Формирование умственных действий
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

П. Я. Гальперин исследовал формирование умственных действий в процессе решения задачи (применительно к онтогенезу и актуальному генезу). См.: Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий. //Психологическая наука в СССР. – Т. 1, М., 1959.

Умственные действия формируются посредством перехода материальных действий в оперирование предметными психологическими структурами разных уровней (восприятие, представление, понятие). Это оперирование реализуется сначала средствами громкой внешней речи, а затем и речи внутренней. Последний уровень – высшая форма "чисто умственного", "идеального" действия.

Изменение операндов (вещественных или психологических предметных структур, являющихся объектами оперирования: материальные вещи, образы, понятия, символы, концепты, конструкты) приводит к изменению характеристик мыслительных операций. См.: Веккер Л. М. Психические процессы: В 3-х т. – Т. 2, Л.: ЛГУ, 1974-1981.

Важнейшей характеристикой мыслительного процесса является обратимость мыслительных операций. Мышление как процесс представляет собой непрерывный обратимый перевод информации с языка образов на язык символов. См.:

1. Веккер Л. М. Психические процессы: В 3-х т. – Т. 2, Л.: ЛГУ, 1974-1981.

2. Пиаже Ж. Психология интеллекта. //Избр. психол. труды. – М., 1969.

3. Пиаже Ж. Роль действия в формировании мышления. //Вопр. психол. – 1966. – № 5.

Характеристики мысли как результата мыслительного процесса

Отдельной структурной единицей мысли является суждение. Речевым эквивалентом мысли служит трехчленное предложение, состоящее из подлежащего, сказуемого и связки. См.:

1. Веккер Л. М. Психические процессы: В 3-х т. – Т. 2, Л.: ЛГУ, 1974-1981. С. 28-85.

2. Сеченов И. М. О предметном мышлении с физиологической точки зрения. //Иэбр. философ. и психол. произведения. – М., 1947.

3. Сеченов И. М. Элементы мысли. //Иэбр. философ. и психол. произведения. – М., 1947.

Стадии развития мышления

В становлении мышления выделяются две стадии:

1) допонятийное мышление;

2) понятийное мышление.

Одновременно со становлением понятий происходит развитие операций мышления. Для допонятийного мышления характерна своя логика и организация. См.:

1. Выготский Л. С. Мышление и речь. //Избр. психолог. исследования. – М.: Изд. АПН РСФСР, 1956.

2. Пенфилд У., Джаспер Т. Эпилепсия и функциональная анатомия головного мозга. – М., 1958.

Разница между теоретическим и практическим видами мышления, по мнению Б. М. Теплова, состоит лишь в том, что "они по разному связаны с практикой… Работа практического мышления в основном направлена на разрешение частных конкретных задач…, тогда как работа теоретического мышления направлена в основном на нахождение общих закономерностей" [21].

Подробнее о видах мышления см.:

1. Брушлинский А. В. Продуктивное мышление и проблемное обучение. – М., 1983.

2. Зак А. З. Развитие теоретического мышления у младших школьников. – М., 1984.

3. Поддьяков Н. Н. Мышление дошкольника. – М., 1977.

4. Тихомиров О. К. Психология мышления. – М., 1984.

5. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. – М., 1981. С. 87-152.

Творческое мышление

По мнению Дж. Гилфорда, творческое мышление характеризуется четырьмя особенностями:

1. Оригинальность, нетривиальность, необычность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне.

2. Семантическая гибкость, то есть способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование, расширять функциональное применение на практике.

3. Образная адаптивная гибкость, то есть способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны.

4. Семантическая спонтанная гибкость, то есть способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности, в такой, которая не содержит ориентиров для этих идей.

Дата: 2019-12-22, просмотров: 267.