В случае возникновения аварийных ситуаций на гидротехнических сооружениях (ГТС) в период весеннего половодья огромная толща воды может искусственно спровоцировать настоящее цунами. Из 39 гидротехнических сооружений в Курганской области 10 находятся в аварийном состоянии. Между тем, правительством области средства на их ремонт не предусмотрены. Разработанная в 2002 году областная программа «Обеспечение безопасности технических сооружений на водных объектах Курганской области» до 2010 года до настоящего времени не выполняется.
Инспекторами Управления Росприроднадзора области сейчас проводится обследование защитных дамб. В некоторых хозяйствах выявлены значительные нарушения: существующие параметры дамб не соответствуют проектным как в высотном, так и в поперечном сечении. Это значит, что они не смогут обеспечить защиту населенных пунктов при прохождении паводковых вод.
Кроме того, в ряде территорий выявлены грубейшие нарушения водного законодательства и закона о безопасности гидротехнических сооружений. Так, в деревне Козлово Кетовского района на реке Отнога администрацией Становского сельского совета самостоятельно, без наличия проектно-сметной документации, были проведены восстановительные работы на плотине, разрушенной паводком в 2002 году. Высота плотины составляет восемь метров, объем водохранилища – около 1 млн. м3. Восстановительный гидроузел расположен выше водохранилища Кетовской оросительной системы, паводковый водосброс которой не рассчитан на пропуск катастрофических расходов. Поэтому при пропуске паводковых вод на реке Утяк Кетовский гидроузел и расположенный ниже гидроузел детского дома «Гренада» могут быть разрушены. В результате затоплению подвергнутся строения детского дома, база отдыха ООО «Синтез» и жилые дома населенного пункта Лесники. Сейчас рассматривается вопрос о немедленной ликвидации плотины в деревне Козлово.
Не соответствует проекту водохранилище в районе села Красная Нива Шадринского района области, гидроузел которого находится в аварийном состоянии из-за размыва отводного канала. Собственник гидроузла ЗАО НП совхоз «Шадринский» существует только юридически.
В аварийном состоянии находится гидроузел на реке Суварыш у села Тамакульское Далматовского района. В результате перелива воды через гребень у левобережной земляной плотины был разрушен низовой откос на участке 50-60 м разрушен отводящий канал водовыпуска, расстояние от места обрушения до подошвы плотины составляло 6-10 м. Гидроузел построен в 1980 году с емкостью водохранилища 0,7 млн. м3. В настоящее время он не используется по целевому назначению.
Совместными усилиями Главного управления МЧС России по Тульской области, Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Тульской области, отдела водных ресурсов по Тульской области Московско-Окского бассейнового водного управления, Тульского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды была проверена готовность к паводку 11 ГТС, в том числе: Щекинского, Шатского, Пронского, Любовского, Черепетского водохранилищ, пруда № 2 и шламонакопителя ОАО «Косогорского металлургического завода», пруда в п.Ханино и п.Богданово Суворовского района, пруда в н.п. Алешня и ЗАО «Ново-Медвенское» Ленинского района. Не готовыми к пропуску весеннего половодья были признаны четыре сооружения – ГТС Шатского водохранилища, пруды в н.п. Ханино и Богданово Суворовского района, н.п. Алешня Ленинского района.
Подобные проверки проводились и силами муниципальных образований. Они затронули 81 ГТС малых прудов, расположенных в пределах границ муниципальных образований, из них состояние 47 ГТС было признано удовлетворительным, остальные находились в предаварийном и аварийном состоянии. Отсутствие должного контроля со стороны администраций муниципальных образований за состоянием гидротехнических сооружений привело к частичному разрушению плотин на прудах в Ленинском и Веневском районах.
Контроль за развитием паводковой обстановки на реках области был организован семью гидрологическими постами Тульского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и 20 ведомственными постами объектов экономики и муниципальных образований. Сбор информации об обстановке на реках области осуществлялся через единую службу спасения, оперативного дежурного Главного управления МЧС России по Тульской области.
Весеннее половодье-2005 началось с подъема уровней воды на реках области в период с 3 по 5 апреля 2005 г. Максимальный подъем был отмечен на р. Упе – 11–12 апреля, на р. Оке – 11–15 апреля, на р. Дон – 7–8 апреля. Устойчивый спад паводковых вод на большинстве рек области отмечался с 26 апреля, а на р. Оке с 27 апреля.
С целью уменьшения воздействия паводка в областном центре 8, 9, 10 апреля были введены ограничения на работу крупных водохранилищ. Шатское, Любовское и Пронское водохранилища полностью прекратили сброс воды, а Щекинское – сократило сброс.
23–25 апреля на реках области начался второй подъем уровней, вызванный выпавшими осадками до 27 мм за сутки, или 67,5 % от месячной нормы. Однако критические уровни при прохождении весеннего половодья достигнуты не были. Реальные максимальные уровни воды оказались близкими к среднемноголетним значениям.
Тем не менее, несмотря на принятые меры, в ряде муниципальных образованиях области произошло затопление мостов и подтопление отдельных жилых домов.
Во-первых, были подтоплены жилые дома, хозяйственные постройки и подвалы шести домов на р. Тулица и три дома на р. Воронке в г. Туле. Основная причина заключалась в том, что в пределах городской черты Тулы прослеживается тенденция использования пойменных земель для строительства жилых домов, гаражей и других объектов, для чего производится подсыпка грунта, что в свою очередь ведет к стеснению русла и увеличению высоты подъема уровней воды.
Во-вторых, в результате переполнения городского пруда в г.Богородицке были подтоплены подворья трех частных домов.
В-третьих, в области отмечалось подтопление низководных мостов (пострадал 21 мост), из-за чего было нарушено транспортное сообщение с 42 населенными пунктами с численностью населения 3424 человек. Продолжительность затопления мостов и переездов составляла от 4 до 23 суток. В то же время был выявлен ряд проблем, требующих неотложного вмешательства. В их числе – неумение отдельных руководителей территорий правильно оценить обстановку, их пренебрежение к прогнозам, надежда «на авось».
В ходе проведенных проверок особую тревогу вызвало состояние малых плотин и, прежде всего, бесхозных и самостройных. Из-за отсутствия финансовых средств, муниципальные образования области не всегда имеют возможность обеспечить ремонт или ликвидацию таких гидротехнических сооружений. В то время как, подвергаясь дальнейшему разрушению, плотины представляют большую опасность в период паводка. Россия располагает более чем 20% мировых запасов пресных поверхностных и подземных вод, но использует ежегодно не более 3% речного стока. В то же время в ряде регионов наблюдается острый дефицит в водных ресурсах, обусловленный их неравномерным распределением по территории (на Европейскую часть России, где сосредоточено около 80% населения и промышленного потенциала приходится 8% водных ресурсов).
В последние годы ситуация на многих водных объектах России складывается не лучшим образом. Так, из около 30 тыс. крупных гидротехнических сооружений, эксплуатируемых в настоящее время, находятся в аварийном состоянии около 20%. Существенно ухудшается техническое состояние гидроузлов и береговой зоны водохранилищ, происходят крупномасштабные береговые деформации.
Состояние гидротехнических сооружений вызывает серьезную озабоченность в связи с тем, что средний срок их эксплуатации без реконструкции и ремонта составил 30–40 лет, они выработали свой ресурс, а отсутствие у владельцев гидротехнических сооружений необходимых средств не позволяет их содержать в надлежащем состоянии. По данным Министерства природных ресурсов Российской Федерации, около 22% всех гидротехнических сооружений на водохозяйственных объектах требуют капитального ремонта. Особую опасность представляют 1150 объектов, состояние гидротехнических сооружений которых близко к критическому. Свыше 3 тысяч гидротехнических сооружений водохозяйственных объектов находятся в аварийном и предаварийном состоянии.
Техническое состояние гидротехнических сооружений требует принятия государством безотлагательных мер по их реконструкции, капитальному и текущему ремонту, развитию и укреплению эксплуатационных служб. По экспертной оценке, для обеспечения безопасности гидротехнических сооружений, потребность в финансировании из всех источников составляет не менее 20 млрд. рублей ежегодно.
Существующая сеть мониторинга на поверхностных водных объектах всех ведомств крайне недостаточна и нуждается в расширении и совершенствовании. В связи с этим весьма актуальна потребность в разработке программы государственного мониторинга водных объектов, водохозяйственных систем и сооружений, реализация которой позволит существенно усовершенствовать систему мониторинга, как информационную базу для управления водным фондом.
Е.В. Арефьева, канд. техн. наук, доц.
ФГОУ ВПО «Академия гражданской защиты МЧС России»
Дата: 2019-12-22, просмотров: 290.