероприятий РСЧС и ГО.
А логистизировать МТО – значит реализовать сквозную интеграцию функций приобретения, распределения и снабжения плановых и нештатных мероприятий РСЧС и войск ГО, иначе, интегрированного движения МТС от источников их производства до конечных потребителей [1].
Важность использования логистики в обеспечении подтверждается статистикой. В условиях развитой экономики Запада собственно процесс производства товаров составляет лишь 2–3 % общего времени производства и обращения, завершающийся доставкой их потребителю. Остальные 97 % времени приходятся на различные виды перемещения и хранения исходных материалов и продукции, то есть на процесс МТО. Стоимость всех видов МТО составляет около 15 % от стоимости ВНП или более 30 % от общей суммы производственных издержек. При этом на перемещение расходуется более 40 % указанных затрат, на хранение более 20 %, на материальные запасы порядка 25 %, неадминистративные расходы – не менее 15 %. Отсюда очевидна важность, направленность и возможность сокращения расходов на основе научных методов оптимизации всех потоковых процессов, начиная от производства и заканчивая использованием.
Однако для этого необходим истинный рыночный механизм функционирования экономики на всех уровнях. Для обеспечения силовых ведомств и системы гражданской защиты этот фактор имеет пока неустойчивую реализацию.
Тем не менее, наиболее рациональным путем эффективного ресурсного обеспечения функционирования РСЧС, повышения эффективности системы МТО мероприятий РСЧС и войск ГО наряду с менеджментом, маркетингом, эконометрией и другими дисциплинами является использование логистики.
Движение в условиях рыночной экономики при отсутствии единого собственника материально-технической базы решается на основе экономических интересов всех участников процесса обеспечения [2]. Если учесть, что появление конечного продукта в сфере потребления предполагает взаимосвязь от 15 до 400 хозяйствующих субъектов, то можно представить масштаб и число экономических (хозяйственных) связей, пронизывающих систему экономического обеспечения РСЧС. Поэтому логистизация системы МТО мероприятий РСЧС определяется требованиями экономического характера по сокращению временных интервалов между процедурами начального приобретения МТС и конечной поставкой их по назначению, от чего зависят жизни людей.
Как известно, система представляет собой множество взаимосвязанных элементов, функционирующих для достижения общей для них цели. Для системы тылового обеспечения – это множество взаимосвязанных элементов (подсистем) тыла, функционирующих для своевременного и бесперебойного обеспечения войск (сил) в целях поддержания их постоянной боевой готовности в мирное время и выполнения поставленных перед ними задач в военное время.
В динамических системах, к которым относится система МТО войск, взаимосвязь элементов, объектов (органов) тыла и их функционирование реализуется с помощью соответствующих потоков: людских, материальных, транспортных, энергетических, денежных средств, информационных, военных и других. В связи с этим потоки есть составная часть системы. Следовательно, потоки могут рассматриваться как подсистемы и самостоятельные объекты управления. В связи с этим логистика использует методы кибернетики, систематологии (теории систем) и так далее.
Систему управления МТО войск с позиции логистики можно представить в виде структурно-сетевой функционала частично фрактального характера, входными параметрами которого являются плановые расчетные параметры потока (материального, транспортного, денежного и т.д.), управляющие воздействия как регулятор потока, оперативная корректировка управляющих воздействий – диспетчеризация, информация об управляемом потоке, обобщенная (обработанная) информация, аналитическая информация. Выходным параметром служит собственное значение матричного модуля управляемой системы, характеризующего степень достижения необходимой количественной характеристики потока при заданной постановке задачи.
Цель логистики – обеспечение нужными материальными средствами в определенном месте и в заданное время при минимальных затратах, в определенном количественном и качественном состоянии – достигается выполнением функций:
«Планирование» – предусматривает решение задач, связанных с установлением оптимальной траектории движения потока как совокупность конкретных объектов, установлением его эффективности, разработкой расписания (графика) следования потока, расчетом потребности в ресурсах для осуществления потока;
«Оперативное регулирование» – представляет собой реализацию на практике запланированного движения потока. В рамках этой функции производится отслеживание каждого объекта потока согласно графику движения, включая диспетчеризацию перемещаемых объектов, выработку и ввод в действие управляющих воздействий;
«Учет» – предусматривает решение информационных задач т.е. сбор, обработку, хранение и выдачу информации, ведение оперативного (первичного) и статистического учета, составление необходимой отчетности;
«Контроль» – устанавливает степень соответствия фактических параметров движения потока запланированным значениям, кроме того, для контроля используются эталонные значения элементов потока в форме норм и нормативов;
«Анализ» – включает комплекс задач, предусматривающих установление причинно-следственных связей между достигнутыми результатами и затраченными средствами, выявляется влияние различных факторов на фактические значения параметров потока, рассчитывается эффективность управления и функционирования системы в целом. В рамках данной функции также разрабатываются и совершенствуются методы анализа. Полученная аналитическая информация, т.е. результаты анализа, используются для нового цикла и новых плановых расчетов.
Для управления потоками синтезируется логистическая система, в которую входят управляемая система и управляющая система в виде конкретных потоков. Данные функции для системы МТО заключаются в формировании хозяйственных связей, определение потребности в подвозе материальных средств, их объемов и направлениях последовательности и звенности передвижения их через места складирования, координация оперативного управления поставками и перевозками, формировании и регулировании запасов материальных средств, развитии, размещении и организации складского хозяйства, выполнении операции, непосредственно предшествующих и завершающих подвоз материальных средств.
Учитывая территориальный принцип МТО войск и экономическую самостоятельность производителей (поставщиков) материальных средств, логистический подход позволяет получить наибольшую плоскость соприкосновения интересов субъектов производства и потребления (войск ГО в виде его тыла). Логистика отдает приоритет не отрасли, а территории, региону, где использование ее принципов приносит наибольшей эффект.
На основе экономико-математического моделирования, экономического анализа, экономических компромиссов, логистика минимизирует суммарные затраты и при ее сознательном применении может дать экономический эффект до 30 – 35 % от стоимости всего процесса МТО.
Логистика играет ведущую роль в процессе обеспечения нормальной жизнедеятельности как производителя, так и потребителя с их целями через обоснованный компромисс их экономических интересов [4].
Суть логистики – это системный подход, а цель – рациональное управление всеми потоками для наиболее рационального удовлетворения потребностей войск ГО и их тыла.
Таким образом, в расширенном толковании логистический подход позволяет на научной основе решить комплекс задач:
осуществление оперативного контроля динамики спроса и предложения (учёт ограниченности ресурсов с обеих сторон);
выбор путей достижения ресурсного компромисса (сбалансированности);
установление и поддержание связей между партнерами рынка – производителями и потребителями;
создание необходимого и достаточного запасов материальных средств;
оптимальное управление ими;
накопление опыта для выработки дальнейших стратегий управления потоками.
Все эти задачи актуальны не только для РСЧС и тылового обеспечения войск ГО, но и поддержания материального фонда ЧС на муниципальном, субъектовом и в особенности на региональном уровнях, каковым является один из держателей фондов ЧС федерального значения – региональный центр МЧС России.
Литература
1. Бауэрсокс Дональд Дж., Клосс Дейвид Дж. Логистика: интегрированная цепь поставок / Пер. с англ. М.: ЗАО "Олимп-Бизнес", 2006.
2. Голиков Е. А. Маркетинг и логистика. М.: ИД "Дашков и К0", 2006.
3. Гордон М.П., Карнаухов С. Б. Логистика товародвижения. М.: Центр экономики и маркетинга, 2008.
В.О. Микрюков, канд. филос. наук
ФГОУ ВПО «Академия гражданской защиты МЧС России»
Дата: 2019-12-22, просмотров: 282.