Общая характеристика Сбербанка.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание

 

Введение 3
1. Общая характеристика Сбербанка России 4
1.1.Отдел бухгалтерского учета и отчетности Сбербанка России 2. Отдел бухгалтерского учета и отчетности. 4 10
2.1. Общие положения по ведению бухгалтерского учета в Сбербанке России 10
 2.2 Учетная политика организации. Межбанковские расчеты 16
3. Характеристика основных отделов Сбербанка России 20
3.1. Отдел депозитных операций 20
3.2. Кредитный отдел Сбербанка России 23
3.3. Отдел валютных операций и неторговых операций 31
3.4 Отдел денежного обращения 38
3.5.  Отдел ценных бумаг 42
4 Прочие операции Сбербанка России 46
5 Финансовое состояние Сбербанка России 53
6 Банковский менеджмент и маркетинг 63
Заключение 69
Приложение 1  
Приложение 2  
Приложение 3  
Приложение 4  
Приложение 5  
Приложение 6  
Приложение 7  
Приложение 8  
Приложение 9  
Приложение 10  
Приложение 11  
Приложение 12  
Приложение 13  
Приложение 14  
   

 


Введение

Сбербанк России сегодня - современный универсальный банк, удовлетворяющий потребности различных групп клиентов в широком спектре банковских услуг. Он обладает уникальной филиальной сетью и в настоящее время в нее входят 18 территориальных банков и более 19 100 подразделений по всей стране.

Преддипломная практика проходила в Ершовском отделение № 3967 Сберегательного Банка России.

В процессе прохождения производственной (преддипломной) практики были поставлены следующие задачи:

1.  Дать общую характеристику Сбербанка России.

2. Рассмотреть общие положения по ведению бухгалтерского учета в Сбербанке России.

3. Дать характеристику основных отделов Сбербанка России (отдела депозитных операций, кредитного отдела, отдел валютных операций, отдела денежного обращения).

4. Рассмотреть прочие операции Сбербанка России (факторинговые, лизинговые).

5. Проанализировать финансовое состояние Сбербанка России.

6. Рассмотреть особенности банковского менеджмента и маркетинга.

Материалы данного отчета по производственной (преддипломной) практике будут использованы мною при написании диплома.


 


Отдел бухгалтерского учета и отчетности.

Общие положения по ведению бухгалтерского учета в Сбербанке России.

Бухгалтерский учет в Сбербанке России банках представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах кредитных организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех финансовых и хозяйственных операций. Объектами бухгалтерского учета служат имущество банка, его обязательства, требования и финансово-хозяйственные операции.

Система бухгалтерского учета организуется в банках в соответствии с требованиями Федерального закона № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», а ведение учета подчиняется Правилам, установленным Положением № 302-П.

Бухгалтерский учет должен в полной мере использоваться для принятия управленческих решений и способствовать получению прибыли. Ответственность за организацию бухгалтерского учета несет руководитель банка, им же утверждаются:

• рабочий план бухгалтерского учета в главном банке и филиалах;

• формы первичных внутрибанковских учетных документов;

• порядок проведения инвентаризации;

• методы оценки всех видов имущества и обязательств;

• правила документооборота и обработки учетной информации;

• порядок контроля за совершаемыми внутрибанковскими операциями.

Основной задачей бухгалтерской службы банка является составление ежедневного баланса с момента регистрации юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством РФ.

Положение об отделе бухгалтерского учета и отчетности Ершовского отделения № 3967 Сберегательного банка Российской Федерации приведено в приложении 3.

Основной задачей бухгалтерской службы Сбербанка является составление ежедневного баланса с момента регистрации юридического лица до его реорганизации или ликвидации.

Баланс — это таблица, состоящая из двух частей: актива и пассива. В актив записываются объекты учета хозяйственных средств, размещенные средства, в пассив — источники привлечения или образования средств и резервы.

Балансы составляются в рублях и копейках, оборотная ведомость по счетам кредитной организации – ежеквартальная, за год - в рублях и копейках, а за месяц - в тыс. рублях.

Согласно Плану счетов кредитные организации составляют баланс по основной деятельности, но если выполняются операции доверительного управления по договорам, то делается баланс, связанный с доверительным управлением. В Плане счетов бухгалтерского учета принята следующая структура: главы, разделы, подразделы, счета первого порядка, счета второго порядка.

План счетов бухгалтерского учета состоит из пяти глав:

1) глава А «Балансовые счета»;

2) глава Б «Счета доверительного управления»;

3) глава В «Внебалансовые счета»;

4) глава Г «Срочные сделки»;

5) глава Д «Счета ДЕПО».

Единая номенклатура счетов бухгалтерского учета в банке — это единая группировка счетов баланса по главным разделам с присвоением каждому разделу и каждому счету его номера и наименования.

Счета номенклатуры баланса различают балансовые и внебалансовые.

Балансовые счета Главы А сгруппированы в 7 разделов. В основу группировки положен принцип экономического содержания операций. Внебалансовые счета представлены в трех главах: В (разделы со 2-го по 7-й), Г и Д. 

Учет на балансовых и внебалансовых счетах ведется методом двойной записи: каждая операция находит отражение по дебету одного счета и кредиту другого счета. Баланс банка имеет двухуровневую систему построения номеров счетов. Сначала открываются счета первого порядка, имеющие три знака, и к ним открываются счета второго порядка, которым присваивается пять знаков.

На активных счетах учитываются наличные денежные средства в кассах банка, имущество, выдаваемые ссуды, дебиторская задолженность. Пассивные счета предназначены для учета фондов банка, остатков на счетах клиентов, депозитов, кредиторской задолженности, прибыли, привлеченных средств и других пассивов.

В балансе банка на счетах второго порядка не должны быть показаны одновременно сальдо по дебету и кредиту. Счета, по которым должны обозначаться либо дебетовое, либо кредитовое сальдо, должны быть парными. Баланс банка построен по принципу односторонней группировки счетов, и в разделах могут быть как активные, так и пассивные счета.

В Сбербанке России ведется аналитический и синтетический учет.

Аналитический учет ведется в следующих регистрах: на лицевых счетах, в ведомостях остатков по счетам, в ведомостях остатков размещенных (привлеченных) средств.

Самым распространенным регистром аналитического учета являются лицевые счета, которые открываются по каждому виду учитываемых средств, ценностей, с указанием их назначения и владельца. Регистрируются лицевые счета в специальной книге по форме либо в виде электронных баз данных (файлов, каталогов). В них отражаются: дата открытия счета; наименование клиента; наименование счета; номер лицевого счета; дата и номер договора об открытии счета; порядок и периодичность выдачи выписок со счета; дата сообщения налоговым органам, фондам об открытии счета; дата закрытия счета; дата сообщения налоговым органам о закрытии банковского счета; примечания. Порядок формирования лицевых счетов - в приложении 4.

Открытые счета физическим лицам по вкладам (депозитам) отражаются в книге регистрации открытых счетов на общих основаниях. Книга регистрации является классификатором лицевых счетов, открытых в банке, и для каждого счета второго порядка отводится отдельный лист. При ведении книги в электронном виде ведомости открытых и закрытых счетов ежедневно распечатывают и сшивают в отдельное дело, пронумеровывают, скрепляют печатью и подписывают у главного бухгалтера.

Лицевой счет имеет значимость в двадцать знаков и должен определять принадлежность его конкретному клиенту и целевое назначение:

• с 1-го по 5-й разряд — это балансовые счета 2-го порядка;

• с 6-го по 8-й разряд — код валюты;

• 9 разряд — защитный ключ, рассчитывается обязательно;

• с 10-го по 13-й разряд —номер филиала, отделения;

• с 14-го по 16-й разряд — для бюджетных счетов означает символ бюджетной отчетности; для счетов по учету доходов/расходов — символ отчета о прибылях и убытках с 14-го по 18-й разряд порядковый номер лицевого счета:

· с 17-го по 20-й — для бюджетных счетов;

· с 19-го по 20-й — для счетов по учету доходов/расходов;

· с 14-го по 20-й — для остальных.

В лицевые счета заносят сведения:

01 — списано, зачислено по платежному поручению;

02 — оплачено, зачислено по платежному требованию;

03 — оплачен наличный денежный чек;

04 — поступило по объявлению на взнос наличными;

05 — оплачено, зачислено по требованию поручению;

06 — оплачено, зачислено по инкассовому поручению;

07 — оплачено, поступило по расчетному чеку;

08 — открытие аккредитива, зачисление сумм неиспользованного, аннулированного аккредитива;

09 — списано, зачислено по мемориальному ордеру;

10 — документы по погашению кредита;

11 — документы по выдаче кредита, зачислению кредита;

12 — зачислено на основании авизо;

13 — расчеты с применением банковских карт;

16 — списано, зачислено по платежному ордеру.

Ведомость остатков размещенных (привлеченных) средств ведется по счетам, по которым определены сроки размещения (привлечения) средств, по специальной форме программным путем ежедневно.

Задачей синтетического учета является проверка правильности ведения аналитического учета. К основным документам синтетического учета относят: ежедневную оборотную ведомость, ежедневный баланс и отчет о прибылях и убытках.

Ежедневная оборотная ведомость — это оборотный баланс, включающий вступительные остатки, обороты и конечные остатки по каждому балансовому и внебалансовому счету.

Ежедневный баланс — это сводка остатков по счетам второго порядка. По операциям, совершаемым непосредственно банком, баланс должен быть составлен за истекший день до 12 часов местного времени следующего рабочего дня. Сводный баланс с включением балансов филиалов составляется до 12 часов следующего рабочего дня после составления баланса по операциям, непосредственно выполняемым кредитной организацией. Отчет представляется кредитными организациями по состоянию на 1-е число месяца, следующего за отчетным кварталом, в территориальное учреждение Банка России:

• кредитными организациями, не имеющими филиалов — не позднее 7-го рабочего дня месяца, следующего за отчетным кварталом;

• кредитными организациями, имеющими филиалы (за исключением крупных кредитных организаций с широкой сетью подразделений), — не позднее 8-го рабочего дня месяца, следующего за отчетным кварталом;


 


Отдел депозитных операций

Депозитные источники привлечения средств занимают важное место в структуре ресурсов и деятельности Сбербанка России.

Соответственно по срокам привлечения средства делятся на средства до востребования и срочные вклады и депозиты. К средствам, размещенным клиентами по сроку до востребования, относятся остатки на расчетных и текущих счетах клиентов и депозиты до востребования. Эти остатки денежных средств могут быть внесены и изъяты клиентами банка по первому требованию и приносят клиенту низкий доход.

В зависимости от срока, на который заключен договор банковского вклада, различают депозиты до востребования, срочные и сберегательные вклады. Депозиты до востребования открываются клиентам (физическим и юридическим лицам) в соответствии с договором, конкретный срок востребования денежных средств не указывается. Срочные депозиты — это денежные средства, внесенные на оговоренный в договоре срок.

Сроки депозитов дифференцируются с учетом интересов клиевта. Срочный депозит может быть внесен на срок: до 30 дней; от 31 до 90 дней; от 91 до 180 дней; от 181 дня до одного года; от одного года до трех лет и свыше трех лет. За средства, размещенные клиентами в банке на срок и до востребования, выплачиваются проценты,

Счета по учету депозитных операций: юридических лиц — 410—422, 425, физических лиц — 423, 426, прочие привлеченные средства — 427—440 включительно.

По кредиту счетов отражаются:

• суммы, поступившие от владельца депозита (вкладчика;

• начисленные проценты;

• поступившие для зачисления в депозиты (вклады) физических лиц суммы предоставленных кредитов;

• начисленные проценты по счету держателя банковской карты.

Работа по открытию счетов по депозитным договорам и вкладам производится по следующим направлениям:

• открытие юридического дела для не клиента банка;

• составление депозитного договора о вкладе (депозите);

• выбор и регистрация в журнале открытых счетов соответствующего балансового счета;

• соблюдение сроков зачисления и списания средств по депозитным и вкладным счетам;

• использование депозитных и вкладных средств.

Согласно гл. 44 ГК РФ договор между банком и клиентом должен быть составлен в письменной форме в соответствии с видом депозита: до востребования или срочного вклада (депозита). Договор банковского вклада является односторонним, так как обязанности лежат только на одной стороне — коммерческом банке, возмездным, реальным, публичным.

Основными первичными документами, подтверждающими внесение вклада, являются платежное поручение о безналичном перечислении депозита или кассовый документ – объявление на взнос наличными, приходный ордер — при вносе вклада наличными.

Все первичные документы оформляются банком в соответствии с принятым внутрибанковским документооборотом: образцы подписи вкладчиков; распоряжение на открытие депозитного счета; мемориальные ордера; распоряжения депозитного отдела; доверенность на распоряжение депозитом; письменное извещение (заявление) вкладчика при досрочном изъятии.

Бухгалтерские записи по учету депозитных операций:

1. Зачисление средств на депозит (вклад) осуществляется следующей записью: Дебет 20202 (А) «Касса кредитных организаций», 40702 (П) «Расчетный счет» Кредит соответствующий депозитный счет (410-423, 425, 426).

2. Возврат депозитных (вкладных) средств: Дебет депозитные счета (410-423, 425, 426). Кредит 20202 (А) «Касса кредитных организаций», 40702 (П) «Расчетный счет».

По счетам по учету депозитов юридических лиц производятся операции только по зачислению и возврату их на расчетный счет. Использовать счета по учету депозита для аккумуляции средств в ущерб очередности платежей запрещается. При досрочном снятии денег вкладчик обязан предупредить об этом банк за 10 дней или менее.

Операции, связанные со вкладами физических лиц, регла­ментируются гл. 44 ГК РФ. Письменная форма договора банковского вклада считается соблюденной, если внесение вклада оформлено сберегательной книжкой.

Учет вкладов физических лиц ведется на пассивных счетах: 423 «Депозиты и прочие привлеченные средства физических лиц», 426 «Депозиты и прочие привлеченные средства физических лиц-нерезидентов».

Проценты начисляются, если дата начисления процентов и дата уплаты их приходятся на разные периоды: Дебет 70606 (А) «Расходы банка» Кредит 47411 (П) «Начисленные проценты по банковским счетам и привлеченным средствам физических лиц»

Срочные вклады физических лиц по окончании срока договора и при не востребовании их вкладов переносятся со срочных счетов на счета до востребования. Характеристика вкладов в Сбербанке России приведена в приложении 6.


 


Отдел денежного обращения

Кассовые операции банка — это операции, связанные с инкассацией, приемом, хранением и выдачей наличных денег, иностранной валюты и других ценностей. Основной порядок организации работы кассовых подразделений банков установлен в Положении Банка России от 24 апреля 2008 г. № 318-П «О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монет банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации». 

Для кассового обслуживания физических и юридических лиц, обработки денежной наличности Сбербанк банк создает кассовое подразделение, которое состоит из приходных, расходных, приходно-расходных, вечерних касс, касс пересчета и обменных валютных пунктов.

Кассовые работники снабжаются образцами подписей бухгалтерских работников, уполномоченных подписывать приходные и расходные документы, а бухгалтерские работники, связанные с оформлением приходно-расходных кассовых документов, — образцами подписей кассовых работников. Образцы заверяются подписями руководителя и главного бухгалтера и скрепляются печатью кредитной организации.

Для оформления расходных кассовых операций физических лиц в Сбербанке России используются расходные кассовые документы, а для юридических лиц — денежные чеки, которые выдаются клиентам в виде чековых книжек. Для учета приходно-расходных операций в банках ведутся кассовые журналы по приходу и расходу, мемориальные ордера, справки, книга учета ценностей и другие документы, которые служат для отражения кассовых операций в бухгалтерском учете.

В аналитическом учете ведутся отдельные лицевые счета по каждой операционной кассе и по каждому банкомату.

В конце операционного дня кассир сверяет сумму принятых под отчет для ведения расходных операций денег. По суммам, оформленным расходными документами, составляется отчетная справка. Осуществление операций по выдаче наличных денег характеризуется соблюдением определенных правил: операции сначала отражаются в учете по счетам клиентов, а затем по счету 20202 «Касса кредитной организации»; деньги выдаются при условии их пересчета.

Основными документами по оформлению и учету приходных кассовых операций являются: приходные кассовые документы для физических лиц и для юридических лиц — объявления на взнос наличными (форма 0402001), представляющие собой комплект документов, состоящий из объявления, ордера и квитанции. Бланки, разные документы и ценности выдаются из кассы на основании мемориальных ордеров. Все бланки специального назначения хранятся в хранилище. Инкассируемая выручка пересчитывается кассой пересчета денежных средств. При проведении операций по инкассации денежных средств используется пассивный счет 40906 «Инкассированная денежная выручка». Аналитический учет ведется по каждому клиенту. Инкассированная выручка зачисляется на счет клиента в этот же день. На конец дня не должно быть остатка денежных средств на счете 40906.

Факт недостачи в процессе пересчета в сумках клиентов оформляется записью: Дебет счета клиентов Кредит 40906; излишек в инкассированных сумках записью: Дебет 40906 Кредит счета клиентов.

Ценности и документы, находящиеся в хранилище, учитываются на соответствующих счетах:

· 202 «Наличная валюта и чеки, номинальная стоимость кото­рых указана в иностранной валюте»;

· 203 «Драгоценные металлы»;

· 204 «Природные драгоценные камни»;

· 91201 «Марки и другие документы на оплату сборов и пошлин»;

· 91202 «Разные ценности и документы»;

· 91203 «Разные ценности и документы, отосланные и выдан­ные под отчет, на комиссию»;

· 91207 «Бланки».

Для учета ценностей заведующий кассой ведет специальные книги, в которых ежедневно указывается общая сумма остатка отдельных видов ценностей, а по счету 20202 «Касса» и обороты за день. Записи в книгах сверяются с данными бухгалтерского учета по соответствующим счетам ежедневно. Факт сверки удостоверяется подписью заведующего кассой, руководителя и главного бухгалтера. Ревизия в денежном хранилище и в кассе производится не реже одного раза в квартал и по состоянию на 1 января.

Бухгалтерские записи по кассовому обслуживанию банками клиентов:

1. Сданы в кассу банка наличные деньги для зачисления на расчетный счет клиента: Дебет 20202 (А) «Касса кредитной организации» Кредит счета клиента.

2. Поступили в кассу банка бланки чековых книжек и других ценностей: Дебет 91207 (П) «Бланки» Кредит 99999 (П).

3. Выдана чековая книжка из кассы банка по заявлению кли­ента: Дебет 99999 (П) Кредит 91207 (А) «Бланки».

4. Списываются с расчетного счета клиента суммы денежных ресурсов, выданных из кассы: Дебет счета клиента Кредит 20202 (А) «Касса кредитной организации».

5. Получены наличные деньги из РКЦ в кассу банка: Дебет 20202 (А) Кредит 20209 (А).

6. Получена банком выписка из РКЦ о снятии суммы наличного денежного подкрепления с его корреспондентского счета: Дебет 20209 (А) Кредит 30102 (А).

7. Выданы из кассы банка наличные деньги инкассаторам для доставки в РКЦ: Дебет 20209 (А) «Денежные средства в пути» Кредит 20202 (А) «Касса кредитной организации».

8. Получена из РКЦ банком выписка о зачислении суммы инкассированных наличных денег на его корреспондентский счет: Дебет 30102 (А) «Корреспондентские счета кредитной организации в Банке России» Кредит 20209 (А) «Денежные средства в пути».


 


Отдел ценных бумаг

Вложения коммерческих банков в ценные бумаги являются вторым по доходности видом активных операций, составляющим до 20—30 % активов баланса банка.

Регулирование сделок с ценными бумагами основывается на множестве существующих нормативных документов, а также согласно правилам делового оборота между участниками рынка ценных бумаг.

Сбербанк, осуществляя деятельность на рынке ценных бумаг может выступать в качестве эмитента, инвестора, добросовестного приобретателя и профессионального участника рынка ценных бумаг.

Заключенные сделки на рынке ценных бумаг оформляются первичными документами, подлежат внутреннему количественному и денежному учету по объектам и субъектам сделок, а затем правильному и своевременному отражению бухгалтерией по балансовым счетам банка. Внутренний учет сделок ведется в количественном выражении в единицах ценных бумаг определенного вида (категории (типа), выпуска, серии, транша) и в денежном выражении в валюте Российской Федерации. Сделки должны отражаться в течение рабочего дня, следующего за днем их совершения.

Основанием для отражения операций с ценными бумагами в бухгалтерском учете являются следующие первичные документы:

• договоры;

• поручения клиента;

• уведомления о перерегистрации ценных бумаг в реестре;

• акты приема-передачи ценных бумаг;

• кассовые и банковские документы;

• отчеты об исполнении операций депозитария;

• иные документы;

• отчеты организаторов торговли на рынке ценных бумаг

• распорядительные записки

 Долговые обязательства, которые Сбербанк намерен удерживать до погашения (вне зависимости от срока между датой приобретения и датой погашения), учитываются на балансовом счете 503 «Долговые обязательства, удерживаемые до погашения». На счет 503 «Долговые обязательства, удерживаемые до погашения» долговые обязательства зачисляются в момент их приобретения.

Факт заключения сделки на приобретение ценной бумаги отражается в день заключения сделки следующей бухгалтерской записью:

Дебет 47408 (А) «Расчеты по конверсионным операциям и срочным сделкам Кредит 47407 (П) «Расчеты по конверсионным операциям и срочным сделкам».

Перечисление средств за приобретаемые ценные бумаги осуществляется в тот же день: Дебет 47407 (П) «Расчеты по кон­версионным операциям и срочным сделкам» Кредит 30102 (А) «Корреспондентские счета кредитных организаций в Банке России».

В день получения первичных документов, подтверждающих переход прав на ценную бумагу, либо в день выполнения условий договора (сделки), определяющих переход прав: Дебет 50308 (А) «Прочие долговые обязательства, удерживаемые до погашения» Кредит 47408 (А) «Расчеты по конверсионным операциям и срочным сделкам».

На дату приобретения ценных бумаг стоимость предварительных затрат переносится на балансовые счета по учету вложений в соответствующие ценные бумаги: Дебет 50308 (А) «Прочие долговые обязательства по лицевому счету ценной бумаги» Кредит 50905 (А) «Предварительные затраты для приобретения ценных бумаг».

Для учета резервов на возможные потери предназначены пассивные балансовые счета 50319 «Резервы на возможные потери» и 50507 «Резервы на возможные потери». В учете операция по созданию и доначислению резерва отражается следующим образом: Дебет 70606 (А) «Расходы» Кредит 50319 (П) «Резервы на возможные потери».

Особое внимание необходимо уделить учету векселей. Под учетом векселя понимается его передача (продажа) векселедержателем банку по индоссаменту до наступления срока платежа и получение за это вексельной суммы за вычетом определенного процента, называемого учетным процентом, или дисконтом. Векселя передаются в банк по ре­естрам. Банк рассматривает возможность учета векселя и при положительном решении вносит в индоссамент свои реквизиты. На лицевой стороне векселя делает надпись: «Учтен».

Если на векселе имеется бланковый индоссамент, то при приеме его к учету он превращается в именной на имя банка.

Документооборот по учету векселей: векселедержатель предъявляет вексель в банк для получения ссуды; банк выдает ссуду; банк отсылает иногородние векселя на инкассо в банк плательщика; банк плательщика предъявляет к оплате векселя, по которым наступил срок оплаты; плательщик акцептует вексель; банк плательщика извещается об оплате векселей; банк заемщика зачисляет деньги в оплату векселя на свой корреспондентский счет в банке-корреспонденте; при неоплате векселя плательщиком банк плательщика предъявляет векселя в нотариальную контору для совершения протеста; нотариальная контора возвращает опротестованные векселя

За учет векселя Сбербанк взимает учетный процент, а сумма дисконта удерживается банком из суммы векселя в момент его учета.

Вексельный кредит может выдаваться банком и в виде ссуды под залог векселей. Под выдачей ссуды под залог векселей понимается такая операция,' по которой банк выдает клиенту (заемщику) ссуду в денежной форме, а от заемщика в обеспечение платежа принимает находящиеся в его распоряжении товарные векселя. Выдача кредита под залог векселей производится банком в пределах лимита кредитования, который рассчитывается для каждого клиента. Для этого банк делает расчет свободного остатка кредита с учетом принятого в договоре соотношения между задолженностью и обеспечением.

Ссуду погашают, перечисляя средства по распоряжению клиента с его расчетного счета или направляя платежи по заложенным векселям непосредственно в кредит ссудного счета. В случае образования кредитового остатка на счете банк начисляет на него проценты по ставке, установленной за хранение средств на расчетных счетах.

Сбербанк также осуществляет и комиссионные операции. Комиссионными называются операции, связанные с получением платежа по векселю у векселедателя, по поручению векселедержателя, по поручительству (авалю) и акцептованию векселей.



Прочие операции Сбербанка.

Сбербанк России осуществляет лизинговые, трастовые, факторинговые и иные операции.

Лизинг – вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передачи его на основании договора лизинга физическим и юридическим лицам за плату, на срок и на определенных условиях, с правом выкупа имущества лизингополучателем. При этом Сбербанк России является лизингодателем. Схема механизма лизинговой сделки рассмотрена в приложении 14.

На первом этапе устанавливаются отношения между предприятием, заинтересованным в получении имущества в лизинг, и производителем или продавцом (поставщиком) этого имущества. Стороны договариваются о цене, условиях поставки, технико-экономических характеристиках поставляемого оборудования и подписывают соответствующий документ, например протокол, который в дальнейшем будет передан Сбербанку России.

На втором этапе предприятие — потенциальный лизингополучатель после проведения анализа рынка лизинговых услуг и выявления приемлемой для него лизинговой компании обращается к ней с просьбой приобрести для него необходимое оборудование.

На третьем этапе лизингодатель (Сбербанк России) изучает и анализирует поступившую к нему заявку. При положительном решении между лизингодателем и лизингополучателем заключается лизинговый договор, в котором указываются: стороны договора; предмет договора; сроки действия договора; права и обязанности сторон; условия и виды лизинговых платежей; страхование объекта сделки; порядок расторжения лизингового договора.

На четвертом этапе лизинговая компания (Сбербанк России) покупает необходимое имущество у поставщика или производителя на основе договора купли-продажи. При этом лизинговая компания становится собственником имущества.

На пятом этапе лизингодатель осуществляет страхование лизинговой операции.

Шестым этапом можно считать выплату лизингополучателем лизинговых платежей в сроки, предусмотренные договором.

Лизинговая операция завершается выплатой всех предусмотренных лизинговых платежей и выкупом имущества в собственность его новым владельцем, бывшим лизингополучателем, либо его возвратом лизингодателю.

К преимуществам лизингодателя (Сбербанк России) при лизинговой сделке относят:

· расширение сферы приложения банковского капитала;

· относительно меньший риск, чем предоставление банковских ссуд;

· налоговые льготы;

· возможность установления более тесных контактов с производителями оборудования, что создает условия для делового сотрудничества.

Лизинговые операции являются рискованными, как и другие банковские операции.

Термин «факторинг» произошел от англ. factor — посредник, агент.

Субъектами факторинговой сделки являются: поставщик, покупатель, факторинговая компания или банк-фактор, банк-гарант. Объект сделки — дебиторская задолженность за поставленные товары, выполненные работы и оказанные услуги. Основой факторинга является покупка факторинговой компанией у поставщика права на взыскание долгов его покупателей.

Факторинг можно рассматривать как особую форму кредита, поскольку Сбербанк России принимает на себя обязательство за комиссионное вознаграждение взыскивать с должников платежи, предоставляя кредит продавцу сразу после отгрузки товаров.

При осуществлении факторинговой операции банк-фактор предоставляет специфический кредит, погашение которого производится не самим заемщиком (предприятием-кредитором), а должником (покупателем) путем исполнения платежа по уступленному денежному требованию.

При заключении договора на факторинговое обслуживание поставщик представляет банку-фактору информацию о переуступаемых денежных требованиях с указанием:

· наименования, адреса плательщиков и условий поставки продукции;

· планируемой суммы переуступки денежных обязательств;

· суммы уже имеющегося долга плательщиков и данных о сверке счетов;

·  другой информации, необходимой для оценки финансового состояния плательщика (покупателя), состояния расчетов.

Поскольку факторинговые операции носят рисковый характер, то до заключения договора с клиентом Сбербанк России тщательно изучает финансовое состояние потенциального клиента, с тем, чтобы убедиться в его платежеспособности. С этой целью анализируются показатели ликвидности баланса, состав и длительность дебиторской задолженности, возможности реализации выпускаемой продукции, конъюнктура рынков сбыта и т.д.

При положительном решении вопроса в заключенном договоре между банком-фактором (Сбербанком России) и поставщиком (клиентом) обычно предусматривается предельная сумма кредита по факторингу.

После анализа полученной информации и подписания договора о факторском обслуживании при конвенционном (открытом) факторинге банк-фактор или поставщик уведомляет покупателей о том, что выписываемые на его имя денежные требования переуступаются банку-фактору и все платежи по предъявляемым расчетным документам должны поступать на специально открытый в банке-факторе счет.

В договоре на факторское обслуживание обязательно оговаривается, что поставщик не имеет права заключать договор с другим банком-фактором без согласия данного банка. Это связано с рисками, которые возникают при отказе плательщика от выполнения своих обязательств. При заключении договора с правом регресса поставщик несет риск по требованиям, проданным банку-фактору, который может вернуть поставщику любое неоплаченное покупателем денежное обязательство независимо от причин его неоплаты.

При соглашении без права регресса банк-фактор берет на себя риск неплатежа со стороны плательщика. Сумма риска определяется суммой переуступленных требований при условии, что причиной неплатежа является отсутствие средств у покупателя. Все издержки по взысканию долга с плательщика в этом случае несет банк-фактор. В случае когда денежные требования полностью или частично не акцептованы покупателем, банк-фактор имеет право регресса к поставщику, что отдельно оговаривается в договоре. Возмещение средств поставщиком в данном случае производится платежным поручением поставщика.

Факторинговые операции оказываются на платной основе. При определении конкретного размера оплаты учитываются ставка банковского процента, средний срок оборачиваемости средств поставщика в незавершенных расчетах по товарам отгруженным, размер комиссионных услуг — плата за обслуживание. Ее величина зависит от объема и структуры производственной деятельности поставщика, кредитоспособности его покупателей, от оценки трудоемкости выполняемой работы и риска.

Действие факторингового договора может быть прекращено: по взаимному соглашению сторон; по желанию поставщика; по желанию банка-фактора.

Траст характеризуется как особую форму распоряжения собственностью, определяющую права на имущество, передаваемое в трастовое управление, на распределение прибыли, полученной в результате этого управления, и представляет собой отношения между учредителем траста, доверительным собственником (распорядителем) и бенефициаром.

Сущность доверительных операций заключается в передаче клиентами банкам своего имущества (без передачи права собственности) для последующего инвестирования этих средств от имени их владельцев и по их поручению на различных рынках с целью получения прибыли, с которой банки взимают определенную плату в виде комиссии.

К услугам траст-отдела банка обычно относится:

1. Хранение ценных бумаг.

2. Ведение ежемесячных бухгалтерских записей клиента.

3. Получение платежей от имени клиента по доверенности, включая проценты, дивиденды, арендные платежи.

4. Покупка и продажа ценных бумаг за счет и от имени клиента, проведение расчетов с продавцами и покупателями.

5. Консультационные услуги;

а) Консультирование предприятий, включая: выбор оптимального портфеля ценных бумаг, налоговое планирование, приобретение недвижимости и других материальных ценностей;

б) Персональное консультирование граждан: перевод денежных средств и других активов родственникам и наследникам в стране и за границей, планирование оптимального распределения семейных доходов.

6. Принятие целевых вкладов граждан и организаций на покупку недвижимости и автомобилей.

7. Создание пенсионных фондов организаций и фондов ассоциаций граждан по управлению имуществом и выполнении иных услуг по поручению и в интересах клиентах на правах его доверенного лица.

Одной из функций банка в области трастовых операций является управление персональными трастами, т.е.предоставление трастовых услуг физическим лицам. К числу трастовых услуг, оказываемых банками отдельным лицам, относятся: распоряжение наследством, управление собственностью на доверительной основе, выполнение роли опекуна и/или хранителя имущества, выполнение агентских посреднических функций.

Большое место в деятельности коммерческих банков занимают услуги юридическим лицам, которые олицетворяют фирмы, компании и предприятия. Значительная часть услуг, предоставляемых компаниям банками, включает в себя следующие операции: управление пенсионными фондами корпораций; участие в прибыли; выпуск облигаций; временное управление делами компании в случае ее банкротства; выполнение платежных функций.

Трастовые отделы банков не ограничиваются только сферой частных корпораций; они управляют также государственными фондами на самых различных условиях - от муниципалитета до города и округа. В целом весь процесс сотрудничества банка и клиента в связи с управлением портфелем инвестиций последнего можно условно разбить на шесть этапов.

1этап. Появление клиента в Сбербанке России и проведение банковским работником беседы с ним относительно его финансового положения, доходов и сбережений на данный момент. На основании полученных данных проводится анализ платежеспособности клиента.

2 этап. Банковский работник определяет примерный период времени, в течение которого банк будет иметь возможность распоряжаться средствами клиента.

3 этап. Работник банка удостоверяется в законном происхождении денег клиента с целью недопущения отмывания денег, полученных нелегально.

4 этап. Работник банка проверяет документы своего клиента, чтобы удостовериться в том, что лицо, на чьё имя открывается счет, реально существует и само открывает счет.

5 этап. Клиент ознакамливается с условиями сотрудничества с банком и подписывает их.

6 этап. Непосредственное открытие счета клиенту и прием денег от него.

В дальнейшем взаимоотношения банка и клиента могут строиться по двум основным направлениям.

1. Решения о покупке или продаже ценных бумаг, иностранной валюты, драгоценных металлов и т.п. клиент принимает самостоятельно. Банковский специалист при этом предоставляет ему лишь консультационную помощь.

2. Клиент заключает с банком договор об управлении портфелем инвестиций, по которому банк самостоятельно занимается всеми вопросами купли-продажи инвестиций клиента.


 


Заключение

Программа практики предполагала изучение краткой характеристики Сберегательного банка и основных направлений его деятельности, изучение нормативно-правовой базы и организационной структуры Сберегательного банка, изучение управления банком и функций отдельных подразделений и подотделов, а так же изучение состава выполняемых операций.

Преддипломная практика способствовала закреплению теоретических знаний и приобретению практических навыков.

В период прохождения практики была изучена структура Сбербанка России и Ершовского отделения № 3967 Сбербанка России, рассмотрены основные отделы Сбербанка России (отдела депозитных операций, кредитного отдела, отдел валютных операций, отдела денежного обращения).

В процессе прохождения практики рассмотрены особенности работы подразделений и их взаимодействие в процессе кредитования (отдел кредитования юридических лиц, отдел сопровождения и оформления банковских операций, подразделение бухгалтерии, отдел валютного контроля и операций, юридический отдел, отдел безопасности). Рассмотрены обязанности сотрудников отдела кредитования юридических лиц, порядок проведения операций по предоставлению кредитов юридическим и физическим лицам.

Практика позволила изучить и освоить такую деятельность, как прием пакета документов от заемщика, формирование и ведение кредитного дела, анализ финансового состояния заемщика, структурирование сделки, оценка обеспечения, сопровождение кредитного договора, осуществление контроля операций, связанных с кредитованием юридических лиц, порядок проверки залога, проведение мониторинга наличия признаков проблемности по действующим кредитным договорам.

Во время прохождения практики также была изучена структура агрегированного бухгалтерского баланса банка и отчета о прибылях и убытках, с экономическими нормативами ЦБ РФ, с составом доходов и расходов банка.

Содержание

 

Введение 3
1. Общая характеристика Сбербанка России 4
1.1.Отдел бухгалтерского учета и отчетности Сбербанка России 2. Отдел бухгалтерского учета и отчетности. 4 10
2.1. Общие положения по ведению бухгалтерского учета в Сбербанке России 10
 2.2 Учетная политика организации. Межбанковские расчеты 16
3. Характеристика основных отделов Сбербанка России 20
3.1. Отдел депозитных операций 20
3.2. Кредитный отдел Сбербанка России 23
3.3. Отдел валютных операций и неторговых операций 31
3.4 Отдел денежного обращения 38
3.5.  Отдел ценных бумаг 42
4 Прочие операции Сбербанка России 46
5 Финансовое состояние Сбербанка России 53
6 Банковский менеджмент и маркетинг 63
Заключение 69
Приложение 1  
Приложение 2  
Приложение 3  
Приложение 4  
Приложение 5  
Приложение 6  
Приложение 7  
Приложение 8  
Приложение 9  
Приложение 10  
Приложение 11  
Приложение 12  
Приложение 13  
Приложение 14  
   

 


Введение

Сбербанк России сегодня - современный универсальный банк, удовлетворяющий потребности различных групп клиентов в широком спектре банковских услуг. Он обладает уникальной филиальной сетью и в настоящее время в нее входят 18 территориальных банков и более 19 100 подразделений по всей стране.

Преддипломная практика проходила в Ершовском отделение № 3967 Сберегательного Банка России.

В процессе прохождения производственной (преддипломной) практики были поставлены следующие задачи:

1.  Дать общую характеристику Сбербанка России.

2. Рассмотреть общие положения по ведению бухгалтерского учета в Сбербанке России.

3. Дать характеристику основных отделов Сбербанка России (отдела депозитных операций, кредитного отдела, отдел валютных операций, отдела денежного обращения).

4. Рассмотреть прочие операции Сбербанка России (факторинговые, лизинговые).

5. Проанализировать финансовое состояние Сбербанка России.

6. Рассмотреть особенности банковского менеджмента и маркетинга.

Материалы данного отчета по производственной (преддипломной) практике будут использованы мною при написании диплома.


 


Общая характеристика Сбербанка.

Основанный в 1841 г. Сбербанк России сегодня - современный универсальный банк, удовлетворяющий потребности различных групп клиентов в широком спектре банковских услуг. Сбербанк занимает крупнейшую долю на рынке вкладов и является основным кредитором российской экономики.

Сбербанк России действует на основании Генеральной лицензии на осуществление банковских операций № 1481 от 3 октября 2002 года. Полное фирменное наименование - Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации (открытое акционерное общество), сокращенное фирменное наименование - Сбербанк России. Юридический адрес: Россия, Москва, 117997, ул. Вавилова, д. 19.

Основные реквизиты Сбербанка России:       

· Расчетный счет 30301810500001000001

· БИК 044525225

· КПП 775001001

· ИНН 7707083893

Коды: ОКПО 00032537, ОКТМО 45397000, ОКВЭД 65.12, ОКОГУ 15007, ОКФС 41, ОКОПФ 47, ОКАТО 45293554000

Сбербанк России является крупнейшим банком Российской Федерации и СНГ. Его активы составляют более четверти банковской системы страны (27%), а доля в банковском капитале находится на уровне 26% (по состоянию на 1 июня 2010 г.).

В настоящее время общее количество размещенных акций Сбербанка России ОАО составляет:

· обыкновенных акций номиналом 3 руб.–21 586 948 000 шт.

· привилегированных акций номиналом 3 руб.–1 000 000 000 шт.

Предельное количество объявленных обыкновенных акций - 15 000 млн. шт.

Структура акционеров Сбербанка России ОАО по состоянию на 16 апреля 2010 года выглядит следующим образом:

· Стратегический инвестор (Банк России) - 57,6%;

· Институциональные инвесторы – 35,7%, в том числе нерезиденты – 32,1%;

· Неинституциональные инвесторы - 0,7%;

· Частные инвесторы - 6,1%;

· Общее количество акционеров – более 260 тысяч.

Учредитель и основной акционер Банка — Центральный банк Российской Федерации (Банк России). По состоянию на 16 апреля 2010 г., ему принадлежит 60,3 % голосующих акций и 57,6% в уставном капитале Банка. Остальными акционерами Сбербанка России являются более 263 тысяч юридических и физических лиц. Высокая доля иностранных инвесторов в структуре капитала Сбербанка России (более 32%) свидетельствует о его инвестиционной привлекательности.

Управление Сбербанком России основывается на принципе корпоративности в соответствии с Кодексом корпоративного управления, утвержденным годовым Общим собранием акционеров Банка в июне 2002 года.

Органами управления Банка являются:

1. Общее собрание акционеров — высший руководящий орган Сбербанка России. На Общем собрании акционеров принимаются решения по основным вопросам деятельности Банка.

2. Наблюдательный совет Банка состоит из 17 директоров, среди которых 11 представителей Банка России, 2 представителя Сбербанка России и 4 независимых директора.

3. Правление Банка состоит из 13 членов. Возглавляет Правление Банка Президент, Председатель Правления Банка (Герман Греф)

Все органы управления Банком формируются на основании Устава Сбербанка России и в соответствии с законодательством Российской Федерации. Устав Сбербанка России приведен в приложении 1.

Состав Наблюдательного совета избран годовым общим собранием акционеров 04.06.2010, председателем которого является Игнатьев С. М., (Председатель Центрального банка Российской Федерации). Заместителями председателя наблюдательного совета является Улюкаев А.В. (первый заместитель Председателя ЦБ РФ) и Лунтовский Г.И.

Сбербанк России обладает уникальной филиальной сетью и в настоящее время в нее входят 18 территориальных банков и более 19 100 подразделений по всей стране. Дочерние банки Сбербанка России работают в Казахстане, на Украине и в Белоруссии.

Перечень территориальных банков представлен в приложении 2.

Сбербанк России осуществляет разнообразные банковские операции.

Согласно Федеральному закону "О банках и банковской деятельности" к банковским операциям относятся:

1) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во

вклады (до востребования и на определенный срок);

2) размещение привлеченных средств от своего имени и за свой счет;

3) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

4) осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;

5) инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

6) купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;

7) привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

8) выдача банковских гарантий;

9) осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).

Сбербанк России как кредитная организация вправе осуществлять следующие сделки:

1) приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме;

2) доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами;

3) осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством РФ;

4) предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;

5) лизинговые операции;

6) оказание консультационных и информационных услуг.

Сбербанк России вправе осуществлять иные операции в соответствии с законодательством Российской Федерации: выпуск, покупку, продажу, учет, хранение и иные операции с ценными бумагами.

Ершовское отделение № 3967 предоставляет следующие услуги:

- обслуживание физических и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей

- осуществление операций по кредитованию физических лиц

В Сбербанке России можно выделить следующие основные отделы: операционный отдел; отдел депозитных операций; отдел кредитных операций; отдел валютных операций; отдел ценных бумаг; отдел денежного обращения. Особая роль отводится отделу бухгалтерской службы и отчетности Сбербанка России.

Рассмотрим основные финансово-экономические показатели деятельности Сбербанка России за 2008-2009 годы.

 Чистая прибыль Сбербанка России ОАО по российской системе бухгалтерского учета за 11 месяцев 2009 года составила 18,5 миллиарда рублей, что меньше аналогичного показателя за прошлый год в 6,1 раза. В 2008 году чистая прибыль компании за аналогичный период составляла 113,2 млрд. рублей. Прибыль Сберегательного банка до уплаты налогов с января по ноябрь 2009 года составила 24,3 млрд. руб. против 146 млрд. руб. за 11 месяцев прошлого года.

При этом активы банка за 11 месяцев 2009г. увеличились на 1,3% и по состоянию на 1.12.2009 г. составили 6,806 триллиона рублей.

С января по ноябрь 2009 г. Сбербанк России выдал российским предприятиям кредитов на сумму около 3,6 трлн. руб., из них около 260 млрд. руб. выдано в ноябре. Остаток кредитного портфеля юридических лиц с начала года до 1 декабря увеличился на 8,6% – до 4 трлн. 324 млрд руб. Доля реструктурированных кредитов, по которым были внесены изменения в первоначальные существенные условия договора в благоприятную для заемщика сторону, в кредитном портфеле юридических лиц на 1 декабря 2009 г. составила 15,5%. При этом в отчетный период из-за низкого спроса со стороны населения наблюдалось снижение портфеля розничных кредитов Сбербанка на 7,1% – до 1 трлн. 168 млрд. руб.

Удельный вес просроченной задолженности в кредитном портфеле клиентов на 1 декабря т.г. составляет 4,5%. На 1 декабря 2009г. имеющиеся у банка резервы на возможные потери по ссудам покрывают объем просроченной ссудной задолженности более чем в 2 раза. Операционные доходы банка до создания резервов на возможные потери за 11 месяцев 2009г. увеличились на 24,7% в сравнении с 11 месяцами 2008 года, при этом чистый процентный доход поднялся на 36,1%; чистый комиссионный доход вырос на 8,6%; операционные расходы сократились на 3,5%, а расходы по созданию резервов на возможные потери увеличились в 3,3 раза.


 


Дата: 2019-12-22, просмотров: 236.