Глава 3.3. Аранжировка классики
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Эта глава наиболее музыкально-творческая, и потому предполагается, что данные занятия должны проходить с обязательным участием преподавателя музыкальных дисциплин. Это необходимо для выстраивания методически целесообразной последовательности художественных и технологических задач, а также квалифицированной оценки достигнутых учащимися творческих результатов, учитывающей грамотное использование палитры технических средств и художественных решений.

Классика является образцом художественного вкуса, поэтому важно последовательно заниматься его воспитанием на лучших образцах классики, особенно учитывая, что современное поколение нередко называет музыкой только популярные молодежные жанры, не уделяя классике должного внимания, либо вовсе ее игнорируя.

Каждый урок данной главы начинается с демонстрации нескольких выдающихся примеров аранжировки одного из классических произведений.

Все аранжировки выполняются в уже освоенной программе-секвенсоре Cakewalk. Для прослушивания образцов, записанных на CD, используются программы для воспроизведения звуковых файлов, поддерживающие форматы мр3 и MIDI: Windows Media Player, WinAmp.

Разумеется, примеры учебных аранжировок, приведенные на CD в формате .mid и .wrk, предлагаются в качестве основы для дальнейшей творческой работы.

 

Урок 15 (2 часа). Первые шаги в компьютерной аранжировке

 

Цель урока: предложить практические основы самостоятельной аранжировки классических мелодий.

 

Обеспечение: программа CakeWalk v.9. Файлы на нашем CD: notchose.mid, notch-pf.mid, WysDrugMono . wav , WysozOrk . wav , Cake1.JPG, Cake2.JPG, Cake3.JPG, Cake4.JPG, Cake5.JPG, malzwet1.JPG, malzwet2.JPG, malzwet3.JPG, Malzwetok.wrk, greza1.JPG, greza2.JPG, СhaiGresStrings.wrk, а также файлы в папке «BachPrelude».

 

План урока

    Изучение нового материала. Знакомство с вариантами аранжировки на одну тему: И.-С. Бах «ХТК» Прелюдия С dur из 1 тома. Изучение принципов аранжировки мелодии для малого инструментального состава на предлагаемых примерах (или других – по выбору учителя).

    Домашнее задание: 3.12 – 3.13.

 

Методические замечания

 

На первом занятии предлагается прослушать записи аранжировок Прелюдии С dur из 1-го тома ХТК И.-С. Баха (прилагаются на CD).

Чтобы увидеть в классической партитуре основное ее музыкальное содержание, методически целесообразно выполнить в секвенсоре работы по облегченному переложению для фортепиано ансамблевых произведений. В качестве образца предлагается ряд несложных вокальных произведений.

Первый шаг: прослушиваем песню М. И. Глинки "Ночь осенняя" в исполнении Ф. И. Шаляпина, записанную на CD. В программе Cakewalk открываем MIDI-файл этой песни (CD: Noch1.mid), представляющий оригинальный нотный текст. Проводим фактурный анализ, выявляя основные и второстепенные мелодические линии. Откроем второй MIDI-файл этой песни (CD: Noch2.mid), содержащий один из возможных вариантов ее аранжировки для фортепиано. Сделаем анализ фактуры аранжировки и уточним, какие изменения произошли в сравнении с оригиналом. Целесообразно обратить внимание учащихся на то, что мелодическая линия и бас не претерпели изменений. А гармоническая фактура средних голосов удобно "ложится под пальцы".

        

Второй шаг в направлении усложнения аранжировочной техники с возможностью сочинения фактуры на основе всего одной вокальной строчки с указанием (или без) ее возможной гармонизации в виде цифровки.

    Проанализируем вокальную строчку "Песни о друге" В. Высоцкого и сравним оригинал с тремя вариантами аранжировки для фортепиано и для гитары (CD: Wyspiano.mid, Wysvarpf.mid и Wysozky.wrk). Обратим внимание на различные приемы гармонизации (перегармонизации) и ритмического сопровождения.

 

Третий шаг: переложение фортепианной пьесы для дуэта (солирующий инструмент с фортепиано). Открываем ноты пьесы К. Дебюсси "Кукольный кекуок" из цикла "Детский уголок" (CD: Cakewalk.jpg) и прослушиваем звуковой файл этой пьесы (CD: Cakewalk.mp3). Затем открываем файл аранжировки пьесы для саксофона и фортепиано.

Для учащегося работа по аранжировке классического произведения на компьютере, пожалуй, единственная возможность прикоснуться к созданию ансамблевой музыки и сразу услышать результат.

Проиллюстрируем возможности преобразования фортепианной пьесы в ансамблевую на примере компьютерной аранжировки пьесы С. Беше "Маленький цветок" для кларнета и классической гитары. Открываем ноты пьесы (CD: Bechet.jpg) и прослушиваем звуковой файл этой пьесы (CD: lapetite.wrk).

  Домашнее задание: аранжировать для клавира один из классических романсов по выбору учащегося.

 

Урок 16 (2 часа). Аранжировка для струнных инструментов в GM .

 

Цель урока: продолжить изучение практических основ самостоятельной аранжировки классических мелодий для струнного оркестра.

 

Обеспечение: программа CakeWalk v.9. Файлы на нашем CD: greza1.JPG, greza2.JPG, СhaiGresStrings.wrk, а также файлы в папке «BorodinKvartet».

 

План урока

    Изучение нового материала. Знакомство с вариантами аранжировки на одну тему: А. Бородин. Струнный квартет №2, часть II. Аранжировка для струнного оркестра пьесы П.И. Чайковского «Сладкая греза» (или другого произведения – по выбору учителя).

    Домашнее задание: 3.13 – 3.16.

 

Методические замечания

Урок начинаем с прослушивания медленной части Квартета №2 А.П. Бородина и аранжировок на темы этой части, выполненных известными музыкантами (прилагаются на CD).

Консерваторская методика обучения классической оркестровке основана на постепенном освоении техники инструментовки для различных групп оркестра: для струнных, деревянных, медных. Затем, изучаются законы инструментовки на парный венский классический состав оркестра[12], далее – на парный состав с полной медью[13], наконец, на тройной состав[14]. Такова проверенная долгой педагогической практикой традиция, поддержанная к тому же предварительным изучением студентами инструментоведения с параллельным чтением симфонических партитур. Единственный негативный момент в ней - это то, что начинающие оркестраторы почти никогда (за очень редким исключением) не слышат, как реально звучат их инструментовки, полагаясь преимущественно на оценку таких работ опытным педагогом.

Компьютерная же аранжировка (инструментовка) позволяет сразу услышать партитуру в звучании виртуальных инструментов (прогресс компьютерных технологий делает все более реалистичными их узнаваемые тембральные свойства).

Классическая методология в педагогике - от простого к сложному - диктует необходимость и в обучении компьютерной аранжировке придерживаться проверенных принципов, т.е. начинать со струнной группы.

Проанализируем развитие выразительных средств струнной группы на примере аранжировки «Сладкой грезы» для струнных.

Если для «озвучивания» построения «а» потребовалось 3 дорожки, то в построении «а1» использовано tutti: здесь «местная кульминация» экспозиции. Мелодия у V-ni I звучит в октаву, в октавном удвоении представлена и басовая партия. Синкопированная пульсация в гармонических голосах фактуры распределена между V-ni II и Viole, две фразы легкого гаммообразного контрапункта поручены - для тембрового контраста - арфе.

Первое построение средней части «b» снова облекается в экспозиционный тип оркестровки. Мелодия - в нижнем голосе и проводится у виолончелей. Синкопированные гармонические голоса выписаны в треке с тембром pizzicato и дублируются нежной звонкостью арфы. В шестом такте этого построения мелодия подхватывается контрапунктом V-ni I. И снова для инструментовки следующего вариантного построения «b1» (кульминационного для средней части) применяется динамическое обогащение выразительных средств. Мелодия нижнего голоса теперь проводится в октаву с контрабасами, и подхватывающий контрапункт с 6-го такта этого построения тоже звучит в октаву (и с большей экспрессией!). Синкопированные гармонические голоса здесь уже звучат arco (а не pizzicato!).

В новой оркестровке звучат репризные построения «а» и «а2».

Должно честно признаться, что сыграть на фортепиано «Сладкую грезу» гораздо проще, чем получить ее компьютерную аранжировку, звучащую как настоящий струнный оркестр с арфой. Но если представить себе, какую работу нужно проделать, чтобы сделать микрофонную запись живого струнного оркестра после того, как вы создадите партитуру, распишите ее на голоса (партии), соберете музыкантов (в количестве не менее 16 человек), пригласите дирижера, звукооператора, абонируете звукозаписывающую студию (для репетиции и записи), - то кропотливая работа за компьютером для достижения близкого результата покажется предприятием значительно менее хлопотным. Тем не менее и исполнение компьютерной аранжировки тоже требует времени, аккуратности, усидчивости и терпения, чтобы каждая нота, каждый штрих, общее ансамблевое звучание были на уровне высокого профессионализма, подлинной артистической ответственности и вдохновенности таланта.

Каждый трек прописывается либо «живым» исполнением на мидиклавиатуре (после чего, если необходимо, дорабатывается в секвенсорном редакторе), либо выполняется в пошаговом режиме (т.е. рисуется мышкой в клавишном редакторе: этот метод для некрепких клавишников - рациональнее).

В клавишном редакторе имеет смысл продолжить работу, устраняя дисбаланс динамики между голосами, выравнивая ритмические фигуры, устанавливая нужный темп (напомним, что часто в окончании периодов и предложений, как и в нашей аранжировке «Сладкой грезы», следует предпринять небольшие замедления с восстановлением темпа в начале следующей фразы). Особую заботу вызывает вибрация у смычковых. Выйдя в клавишный редактор треков первых и вторых скрипок, альтов и виолончелей, следует обратиться к кнопке «Ctrl», далее к контроллеру «modulation» и регулировать уровень вибрации в пределах от 10 до 45. Контроллер «expression» позволяет добиваться crescendo и diminuendo для долгих звуков, длящихся как бы «на одном смычке». В конце «работы» трека контролер modulation следует обнулить, а exprеssion - поднять до уровня 127, иначе остаточные показатели дадут искаженную картину на этих же треках, но в другом файле.

 

Урок 17 (2 часа). Аранжировка для деревянных духовых инструментов в GM.

 

Цель урока: продолжить изучение практических основ самостоятельной аранжировки классических мелодий для деревянных духовых инструментов.

 

Обеспечение: программа CakeWalk v.9. Файлы на нашем CD: greza1.JPG, greza2.JPG, Gresaduh.wrk, а также файлы в папке «BachAria».

 

План урока

    Изучение нового материала. Знакомство с вариантами аранжировки на одну тему: И.-С. Бах. Ария C dur. Аранжировка для деревянных духовых инструментов пьесы П.И. Чайковского «Сладкая греза» (или другого произведения – по выбору учителя).

    Домашнее задание: 3.17 – 3.20.

 

Методические замечания

Урок начинаем с прослушивания Арии И.-С. Баха и аранжировок этой музыки, выполненных известными аранжировщиками (прилагаются на CD).

Начинающие композиторы и аранжировщики, как правило, из всего тембрового набора деревянных духовых в GM выбирают чаще всего флейту, иногда саксофон. А ведь каждый тембр - это своеобразный яркий характер, только надо уместно о нём вспомнить и применить. Точные и дельные характеристики дают классическим деревянным духовым инструментам Глинка[15] и Римский-Корсаков[16].

Прежде всего необходимо познакомить учащихся с богатством тембровых возможностей деревянных духовых инструментов, представленных в GM (Задание №3 рабочей тетради). Обратим внимание на то, что 9 группа представлена язычковыми (тростевыми) тембрами, а 10 - лабиальными (губными) тембрами. Компьютерные "инструменты" в отличие от настоящих не имеют ограничений по диапазону звучания, что придаёт компьютерной аранжировке дополнительные возможности. 

Конечно, было бы целесообразно для аранжировки на 9 -10 группы GM выбрать произведение пасторального характера (типа фортепианной пьесы Р. Шумана "Весёлый крестьянин"), но для лучшего понимания вариативности аранжировочного жанра мы продолжаем работу над пьесой "Сладкая греза". Внимания заслуживают тембровые контрасты различных компьютерных деревянных инструментов ( в том числе введение в "партитуру" индийской флейты шакухачи). Для оживления звучания компьютерных пресетов контроллером modulation (уровень 32-40) создаём вибрацию. В данной аранжировке проследим смену функций (солирующих и аккомпанирующих) различных инструментов.

На нашем CD находятся файлы аранжировок прелюдии К. Дебюсси и пьесы С. Беше "Маленький цветок". Прослушав их и проанализировав приёмы использования самых разнообразных сочетаний тембров 9 - 10 групп, что они достаточны для создания убедительного музыкального образа. Необходимо помнить, что совершенство звучания достигается благодаря оптимальному соотношению значений Velocity, Volume, Expression.

Для закрепления пройденного материала ученикам предлагается выполнить свою аранжировку для компьютерных деревянных духовых инструментов вступления и первого предложения пьесы С. Беше "Маленький цветок", используя секвенсор Cakewalk.

 

Урок 18 (2 часа). Аранжировка для медных духовых инструментов в GM .

 

Цель урока: продолжить изучение практических основ самостоятельной аранжировки классических мелодий для медных духовых инструментов.

 

Обеспечение: программа CakeWalk v.9. Файлы на нашем CD: greza1.JPG, greza2.JPG, Medgresa.mid, а также файлы в папке «RimskyKorsakov».

 

План урока

    Изучение нового материала. Знакомство с вариантами аранжировки на одну тему: Н. А. Римский-Корсаков "Полет шмеля" из оперы "Сказка о царе Салтане". Аранжировка для медных духовых инструментов пьесы П.И. Чайковского «Сладкая греза» (или другого произведения – по выбору учителя).

    Домашнее задание: 3.21 – 3.23.

 

Методические замечания

Урок начинаем с прослушивания аранжировок известной виртуозной пьесы "Полет шмеля", основанной на фрагменте из оперы "Сказка о царе Салтане" Н. А. Римского-Корсакова, которые выполнены и исполнены известными музыкантами (прилагаются на CD).

Познакомим учащихся с богатством тембровых возможностей медных духовых инструментов, представленных в GM (Задание №4 рабочей тетради). Обратим внимание на то, что их динамические характеристики заметно смягчены в сравнении с соответствующими акустическими инструментами.

Для освоения техники механического транспонирования паттернов партий труб и валторн в различные строи (in B, in F, in Es и т. д.) выполним несколько заданий: выделим соответствующий трек и транспонируем его на заданный интервал.

Драматургические принципы динамического развертывания музыкальной формы и темброво-колористических свойств инструментовки и в медно-духовой партитуре не изменяют классическим нормам: от простых экспозиционных элементов формы - к их усложненному варьированию. Аранжировке для медных в данном случае присущи свои обновленные (по сравнению с предшествующими примерами) контрапункты, приемы гармонической фигурации средних голосов. Поскольку классическому звучанию медных более свойственны гимнически пафосные настроения, то реприза пьесы П.И. Чайковского преображается в соответствующие тона. Конечно, в подобной аранжировке оказался не выявленным первоначальный образ этой пьесы, как робость, хрупкость мечты ребенка, но сохранилась прекрасная песенная мелодия[17] великого классика, безупречная структура формы. По-новому и темброво, и фактурно проявило себя окружение замечательной певучей темы. Разве мы не можем теперь сказать, что музыка Чайковского даже в медных инструментах не теряет своей божественной красоты, своих задушевных, лирических свойств?

Энергичные, воинственные звучания всегда были характерны для громогласных труб, валторн и тромбонов. И для следующего задания естественно имело бы смысл порекомендовать выбрать фортепианную пьесу соответствующего жанра (типа марша, мазурки, полонеза, чаконы), но и гимническая музыка (допустим, «Патриотическая песнь» Глинки, или «Гимн великому городу» Глиэра), лирическая баллада (принадлежащая перу Грига, или Мендельсона, или Шумана) тоже годятся для аранжировки с набором медных тембров.

В заключение урока выполним аранжировку пьесы "Крестьянин на гармонике играет" П. И. Чайковского из " Детского альбома" для группы медных духовых инструментов в программе Cakewalk.

 

Урок 19 (2 часа). Аранжировка для малого оркестра в GM .

 

Цель урока: продолжить изучение практических основ самостоятельной аранжировки классических мелодий для малого оркестра.

 

Обеспечение: программа CakeWalk v.9. Файлы на нашем CD: greza1.JPG, greza2.JPG, OrcGresa.wrk, а также файлы в папке «BorodinPolovez».

 

План урока

    Изучение нового материала. Знакомство с вариантами аранжировки на одну тему: А. Бородин. Хор "Улетай на крыльях ветра" из оперы "Князь Игорь". Аранжировка для малого симфонического оркестра пьесы П.И. Чайковского «Сладкая греза» (или другого произведения – по выбору учителя).

    Домашнее задание: 3.24 – 3.25.

 

Методические замечания

 

Урок начинаем с прослушивания аранжировок известной темы "Улетай на крыльях ветра" из оперы "Князь Игорь" А. П. Бородина, выполненных известными аранжировщиками (прилагаются на CD).

Изучив особенности работы с каждой оркестровой группой инструментов (струнные, деревянные и медные духовые) в редакторе Cakewalk, объединим инструменты в единый оркестр. Существуют различные способы определения треков для каждого инструмента. Мы рекомендуем распределить порядок треков и каналов (сверху вниз) в порядке классической партитуры. Но отступлением в нашем случае является использование 10 канала для ударных, 8 канала для струнных пиццикато и 9 канала для литавр, поскольку нами не задействованы в данной аранжировке тромбоны и туба.

При прослушивании и анализе компьютерной "партитуры" аранжировки для малого оркестра "Сладкой грезы" Чайковского обратим внимание на диалогичность тембровых групп оркестра, диалогичность внутри каждой группы инструментов, на грамотное драматургическое развертывание инструментальной фактуры. Подчеркнем, что перед нами – ещё один вариант аранжировочного решения этой композиции: в ней звучат новые фактурные варианты и новые подголоски и контрапункты.

 Для закрепления полученных знаний предлагаем выполнить на уроке в программе Cakewalk аранжировку "российской песни" М. И. Глинки "Ночь осенняя" для малого состава симфонического оркестра (в двух куплетах). Рекомендуется провести данный урок в форме индивидуально-группового занятия.

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 293.