КОНТРОЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Одним из основных факторов, обусловливающих экологическую обстановку промышленных городов, является состояние атмосферного воздуха. Повышение техногенной нагрузки на крупные индустриальные города приводит к ухудшению качества атмосферного воздуха. Многочисленные загрязнители атмосферы (оксид углерода, оксиды азота, диоксид серы, углеводороды и др.) становятся причинами целого ряда экологических проблем. В связи с этим необходим систематический контроль уровня загрязнения воздуха токсичными газами с целью получения своевременной и полноценной информации для возможности принятия эффективных мер по снижению экологического риска для населения.

Существуют специальные показатели, которые определяют степень опасности того или иного вещества для окружающей среды. Ртуть и её соединения относятся к чрезвычайно опасным для здоровья человека загрязняющим компонентам. Главной формой ртути в атмосфере являются пары металла (Hg0), меньшее значение имеют ионная форма, органические и неорганические (хлориды, иодиды) соединения. Фоновая концентрация паров ртути в атмосферном воздухе составляет 10-15 нг/м3. В результате использования ртути и её соединений для технологических целей концентрация ртути в атмосферном воздухе достигает критических концентраций. В загрязнённых районах содержание ртути в воздухе нередко превышает предельно допустимую концентрацию (ПДК ртути составляет 0,3 мкг/м3). В городах наблюдается увеличение количества ртути, переносимой с аэрозолями и атмосферной пылью.

В последнее время на мировом рынке резко возрос спрос на портативные датчики и преобразователи, отличающиеся хорошей воспроизводимостью электрофизических параметров, что связано с быстрым развитием автоматизированных систем контроля и управления. Принцип действия сенсорного элемента основан на эффекте трансформации величины адсорбции непосредственно в электрический сигнал, соответствующий количеству частиц газа, адсорбированных из окружающей среды или появившихся на поверхности элемента благодаря гетерогенным химическим реакциям. Сенсорный эффект заключается в изменении различных электрофизических характеристик полупроводникового адсорбента при появлении на его поверхности детектируемых частиц независимо от механизма их появления. Одним из перспективных материалов газовых сенсоров являются пленки халькогенидов металлов. Однако до настоящего времени в литературе практически отсутствуют данные о применении слоёв сульфидов и селенидов металлов в качестве чувствительных элементов газовых сенсоров.

Получение в последние годы для слоев сульфида свинца высоких электрофизических характеристик объясняется использованием для их синтеза метода химического осаждения из водных растворов. Этот метод позволяет получить более однородные слои, повысить воспроизводимость параметров синтезируемых на его основе пленок, дает возможность нанесения пленок на поверхности сложной конфигурации. Метод универсален, прост в использовании, позволяет получать высокую однородность наносимых полупроводниковых материалов на основе оксидов и халькогенидов различных металлов. В процессе химического синтеза возможно легирование слоя различными добавками, имеющими высокое сродство к анализируемому газу, либо изменяющие концентрацию носителей в полупроводниковом слое. Использование кинетико-термодинамического подхода позволяет расчетным путем находить область образования твердой фазы из водного раствора, формировать требуемую структуру и морфологию пленки, целенаправленно изменять электрофизические свойства.

Основу химического метода синтеза халькогенидов составляет реакция взаимодействия между тио- и селеноамидами и комплексными соединениями металлов в растворе. Образование PbS в цитратной системе, т. е. в системе, где в качестве комплексообразующего агента для свинца используются цитрат – ионы.

Процесс осуществляется при температуре 20-80 ºС и нормальном давлении без применения дорогостоящей аппаратуры, на подложках из любых материалов и имеющих любую конфигурацию. Толщина наносимого полупроводникового слоя может варьироваться в зависимости от требуемых характеристик и составляет, как правило, за одно осаждение 0,2-1,5 мкм.

Для улучшения чувствительности синтезированных пленок PbS к парам ртути необходима ее дополнительная активация. Эта задача может быть решена введением электрически активных легирующих добавок в реакционную смесь при синтезе пленок, которые, входя в состав слоя, могли бы изменить морфологию пленки в нужном направлении и повысить ее чувствительность к анализируемому металлу. Исследования показали, что перспективной добавкой к реакционной смеси, повышающей чувствительность формируемых из нее пленок к парам ртути, являются галогениды аммония. Результаты исследований показали, что наиболее выраженное изменение относительного сопротивления пленок сульфида свинца наблюдалось при легировании плёнки иодидом аммония. Это определило выбор легирующей добавки и уровень ее содержания в реакционной смеси.

Проведённые исследования позволили получить следующие выводы.

1. Одним из перспективных направлений в создании простых и относительно дешевых сенсорных элементов для определения паров ртути в воздухе являются полупроводниковые пленочные элементы.

2. Установлено, что наибольшей чувствительностью к парам ртути обладают плёнки сульфида свинца, легированные иодидом аммония.

3. Исследованы динамические характеристики пленки чувствительной к парам ртути для различных концентраций (0,17 – 6,8 мг/м3). Установлено, что оптимальное время измерения составляет 300 сек.

4. Время регенерации плёнки при её кратковременном нагреве до температуры 80-90 ºС составляет 15 секунд. Регенерация обеспечивает хорошую воспроизводимость результатов в процессе реализации 200-300 последовательных циклов ”измерение – регенерация” без значительного изменения электрофизических характеристик слоя.

А.В. Бобрик

УО «Гомельский инженерный институт МЧС Республики Беларусь», г. Гомель

ЗНАЧЕНИЕ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

Наметившаяся интеграция образовательных структур и пространств на всех уровнях образования поставила перед вузами введение двухуровневой системы высшего образования. Двухуровневая подготовка специалистов с высшим профессиональным образованием: специалист, магистр против традиционной подготовки специалистов.

Для того чтобы выжить в конкурентной среде, администрации высшего учебного заведения необходимо иметь возможность постоянно контролировать качество образования и принимать необходимые действия для повышения качество образования. Обеспечение качества функционирования системы высшего образования в современном обществе обуславливает формирование в вузах систем менеджмента качества. При формировании системы менеджмента качества вуза необходимо исходить из того, что ее задача состоит в обеспечении стабильного качества образовательного процесса, соответствующего требованиям внешних и внутренних потребителей, достижение которых является целевой установкой вуза.

Поэтому при формировании системы менеджмента качества разрабатывается общая система измерений и мониторинга основных рабочих процессов вуза. В современных условиях оценка основных процессов вуза должна базироваться на результатах маркетинговых исследований образовательных услуг с целью получения информации для формирования собственной конкурентной стратегии. Применению маркетинговых процедур и инструментов в деятельности вуза посвящены работы С.Н. Андреева, У.Г. Зиннурова,    А.Н. Костецкого, А.П. Панкрухина, Н.В. Тихомировой, А. Саржента, Ф. Котлера и др.

Маркетинговые исследование должны включать основные направления:

мониторинг абитуриентов, поступающих в вуз (определить эффективность работы средств массовой информации в рекламных кампаниях учреждения образования по продвижению своих образовательных услуг; это исследование позволит показывать динамику результативности и оценить эффективность работы каналов коммуникаций: выставки, дни открытых дверей, школа, друзья, выпускники и т.д.);

мониторинг качества основных рабочих процессов вуза с установлением конкретных измеряемых характеристик, зон их допустимых и целевых значений;

образовательные выставки (это своеобразный минирынок, где можно наблюдать и анализировать результаты и способы позиционирования вузами своих образовательных продуктов и услуг, например, республиканская выставка научно-методической литературы и педагогического опыта; здесь же можно собрать информацию о текущем уровне цен потенциальных конкурентов в рамках своих продуктовых линий);

мониторинг отношения выпускников к полученному образованию и полученной специальности в учреждении образования (цель этого исследования состоит в изучении конкурентоспособности молодых специалистов на рынке труда; здесь целесообразно исследование направления на изучение потребностей рынка труда, информации о требованиях работодателей к выпускнику учреждения образования, удовлетворенность работодателей навыками и компетенциями выпускников, а также исследование общих тенденций рынка труда, с целью улучшения и модификации учебных программ).

Маркетинговые исследования возможны и востребованы только на стадии осознания руководством вуза положения, при котором они не могут предложить потребителям больше, чем располагают сами. Это относится и к количеству, и к качеству, к цене образовательных услуг. Именно здесь появляется необходимость выявить потребности рынка и адаптировать под них свои услуги. Без изменения ориентации вуза на потребности рынка маркетинговые исследования невозможны.

В настоящее время на возможность проведения маркетинговых исследований может оказать влияние ряд неблагоприятных факторов:

- отсутствие значимой информации о состоянии рынка образовательных услуг;

- в штате образовательного учреждения отсутствует специалист, который способен выполнять весь спектр маркетинговых мероприятий систематически и целенаправленно;

- не под силу вузу собственными силами провести маркетинговые исследования.

Таким образом, одной из задач маркетинговых исследований является постоянный мониторинг нововведений в экономической и организационной подсистемах образования. Развитие образовательных услуг высшего учебного заведения должно строиться на следующих принципах: принцип непрерывных инноваций – постоянное развитие и внедрение в образовательную деятельность продуктовых, организационных и технологических инноваций; принцип диверсификации – одновременное развитие нескольких видов образовательных услуг; принцип непрерывности образования – обеспечение непрерывности развития личности за счет взаимосвязи образовательных услуг. Для активизации и координации маркетинговой деятельности в учебных заведениях необходимо специализированное подразделение на уровне органов управления образованием.

В мире образование – это одна из наиболее бурно растущих и перспективных сфер экономики. По оценкам специалистов, во всем мире объемы спроса и предложения образовательных услуг растут весьма существенно, особенно в высшем и последипломном образовании, а в наиболее динамично развивающихся странах темп их ежегодного роста достигает 10-15 %. Своим потенциалом и логикой развития сфера образования притягивает к себе все более пристальное внимание инвесторов. При этом, в современных условиях руководство вуза вынуждено считаться с влиянием двух факторов: сокращение традиционных источников финансирования и ориентация на запросы рынка.

Поэтому чрезвычайно важным представляется своевременное получение достоверной информации о создании новых типов образовательных ресурсов, разработке эффективных методов обучения, формировании оригинальных подходов к организации образования.

 

Литература

1. Рекомендации для высшего руководства вузов по организации и проведению работ по формированию вузовских систем менеджмента качества. – Минск, 2008. – 18 с.

2. Белоусова, С.А. Маркетинговое управление в сфере оказания образовательных услуг // Владивостокский государственный университет экономики и сервиса. – 2005. – № 2. – С.76–78

3. Шевченко, Д.А. Маркетинговые исследования рынка образовательных услуг в России / Д.А. Шевченко // Маркетинг в России и за рубежом. – 2003. – №4. – С. 23-28.

4. Мамонтов, С.А. Сфера образования как многоуровневая маркетинговая система / С.А. Мамонтов // Маркетинг в России и за рубежом. – 2001. – №5. – С. 48-59.

К.Н. Босикова

ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Амосова»

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 246.