По ЭКСТРЕМАЛЬНЫМ видам ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГОРНЫХ УСЛОВИЯХ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В работе [1] изложены теоретические и научно-методические основы подготовки специалистов по горным видам деятельности и специалистов по обеспечению безопасности людей и групп, действующих в экстремальных условиях горной среды.

Основными противоречиями во взглядах на эту проблему являются следующие аспекты: а) несмотря на повышенный интерес к данной проблеме в России до настоящего времени не создано научно обоснованной и методически разработанной системы подготовки специалистов по обеспечению безопасности деятельности человека в горах; б) имеется существенный разрыв между активностью обсуждения проблемы безопасности людей и групп в экстремальных условиях гор (в СМИ, среди спортсменов, спасателей, ученых) и отсутствием механизмов обеспечения этой безопасности, что не отвечает ни требованиям стратегии развития горных видов спортивной деятельности в стране, ни требованиям, предъявляемым государством к подготовке специалистов в области обеспечения безопасности людей, в том числе представителей силовых ведомств.

В горных видах спорта и деятельности можно выделить восемь основных категорий людей, обучение которых позволяет повысить безопасность деятельности человека в экстремальных условиях гор: 1. Спортсмены, официально занимающиеся горными видами спорта. 2. Горные спасатели. 3. Инструкторы-методисты по горным видам спорта: альпинизму, скалолазанию, горным лыжам, горному туризму. 4. Инструкторы горной подготовки для силовых ведомств (пограничников, МВД, ФСБ и др.). 5. Специалисты с высшим образованием по горным видам спорта и обеспечению безопасности. 6. Специалисты по горным видам спорта и обеспечению безопасности, проходящие переподготовку или повышение квалификации. 7. Специалисты, обучающиеся в системе послевузовского образования.

Все эти категории специалистов проходят 2- или 3-уровневый курс подготовки: 1-й уровень – начальный курс базовой подготовки; 2-й уровень – основной курс базовой подготовки; 3-й уровень – профессиональный курс подготовки. Все уровни подготовки в различной степени укомплектованы программным и методическим обеспечением. Был разработан ряд учебных программ [2 – 5], учебно-методических пособий [1] и практических рекомендаций, позволивший сформировать учебно-методический комплекс и систематизировать единую многоуровневую систему подготовки кадров для работы с людьми в экстремальных условиях горной среды.

В целом педагогическая система объединяет различные педагогические уровни и образовательные технологии в единое целое. Начальный уровень образования в системе горных видов спорта, осуществляется на базе спортивных школ (ДЮСШ, СДЮШОР) [4, 5], спортивных клубов и секций. Обучение спортсменов проводится по многоуровневой программе от новичков в группах начальной подготовки НП-1, НП-2 до разрядников (УТ-1, УТ-2, СС, СМ), мастеров спорта и мастеров спорта международного класса (группы высшего спортивного мастерства, ВСМ). Уже при подготовке по программе «Мастер спорта России» обучаемые выходят на профессиональный уровень подготовки и приравниваются к специалистам с высшим образованием. На основе социальной группы «спортсмены» формируется специализированно-профессиональный уровень образования на базе Высшей горной школы Федерации альпинизма России (ВГШ ФАР), школы инструкторов Туристско-спортивного союза России (ТССР) и др. На этом образовательном уровне обучаются инструкторы-методисты по горным видам спорта, горные гиды и спасатели-общественники. Социальные группы «спортсмены», «инструкторы» и «спасатели» являются основой социальной группы «специалисты», которая формируется в системе высшего образования. На высшем уровне образования осуществляется подготовка бакалавров, специалистов и магистров, а также проводятся повышение квалификации и профессиональная переподготовка кадров.

Послевузовский уровень образования осуществляется в вузах и в научно-исследовательских учреждениях, в которых формируется социальная группа «методологи», разрабатывающая научные концепции и технологии обучения специалистов по горным видам спорта, обеспечению безопасности человека в экстремальных условиях гор и специалистов в области туристского бизнеса в горах.

Каждая из описанных групп разрабатывает и внедряет в практику методики и методы обеспечения безопасности человека в горах. «Методологи» формируют концепции, теории, методические подходы и технологии обучения и обеспечения безопасности человека. На высшем и специализированно-профессиональном уровне создаются и усовершенствуются практические модели обучения и тренировки, конкретные методы и приемы повышения мастерства спортсменов. Наиболее важным элементом всей образовательной системы является связь теоретико-методологических разработок с практической работой людей в реальных условиях горной среды. Эта связь осуществляется через инструкторов, спасателей и спортсменов высшей квалификации. Поэтому эти социальные группы – основа формирования системы безопасности деятельности человека в экстремальных условиях гор.

Все звенья педагогической системы объединяют различные образовательные уровни, образовательные технологии и социальные группы в единое целое, они являются взаимозависимыми элементами и имеют обратные связи.

1. В исследовании изучена и систематизирована модель педагогической системы многоуровневой подготовки специалистов в горных видах спортивной деятельности, а также образовательные уровни и технологии обучения специалистов по обеспечению безопасности деятельности человека в экстремальных условиях горной среды.

2. Установлено, что педагогическая система многоуровневого обеспечения безопасности человека позволяет организовывать экстремальную среду, в которой он действует, в первую очередь благодаря формированию информационного поля. Наличие информации об условиях деятельности позволяет соотнести уровень личной и групповой готовности к преодолению трудностей среды. Анализ объективных и субъективных факторов горной среды, методики снижения риска в экстремальных условиях, технологии подготовки человека к функционированию в экстремальной среде позволяют, используя педагогическую систему, существенно повысить определенность деятельности человека в горах и тем самым значительно увеличить ее надежность и безопасность. 

3. Изучена и систематизирована единая многоуровневая система подготовки кадров для работы с людьми в экстремальных условиях горной среды. Обоснованы педагогическая технология обеспечения активной безопасности человека в горах и целостная педагогическая система подготовки специалистов: инструкторов-методистов, тренеров-преподавателей, горных гидов-проводников, горноспасателей, методологов, владеющих теоретическими знаниями и практическими навыками обеспечения безопасной деятельности людей и групп, которые создают условия надежной и безаварийной деятельности человека в экстремальных условиях горной среды.

4. Результаты исследования позволили разработать методические рекомендации и многоцелевое программное обеспечение учебного процесса, направленные на формирование системы профессионального обучения, подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов по экстремальным видам деятельности и обеспечению безопасности человека в экстремальных условиях горной среды для образовательных учреждений всех уровней и для отраслей, профессионально связанных с деятельностью человека в объективно опасных условиях гор.

Авторы считают, что некоторые из уровней разработанной системы подготовки можно реализовать в Академии гражданской защиты МЧС России.

Литература

1. Байковский Ю.В. Теория и методика тренировки в горных видах спорта: учебно-метод. пособие. – М.: ТВТ Дивизион, 2010. – 304 с.

2. Байковский Ю.В. и др. Теория и методика горной подготовки военнослужащих и спецподразделений: программа повышения квалификации (490 часов). – М.: изд. Вертикаль-ТВ, 2006. – 36 с.

3. Байковский Ю.В. и др. Профессиональная образовательная программа для получения дополнительной квалификации: «Специалист по альпинизму, скалолазанию, ледолазанию, ски-альпинизму» (1400 часов). – М.: изд. Вертикаль-ТВ, 2006. – 56 с.

4. Байковский Ю.В., Кузнецова Е.В. Спортивное скалолазание. Программа для ДЮСШ и СДЮШОР. – М.:Физкультура и спорт, 2006. – 88 с.

5. Байковский Ю.В., Наговицина Е.Ю. Спортивное ледолазание. Программа для ДЮСШ и СДЮШОР. – М.:Физкультура и спорт, 2006. – 92 с.

 

О.В Беззапонная., И.М. Фоминых, В.Ф. Марков

ФГОУ ВПО «Уральский институт государственной противопожарной службы МЧС России»

Дата: 2019-12-22, просмотров: 232.