Тема 7. Музыкальный дистанционный мастер-класс
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Уроки 33-34 (4 часа).

 

Цель уроков: показать возможности дистанционного музыкального обучения.

 

Обеспечение: музыкальный компьютер, подключение к Интернет, программа Net Meeting (или другая программа для проведения телеконференций по выбору учителя).

 

План уроков

    Изучение нового материала. Принципы и возможности дистанционного образования. Обсуждение компонент и подготовка условий, необходимых для проведения дистанционного урока. Демонстрация мастер-класса известного музыканта.

 

    Домашнее задание: 7.1–7.2.

 

Методические замечания

В процессе подготовки к проведению сеанса дистанционного мастер-класса преподаватель вводит учащихся в экскурс возможностей, которые предоставляет им дистанционная форма обучения, обеспечивающая:

· оперативную передачу на любые расстояния информации любого объёма, вида (визуальной, звуковой, статичной, динамичной, текстовой, графической), хранение её в памяти компьютера нужное количество времени;

· создание активной оперативной обратной связи в ходе диалога с преподавателем или другими участниками обучающего курса с помощью специальной мультимедийной информации;

· доступ к различным источникам информации, в том числе удаленным и распределенным базам данных, многочисленным конференциям по всему миру через систему Internet, работа с этой информацией;

· организацию совместных телекоммуникационных проектов, в том числе международных, электронных конференций обмена мнениями слабым участником данного курса, преподавателем, консультантами, запроса информации по любому интересующему вопросу.

Обучение на расстоянии может дать обучающимся:

· возможность совершенствовать, пополнять свои знания на расстоянии в процессе непосредственного общения с выдающимися музыкантами и педагогами,

· обучаться музыке в любом возрасте,

· получить аттестат о музыкальном образовании, ту или иную квалификационную степень на основе результатов соответствующих экзаменов.

По окончании первого урока каждый ученик получает задание: подготовить материал, который он хотел бы представить своим сверстникам и обсудить в широкой аудитории дистанционно. В качестве вариантов могут быть: обсуждение музыкальных новинок, исполнение своих сочинений, дискуссия на выбранную тему и т.д.

Учитель обращает внимание, что материал для дистанционной формы общения нуждается в специальном структурировании, часто отличающемся от обычных форм подачи.

    Второй урок проводится с учетом реальных возможностей данной школы и специально оборудованного класса. Как вариант предлагается следующая форма:

· проведение телеконференции в локальном режиме (в пределах класса, либо школы) с использованием подготовленных учащимися материалов,

· проведение дистанционного мастер-класса известного музыканта. Пошаговая инструкция его проведения имеется на прилагаемом CD. Также обеспечен видеоматериал, который можно использовать в случае, если режим on-line по каким-либо причинам невозможен. Необходимые консультации можно получить на сайте www.muslab.spb.ru

 

 

Тема 8. ***дцать лет спустя…

Музыкальный компьютер – инструмент нового времени

Урок 35 (2 часа).

 

Цель урока: поразмышлять о путях развития музыкально-компьютерных технологий в новом тысячелетии.

 

Обеспечение: оборудование для прослушивания музыкальных записей.

 

План урока

Беседа о путях развития музыкально-компьютерных технологий в новом тысячелетии. Конкурс творческих работ учащихся.

 

Методические замечания

 

Данная тема призвана завершить курс занятий по музыкально-компьютерным технологиям. Она, с одной стороны, может быть трактована в ретроспективном ключе как подведение итогов пройденного, с другой, – как попытка в порядке лёгкой фантазии заглянуть в будущее. Поэтому этот урок делится на две части: одна по форме скорее походит на семинар, где ученики высказываются в произвольной форме и фантазируют, кто как может; вторая – собственно конкурс приготовленных для финального урока творческих работ, где в роли жюри выступают сами учащиеся. Безусловно, такие музыкальные компьютерные композиции самих учащихся, а также новые оригинальные записи компьютерной музыки современных музыкантов способны украсить последнее занятие, придать ему праздничный характер.

Это занятие может вызвать разговор о творческих планах, о намерениях связать свою судьбу с будущим компьютерных технологий. Может быть, через несколько лет соклассники встретятся и…

А пока с учетом итогов конкурса учитель может отобрать ряд наиболее удачных работ для общешкольного концерта. 

 

 

Рекомендуемая литература

1. Белов Г.. Неизбежность компьютерной техники в музыке (размышления композитора) // Материалы международной научно-практической конференции «Современное музыкальное образование – 2002». СПб., 2002.

2. Белунцов В. Новейший самоучитель работы на компьютере для музыкантов. М., 2003.

3. Гордеев О. Программирование звука в Windows. СПб., 1999.

4. Деревенских В. Музыка на РС своими руками. СПб., 2001

5. Дубровский Д. Компьютер для музыкантов любителей и профессионалов. М., 1999.

6. Петелин Р., Петелин Ю. Аранжировка музыки на PC. СПб., 1999.

7. Петелин Р., Петелин Ю. Музыкальный компьютер. Секреты мастерства. СПб., 2003.

8. Петелин Р., Петелин Ю. Звуковая студия на РС. СПб., 1998.

9. Полозов С. Обучающие компьютерные технологии и музыкальное образование. Саратов, 2002.

10. Терентьева Н., Горбунова И., Заболоцкая И. Новые информационные технологии в современном музыкальном образовании. Методические рекомендации по курсу. СПб., 1998.


Приложение 1. Мультимедийные диски компании «ИДДК»

(подробную обновляемую информацию можно найти на сайте www. iddk. ru):

1. Бах Иоганн Себастьян – Скрипичная, органная и духовная музыка

2. Бах Иоганн Себастьян – Орган

3. Бах Иоганн Себастьян – Музыкальное приношение

4. Людвиг ван Бетховен – Сонаты, симфонии, концерты. Опера «Фиделио»

5. Моцарт Вольфганг Амадей – Квартеты, дивертисменты, фортепианные концерты

6. Стравинский Игорь Фёдорович – Собрание музыкальных произведений

7. Стравинский Игорь Фёдорович – Балетная, оперная, симфоническая и фортепианная музыка

8. Вила-Лобос Эйтор – Бразильские бахианы

9. Брукнер Антон – Симфонии

10. Гендель Георг Фридрих – Концерты

11. Дебюсси Клод – Симфонические и фортепианные произведения

12. Штраус Иоганн мл. – Оперетты, вальсы, польки, кадрили

13. Штраус Рихард – Симфонические и вокальные произведения

14. Русские композиторы – Мировые музыкальные шедевры

15. Шуберт Франц – Симфонии, увертюры, песни

16. Шопен Фредерик – Произведения для фортепиано

17. Вивальди Антонио – Лучшие произведения

18. Вагнер Рихард – (2 CD) Оперы: тетралогия «Кольцо Нибелунга» («Золото Рейна», «Валькирия», «Зигфрид», «Гибель богов»), «Парсифаль», «Летучий Голландец», «Лоэнгрин», «Тангейзер», «Тристан и Изольда»

19. Чайковский Пётр Ильич – Собрание музыкальных произведений

20. Итальянские оперы (Керубини, Джордано, Каталани, Масканьи, Леонкавалло, Дзандонаи)

 

Серии:

1) Знаменитые исполнители:

1. Владимир Горовиц

2. Иосиф Хейфец

3. Энрико Карузо

4. Маргарита Фёдорова

5. Титта Руффо и Марио Ланца

6. Беньямино Джильи

7. Звёзды русской императорской сцены

8. Фёдор Иванович Шаляпин

2) Итальянская опера:

1. Г. Доницетти

2. Дж. Верди (2)

3. Дж. Пуччини

4. В. Беллини

5. Дж. Россини

6. Оперные шедевры Италии

7. Итальянские оперы

3) Романтизм:

1. Франц Шуберт

2. Фредерик Шопен

3. Рихард Вагнер (2)

4. Иоганн Штраус

5. Антон Брукнер

6. Роберт Шуман

7. Ференц Лист

4) Барокко:

1. И. С. Бах (4)

2. А. Вивальди

3. Г. Ф. Гендель

5) Классицизм:

1. Л. Бетховен

2. В. А. Моцарт (2)

6) Импрессионизм, экспрессионизм, модерн в музыке XIX-XX в.

1. Клод Дебюсси

2. Густав Малер

3. Рихард Штраус

4. Эйтор Вила-Лобос

5. Джордж Гершвин

7) Сборники:

1. Оперные шедевры

2. 5 оперных композиторов

3. Французская опера

4. Композиторы. Сборник классической музыки

8) Русские композиторы:

1. П. И. Чайковский

2. С. В. Рахманинов

3. И. Ф. Стравинский

 


Приложение 3. Некоторые музыкальные страницы Internet

Предлагаемый список – не каталог музыкальных ресурсов Интернета, но только указатель некоторых из них. Основная цель данного списка – показать разнообразие тем, жанров и форм материалов, имеющих отношение к музыке. Рекомендуем специализированные каталоги, имеющиеся практически на любом поисковом Internet-портале, например, Yandex, Rambler, Google и др., а также ссылки на сторонние музыкальные ресурсы, обычно встречающиеся на сайтах.

1. http://classics.ptt.ru – Классическая Музыка–Internet-портал

2. http://www.mmv.ru – Московский Музыкальный Вестник–Академическая музыка on-line

3. http://classicalmusic.spb.ru – классическая музыка Санкт-Петербурга

4. http://www.tenorissimo.com – сайт, посвященный выдающимся тенорам

5. http://itopera.narod.ru/music.html - коллекция записей выдающихся оперных певцов на сайте, посвященном итальянской опере

6. http://www.belcanto.ru/music.html – записи оперных певцов

7. http://opera.km.ru – опера и великие певцы

8. http://www.classical.net – сайт классики

9. http://www.classicalarchives.com – CLASSICAL MUSIC ARCHIVES © 2002 Classical Archives LLC

10. http://www.medieval.org/emfaq – Early Music (музыка средневековья)

11. http://rick.stanford.edu/opera/main.html – оперная страница на сайте университета в Стэнфорде

12. http://www.electroshock.ru/records/articles/elmusic/index.html – заметки об электронной музыке

13. http://jane.narod.ru/music.html – детские песни

14. http://nlib.narod.ru/index.html – нотный архив

15. http://www.music-scores.com/bookstore.htm – нотные партитуры

16. http://www.home-studio.ru/books/music_books.htm – отдел музыкальной литературы на сайте компании Микроникс

17. http://www.odd.ru/cdshop.html – музыкальные магазины в Санкт-Петербурге

18. http://lib.ru/CULTURE/SHNITKE/shnitke.txt – А.Г. Шнитке. Беседы, выступления, статьи

19. http://www.vic.spb.ru/RK/rus/NARKr.htm – сайт, посвященный Н.А. Римскому-Корсакову

20. http://www.midi.ru – русский сайт о MIDI

21. http://www.hitsquad.com/smm – сайт, содержащий различные музыкальные, в том числе обучающие, программы

Краткий словарь английских терминов

accelerando accidental accuracy ADC, analog-to-digital converter adjust aftertouch All Notes Off message alt-click, alternate-click amplification amplify amplitude analog input arrangement assignment asterisk attack attack time attribute audio cable audio track   augmented auto quantize AVI background backup balance band-pass filter bandwidth bank barline baseline bass clef bassoon beam beat bell bit bookmark bottom bracket breath control breath controller   cross fade, X-fade, crossfade cross-staff notes CTRL-click, control-click   Cubase current current file cursor curve cut cycle DAC, digital-to-analog converter damper pedal dashed line DAT, digital audio tape data decrement data entry data increment DC DC offset decay time decrement default delay delay time delete depth deselect, de-select destination detune device dialog box digital-only card diminished DIN-R directory disk disk label display distortion done   dot dotted note dotted rest double barline double click double-bass Finale fine tune flag flagged note flange flat flat beam flip float floppy disk flute FM synthesis FM, frequency modulation font foot control foot switch forth frame   freeze french horn frequency frequency deviation fretboard fuzz gapper   gate gated reverberation general purpose global parameter grace note grand staff graphic equalizer grid grid editor groove group track half note hall reverb hand clap handle hat, hi hat heavy line hexadecimal high torn high-bass filter highlight margins mastertrack match quantize measure measurement units melody menu menu bar merge meta-event meter metronome mid torn middle С MIDI   MIDI cable MIDI channel MIDI controller MIDI expression MIDI in MIDI out MIDI-synchrinization, MIDI sync MIDI thru MIDI track mid-measure clef minor key mirror copy mix track mixdown mixer mode modulated out modulating frequency modulation modulation modulation depth modulation index     modulation rate modulation wheel mono mono mode mouse MSB, most multi mode pedal hat percussion percussion staff performance Phaser phrase phrase synthesizer piano piano brace piece pink noise pitch pitch bend pitch wheel pixel play playback point poly mode poly pressure polyphonic polyphonic aftertouch portamento portamento pedal portamento switch portamento time PostScript listing pre-delay preferences pre-record pre-roll pre-scan press preview   print printer processor program change ProTools pulse wave punch in punch out quadro quantization save save as... SAW, SAW Plus   sawtooth wave scale scale view score score editor scratch screen scroll scroll view SCSI SCSI drive second select send send patch sequence sequencer   set up setup seventh sharp shift shift-click side stick silence simplify sine wave single-line sixteenth note sixth skip slap slash slash notation   slashed grace note slow down slur smart shape smooth SMPTE tablature tap tempo temporary, temp text box thickness thin line third , threshold tick   tie time dilation time signature time tag toggle torn tool tool set top track transcribe transcription transpose transposition           treble clef triangle wave          trim         triplet       trombone trumpet    truncate   tuba         tuplet       two-bar repeat         two-handed             undo        update     value       variable   velocity     velocity off             velocity on              vibrato     violin       Vision     voice       ускорение знак альтерации точность аналого-цифровой преобразователь (АЦП)   регулировать давление на клавишу после ее нажатия MIDI-сообщение «отпускание всех нот» щелчок правой кнопкой мыши при нажатой клавише ALT усиление усиливать амплитуда аналоговый вход пьеса, аранжировка назначение звездочка (символ) атака время атаки атрибут звуковой кабель, аудиокабель звуковая дорожка (то есть с информацией о волновой форме звука) увеличенный автоматическое выравнивание видео-файл, «авишник» задний план резервная копия баланс полосовой фильтр ширина полосы (спектральной) банк тактовая черта нижняя линия (текста и пр.) басовый ключ фагот ребро доля (такта) колокол бит (наименьшая единица информации) закладка низ страницы акколада, скобка контроллер, преобразующий дыхание в MIDI-сигналы контроллер дыхания (MIDI-устройство, преобразующее воздушное давление в последовательность MIDI-сигналов) перекрестное слияние   группа нот, расположенная на нескольких нотоносцах сразу щелчок правой кнопкой мыши при нажатой клавише CTRL секвенсерная программа для Atari, Macintosh или Windows текущий текущий файл (открытый в данный момент) курсор, указатель кривая вырезать цикл цифро-аналоговый преобразователь (ЦАП)   правая (демпферная) педаль пунктир цифровая кассета уменьшение данных (один из MIDI -контроллеров) ввод данных возрастание данных (один из MIDI- контроллеров) постоянный ток постоянная составляющая (напряжения) время затухания уменьшение (на единицу) принятый по умолчанию задержка время задержки удалить глубина отменить выбор приемник, пункт назначения детонация устройство диалоговое окно карта ввода-вывода цифровых сигналов уменьшенный система шумопонижения для Macintosh каталог диск метка диска вывести на экран искажение сделано (кнопка, нажатие которой означает завершение работы в данном режиме) точка нота с точкой пауза с точкой двойная (тактовая) черта двойной щелчок (правой кнопкой) мыши контрабас нотно-издательская программа для Macintosh или Windows тонкая подстройка «хвостик» ноты нота с «хвостиком» флэнджер бемоль прямое (не наклоненное) ребро перевернуть «вверх ногами» «плавающий», свободно располагающийся гибкий диск флейта синтез методом частотной модуляции, РМ-синтез частотная модуляция шрифт контроллер в виде педали контроллер-переключатель в виде педали кварта «рамка» (в нотно-издательских программах – один такт на одном нотоносце), кадр заморозить валторна частота частотное отклонение гриф (гитары или другого струнного инструмента с ладами) фуз (один из характерных гитарных эффектов) гэппер (эффект вставки краткого участка молчания с заданной частотой)  шлюз арочная реверберация контроллер общего назначения глобальный параметр форшлаг многолинейная система графический эквалайзер сетка, таблица табличный редактор нестандартный шаблон для выравнивания дорожка для групп половинная нота акустика зала хлопок (в ладоши) манипулятор (обычно «квадратик» около объекта манипуляции) педальная тарелка, хэт, чарльстон толстая линия шестнадцатеричный высокий (малый) tomtom фильтр высоких частот выделить поля дорожка для изменений размера и темпа выравнивание по элементам другой партии такт (музыкальный) единицы измерения мелодия, верхний голос меню верхняя панель, панель меню, верстак добавить (обычно в конец файла), совместить (файлы) метасобытие метр (музыкальный) метроном средний tomtom «среднее» до (то есть до третьей октавы на MIDI-клавиатуре) цифровой интерфейс музыкальных инструментов (в некоторых русских изданиях обозначен как ЦИМИ) MIDI-шнур, MIDI-кабель MIDI-канал MIDI-контроллер MIDI-выражение MIDI-вход MIDI-ВЫХОД MIDI-синхронизация   Сквозной -выход MIDI-дорожка смена ключа в середине такта минорная тональность зеркальная копия микшерная дорожка совместить, смикшировать микшер режим модулированный (выходной) сигнал модулирующая частота модуляция, вибрато модуляция глубина модуляции индекс, модуляции (в терминологии FM-синтеза: условная величина, пропорциональная частотному отклонению и глубине модуляции) скорость (частота) модуляции колесо модуляции моно режим одноголосия мышь старший байт significant byte многотембровый режим педальная тарелка, хэт, чарльстон ударные инструменты «нитка» (однолинейный нотный стан для ударных инструментов) исполнение фазер фраза синтезатор фраз фортепиано фортепианная акколада (фигурная) музыкальное произведение розовый шум высота колесо изменения высоты звука, пичбенд колесо изменения высоты звука экранное зерно, пиксел сыграть, исполнить, воспроизвести запись воспроизведение точка режим многоголосия различная степень давления на разные клавиши после их нажатия полифонический различная степень давления на разные клавиши после их нажатия постепенное изменение высоты, портаменто педаль для включения постепенного изменения высоты переключатель постепенного изменения высоты время постепенного изменения высоты графический образ в формате PostScript предзадержка предварительные установки, настройки запись во время предварительного отсчета предварительная «прокрутка» предварительный просмотр области сканирования нажать предварительное прослушивание, предварительный просмотр печатать принтер процессор (одно из основных устройств компьютера) смена тембра (программы) система записи, обработки и многоканального сведения музыкального материала для Macintosh импульсный сигнал автоматическое включение записи автоматическое выключение записи квадро выравнивание сохранить (обычно файл) сохранить как... (обычно при изменении имени или типа файла) программа многоканального сведения музыкального материала для Windows пилообразный сигнал 1, гамма; 2. шкала изменить масштаб просмотра нотный текст, партитура нотный редактор стиральная доска (ударный инструмент) экран прокрутка режим прокрутки интерфейс передачи данных «скази» устройство с интерфейсом «скази» секунда (музыкальный интервал) выбрать послать послать сообщение об установке нового инструмента (тембра) секвенция, последовательность MIDI-событий секвенсер, устройство для записи, редакции и воспроизведения MIDI-событий установить установка септима диез сдвиг; также клавиша верхнего регистра щелчок правой кнопкой мыши при нажатой клавише Shift удар по ободу тишина, молчание, пауза упростить синусоидальный сигнал, синусоида одноголосие шестнадцатая нота секста пропустить слэп (метод игры на гитаре и бас-гитаре) косая черта изображение нотного текста в виде косых черточек (обычно для обозначения импровизации) перечеркнутый форшлаг замедлить (темп) лига (обозначающая связное исполнение) «умная форма» (легко управляемый объект в программе Finale) сгладить вид синхронизации с видео или магнитофонной лентой табулатура удар темп (музыкальный) временный текстовое окно толщина тонкая линия терция порог тик, секвенсерная единица длины нот, обычно 1 четверть = 192 тика (в программе Cubase 1 четверть = 384 тика) лига (связывающая ноты одной высоты) временное отклонение, отклонение от темпа размер (музыкальный) временной ярлык переключать tomtom инструмент набор инструментов верх страницы дорожка преобразовать (как правило, MIDI-команды в нотный текст) преобразование (как правило, MIDI-команд в нотный текст) транспонировать транспозиция скрипичный ключ треугольный сигнал обрезать триоль тромбон труба обрезать концы туба нерегулярная ритмическая группа («-оль») многотактовая вольта двуручный, для двух рук отменить (обычно последнее действие) обновить значение переменная сила (скорость) удара по клавише; в некоторых программах – уровень звучания скорость отпускания клавиши сила (скорость) нажатия на клавишу вибрато скрипка секвенсерная программа для Macintosh голос, мелодическая линия brightness brown noise button bypass   byte cable calibrate carrying frequency cathedral reverb cello centimeter channel channel pressure   chase check mark chord chord track chorus clamp level clarinet clef click clock close colors compile compress compressor computer concert pitch configuration constant continue continuous data   control change controller convert Cool copy crash create crop cross fade loop downbeat drag drag-enclosing   drop drum drum editor drums dry out DTMF signals duration echo edit editing editor EDU, ENIGMA Durational Unit   effect (FX) eighth note enharmonic enharmonic shift enter entry     envelope equal equalization equalizer equipment erase EVPU, ENIGMA Virtual Page Unit   exit expand expander extra note extract fade fade in   fade out feedback fiddle fifth file filter final barline home home position HyperScribe   ID ignore inch increment indent inner voice input input gain insert instrument instrument list interactive invert item iterative jazz key key editor key signature key velocity keyboard keydown keyup kick drum label layer layout leftmost measure legato library limiter list list editor live performance load logical editor loop low torn low-pass filter LSB, least significant byte lyrics main volume major key multimeasure rest multimedia multiple delays music mute natural noise noise gate noise reduction normalization normalize notation note off note on note-by-note notehead notepad object oboe octave omni mode   one-bar repeat open open hat optimization optimize     option OS, o.s. output   overdub overlap overload overwrite palette   pan   parametric equalizer part paste patch peak peak filter pedal quantization level quantize quarter note quit range ratio realtime, real-time   rebar rebeam record redisplay redraw reject filter release release time   remote control remove rename reopen repeat bar replace replicate resample     reset resize resolution respace rest restore return key reverberation reverse reverse cross fade rhythmic rhythmic notation ride cymbal room room reverb ruler sample     sample rate sampler snap snapshot snare snipper   soft pedal soften solid line solo song Sound Designer   Sound Forge sound synthesis source space spatial stereo special spectral speed up speedy note entry spelling split split point square click square wave staccato stadium reverb staff staff line staff set stem step stereo sticks stop storage device stretch sustain sustain pedal swap swing syllable synchronization synchronize syncopation synthesizer system exclusive volume         waltz             wave, waveform,         wavesample  waveshape    wheel            white noise   whole note    window        word extension            zero crossing                  яркость коричневый шум кнопка мимо (то есть пропустить сигнал мимо эффекта), прямой сигнал байт шнур, кабель настроить параметры несущая частота акустика церкви виолончель сантиметр канал (связи) степень давления на все клавиши на одном MIDI-канале после их нажатия проследить «галочка» аккорд аккордовая дорожка (для автоаккомпанемента) хорус уровень ограничения (при искажении) кларнет ключ (музыкальный) метроном, удар (щелчок) метронома часы, равномерные по времени сигналы закрыть цвета компилировать сжать компрессор компьютер реальная высота звучания конфигурация константа продолжить (воспроизведение) независимые данные (обычно – значения MIDI-контроллеров) смена значения контроллера контроллер (для передачи MIDI-информации) преобразовать (данные), конвертировать программа обработки и синтеза звука для Windows скопировать акцентированная тарелка, крэш создать обрезать перекрестное слияние границ петли сильная доля (такта) тянуть, перетаскивать (объекты с помощью мыши) обвести объект(ы) прямоугольником (перемещая мышь с нажатой правой кнопкой) отступ сверху страницы барабан, ударный инструмент редактор ударных инструментов барабаны, ударные инструменты прямой (выходной) сигнал сигналы телефонного набора длина, длительность эхо редактировать редактирование редактор условная единица длительности нот: одна четверть равна 1024 EDU эффект восьмая нота энгармонический энгармоническая замена ввод; ввод информации в программах нотного редактирования - временная единица нотной информации, в программах -секвенсерах - элемент MIDI-информации огибающая равно фильтрация эквалайзер, система полосовых фильтров оборудование, аппаратура стереть Условная единица измерения: 1 дюйм равен 288 EVPU выход расширить экспандер «лишняя» нота извлечь постепенное изменение амплитуды «вывод», постепенное усиление звука (от нулевого уровня) «увод», постепенное ослабление звука (до нулевого уровня) обратная связь скрипка квинта файл, байтовая последовательность фильтр заключительная, «жирная» черта в начало (файла) стартовая позиция, первоначальное расположение фирменное название подпрограммы преобразования MIDI-команд в нотный текст в реальном времени идентификационный номер пропустить, игнорировать дюйм увеличение (на единицу) отступ от левого края страницы второй голос (в двухголосии) входной сигнал, входной интерфейс, входной разъем входной уровень вставить инструмент список инструментов интерактивный перевернуть «вверх ногами» элемент итеративный джаз клавиша клавишный редактор тональность сила (скорость) удара по клавише клавиатура нажатие клавиши отпускание клавиши удар по ободу (барабана) метка слой расположение первый такт, находящийся на экране связное исполнение, легато библиотека лимитер список редактор списка «живое» исполнение загрузить логический редактор петля низкий (большой) тамтам фильтр низких частот младший байт стихи громкость мажорная тональность пауза на несколько тактов совокупность различных средств многократное повторение задержанного сигнала нотный текст заглушить бекар шум противошумовой шлюз шумопонижение оптимизация оптимизировать нотация, нотный текст отпускание клавиши нажатие клавиши нота за нотой (пошаговый ввод нотного текста) головка ноты блокнот объект гобой октава режим одинакового восприятия MIDI-информации на всех каналах однотактовая вольта открыть (обычно файл, окно) открытая педальная тарелка, открытый хэт оптимизация оптимизировать нотный текст (то есть убрать строчки, на которых только паузы); также пропорционально увеличить амплитуду звукового файла установка, «опция» операционная система, ОС выходной сигнал, выходной интерфейс, выходной разъем, выход наложить перекрывание, перехлест переназначение записать поверх, заменить палитра, набор каких-либо «инструментов» для работы в программе распределение в пространстве (стерео, квадро и т. д.), панорама, панорамирование параметрический эквалайзер партия вставить из буфера тембр, инструмент, клавиатурная раскладка пик ограничитель         педаль, педализация уровень (степень) выравнивания выровнять, «квантовать» четверть выход диапазон множитель реальное время, режим реального времени («мгновенная» обработка поступающей информации) проверить и изменить тактировку перегруппировать ноты записывать вновь вывести на экран перерисовать режекторный фильтр отпускание клавиши время, проходящее с момента отпускания клавиши до полного затухания звука дистанционное управление удалить, убрать переименовать вновь открыть (обычно файл, окно) знак повтора, знак репризы заменить повторение пересэмплировать (изменить частоту дискретизации цифрового сигнала без изменения высоты и скорости звучания) перезапуск изменить размер разрешение перераспределить в пространстве пауза восстановить клавиша «ввод» («возврат каретки») реверберация перевернуть «задом наперед» обратное перекрестное слияние ритмический ритмическая нотация тарелка 1. пространство; 2. комната, комнатная акустика акустика комнаты линейка [буквально – «образец»] 1. амплитудная выборка (выходной уровень звука в данный момент); 2. сэмплированный звук частота дискретизации сэмплер разметка, «защелка» моментальный снимок малый (рабочий) барабан сниппер (эффект периодического краткого вырезания сигнала) заглушающая («левая») педаль смягчить толстая линия сольный инструмент, соло пьеса, композиция целиком программа обработки и синтеза звука для Atari или Macintosh программа обработки и синтеза звука для Windows синтез звука источник, исходный пункт пробел, пространство пространственное стерео специальный спектральный ускорить (темп) скоростной ввод нотного текста проверка разделение; разрез точка разреза электронный метроном прямоугольный сигнал отрывистое исполнение, стаккато акустика стадиона нотоносец, нотный стан линейка нотного стана набор нотоносцев штиль шаг стерео палочки стоп, остановить воспроизведение накопитель растягивание задержка; стабильный сегмент огибающей правая (демпферная, задерживающая) педаль поменять местами свинг слог синхронизация синхронизировать синкопирование синтезатор исключительное системное сообщение громкость вальс волновая форма, осциллограмма сэмплированный звук, сэмпл форма периода звуковой волны колесо белый шум целая нота окно расширение (распев) слова точка нулевой амплитуды  

 


[1] Из множества различных типов компьютеров и операционных систем, управляющих ими, в данном пособии мы выделили только тип так называемого персонального компьютера (IBM-РС) под управлением операционной системы Windows, как получивший наиболее массовое распространение. Все описываемые программные продукты работают в Windows 98 и Windows МЕ, большинство также может работать в Windows NT, Windows 2000, Windows XP.

[2] MIDI (Musical Instrument Digital Interface) – цифровой интерфейс, позволяющий электронно-музыкальным инструментам, синтезаторам, секвенсорам и различным другим устройствам обмениваться между собой данными. Большинство инструментов с MIDI-интерфейсом (кроме синтезатора) без подключения к компьютеру с загруженной секвенсорной программой не имеют собственного «голоса».

[3] Банк инструментов (bank) – набор из не менее чем 128 инструментальных голосов, используемых при воспроизведении MIDI-композиции.

[4] Банки звуков в форматах SF2, GIG и другие, созданные на основе записи звучания эталонов (сэмплов) реальных инструментов, допускают редактирование и создание своих пользовательских тембровых коллекций.

[5] Секвенсор – устройство для записи и проигрывания MIDI-данных. Различают аппаратные (выполненные в виде отдельного устройства) и программные (реализованные с помощью некоторого приложения на ПК) секвенсоры.

[6] По мнению специалистов, оптимальным для плановой модернизации компьютера считается период 6–12 месяцев. Техника, не прошедшая модернизацию в указанные сроки, считается полностью морально устаревшей через 2,5–3 года.

[7] Второе устройство предпочтительнее, поскольку в настоящее время разработчики программного обеспечения все чаще используют диски именно такого формата. Благодаря новой технологии, на DVD-диск уже сейчас можно записывать почти в 6 раз больший объем информации, чем на стандартный CD-ROM. Следующее поколение DVD-ROM обещает примерно вдвое превзойти этот рекорд. Подробнее о возможностях DVD см. в Приложении 2.

[8] Безусловно, SoundBlaster Audigy дороже, но предпочтительнее из-за более высоких звуковых характеристик, дополнительных функциональных возможностей, а также удобного и качественно выполненного драйвера, что приближает эту звуковую плату к устройствам профессионального класса

[9] Точнее MIDI-контроллер, выполненный в виде клавиатуры. Так называют устройство управления MIDI-командами. Существует множество MIDI-контроллеров, выполненных в виде различных инструментов MIDI-клавиатура, MIDI-гитара, MIDI-саксофон, MIDI-ударные и др.

[10] Идеальный вариант – 7-октавная клавиатура с полновзвешенной фортепианной механикой, создающая абсолютно реалистичный эффект игры на хорошем рояле.

[11] Замена последних двух позиций на дешевую «компьютерную гарнитуру» (наушники + микрофон) для музыкальной работы нежелательна из-за низкого качества устройств такого типа. Для индивидуальной работы настоятельно рекомендуются наушники именно закрытого типа (лучше так называемые «акустически непрозрачные») как обеспечивающие максимальную изоляцию внешних шумов.

[12] В него входят: 2 флейты, 2 гобоя, 2 кларнета, 2 фагота, 2 валторны, литавры и полный струнный состав.

[13] К парным деревянно-духовым инструментам добавлены 4 валторны, 2 трубы, 3 тромбона, туба, литавры, ударные, арфа и полный состав струнных..

[14] Группа деревянно-духовых представлена по 3 инструмента каждого рода, «медь» - чаще в таком же количестве, как в парном составе, более расширена группа «ударных», и, наконец, все струнные. 

[15] Глинка М. И. Заметки об инструментовке.

[16] Римский-Корсаков Н. А. Основы оркестровки.

[17] Н. А. Римскому-Корсакову принадлежит следующая мысль: если ту или иную мелодию романса можно красиво исполнить на трубе, то качество такой мелодии следует признать хорошим.

 




Дата: 2019-12-22, просмотров: 215.