ИНТЕРАКТИВНОЕ ЭЛЕКТРОННОЕ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ПО РАЗДЕЛУ «СОПРОМАТ» ДИСЦИПЛИНЫ «МЕХАНИКА»

Построение эпюр крутящего момента, касательного напряжения в сечениях круглого стержня и углов поворота сечения стержня является важным учебным модулем при изучении раздела «Сопромат» дисциплины «Механика». Знания, умения и особенно навыки построения таких эпюр определяют профессиональный подход к проектированию эффективных инструментов утилитарного аварийно-спасательного и двойного назначения.

Однако изучение этого модуля связано с определёнными трудностями не только чисто технического, но и дидактического характера, заключающегося в потребности оперативной обратной связи обучаемого и обучающего на протяжении всей цепочки технологии построения эпюр вращательного типа.

Для самостоятельного изучения студентами и курсантами АГЗ МЧС России методик авторами под руководством профессора Закатова М.М. разрабатывается электронное обучающее интерактивное учебное пособие.

Пособие позволяет контролировать правильность построения эпюр и в случае неправильных действий, выдает обучающемуся студенту, курсанту соответствующую информацию и подсказку. Программа, реализующая алгоритмы методик, позволяет делать расчеты крутящих моментов, напряжений и углов поворота в различных сечениях стержня по заданным исходным данным и строит графики зависимостей крутящего момента, напряжения и угла поворота как функции положения сечения на оси стержня – эпюры. Также программа позволяет проводить обучение студентов и курсантов по проведению расчетов по подбору сечения круглого стержня из условий прочности и жесткости.

Дополнительным положительным фактором разработки является то, что обеспечение интерактивности осуществлено в рамках широко распространённого приложения Microsoft – программе Excel.

 

Е.Н. Глотов, канд. хим. наук, Г.Г. Сергеев, канд. пед. наук,

Т.С. Комова

ГОУ НПО «Профессиональное училище № 64 МО Московской области», г.о. Химки

Управление внутренних дел г.о. Химки Московской области

                                                                                                                             

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА БЫТОВОЙ ХИМИИ  –

УГРОЗА ДЕТСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

 

Среди угроз жизни и здоровью человека и в особенности детей в современных условиях являются физиологически активные вещества (ФАВ), содержащиеся в бытовых химических смесях и различных препаратах, которые несут в себе опасности не только при их использовании, но и хранении. Особенно это опасно для мест массового пребывания детей: образовательных учреждений (ОУ), общежитий, интернатов, столовых.

Так, средство для очистки труб ни что иное, как крепкий раствор щёлочи, который при попадании на кожные покровы может на месте контакта уничтожить кожу, оставив долго незаживающие язвы. Дихлофос или хлорофос есть ни что иное, как вещество нервно-паралитического действия типа зарин, зоман или VX (хотя и менее токсичные). Многие чистящие средства для ликвидации известкового налёта в туалетах и ванных содержат фосфорную, соляную, щавелевую кислоты с негативным воздействием на организм.

Надо организовывать профилактику отравлений бытовыми ядами, исследовать, на какие социальные слои ориентирована и в каком объёме эта работа должна осуществляться. В настоящее время такой профилактикой не занимается ни одна структура.

Апробированной методикой многих видов профилактической подготовки считается обучение в образовательных учреждениях, например, во время плановых занятий на уроках химии, биологии, безопасности жизнедеятельности. Но пока нет чёткого определения бытовых ядов или бытовых химикатов, приемлемой и доступной для обучающихся классификации, определения и создание необходимого и достаточного объёма учебного материала, разработка и создание методических рекомендаций и методических материалов.

Одна из классификаций ядов основана на объединении их в группы по химическим и физическим признакам, например, кислоты, щелочи, алкалоиды, промышленные растворители, неорганические соединения, органические соединения, ядовитые газы, ядовитые пищевые продукты. Кроме того, яды можно классифицировать по их физиологическому действию. Ряд химических веществ выступает в качестве ядов местного действия; в их числе: 1) едкие вещества, разрушающие ткани при непосредственном контакте (неорганические кислоты, едкие щелочи и фенол); 2) раздражающие вещества, в частности соединения мышьяка, свинца, ртути, цинка. Другую категорию составляют яды системного действия; они попадают в кровоток и воздействуют на сердце, почки, нервную систему и другие жизненно важные органы. К этому типу относятся цианиды, снотворные, производные опия и стрихнин.

Существуют классификации ядохимикатов по химическому составу (хлорорганические, фосфорорганические, медьсодержащие, ртутьорганические, производные карбаминовой кислоты), в зависимости от токсического действия по величине среднесмертельной дозы LD50 (сильнодействующие, высокотоксичные, среднетоксичные, малотоксичные), по стойкости к окружающей среде. Мы не останавливаемся ещё и на большой группе ядов природного происхождения – растительных и животных ядах. Хотя в некоторых регионах нашей страны нередки случаи отравления в результате укусов ядовитых змей, пауков, скорпионов, отравления от употребления ядовитых растений, грибов и т.д.

В зависимости от образовательного уровня разделы изучения бытовых химических ядовитых веществ в ОУ должны быть разные. «Опасные вещества», «Ядовитые химические вещества в повседневной жизни», «Физиологически активные вещества бытовой химии». Подход к той или иной классификации ФАВ определялся всегда целями и задачами, стоящими при изучении регламентированного объёма материала о строении, свойствах и применении этих веществ.

На уровне средней школы более понятна классификация по основным группам бытовых препаратов: антифризы; дезинфицирующие средства; косметические средства; краски; лекарственные средства: психотропные, обезболивающие, слабительные, средства для растирания; минеральные и органические пищевые добавки; моющие средства; отбеливающие средства; пестициды; растворители красок; репелленты; чистящие средства.

Этот список, может быть, целесообразно дополнить некоторыми высокомолекулярными веществами (некоторыми полимерами, эпоксидными смолами, клеями и т.д.), ФАВ природного происхождения.

В каждой группе перечисленных препаратов содержатся конкретные вещества, которые определяют степень опасности, токсичности всей смеси. Чаще всего это алкалоиды (аконит, апоморфин, морфин, никотин, стрихнин); амилацетат; анилин и его производные; арсин; аспирин и другие салицилаты; ацетальдегид; ацетилен и его соединения; белладонна; бензол и его производные; бериллий и его соединения; бром и его соединения; гипохлориты; иод; иодоформ; кислоты (азотная, ледяная уксусная, плавиковая, серная, фосфорная); ксилол; метилформиат; никелевая пыль; нитраты и нитриты; нитробензол; нитроглицерин; оксид кальция; оксиды азота; перекись водорода; ртуть и ее соли; сероуглерод; соединения бария; соединения ванадия; соединения висмута; соединения кадмия; соединения селена; соединения сурьмы; соединения теллура; соединения цинка; соли калия; соли олова; соли серебра; сульфаниламидные препараты; толуол; формальдегид; фосген; фосфаты, фосфонаты и другие производные кислот фосфора; хлор; этилацетат и другие сложные эфиры и др. Отравления такими веществами происходят часто.

В настоящее время существуют классификации причин попадания ФАВ и их количеств в организм. В зависимости от количества химиката попавшего в организм различают острые и хронические отравления. Острые отравления обычно возникают непосредственно вслед за действием большого количества яда и нередко сопровождаются нарушением функций жизненно важных органов. Хронические отравления возникают в результате длительного воздействия яда в небольших дозах или концентрациях, при этом происходит накопление в организме яда или последствий его влияния.

По условиям возникновения выделяют бытовые, медикаментозные и профессиональные отравления. Частота того или иного вида отравления зависит от сезона, географического района, распространённости определённых лекарственных препаратов и многих других факторов. Так, на смену чрезвычайно распространённым в прошлом бытовым отравлениям веществами прижигающего действия пришли отравления снотворными, фосфорорганическими ядохимикатами, наркотиками. На производстве и в быту часто встречаются отравления окисью углерода.

По некоторым данным, главными источниками случайных отравлений со смертельным исходом служат этиловый спирт, наркотики (героин и кокаин), барбитураты, продукты с содержанием свинца, метиловый (древесный) спирт и четыреххлористый углерод. При самоубийствах чаще всего отравляются барбитуратами, бытовым газом, выхлопными газами и цианидом. Дети до шести лет часто отравляются и погибают, принимая препараты с содержанием железа и других предметов, имеющих в своём составе ядовитые ФАВ, за конфеты.

Следует особо упомянуть промышленные растворители и опасные химикаты. Они могут вызывать не только острое отравление при случайном приеме внутрь, но представляет опасность и продолжительный контакт с их парами, аэрозолями и распылителями. В прошлом веке такие вещества имели совершенно правильное определение – сильнодействующие ядовитые вещества – СДЯВ. Имеет смысл реанимировать это определение, наполнив его современным содержанием с добавлением опасных ФАВ.

Таким образом, с точки зрения объективной реализации попадания ядовитого вещества в организм, отравления ФАВ можно разделить на две основные группы: преднамеренные и непреднамеренные.

Приведём несколько реальных примеров 2010 года.

Случай суицида: девочка 14 лет приняла 25 таблеток амитриптилина и только своевременно оказанная помощь спасла ей жизнь после нескольких суток реанимации.

Непреднамеренное употребление ядовитых веществ – мальчик в возрасте 3 лет, оставшись один дома, на кухне в шкафчиках рассматривал цветные пакетики и попробовал крысиный яд, к счастью после реанимации остался жив.

К сожалению не редки случаи употребления различных веществ с целью получения мнимого удовольствия. Так, мальчик 15 лет после употребления крепкого пива стал вдыхать пары бензина, в результате наступила смерть от удушья рвотными массами. Четыре девочки в возрасте 15 – 16 лет на дискотеке добавили к алкогольным коктейлям таблетки димедрола, анальгина, парацетамола, остались живы только благодаря медицинской помощи. Мальчик 16 лет с заболеванием сахарным диабетом 1 типа после укола инсулина принял феназепам для удовольствия, результат – двое суток в реанимации, остался жив. Несколько обучающихся 6 – 8 классов приняли перорально гашиш, в результате получили серьёзные проблемы с кишечником. Молодая женщина (около 30 лет) с подросткового возраста употребляла алкоголь, часто с настойкой боярышника, в конце концов, наступил летальный исход.

Мы не представляем полной картины случаев отравлений ни по классам химических веществ, ни по степени их преднамеренности. Это является следствием отсутствия единой информационной базы. Остаются неизвестными случаи хронических бытовых отравлений, поражений, приводящих к обострению хронических или аллергических заболеваний.

Естественно, трудно спрогнозировать эффективность профилактической работы в образовательном процессе, но это не является причиной не начинать активное её проведение. В определённой степени такая работа предусмотрена учебными программами по химии, биологии. Но материал об опасности, токсичности некоторых веществ не выделен в целевое ознакомление с токсичными химикатами и приводится по мере изучения учебного материала. Небольшой перечень ФАВ активных веществ (алкоголь, никотин, наркотики) рассматривается в курсе ОБЖ в разделе о здоровом образе жизни [1]. Но этого явно не достаточно. По нашему мнению, содержательную часть курса ОБЖ следует скорректировать. При этом, нельзя не учитывать, что используемые химикаты в ОУ в мизерном количестве в лабораторных работах, в преднамеренном варианте сговора (когда подросток добровольно переходит в класс субъектов опасных деяний) могут становиться огромной угрозой, если их собрать до потенциально критического количества.

Чрезвычайно актуально изучение опасных, токсичных веществ и их смесей, последствий контакта или поражений ими, независимо от частоты использования таких веществ в нашей повседневной жизни различными группами и социальными слоями населения. Ситуация настоящего времени диктует острую необходимость создания единого приемлемого понятийного аппарата, классификации ФАВ бытовой химии, определения оптимального перечня таких ФАВ для ознакомления различных социальных слоёв населения. Отсюда вытекает потребность в создании учебно-методических пособий и материалов о ФАВ для тех, кто будет непосредственно заниматься обучением и профилактической работой. Профилактическую работу с обучающимися на разных уровнях образовательного процесса целесообразно осуществлять во время плановых занятий по ОБЖ или БЖД, для чего надо ещё провести соответствующую подготовку преподавательского состава.

Требуется развёртывание совместной серьёзной работы специалистов в области химии, токсикологии, общей медицины, педагогики, экологии.

 

Литература

1. Глотов Е.Н., Мирмович Э.Г. Химическая безопасность образовательного учреждения в категорированном городе / В сб. матер. V Всеросс. конф. «Современное состояние и перспективы развития курса ОБЖ» (Москва, 8-10 февраля 2005 г.). М.: АП КиППРО, 2006. – С. 117 – 120.

 

А.В. Городищев, курс.

ФГОУ ВПО «Академия гражданской защиты МЧС России»

Дата: 2019-12-22, просмотров: 239.