Глава 3.1. Основы работы с MIDI
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Урок 8 (2 часа). История музыкальных инструментов

Цель урока: познакомить с музыкальными инструментами и историей их возникновения.

 

Обеспечение: энциклопедические издания о музыкальных инструментах на CD (по выбору учителя), файл JagerM-Ork.Wav на нашем CD.

 

План урока

    Изучение нового материала. История развития музыкального инструментария от акустического до электронного. Теория и практические основы General MIDI.

    Домашнее задание: 3.1, 3.2.

 

Методические замечания

Краткое знакомство с музыкальными инструментами и историей их возникновения желательно по ходу занятий иллюстрировать фрагментами из произведений (в записях на пластинках, магнитофонных лентах, СD), где они звучат. Подспорьем к уроку может стать CD «Музыкальные инструменты», изданный фирмой Voyetra Technologies (в русифицированном варианте он есть и на нашем рынке). Неозвученная энциклопедия «Музыкальные инструменты мира», выпущенная на CD в России, тоже может способствовать расширению представлений по теме занятия.

Необходимо подчеркнуть, что наиболее полноценное знакомство с акустическими музыкальными инструментами целесообразнее проводить при их «живом» звучании в классе (для этого можно пригласить учащихся, играющих на этих инструментах), или слушать их в концертном зале. Даже самая хорошая фонограмма даёт всё же несколько искажённое представление о звучности, равно и как компьютерное звучание акустических инструментов.

Если файл с нашего CD «Охотничий марш» К.-М. Вебера (в звучании оркестриона) прослушивается в классе, можно совместно обсудить, какие тембровые свойства присущи данному инструменту и почему возникла потребность в нём.

Изучение электронных (и электрических) музыкальных инструментов тоже желательно сделать наглядным, чтобы учащиеся понимали разницу, скажем, между акустической, электрической и электронной (MIDI) гитарами, между синтезатором и звуковым модулем с MIDI-клавиатурой, между звучанием дешёвой звуковой карты в обыкновенном мультимедийном компьютере и звучанием хорошей – в профессиональной рабочей станции.

Теорию General MIDI, 16-ти групп тембровых пресетов (а также пресетов ударных инструментов 10-го канала) лучше осваивать постепенно: частично в классе, большей частью – самими учащимися индивидуально (в том числе - и в процессе занятий по аранжировке и композиции). Здесь решающую роль будет играть увлечённость ученика темброзвуковыми красками, его способность к их запоминанию, художественная фантазия при необходимости использования тембрового богатства в творчестве. Со временем учащихся можно ознакомить и с другими банками звуков, но есть опасность «утонуть» в многообразии звучаний, которые предлагают современные технологии.

 

Урок 9 (2 часа). Теоретические основы классической композиции и аранжировки и их компьютерного преломления

 

Цель урока: познакомить с основными принципами классической и компьютерной композиции и аранжировки, ввести в процесс секвенсинга (на основе программы CakeWalk).

 

Обеспечение: программа CakeWalk v.9., файлы WysDrugMono и WysozOrk, партитура симфонии №40 В.А. Моцарта (или другая партитура по выбору учителя).

 

План урока

    Изучение нового материала. Теория аранжировки. Практическое освоение секвенсинга на материале симфонии №40 В.А. Моцарта (начало – до тематической партии у струнных).

    Домашнее задание: 3.3.

 

Методические замечания

Понятно стремление молодого человека поскорее самому высказаться, поскорее самому что-то сочинить, чем-то отличиться перед сверстниками. Возможно, педагогу не стоит быть чересчур категоричным и постоянно сдерживать юношеские порывы, но методично и терпеливо приобщать ученика к подлинному искусству, которое всегда связано с высокими образцами классики в том или ином жанре. Именно ознакомление с шедеврами классики, их вдумчивое изучение должно стать основным методом занятий по данной теме.

Сначала изучение видов и жанров аранжировки, а затем познание разновидностей композиционных форм всегда желательно сопровождать звуковыми или нотными примерами популярной классики и современной музыки. Учителю по композиции и аранжировке следует постоянно заботиться о том, чтобы его нотная библиотека и фонотека пополнялась убедительными образцами, способствующими успешному усвоению теоретического материала. Такие образцы хранятся не только в компьютерном архиве педагога, но и на дискетках, CD, «флэшках», а для более пытливого изучения материала учащимися учитель в некоторых случаях предлагает (или ученики сами спрашивают) электронные копии звуковых и нотных файлов.

Учитель обязан воспитать в ученике нравственное убеждение, что искусство существует для того, чтобы внутренний мир человека стал богаче, чтобы он радовался совершенству и разнообразию мировых шедевров, чтобы плоды его собственного труда становились всё более профессиональными и информационно насыщенными; воспитывать убеждение, что искусство не есть средство горделивого возвышения и материального стяжательства, а путь самосовершенствования и порой нелёгких творческих исканий в создании новых достойных произведений. Конечно, имеет смысл поощрять одарённых учеников и, не унижая, вести менее способных к правильному пониманию сути творчества. Именно поэтому в нашей методике приоритет отдаётся аранжировке как творчески активному постижению классического наследия во всех жанрах музыкального искусства. И последнее: компьютерные технологии во всех случаях лишь освобождают от некоторой излишне рутинной работы, но не от терпеливого и кропотливого труда в упорном достижении совершенства в искусстве (иначе оно не Искусство, а халтура!).

Порой иной ученик в качестве оригинала для аранжировки неразборчиво хватается за первое, что у него оказалось под рукой (из дружеских побуждений он готов работать над незадачливой песенкой своего приятеля или подружки). Следует уговорить такого «творца» до времени воздержаться от работы над чем попало, а выполнять задания учителя. Конечно, первые образцы для аранжировок не должны быть сложными; для освоения же секвенсорной программы Cakewalk  и вовсе лучше поначалу заняться не аранжировкой, а озвучиванием популярной классической партитуры посредством многотембровых возможностей звуковой карты мультимедийного компьютера.

В нашем учебнике мы предложили проследить, как добиться озвучания небольшого фрагмента 1 части Симфонии № 40 Моцарта. Но, если ученики, читая наш учебник, будут способны самостоятельно разобраться в последовательности действий, таких, чтобы похоже зазвучала знакомая им музыка, то в качестве объекта для работы в классе по изучению основных функций секвенсора можно избрать и другую партитуру (допустим, Гайдна, Бетховена, Шуберта, Мендельсона, Бизе, Глинки). Наш опыт показывает, что освоение секвенсора проходит продуктивнее, если необходимость использования тех или иных инструментов секвенсорной программы диктуется творческо-технологическими задачами по нахождению нужного эквивалента звучания знакомых на слух элементов партитуры и музыки в целом. Ещё раз подчёркиваем, что важно добиться не приблизительного, а возможно точного звучания. И здесь подробное знание учителем секвенсорной программы Cakewalk, равно, как и других секвенсоров (с многообразием функций их инструментария он, безусловно, знаком благодаря инструктивным книгам Белунцова, Петелиных, Дубровского) может быть оказаться для ученика более авторитетным, чем сотни прочитанных страниц инструкций. Но творческие проблемы с компьютерным озвучиванием партитуры способны также спровоцировать и самого ученика на чтение многостраничных книг-справочников выше перечисленных и других авторов.

Если ученик предпочитает вводить в секвенсор нотные партии, проигрывая их на MIDI-клавиатуре, то имеет смысл познакомить его с исполнительскими особенностями игры на разных акустических инструментах и с тем, как это должно отражаться при игре на чувствительной (к параметрам Velosity, Aftertouch) клавиатуре.  Партия трубача, играющего громко и non legato, потребует пальцевой игры на MIDI-клавиатуре несколько акцентированной и с небольшим люфтом перед следующим звуком. Валторновая и кларнетовая атака звука в piano воспринимается как несколько запаздывающая; поэтому мягкое, чуть опережающее касание клавиш MIDI-клавиатуры будет способствовать выразительности музыкальной фразы. Пушкинский Сальери гордился тем, что придал своим пальцам «послушную сухую беглость»: для игры на MIDI-клавиатуре это свойство стало бы недостатком (особенно, если необходимо исполнить лирическую партию смычковых). Каждый раз, когда в партитуре меняется инструмент, характер его игры – всё при игре на клавишах MIDI-клавиатуры должно соответствующим образом сказываться в туше исполнителя. Искусство использования MIDI-клавиатуры как чуткого контроллера в работе с секвенсорной программой совершенствуется вместе с художественной практикой.    

Некоторые преподаватели музыкально-компьютерных технологий предлагают иной путь секвенсорного озвучивания партитуры. Они сначала изучают с учениками нотные редакторы (Finale, Encore или Sibelius), механически набирают в них партитурные строчки (тем самым оцифровывая нотные знаки), затем MIDI-файл из нотатора транспортируют в секвенсор и там доводят звучание до требуемой «кондиции». Немузыкальность, техницизм такого метода порождает невнимательное, нехудожественное отношение учащихся к деталям, интересным подробностям как музыки, так и функциональным возможностям секвенсоров; в этом плане видится и недалёкая перспектива подобного способа. По существу, работа в секвенсоре – это совершенствование учеником своих знаний и способностей как музыканта-«исполнителя» на всех мыслимых и немыслимых виртуальных инструментах, в то время как набор нотных партий в нотаторе – труд обычного переписчика. Но мы не склонны напрочь отрицать этот путь, если в методике талантливого педагога он даёт качественные результаты.

    

 Уроки 10-11 (4 часа) Изучение секвенсора Cakewalk (продолжение)

 

Цель урока: продолжить изучение функциональных возможностей секвенсорной программы.

 

Обеспечение: программа CakeWalk v.9., партитура симфонии №40 В.А. Моцарта (или др.), файлы на нашем CD: Mozart-1.wrk – Mozart-8.wrk, Mozart-40.wav, pastors.MID.

 

План урока

    Изучение нового материала. Практическое освоение секвенсинга на материале симфонии №40 В.А. Моцарта (продолжение). Секвенсинг мелодической партии, подключение партий духовых инструментов. Особенности применения транспонирующих инструментов.

    Домашнее задание: 3.4, 3.5, 3.6.

 

Методические замечания

Как в классе, так и дома (или других внеклассных формах обучения) секвенсорная программа Cakewalk постигается учащимися во многих её практически необходимых опциях, пока постепенно продвигается озвучивание партитуры. Учитель композиции тем временем может задержать внимание учеников на деталях формы, выразительных средствах музыки, приёмах оркестровки, инструментальных штрихов, темпа, агогики и динамики. Поэтому на освоение многочисленных функций секвенсора необходимо не менее 2 -3 двухчасовых урока.

Как воплотить возможностями секвенсора в процессе работы в его аранжировочном поле открытия, которые настигают ученика, постигающего средства художественной выразительности, которыми, как драгоценностями, усыпаны партитуры классиков? Терпение, усидчивость, интеллект, память, талант – вот те условия, которые необходимы для успеха. Совсем, как в любой другой музыкальной деятельности: пианиста, скрипача, фаготиста… Должно только понимать, что «компьютерный» музыкант как бы собирает в себе чуткий слух и знания многих музыкальных профессий, плюс понимание и владение определёнными компьютерными технологиями.

Пошаговый метод создания звукового трека в секвенсоре (который с нашей точки зрения предпочтительнее) требует артистического отношения к каждой ноте, знания основных (если не всех) опций секвенсорной программы, чтобы умело воплощать свои артистические намерения. Прежде всего, графическое отображение ноты в аранжировочном поле секвенсора нужно точно поставить на ту долю такта, где оно должно быть. Значит, не исключено, что необходимо обладать хорошим глазомером; владеть приёмами квантизации различных ритмических фигур; если у выбранного инструмента замедленная атака звука, правый край «ноты» следует выставить с некоторым опережением по отношению к тактовой черте. Длительность звука также регулируется графически: «нота» может быть чуть длиннее своего значения (для глубокого легато), или чуть короче - для штриха non legato. Чтобы квантизация звуков в лирической фразе не давала эффекта механистической равномерности длительностей, их графической последовательности тоже нужно сообщить едва заметную неравномерность.

Динамика (оттенок) звучности каждой ноты и всей фразы тоже «рисуется» карандашом или линейкой в поле контроллера Velocity. Этот контроллер точнее отражает динамическую экспрессию исполнения, чем контроллер Volume, суть которого заключается в том, что звук как бы считывается виртуальным микрофоном с более близкого (в форте) или дальнего расстояния (в пиано) от «звукового источника». Контроллером Volume хорошо прорисовывать пространственную глубину звуковой картины. Когда тянущемуся звуку нужно сообщить нарастание или затухание громкости, необходимо обратиться к контроллеру Expression. Обязательно стоит напоминать ученику, что после полного угасания звука, когда показания контроллера Expression оказались близки к нулю, нужно в момент паузы (даже очень краткой) поднять уровень контроллера вновь до 127; тем более нельзя забывать об этом в конце произведения, чтобы не оказаться в недоумении: почему нет звука в новом музыкальном построении.

Внимание педагога, наблюдающего за процессом работы учеников по озвучиванию классической партитуры на компьютере, должно быть привлечено и к задачам установления оптимального темпа, замедлений темпа в конце крупных построений, его восстановления. Необходимо не допускать стилевых нарушений, которые могут быть вызваны частой (и нередко манерной, игривой) сменой темпа. Классике присуще масштабное развитие формы, темповое единство движения в крупных построениях. Вполне допустимо, что в компьютерной трактовке некоторых произведений авторский темп может быть чуть-чуть убыстрен, чтобы за живостью темпа были не заметны проблемы «живого» звука в электронном музицировании. И снова должно полагаться на художественный такт, вкус и чуткость непосредственного восприятия.

  

Практическое задание: редактирование и переинструментовка готового MIDI-сонга. Выполняя его, ученик закрепляет навыки грамотного использования опций программы Cakewalk. В качестве библиотеки готовых файлов MIDI-сонгов рекомендуем использовать CD «Звёзды в MIDI».

 

Не простой является проблема выбора типа программы-секвенсора для дальнейшей работы в технологиях цифрового редактирования музыки. Для условий знакомства школьников с принципами действия секвенсорных редакторов нам оптимальным представляется именно CakeWalk в девятой версии, потому что он не сложен для начального этапа познавания функций секвенсорной программы, сохраняет от прежних версий ещё наглядно ясную форму интерфейса различных опций, удобен для лекционного показа. Авторы учебника понимают, что, допустим, Sonar (как более «продвинутая» версия CakeWalk) имеет лучшие перспективы для дальнейших творческих экспериментов в аранжировке и композиции, но после освоения CakeWalk повзрослевшим ученикам будет не трудно самостоятельно перейти на поздние версии этой секвенсорной программы, равно, как и научиться работать в новых версиях Cubase. Нам даже известны примеры переобучения ряда музыкантов в связи с переходом на интерфейс компьютера «Макинтош», для которого придумана ещё более мощная секвенсорная программа «Pro Tools», считающаяся на сегодняшний день наиболее технологичной.

 

Глава 3.2. Знакомство с программами конструирования и автоаранжировки музыки.

 

Уроки 12-13 (4 часа). Музыкальные конструкторы

 

Цель урока: дать представление и первоначальные навыки работы с программами конструирования музыки.

 

Обеспечение : программы Dance machine, eJay, Acid Pro. Файлы Dancebel и Belrithm на нашем CD.

 

План урока

    Изучение нового материала. Практическое освоение программ Dance machine, eJay, Acid Pro в процессе работы над созданием танцевальных композиций.

    Домашнее задание: 3.7, 3.8.

 

Методические замечания

Компьютерные программы, предлагающие, как в детском конструкторе, собирать музыку из различных элементов: из играющих различные ритмические рисунки (короткие или длинные, простые или сложные) ударных инструментов, из гармонических формул фактуры аккомпанирующих голосов, из фигур в линии басов, из внедряемых эффектов типично-электронных звучаний, из мелодических сольных фраз (вокальных и инструментальных) – даже у хорошо подготовленных музыкантов поначалу могут вызвать интерес и стать увлекательной забавой. Более серьёзное внимание эти программы найдут у не музыкантов: ведь для «строительства» музыки блочным методом нет нужды знать ноты, владеть техникой игры на каком-либо инструменте, иметь музыкальную эрудицию. Если группа учащихся состоит преимущественно из музыкально неграмотных, то на этих программах стоит остановиться подольше и изучать их подробнее. Для музыкантов - достаточно одного двухчасового урока, и пожелать им практически поэксперементировать с ними на внеклассных занятиях.

Конечно, очень ограничен жанровый аспект этой музыки – она звучит только в современных танцевальных ритмах, только в двухдольных размерах, только в одной тональности, только с набором аккордов из простейших функциональных последовательностей. В какой-то мере она глуповата (при всей изощрённой электронной изобретательности с которой сработаны музыкальные «кирпичики») – музыканты это слышат и понимают. Поэтому юмор, задор, заводная эксцентрика – лучший повод для творческой фантазии в этом жанре. Но талантливый человек и здесь проявит свою одарённость, если драматургически целенаправленно выстроит музыкальную форму. Простейшее решение состоит в постепенном наращивании фактурных линий в различных комбинациях, в разрядках (внезапных или постепенных), в чередовании и комбинаторике однотипных элементов (чтобы была видимость их единства), в контрастах (образных, динамических и фактурных) крупных частей композиции, в чувстве меры в протяженности пьесы и в ясности намерений.

Безусловно, что конструирование произведения из сэмплов-«кирпичиков» - жанр, относящийся скорее к композиции, чем к аранжировке. В задачи учителя по композиции входит со всей серьёзностью разглядеть в работе ученика те или иные композиционные замыслы (если они присутствуют), а не просто груду «кирпичей», помочь «строителю» выстроить из небольшого количества сэмплов композиционно осмысленное произведение, подсказать ученику не тривиальные пути к нахождению более оригинальных компонентов формы. Здесь могут присутствовать идеи полижанрового синтеза, принцип «минусовки» для композиции в стиле рэп, необходимость динамичной музыки для спортивных танцев и выступлений, музыкальное сопровождение для мультимедийных форм и многое другое.

Само собой разумеется, что отношение учеников к работе в музыкальном конструкторе должно быть таким же художественно ответственным, как к любой творческой задаче: настойчивое изыскание наиболее оптимальных решений, скрупулёзное, кропотливое исполнение всех деталей и элементов формы.

Более широкие возможности предоставляет конструктор-секвенсор Acid pro. Он, как и программа Samplitude, Acid Pro может функционировать в качестве многоканальной цифровой студии для сведения аудиодорожек, но он более интересен для монтажа различных wave-файлов, в том числе специальных, из которых состоят многочисленные библиотеки на CD. Данная программа вполне удовлетворит музыкантов-экспериментаторов, стремящихся «монтировать» не столько танцевальные аудиофайлы, сколько смешивать в различных сочетаниях дорожки с цифровыми записями редкой музыки (музыкального фольклора, различных шумов, ритмов ударных инструментов, голосов природы). В этой связи можно вспомнить магнитофонные композиции американского композитора В. Усачевского, который приезжал в Ленинград в 60-х годах и удивил ленинградских музыкантов своими необычными произведениями. Московский композитор Ш. Каллош и сегодня сочиняет выразительную музыку для исполненных драматической силы балетных спектаклей: её специфика и стиль во многом определяются техникой звукового монтажа (но с использованием компьютерного программирования).

  

Урок 14 (2 часа). Программные автоаранжировщики

 

Цель урока: дать теоретическое представление и практические основы работы с программами автоаранжировки.

 

Обеспечение: программы Visual Arranger и Band-in-a-Box. Файлы River.jpg, river1.sgu, river2.mgu, river3.sgu на нашем CD.

 

План урока

    Изучение нового материала. Практическое освоение программы Band-in-a-Box в процессе работы над созданием аранжировки спиричуэла «Глубокая река» (или другого произведения – по выбору учителя).

    Домашнее задание: 3.9 – 3.11.

 

Методические замечания

Педагогический опыт работы с компьютерными программами-автоаранжировщиками показывает, что нередко у начинающих аранжировщиков возникает некоторый снобизм по отношению к таким замечательным программам как Visual Arranger или Band-in-a-Box (мол, что мы не справимся без них?), в то время, как юному музыканту есть чему поучиться у создателей сложных алгоритмов функционирования электронных помощников. Здесь и стилистически точный тембровый подбор виртуального инструментария (на основе GM), и жанрово определённый ритмический рисунок ударных, и характерная структура гармонических комплексов, и тонко выведенные варианты в повторных построениях – многие компоненты этой программы пытливому ученику (и даже учителю) могут оказаться в дальнейшем полезными для самостоятельной практики в композиции и аранжировке.

Поначалу, видимо, необходимо познакомить учеников с культурой аккордовых символов в традиционной гармонической технике: сама программа Band-in-a-Box предлагает 4 вида их обозначений. Может быть, стоит потренироваться, каким образом обозначить латинскими буквами и цифрами те или иные аккорды, в том числе и сложные по структуре. Для программы необходимо указать аккорд и басовую ноту, если она не совпадает с основным тоном аккорда. Нелишним окажется упомянуть о современной технике ведения мелодии блокаккордами.

Другой аспект на уроке, который необходимо учесть, - это представление о простых песенных формах, в которых сочиняются популярные песни и танцевальная музыка. Речь пойдёт о куплетной форме (где бывают запев и припев), иногда со вступлением и заключением, отыгрышами между куплетами. Напомним, что фактура и гармония в куплетах могут варьироваться.

Важным моментом изучения данной программы является разговор о современных стилях и жанрах популярной музыки. Естественно, что юным музыкантам нужно уметь различать разные стили на слух, характеризовать их признаки (с позиций, допустим, исторической практики, жанровых свойств, инструментального состава). Уместно затронуть тему жанрового переосмысления в аранжировке известной мелодии.

Интерфейс и различные технологические возможности автоаранжировщика лучше изучать, непосредственно в классе занимаясь аранжировкой короткой песенки или мелодии. Вряд ли здесь нужно ставить задачу знакомства со всеми опциями этой высоко- технологичной программы. Тот, кого она всерьёз увлечёт, сможет либо самостоятельно (если хорошо владеет английским), либо с помощью инструктивных книг (Петелиных, Белунцова и других авторов) изучить её многообразные свойства. 

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 249.