Отдел валютных операций и неторговых операций
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

К валютным операциям относятся:

а) приобретение валютных ценностей и их использование в качестве средства платежа;

б) приобретение и отчуждение валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг, а также использование валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

в) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации и вывоз с таможенной территории Российской Федерации валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг;

г) перевод иностранной валюты, валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории РФ, на счет того же лица, открытый на территории РФ, и со счета, открытого на территории РФ, на счет того же лица, открытый за пределами РФ;

д) перевод нерезидентом валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории РФ, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории РФ.

Валютные операции подразделяют на валютные операции, осуществляемые без ограничений, и операции, подпадающие под ограничения со стороны органов валютного регулирования. Инструментами валютных ограничений, предусмотренных ст. 7, 8 и 11 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ, являются:

• обязательная продажа валютной выручки в определенном проценте общей величины валютной выручки, поступающей на счета резидентов;

• установление требований о резервировании на различные сроки (60 дней, 1 год и 2 года) в зависимости от срока оттока капитала и в различных размерах в процентах (до 20 %, до 50 и до 100 % размера) от суммы осуществляемых валютных операций, связанных с движением капитала;

• установление требований об использовании специального счета, банковского счета в уполномоченном банке.

Банком России, как органом валютного регулирования, установлено, что значительная часть валютных операций банков проводится агентами валютного контроля (уполномоченных банков) по сделкам между собой, совершаемым ими от своего имени и за свой счет, и осуществляются без ограничений.

Специального раздела в Плане счетов бухгалтерского учета по учету иностранных операций нет. В номер лицевого счета, открываемого для учета операций в иностранной валюте, включается трехзначный код определенной иностранной валюты в соответствии с Общероссийским классификатором валют ОК (МК(ИСО 4217) 003-97) 014-2000 (ОКБ).

Порядок осуществления расчетных операций в иностранной Валюте определяется Сбербанком России самостоятельно в соответствии с российским валютным законодательством и учетной политикой, а также с учетом правил совершения расчетов в рублях. К основным валютным операциям относят:

• операции по продаже и покупке иностранной валюты на внутреннем рынке (конверсионные операции);

• операции по международным расчетам, связанные с экспортом и импортом товаров и услуг;

• неторговые операции.

В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций российских организаций ведется в валюте Российской Федерации — в рублях.

Все совершаемые Сбербанком России банковские операции в иностранной валюте должны отражаться в ежедневном едином бухгалтерском балансе только в рублях по действующему курсу Центрального банка РФ.

Официальные курсы иностранных валют к российскому рублю рассчитываются и устанавливаются Банком России на основе официального курса доллара США к российскому рублю и котировок данных валют к доллару США на международных валютных рынках текущего рабочего дня, на биржевом и внебиржевом сегментах внутреннего валютного рынка, а также официальных курсов доллара США к указанным валютам, устанавливаемых центральными (национальными) банками соответствующих государств.

Использование в бухгалтерском учете валютных операций официальных курсов иностранных валют к российскому рублю обусловлена и таким фактом, как обязательное регулярное (ежемесячное или ежеквартальное) отражение по счетам доходов и расходов результатов нереализованной курсовой переоценки балансовых валютных активов и обязательств банка в рубли с использованием таких счетов, как 61304 (П) «Доходы будущих периодов по другим операциям», 61404 (А) «Расходы будущих периодов по другим операциям», 70603 (П) «Положительная переоценка средств в иностранной валюте», 70608 (А) «Отрицательная переоценка средств в иностранной валюте».

Операции по купле-продаже иностранной валюты и чеков в иностранной валюте осуществляются только через уполномоченные банки, на которых возложены функции агентов валютного контроля.

В свою очередь, Банк России согласно п. 2 ст. 11 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» осуществляет регулирование деятельности уполномоченных банков (агентов валютного контроля), которые выражаются в:

1) установлении для кредитных организаций требований к оформлению документов при купле-продаже наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте;

2) установлении порядка купли-продажи иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, резидентами, не являющимися физическими лицами, и нерезидентами, которые могут предусматривать установление требования:

• об использовании специального счета резидентами и нерезидентами;

• о резервировании резидентами суммы, не превышающей в эквиваленте 100 % суммы покупаемой иностранной валюты, на срок не более 60 календарных дней до даты осуществления покупки валюты;

• о резервировании нерезидентами суммы, не превышающей в эквиваленте 20 % суммы продаваемой иностранной валюты, на срок не более одного года.

В соответствии с Инструкцией от № 117-И обязательными документами при оформлении операций по купле-продаже иностранной валюты являются:

1. Справка об идентификации по видам валютных операций средств в иностранной валюте, поступивших на банковский счет или списываемых с банковского счета резидента, открытого в уполномоченном банке, являющаяся документом, подтверждающим совершение валютной операции.

2. Паспорт сделки — документ, который формируется во всех валютных операциях между резидентами и нерезидентами, заключающийся в осуществлении расчетов и переводов через счета резидентов, открытые в уполномоченных банках, а также через счета в банке-нерезиденте в случаях, установленных актами валютного законодательства Российской Федерации или актами органов валютного регулирования, либо в иных случаях — на основании разрешений, выданных Банком России.

3. Ведомость банковского контроля — внутрибанковский документ по учету валютных операций клиента.

4. Документы, удостоверяющие личность физического лица.

5. Документ о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

6. Документы, удостоверяющие статус юридического лица, — для нерезидентов, документ о государственной регистрации юридического лица — для резидентов.

7. Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.

8. Документы, удостоверяющие права лиц на недвижимое имущество.

9. Уведомление налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации.

10. Документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры соглашения, контракты), доверенности, выписки из протокола общего собрания или иного органа управления юридического (в случае их проведения); документы, подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, акты государственных органов.

11. Документы, оформляемые и выдаваемые кредитными организациями, включая банковские выписки; документы, подтверждающие совершение валютных операций.

12. Таможенные декларации, документы, подтверждающие ввоз в Российскую Федерацию валюты и ценных бумаг в документарной форме.

Банки открывают счета в валюте Российской Федерации и иностранных валютах: текущие счета; расчетные счета; бюджетные счета; корреспондентские счета; корреспондентские субсчета; счета доверительного управления; специальные банковские счета; депозитные счета судов, подразделений службы судебных приставов, правоохранительных органов, нотариусов; счета по вкладам (депозитам). Текущие счета открываются физическим лицам для совершения расчетных операций, не связанных с предпринимательской деятельностью или частной практикой. Расчетные счета открываются юридическим лицам, не являющимся кредитными организациями, а также индивидуальным предпринимателям для совершения расчетов, связанных с предпринимательской деятельностью или частной практикой.

Учет расчетов с клиентами по покупке и продаже иностранной валюты, а также учет средств в иностранной валюте для обязательной продажи на валютном рынке осуществляется на счетах «Расчеты с клиентами по покупке и продаже иностранной валюты» — 47405 (пассивный) и 47406 (активный).

По кредиту счета 47405 проводятся суммы, поступившие от клиентов для покупки иностранной валюты или поступившие в иностранной валюте для ее продажи в корреспонденции со счетами корреспондентскими, клиентов.

По дебету счета 47405 проводятся суммы, перечисляемые на биржу, если обмен валюты будет проводиться через нее, в корреспонденции с корреспондентским счетом или со счетом биржи, если ее счет ведется в этой кредитной организации.

Аналитический учет ведется на лицевых счетах, открываемых по каждому клиенту и виду валюты.

Учет операций, связанных с конвертацией одной валюты в другую, и расчетов по срочным сделкам осуществляется с использованием счетов «Расчеты по конверсионным операциям и срочным сделкам» — 47407 (пассивный) и 47408 (активный).

По кредиту счета 47407 проводятся суммы конвертации одной валюты в другую в корреспонденции со счетами клиентов, корреспондентскими.

По дебету счета 47407 проводятся суммы валюты после конвертации в корреспонденции со счетами клиентов, корреспондентскими.

Операции по конвертации валют могут осуществляться, минуя счет расчетов по конверсионным операциям, путем прямых проводок сумм по счетам клиентов в разных валютах. При проведении операций по курсу, отличному от курса, установленного Банком России, возникающие курсовые разницы отражаются по счетам в соответствии с нормативными актами Банка России.

В аналитическом учете ведутся лицевые счета по каждому клиенту.

Требования проводятся по дебету счета 47408, обязательства — по кредиту счета 47407 в соответствующих финансовых инструментах. При этом производится оценка требований и обязательств.



Отдел денежного обращения

Кассовые операции банка — это операции, связанные с инкассацией, приемом, хранением и выдачей наличных денег, иностранной валюты и других ценностей. Основной порядок организации работы кассовых подразделений банков установлен в Положении Банка России от 24 апреля 2008 г. № 318-П «О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монет банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации». 

Для кассового обслуживания физических и юридических лиц, обработки денежной наличности Сбербанк банк создает кассовое подразделение, которое состоит из приходных, расходных, приходно-расходных, вечерних касс, касс пересчета и обменных валютных пунктов.

Кассовые работники снабжаются образцами подписей бухгалтерских работников, уполномоченных подписывать приходные и расходные документы, а бухгалтерские работники, связанные с оформлением приходно-расходных кассовых документов, — образцами подписей кассовых работников. Образцы заверяются подписями руководителя и главного бухгалтера и скрепляются печатью кредитной организации.

Для оформления расходных кассовых операций физических лиц в Сбербанке России используются расходные кассовые документы, а для юридических лиц — денежные чеки, которые выдаются клиентам в виде чековых книжек. Для учета приходно-расходных операций в банках ведутся кассовые журналы по приходу и расходу, мемориальные ордера, справки, книга учета ценностей и другие документы, которые служат для отражения кассовых операций в бухгалтерском учете.

В аналитическом учете ведутся отдельные лицевые счета по каждой операционной кассе и по каждому банкомату.

В конце операционного дня кассир сверяет сумму принятых под отчет для ведения расходных операций денег. По суммам, оформленным расходными документами, составляется отчетная справка. Осуществление операций по выдаче наличных денег характеризуется соблюдением определенных правил: операции сначала отражаются в учете по счетам клиентов, а затем по счету 20202 «Касса кредитной организации»; деньги выдаются при условии их пересчета.

Основными документами по оформлению и учету приходных кассовых операций являются: приходные кассовые документы для физических лиц и для юридических лиц — объявления на взнос наличными (форма 0402001), представляющие собой комплект документов, состоящий из объявления, ордера и квитанции. Бланки, разные документы и ценности выдаются из кассы на основании мемориальных ордеров. Все бланки специального назначения хранятся в хранилище. Инкассируемая выручка пересчитывается кассой пересчета денежных средств. При проведении операций по инкассации денежных средств используется пассивный счет 40906 «Инкассированная денежная выручка». Аналитический учет ведется по каждому клиенту. Инкассированная выручка зачисляется на счет клиента в этот же день. На конец дня не должно быть остатка денежных средств на счете 40906.

Факт недостачи в процессе пересчета в сумках клиентов оформляется записью: Дебет счета клиентов Кредит 40906; излишек в инкассированных сумках записью: Дебет 40906 Кредит счета клиентов.

Ценности и документы, находящиеся в хранилище, учитываются на соответствующих счетах:

· 202 «Наличная валюта и чеки, номинальная стоимость кото­рых указана в иностранной валюте»;

· 203 «Драгоценные металлы»;

· 204 «Природные драгоценные камни»;

· 91201 «Марки и другие документы на оплату сборов и пошлин»;

· 91202 «Разные ценности и документы»;

· 91203 «Разные ценности и документы, отосланные и выдан­ные под отчет, на комиссию»;

· 91207 «Бланки».

Для учета ценностей заведующий кассой ведет специальные книги, в которых ежедневно указывается общая сумма остатка отдельных видов ценностей, а по счету 20202 «Касса» и обороты за день. Записи в книгах сверяются с данными бухгалтерского учета по соответствующим счетам ежедневно. Факт сверки удостоверяется подписью заведующего кассой, руководителя и главного бухгалтера. Ревизия в денежном хранилище и в кассе производится не реже одного раза в квартал и по состоянию на 1 января.

Бухгалтерские записи по кассовому обслуживанию банками клиентов:

1. Сданы в кассу банка наличные деньги для зачисления на расчетный счет клиента: Дебет 20202 (А) «Касса кредитной организации» Кредит счета клиента.

2. Поступили в кассу банка бланки чековых книжек и других ценностей: Дебет 91207 (П) «Бланки» Кредит 99999 (П).

3. Выдана чековая книжка из кассы банка по заявлению кли­ента: Дебет 99999 (П) Кредит 91207 (А) «Бланки».

4. Списываются с расчетного счета клиента суммы денежных ресурсов, выданных из кассы: Дебет счета клиента Кредит 20202 (А) «Касса кредитной организации».

5. Получены наличные деньги из РКЦ в кассу банка: Дебет 20202 (А) Кредит 20209 (А).

6. Получена банком выписка из РКЦ о снятии суммы наличного денежного подкрепления с его корреспондентского счета: Дебет 20209 (А) Кредит 30102 (А).

7. Выданы из кассы банка наличные деньги инкассаторам для доставки в РКЦ: Дебет 20209 (А) «Денежные средства в пути» Кредит 20202 (А) «Касса кредитной организации».

8. Получена из РКЦ банком выписка о зачислении суммы инкассированных наличных денег на его корреспондентский счет: Дебет 30102 (А) «Корреспондентские счета кредитной организации в Банке России» Кредит 20209 (А) «Денежные средства в пути».


 


Отдел ценных бумаг

Вложения коммерческих банков в ценные бумаги являются вторым по доходности видом активных операций, составляющим до 20—30 % активов баланса банка.

Регулирование сделок с ценными бумагами основывается на множестве существующих нормативных документов, а также согласно правилам делового оборота между участниками рынка ценных бумаг.

Сбербанк, осуществляя деятельность на рынке ценных бумаг может выступать в качестве эмитента, инвестора, добросовестного приобретателя и профессионального участника рынка ценных бумаг.

Заключенные сделки на рынке ценных бумаг оформляются первичными документами, подлежат внутреннему количественному и денежному учету по объектам и субъектам сделок, а затем правильному и своевременному отражению бухгалтерией по балансовым счетам банка. Внутренний учет сделок ведется в количественном выражении в единицах ценных бумаг определенного вида (категории (типа), выпуска, серии, транша) и в денежном выражении в валюте Российской Федерации. Сделки должны отражаться в течение рабочего дня, следующего за днем их совершения.

Основанием для отражения операций с ценными бумагами в бухгалтерском учете являются следующие первичные документы:

• договоры;

• поручения клиента;

• уведомления о перерегистрации ценных бумаг в реестре;

• акты приема-передачи ценных бумаг;

• кассовые и банковские документы;

• отчеты об исполнении операций депозитария;

• иные документы;

• отчеты организаторов торговли на рынке ценных бумаг

• распорядительные записки

 Долговые обязательства, которые Сбербанк намерен удерживать до погашения (вне зависимости от срока между датой приобретения и датой погашения), учитываются на балансовом счете 503 «Долговые обязательства, удерживаемые до погашения». На счет 503 «Долговые обязательства, удерживаемые до погашения» долговые обязательства зачисляются в момент их приобретения.

Факт заключения сделки на приобретение ценной бумаги отражается в день заключения сделки следующей бухгалтерской записью:

Дебет 47408 (А) «Расчеты по конверсионным операциям и срочным сделкам Кредит 47407 (П) «Расчеты по конверсионным операциям и срочным сделкам».

Перечисление средств за приобретаемые ценные бумаги осуществляется в тот же день: Дебет 47407 (П) «Расчеты по кон­версионным операциям и срочным сделкам» Кредит 30102 (А) «Корреспондентские счета кредитных организаций в Банке России».

В день получения первичных документов, подтверждающих переход прав на ценную бумагу, либо в день выполнения условий договора (сделки), определяющих переход прав: Дебет 50308 (А) «Прочие долговые обязательства, удерживаемые до погашения» Кредит 47408 (А) «Расчеты по конверсионным операциям и срочным сделкам».

На дату приобретения ценных бумаг стоимость предварительных затрат переносится на балансовые счета по учету вложений в соответствующие ценные бумаги: Дебет 50308 (А) «Прочие долговые обязательства по лицевому счету ценной бумаги» Кредит 50905 (А) «Предварительные затраты для приобретения ценных бумаг».

Для учета резервов на возможные потери предназначены пассивные балансовые счета 50319 «Резервы на возможные потери» и 50507 «Резервы на возможные потери». В учете операция по созданию и доначислению резерва отражается следующим образом: Дебет 70606 (А) «Расходы» Кредит 50319 (П) «Резервы на возможные потери».

Особое внимание необходимо уделить учету векселей. Под учетом векселя понимается его передача (продажа) векселедержателем банку по индоссаменту до наступления срока платежа и получение за это вексельной суммы за вычетом определенного процента, называемого учетным процентом, или дисконтом. Векселя передаются в банк по ре­естрам. Банк рассматривает возможность учета векселя и при положительном решении вносит в индоссамент свои реквизиты. На лицевой стороне векселя делает надпись: «Учтен».

Если на векселе имеется бланковый индоссамент, то при приеме его к учету он превращается в именной на имя банка.

Документооборот по учету векселей: векселедержатель предъявляет вексель в банк для получения ссуды; банк выдает ссуду; банк отсылает иногородние векселя на инкассо в банк плательщика; банк плательщика предъявляет к оплате векселя, по которым наступил срок оплаты; плательщик акцептует вексель; банк плательщика извещается об оплате векселей; банк заемщика зачисляет деньги в оплату векселя на свой корреспондентский счет в банке-корреспонденте; при неоплате векселя плательщиком банк плательщика предъявляет векселя в нотариальную контору для совершения протеста; нотариальная контора возвращает опротестованные векселя

За учет векселя Сбербанк взимает учетный процент, а сумма дисконта удерживается банком из суммы векселя в момент его учета.

Вексельный кредит может выдаваться банком и в виде ссуды под залог векселей. Под выдачей ссуды под залог векселей понимается такая операция,' по которой банк выдает клиенту (заемщику) ссуду в денежной форме, а от заемщика в обеспечение платежа принимает находящиеся в его распоряжении товарные векселя. Выдача кредита под залог векселей производится банком в пределах лимита кредитования, который рассчитывается для каждого клиента. Для этого банк делает расчет свободного остатка кредита с учетом принятого в договоре соотношения между задолженностью и обеспечением.

Ссуду погашают, перечисляя средства по распоряжению клиента с его расчетного счета или направляя платежи по заложенным векселям непосредственно в кредит ссудного счета. В случае образования кредитового остатка на счете банк начисляет на него проценты по ставке, установленной за хранение средств на расчетных счетах.

Сбербанк также осуществляет и комиссионные операции. Комиссионными называются операции, связанные с получением платежа по векселю у векселедателя, по поручению векселедержателя, по поручительству (авалю) и акцептованию векселей.



Прочие операции Сбербанка.

Сбербанк России осуществляет лизинговые, трастовые, факторинговые и иные операции.

Лизинг – вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передачи его на основании договора лизинга физическим и юридическим лицам за плату, на срок и на определенных условиях, с правом выкупа имущества лизингополучателем. При этом Сбербанк России является лизингодателем. Схема механизма лизинговой сделки рассмотрена в приложении 14.

На первом этапе устанавливаются отношения между предприятием, заинтересованным в получении имущества в лизинг, и производителем или продавцом (поставщиком) этого имущества. Стороны договариваются о цене, условиях поставки, технико-экономических характеристиках поставляемого оборудования и подписывают соответствующий документ, например протокол, который в дальнейшем будет передан Сбербанку России.

На втором этапе предприятие — потенциальный лизингополучатель после проведения анализа рынка лизинговых услуг и выявления приемлемой для него лизинговой компании обращается к ней с просьбой приобрести для него необходимое оборудование.

На третьем этапе лизингодатель (Сбербанк России) изучает и анализирует поступившую к нему заявку. При положительном решении между лизингодателем и лизингополучателем заключается лизинговый договор, в котором указываются: стороны договора; предмет договора; сроки действия договора; права и обязанности сторон; условия и виды лизинговых платежей; страхование объекта сделки; порядок расторжения лизингового договора.

На четвертом этапе лизинговая компания (Сбербанк России) покупает необходимое имущество у поставщика или производителя на основе договора купли-продажи. При этом лизинговая компания становится собственником имущества.

На пятом этапе лизингодатель осуществляет страхование лизинговой операции.

Шестым этапом можно считать выплату лизингополучателем лизинговых платежей в сроки, предусмотренные договором.

Лизинговая операция завершается выплатой всех предусмотренных лизинговых платежей и выкупом имущества в собственность его новым владельцем, бывшим лизингополучателем, либо его возвратом лизингодателю.

К преимуществам лизингодателя (Сбербанк России) при лизинговой сделке относят:

· расширение сферы приложения банковского капитала;

· относительно меньший риск, чем предоставление банковских ссуд;

· налоговые льготы;

· возможность установления более тесных контактов с производителями оборудования, что создает условия для делового сотрудничества.

Лизинговые операции являются рискованными, как и другие банковские операции.

Термин «факторинг» произошел от англ. factor — посредник, агент.

Субъектами факторинговой сделки являются: поставщик, покупатель, факторинговая компания или банк-фактор, банк-гарант. Объект сделки — дебиторская задолженность за поставленные товары, выполненные работы и оказанные услуги. Основой факторинга является покупка факторинговой компанией у поставщика права на взыскание долгов его покупателей.

Факторинг можно рассматривать как особую форму кредита, поскольку Сбербанк России принимает на себя обязательство за комиссионное вознаграждение взыскивать с должников платежи, предоставляя кредит продавцу сразу после отгрузки товаров.

При осуществлении факторинговой операции банк-фактор предоставляет специфический кредит, погашение которого производится не самим заемщиком (предприятием-кредитором), а должником (покупателем) путем исполнения платежа по уступленному денежному требованию.

При заключении договора на факторинговое обслуживание поставщик представляет банку-фактору информацию о переуступаемых денежных требованиях с указанием:

· наименования, адреса плательщиков и условий поставки продукции;

· планируемой суммы переуступки денежных обязательств;

· суммы уже имеющегося долга плательщиков и данных о сверке счетов;

·  другой информации, необходимой для оценки финансового состояния плательщика (покупателя), состояния расчетов.

Поскольку факторинговые операции носят рисковый характер, то до заключения договора с клиентом Сбербанк России тщательно изучает финансовое состояние потенциального клиента, с тем, чтобы убедиться в его платежеспособности. С этой целью анализируются показатели ликвидности баланса, состав и длительность дебиторской задолженности, возможности реализации выпускаемой продукции, конъюнктура рынков сбыта и т.д.

При положительном решении вопроса в заключенном договоре между банком-фактором (Сбербанком России) и поставщиком (клиентом) обычно предусматривается предельная сумма кредита по факторингу.

После анализа полученной информации и подписания договора о факторском обслуживании при конвенционном (открытом) факторинге банк-фактор или поставщик уведомляет покупателей о том, что выписываемые на его имя денежные требования переуступаются банку-фактору и все платежи по предъявляемым расчетным документам должны поступать на специально открытый в банке-факторе счет.

В договоре на факторское обслуживание обязательно оговаривается, что поставщик не имеет права заключать договор с другим банком-фактором без согласия данного банка. Это связано с рисками, которые возникают при отказе плательщика от выполнения своих обязательств. При заключении договора с правом регресса поставщик несет риск по требованиям, проданным банку-фактору, который может вернуть поставщику любое неоплаченное покупателем денежное обязательство независимо от причин его неоплаты.

При соглашении без права регресса банк-фактор берет на себя риск неплатежа со стороны плательщика. Сумма риска определяется суммой переуступленных требований при условии, что причиной неплатежа является отсутствие средств у покупателя. Все издержки по взысканию долга с плательщика в этом случае несет банк-фактор. В случае когда денежные требования полностью или частично не акцептованы покупателем, банк-фактор имеет право регресса к поставщику, что отдельно оговаривается в договоре. Возмещение средств поставщиком в данном случае производится платежным поручением поставщика.

Факторинговые операции оказываются на платной основе. При определении конкретного размера оплаты учитываются ставка банковского процента, средний срок оборачиваемости средств поставщика в незавершенных расчетах по товарам отгруженным, размер комиссионных услуг — плата за обслуживание. Ее величина зависит от объема и структуры производственной деятельности поставщика, кредитоспособности его покупателей, от оценки трудоемкости выполняемой работы и риска.

Действие факторингового договора может быть прекращено: по взаимному соглашению сторон; по желанию поставщика; по желанию банка-фактора.

Траст характеризуется как особую форму распоряжения собственностью, определяющую права на имущество, передаваемое в трастовое управление, на распределение прибыли, полученной в результате этого управления, и представляет собой отношения между учредителем траста, доверительным собственником (распорядителем) и бенефициаром.

Сущность доверительных операций заключается в передаче клиентами банкам своего имущества (без передачи права собственности) для последующего инвестирования этих средств от имени их владельцев и по их поручению на различных рынках с целью получения прибыли, с которой банки взимают определенную плату в виде комиссии.

К услугам траст-отдела банка обычно относится:

1. Хранение ценных бумаг.

2. Ведение ежемесячных бухгалтерских записей клиента.

3. Получение платежей от имени клиента по доверенности, включая проценты, дивиденды, арендные платежи.

4. Покупка и продажа ценных бумаг за счет и от имени клиента, проведение расчетов с продавцами и покупателями.

5. Консультационные услуги;

а) Консультирование предприятий, включая: выбор оптимального портфеля ценных бумаг, налоговое планирование, приобретение недвижимости и других материальных ценностей;

б) Персональное консультирование граждан: перевод денежных средств и других активов родственникам и наследникам в стране и за границей, планирование оптимального распределения семейных доходов.

6. Принятие целевых вкладов граждан и организаций на покупку недвижимости и автомобилей.

7. Создание пенсионных фондов организаций и фондов ассоциаций граждан по управлению имуществом и выполнении иных услуг по поручению и в интересах клиентах на правах его доверенного лица.

Одной из функций банка в области трастовых операций является управление персональными трастами, т.е.предоставление трастовых услуг физическим лицам. К числу трастовых услуг, оказываемых банками отдельным лицам, относятся: распоряжение наследством, управление собственностью на доверительной основе, выполнение роли опекуна и/или хранителя имущества, выполнение агентских посреднических функций.

Большое место в деятельности коммерческих банков занимают услуги юридическим лицам, которые олицетворяют фирмы, компании и предприятия. Значительная часть услуг, предоставляемых компаниям банками, включает в себя следующие операции: управление пенсионными фондами корпораций; участие в прибыли; выпуск облигаций; временное управление делами компании в случае ее банкротства; выполнение платежных функций.

Трастовые отделы банков не ограничиваются только сферой частных корпораций; они управляют также государственными фондами на самых различных условиях - от муниципалитета до города и округа. В целом весь процесс сотрудничества банка и клиента в связи с управлением портфелем инвестиций последнего можно условно разбить на шесть этапов.

1этап. Появление клиента в Сбербанке России и проведение банковским работником беседы с ним относительно его финансового положения, доходов и сбережений на данный момент. На основании полученных данных проводится анализ платежеспособности клиента.

2 этап. Банковский работник определяет примерный период времени, в течение которого банк будет иметь возможность распоряжаться средствами клиента.

3 этап. Работник банка удостоверяется в законном происхождении денег клиента с целью недопущения отмывания денег, полученных нелегально.

4 этап. Работник банка проверяет документы своего клиента, чтобы удостовериться в том, что лицо, на чьё имя открывается счет, реально существует и само открывает счет.

5 этап. Клиент ознакамливается с условиями сотрудничества с банком и подписывает их.

6 этап. Непосредственное открытие счета клиенту и прием денег от него.

В дальнейшем взаимоотношения банка и клиента могут строиться по двум основным направлениям.

1. Решения о покупке или продаже ценных бумаг, иностранной валюты, драгоценных металлов и т.п. клиент принимает самостоятельно. Банковский специалист при этом предоставляет ему лишь консультационную помощь.

2. Клиент заключает с банком договор об управлении портфелем инвестиций, по которому банк самостоятельно занимается всеми вопросами купли-продажи инвестиций клиента.


 


Дата: 2019-12-22, просмотров: 275.