Глава 4.1. Компьютерная запись звука
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Урок 22 (2 часа). Введение в компьютерную студию звукозаписи

 

Цель урока: изучить необходимые компоненты студийного оборудования, принципы грамотного выбора микрофонов, приемы записи живого звука через микрофон.

 

Обеспечение: музыкальный компьютер, микшерский пульт, набор студийных микрофонов на стойках, усилитель с колонками или активные стерео мониторы, головные стереотелефоны для звукооператора (учащегося), программа Sound Forge.

 

План урока

    Повторение пройденного: конфигурация музыкального компьютера, запись звука при помощи программы «Звукозапись» Windows.

Изучение нового материала. Современная студия звукозаписи и ее оборудование. Выбор микрофона. Запись «живого» звука через микрофон в Sound Forge.

    Домашнее задание: 4.1.

 

Методические замечания

    Необходимо подчеркнуть, что современный музыкант, владеющий компьютером и стремящийся освоить технологию звукорежиссуры, должен в равной степени свободно разбираться как в музыке, так и технике. Звукорежиссуру, безусловно, следует рассматривать как область творчества, которая требует от музыканта или саунд-дизайнера наличия соответствующих способностей (острый слух, скорость реакции, художественная фантазия) и высокого профессионализма.

В описании студии мы намеренно избегаем каких-либо конкретных указаний на те или иные марки оборудования, поскольку их выбор зависит от типа студии (домашняя, школьная, профессиональная) и ее финансовых возможностей.

В классе проводится практикум по коммутации всего необходимого для звукозаписи оборудования. Учитель обязан обеспечить все условия электробезопасности в процессе проведения занятия с учащимися, а также неукоснительного соблюдения ими правил эксплуатации оборудования для его сохранности.

Напомним, что в случае, если ваша студия оснащена профессиональной звуковой платой, микрофон может быть подключен непосредственно к соответствующему разъему на ней.

При переходе к практической работе по записи звука учитель может дать краткий обзор достоинств и функциональных возможностей программы Sound Forge.

 

Урок 23 (2 часа). Запись звука с внешних устройств

 

Цель урока: освоить приемы записи звука с внешних устройств (магнитофона, проигрывателя пластинок и аналоговых выходов других устройств: синтезатора, звукового модуля и пр.), захвата цифровой аудиоинформации с CD.

 

Обеспечение: музыкальный компьютер, микшерский пульт, усилитель с колонками или активные стерео мониторы, головные стереотелефоны для звукооператора (учащегося), магнитофон, проигрыватель пластинок, синтезатор, звуковой модуль, программа Sound Forge.

 

План урока

Изучение нового материала. Практикум: коммутация оборудования. Демонстрация записи звука в Sound Forge с внешних устройств, захват цифровой аудиоинформации с CD. Самостоятельная работа.

 

Методические замечания

Этот урок – преимущественно практический. Для проведения данного занятия необходимо наличие разнообразных внешних устройств, например: катушечный или кассетный магнитофон, проигрыватель виниловых пластинок, синтезатор, звуковой модуль, телевизор, видеомагнитофон, радиоприемник или радиотрансляционная сеть. Важно, чтобы учащиеся понимали принцип передачи аналогового звукового сигнала с соответствующего выхода каждого прибора. Для этого проводится практикум по коммутации оборудования.

Задание 4.2 выполняется в классе как самостоятельная работа под контролем преподавателя.

 

Урок 24 (2 часа). Запись звука из MIDI -файлов

 

Цель урока: освоить приемы преобразования MIDI-файлов в Wave формат.

 

Обеспечение: музыкальный компьютер, микшерский пульт, усилитель с колонками или активные стерео мониторы, головные стереотелефоны для звукооператора (учащегося), программа Sound Forge, файлы на нашем CD: Mozart8.wrk, zaitsy-1.mid, zaitsy-2.mid.

 

План урока

Повторение пройденного: форматы файлов.

Изучение нового материала. Преобразование MIDI-файлов в Wave формат с помощью Sound Forge.

 

Методические замечания

При повторении материала о форматах звуковых файлов следует иметь ввиду, что MIDI-информация может быть сохранена не только в стандартном типе файла .mid, но также в специализированных форматах программ, основанных на MIDI-интерфейсе (секвенсоры, автоаранжировщики). Следует также отметить наличие функции перевода в Wave формат во многих таких программах. Напомним, что в любом случае при преобразовании происходит один и тот же процесс: воспроизведение MIDI-звучания через встроенный синтезатор звуковой платы (или из звуковых банков) с параллельно протекающей оцифровкой аналогового звукового потока.

Для демонстрации этого процесса учитель может использовать не только предлагаемый нами файл (Mozart8.wrk), созданный на предыдущих занятиях секвенсинга, но также любой другой музыкальный материал в виде MIDI-файла.

Вторая часть занятия отводится для практикума, на котором учащиеся самостоятельно (под наблюдением преподавателя) производят преобразование одного из предложенных на нашем CD MIDI-файлов с «минусовой» фонограммой песни А. Зацепина «Про зайцев» в Wave-файл, дальнейшая работа над которым предстоит на следующих занятиях.

Уроки 25-26 (4 часа). Обработка звука

 

Цель уроков: освоить основные приемы обработки звука с применением деструктивных изменений, динамических преобразований и наложения эффектов в программе Sound Forge.

 

Обеспечение: музыкальный компьютер, микшерский пульт, усилитель с колонками или активные стерео мониторы, головные стереотелефоны для звукооператора (учащегося), программа Sound Forge, файл Zaitsy.wav (приготовленный на предыдущем практическом занятии).

 

План уроков

Изучение нового материала. Приемы обработки звука в программе Sound Forge: изменение структуры материала (удаление лишнего), динамические преобразования (нормализация, фейдинг) и применение эффектов (реверберация, Distortion).

    Домашнее задание: 4.4, 4.5.

 

Методические замечания

Учитель обращает внимание на то, что среди многочисленных приемов обработки нужно использовать лишь те, которые непосредственно «работают» на воплощение художественного замысла. Но, даже имея в голове окончательное «видение» будущей композиции, ученик не будет избавлен от долгого и нередко весьма кропотливого поиска, связанного с пробами и отсеиванием непригодных звуковых вариантов, особенно поначалу. Но не стоит жалеть на это время.

Уроки 27-28 (4 часа). Мастеринг  

 

Цель урока: освоить приемы сведения и мастеринга.

 

Обеспечение: музыкальный компьютер, микшерский пульт, усилитель с колонками или активные стерео мониторы, головные стереотелефоны для звукооператора (учащегося), программа Sound Forge, последний вариант файла Zaitsy.wav.

 

План уроков

Изучение нового материала. Освоение приемов сведения и мастеринга в программе Samplitude. Хранение фонограмм на компьютерных носителях.

    Домашнее задание: 4.7.

 

Методические замечания

    Снова обращаем внимание на творческое начало, которое должно присутствовать на данных уроках. Изучение программы Samplitude достойно отдельного курса. Поэтому на начальном этапе мы ограничиваемся самыми основными функциями программы.

    Первый урок посвящен демонстрации процесса наложения голоса на минусовую фонограмму песни «Про зайцев» (или на другом материале – по выбору преподавателя). Второй урок – самостоятельная работа учащихся (под наблюдением преподавателя) над заданием 4.6.

    В конце урока учитель показывает, как записывается аудио CD, на котором сохраняются несколько наработанных в классе Wave-файлов.

Дата: 2019-12-22, просмотров: 198.