НА ПРИМЕНЕНИЕ СРЕДСТВ ПО ЕЁ ПРЕОДОЛЕНИЮ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Опыт ведения боевых действий во время Великой Отечественной войны, в локальных войнах и вооруженных конфликтах, а также опыт проводимых учений показывают, что гидрологическая обстановка существенно влияет на действия войск.

При организации инженерного обеспечения боевых действий войск, особенно на территории, где широко развитая гидрографическая сеть, представленная водотоками с размещенными на них гидроузлами, необходим тщательный анализ влияния гидрологических факторов на условия изменения местности. Одним из основных гидрологических факторов является гидрологический режим, который характеризует состояние водной преграды. Он может изменяться под влиянием естественных условий и искусственным путем.

Особенно сложные условия возникают на водных преградах, при изменении гидрологического режима водных преград одновременно под влиянием естественных условий и искусственным путем.

Наиболее сильное влияние на ведение наступления войсками Красной Армии в годы Великой Отечественной войны оказали водные заграждения, созданные противником на реках Висла, Бубр, Квиса, Одер.

Так, например, значительные затруднения встретили советские войска при форсировании рек Бубр и Квиса. С 12 по 14 февраля 1945 года противник осуществлял попуски воды из водохранилищ, расположенных в верховьях реки Бубр. Уровень воды в реке поднимался на 1–1,5 м, скорость течения возрастала до 1,5 м/с. В результате этого затруднялось строительство мостов и оборудование паромных переправ. Форсировав реку Бубр, советские войска вышли к реке Квиса. Неоднократными попусками воды из водохранилищ в верховьях реки Квиса противнику удалось нарушить функционирование паромных переправ, затруднить строительство мостов при форсировании реки войсками Красной Армии. Например, 50 исбр, которая оборудовала переправы в районе Чибсдорфа, в течении нескольких суток не могла подготовить мостовые переправы на реке. Только после захвата гидроузлов советскими войсками, бригаде удалось построить мосты.

Таким образом, опыт Великой Отечественной войны показывает, что трудности, возникавшие при преодолении водных преград, были связаны с образованием волн попуска, возникавших при использовании противником существующих сооружений гидроузлов, и волн прорыва, являвшихся следствием разрушения гидротехнических сооружений.

Волна прорыва, образующаяся в результате разрушения напорного фронта гидроузла, будет являться серьезным поражающим фактором. Даже частичный прорыв напорного фронта крупного гидроузла может привести к катастрофическим изменениям гидрологического режима рек и условий преодоления участков местности, особенно прилегающей поймы. Это связано с резким увеличением гидравлических нагрузок, выражающихся в повышении расхода водного потока. Это в свою очередь приведет к изменению скорости течения, ширины водной преграды, резкому подъему уровня воды и, как следствие, затоплению значительных территорий, с нарушением коммуни­каций (мостов, дорог, и т.п.), выводом из строя военных и промышленных объектов и затопленных населенных пунктов.

Как показывает анализ проведенных ранее исследований, особое влияние оказывают водные преграды на действия войск при изменении гидрологических нагрузок, которые выражаются в следующем:

при скорости течения водного потока свыше 2–3 м/с невозможно оборудование и содержание десантных переправ и переправы в брод;

при скорости течения 3–4 м/с невозможно оборудование и содержание паромных и мостовых переправ;

при затоплении местности и увеличении ширины водной преграды усложняются оборудование и содержание мостовых переходов, замедляется темп преодоления водной преграды войсками, увеличивается потребность в переправочно-десантных средствах, а образование мелководных участков усложняет оборудование паромных переправ;

при глубине водной преграды более 5 м затруднено строительство низководных мостов;

при расходе водного потока, превышающего пропускную способность мостовых переходов, особенно для потоков, несущих значительное количество плавающих предметов, возможны разрушения мостовых переходов.

Исходя из этого, можно считать, что основным параметром гидрологического фактора, влияющим на условия преодоления войсками водных преград при использовании современных переправочных средств, является скорость течения, так как при ее значении более 4 м/с невозможно оборудование и содержание всех видов переправ (таблица 1).

Таблица 1

Максимально допустимые скорости течения, при которых возможно применение

существующих плавающих средств

Скорость течения, м/с Плавающее средство
До 1,5 ПТС-М, ПТС-2 , ПТС-3 , ГСП, ПММ-2, ПМП-М, ППС-84, ПП-91, ДПП-40
До 2,5 ПТС-М, ПТС-2 , ПТС-3, ПММ-2, ПМП-М, ППС-84, ПП-91,
До 3,0 ПМП-М, ППС-84, ПП-91,
До 4,0 ППС-84
Свыше 4,0 ----------

 

После прохождения волны прорыва, как остаточное явление, образуются заболоченные участки местности, преодоление которых является сложной и порой невыполнимой на длительный срок задачей. Проведя анализ заболоченности пойм рек западных областей страны при бытовом режиме, не трудно понять, что протяженность заболоченных пойм после прохождения волны прорыва существенно возрастет (рис. 1). Как следствие, возникает необходимость альтернативных средств для преодоления болотистой местности и водной поверхности, скорость потока которой переваливает за 4 м/с.

Однако, такие параметры водного заграждения как скорость течения, ширина затопления, глубина водной преграды и заболоченные участки местности не влияют на применение амфибийных средств на воздушной подушке. На рис. 2 представлен вариант амфибийного средства на воздушной подушке, которое может в короткие сроки обеспечить преодоление водной преграды, как в момент прохождения волн прорыва или попуска, так и сразу после схода воды с поймы реки, несмотря на труднопроходимость переувлажненных участков местности.

Рис. 1. Сравнительные диаграммы количества рек западных областей страны

и длин их заболоченных и незаболоченных участков

 

На сегодняшний день такие средства передвижения разработаны и внедряются ОАО «Газпромом» в эксплуатацию. Технические характеристики представлены в табл. 2.

 

Рис. 2. Грузовая платформа на воздушной подушке

Таблица 2

Технические характеристики

Грузоподъемность, кг 30000
Сухой вес платформы, кг 25000
Полный вес, кг 65000
Экипаж, чел 3
Преодоление препятствий: траншеи, канавы, трещины шириной, м. крутизна подъема, градусов   до 2,5 до 28
Максимальная скорость км./час над снегом, сушей и чистой водой; над болотом заросшим травой, и низким кустарником.   до 100 до 60
Удельное давление воздушной подушки на грунт или воду, кг/м2 85…190
Запас плавучести 250%
Запас хода, не менее, часов 2...3

 

В.Ю. Арбузов

Военно-инженерная академия Минобороны России

Дата: 2019-12-22, просмотров: 278.