Банковский менеджмент как система включает такие элементы, как объект, субъект, инструменты, процедуры, правовое обеспечение.
Объектом управления являются:
· операции, совершаемые банком (активные, пассивные и забалансовые);
· результаты деятельности, которые отражают эти цели и задачи;
· персонал, осуществляющий выполнение банком своих функций.
В последние годы в связи с усложнением банковского дела и усилением конкуренции в банковской сфере объект управления стал все больше включать качественные процессы деятельности банка. Это означает не только управление объемами активов и пассивов, но и управление их качеством, т.е. рискованностью, ликвидностью и прибыльностью. Управление банковскими рисками (риск-менеджмент) становится самостоятельным направлением менеджмента банка.
Субъекты управления банком можно подразделить на внешние и внутренние. К внешним субъектам относится государство в лице законодательного органа и Банк России как надзорный орган. К внутренним субъектам относятся совет директоров банка и исполнительное руководство (менеджмент) банка.
Менеджмент банка включает высший исполнительный орган (правление банка), руководителей функциональных и управленческих подразделений, а также комитетов (кредитного комитета, казначейства, службы внутреннего контроля, кредитного управления и т.д.). Деятельность всех внутренних органов управления банком регулируется специальными нормативными документами, утверждаемыми соответствующим образом.
К общебанковским инструментам относятся: банковская политика, положения, инструкции, регламенты, методики. К индивидуальным инструментам относятся: лимиты кредитования, лимиты открытых валютных позиций, нормативы ликвидности и т.д.
Управление в банковской сфере включает финансовый менеджмент и управление персоналом.
Основные направления управления персоналом в Сбербанке России: организационная структура банка, мотивация труда, расстановка кадров, система подготовки и переподготовки кадров, механизм оплаты труда (поощрений), система повышения в должности, принципы общения в коллективе
Основные направления финансового менеджмента Сбербанка России: стратегическое и текущее планирование; формирование банковской политики; маркетинг; управление активами и пассивами; управление ликвидностью, собственным капиталом, кредитным портфелем, портфелем ценных бумаг и рисками. С точки зрения процесса управления содержание финансового менеджмента составляют планирование, анализ, регулирование, контроль.
Результатом планирования является разработка:
· перспективных планов, делающих акцент на формировании и размещении ресурсов в долгосрочной перспективе в целях достижения целей и задач, стоящих перед банком;
· текущих планов (бизнес-планов), определяющих конкретные параметры деятельности банка в краткосрочной перспективе и реализующих долгосрочные цели и задачи банка.
В документах, фиксирующих политику Сбербанка России, содержится описание организационных структур, участвующих в реализации соответствующего направления; распределение обязанностей и ответственности руководителей и сотрудников банка; процедуры принятия решений; методика определения лимитов риска; методы документирования и исполнения решений; описание используемых инструментов; процедуры учета и отчетности.
Анализ направлен на оценку деятельности банка в целом и по отдельным направлениям на основе сравнения фактически достигнутых результатов с прогнозными, с результатами истекших периодов и лучших банков. Материалы анализа позволяют выявить положительные и отрицательные тенденции в развитии банка, потери, неиспользованные резервы, недостатки в планировании и неудачи в принятии решений.
Главными направлениями анализа в Сбербанке России являются:
· оценка развития деятельности банка: объема и темпов роста активов, депозитов, собственного капитала, прибыли.
· оценка ресурсной базы: объема, структуры и основных тенденций в их развитии. Указанный анализ используется для разработки депозитной политики банка, политики управления активами и пассивами;
· оценка состояния активов банка; объема, структуры и основных тенденций в их развитии. Результаты анализа являются основой для разработки кредитной и инвестиционной политики банка, политики управления активами и пассивами;
· оценка ликвидности банка, позволяющая определить стратегию и тактику банка в области управления ликвидностью;
· оценка доходности банка, используемая для разработки политики в области управления прибыльностью банка;
· анализ и оценка деятельности банков-партнеров, позволяющие установить лимиты их кредитования;
· анализ и оценка банковских рисков (кредитного, валютного, процентного, фондового и др.).
Внутренний контроль организуется самим Сбербанком России. Главным назначением внутрибанковского контроля является защита интересов инвесторов, Сбербанка России и его клиентов путем создания оперативной системы обнаружения отклонений в выполнении действующего законодательства, нормативных актов Банка России и внутрибанковских положений и инструкций, отрицательных тенденций и недостатков деятельности банка для принятия мер по их устранению.
Банк России как надзорный орган в последние годы стал уделять серьезное внимание качеству управления в банках.
Нормативное закрепление этот аспект оценки Банком России финансовой устойчивости банков впервые получил в указаниях ЦБ РФ от 15 января 2004 г. № 1379-у «Об оценке финансовой устойчивости банка в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов».
В этих указаниях выделены три блока, характеризующих качество управления банком:
I — оценка прозрачности структуры собственности;
II — организация системы управления рисками;
III — организация службы внутреннего контроля.
Оценка качества управления по этим направлениям осуществляется экспертным методом на основе информации, представляемой банками, и материалов инспекционных проверок сотрудников Банка России.
Содержание банковского маркетинга как вида деятельности позволяет дать ему следующее определение: поиск наиболее выгодных рынков банковских продуктов с учетом реальных потребностей клиентуры,— а также выделить три составные части этой деятельности:
1) сбор информации о рынке и разработка стратегии банка;
2) товар-цена;
3) организация сбыта банковских услуг.
Маркетинговая политика Сбербанка должна отвечать предпочтениям и потребностям целевых групп существующих и потенциальных клиентов.
Активная адресная продажа продуктов и услуг предусматривает определенные приоритеты в продуктовой политике, а также оптимизацию форм и методов продаж. Форма предложения должна быть удобна, доступна и привлекательна, качество - отвечать требованиям клиента, цена - соответствовать рыночному уровню и обеспечивать необходимую рентабельность.
21 октября 2008 года Наблюдательный совет Сбербанка России единогласно одобрил Стратегию развития Сбербанка до 2014 года. (приложение 18).
Основная цель развития: обеспечить рост инвестиционной привлекательности и сохранить лидерство на российском рынке финансовых услуг путем модернизации управленческих и технологических процессов.
Достижение стратегической цели предполагает обеспечение высокой доходности вложений акционеров и инвесторов, сохранение доли в активах банковской системы и уникальной филиальной сети.
Задачи:
- Рост объема продаж и доходов Сбербанка за счет совершенствования системы взаимодействия с клиентами.
- Развитие банковских технологий и альтернативных каналов продаж, повышение производительности труда.
- Увеличение доступности банковских услуг.
- Сохранение контроля над издержками за счет снижения себестоимости операций и оптимизации штатной численности сотрудников.
Целевые ориентиры:
- Рентабельность капитала (ROAE) - не ниже 20%;
- Удельный вес в совокупных активах банковской системы - 25-30%;
- Активы на одного работника – рост в 3 раза;
- Чистый операционный доход на одного работника – рост в 2,5 раза;
- Количество жителей на точку продаж – снижение на 15%;
- Отношение бизнес – персонала к сотрудникам обеспечивающих
подразделений – не менее 1:1;
- Отношение операционных затрат к чистому операционному доходу
(Cost/Income Ratio) - не выше 50%;
Главным условием повышения инвестиционной привлекательности и сохранения лидирующих позиций на национальном рынке банковских услуг станет совершенствование клиентской политики, создание гибкой эффективной системы взаимодействия с клиентами на основе учета потребностей различных клиентских групп.
Заключение
Программа практики предполагала изучение краткой характеристики Сберегательного банка и основных направлений его деятельности, изучение нормативно-правовой базы и организационной структуры Сберегательного банка, изучение управления банком и функций отдельных подразделений и подотделов, а так же изучение состава выполняемых операций.
Преддипломная практика способствовала закреплению теоретических знаний и приобретению практических навыков.
В период прохождения практики была изучена структура Сбербанка России и Ершовского отделения № 3967 Сбербанка России, рассмотрены основные отделы Сбербанка России (отдела депозитных операций, кредитного отдела, отдел валютных операций, отдела денежного обращения).
В процессе прохождения практики рассмотрены особенности работы подразделений и их взаимодействие в процессе кредитования (отдел кредитования юридических лиц, отдел сопровождения и оформления банковских операций, подразделение бухгалтерии, отдел валютного контроля и операций, юридический отдел, отдел безопасности). Рассмотрены обязанности сотрудников отдела кредитования юридических лиц, порядок проведения операций по предоставлению кредитов юридическим и физическим лицам.
Практика позволила изучить и освоить такую деятельность, как прием пакета документов от заемщика, формирование и ведение кредитного дела, анализ финансового состояния заемщика, структурирование сделки, оценка обеспечения, сопровождение кредитного договора, осуществление контроля операций, связанных с кредитованием юридических лиц, порядок проверки залога, проведение мониторинга наличия признаков проблемности по действующим кредитным договорам.
Во время прохождения практики также была изучена структура агрегированного бухгалтерского баланса банка и отчета о прибылях и убытках, с экономическими нормативами ЦБ РФ, с составом доходов и расходов банка.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 275.