Рабочие содержательные записи по теме
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тема 5 «Гуманистическая тен­денция, лежащая в основе современного обу­чения»

Гуманистические условия создаются при организации обучения, открывающего возможности для развития •инициативы и творчества студентов, ставя их в условия самостоятельного поиска проблем, за­дач и путей их решения. Одной из форм реализации гуманистического (личностно-ориентированного) подхода является организация совместной деятельности, расши­ряющей возможности каждого участника, создавая многообразие идей, мнений, за которыми стоят различные позиции. При организации совместной деятельности возможности генерации различных мнений, идей связаны с личностными особен­ностями участников и берут свое начало в ценностно-смысловых структурах ситуаций, фор­мирующихся у каждого студента. Использование совместной деятельности в обу­чении (в различных групповых формах), диало­гичной по своему содержанию, направлено на формирование гуманистических ценностей, приз­нания права другого человека на личностную по­зицию и образ мира, на развитие творческой самореализации.

Кроме того совместная деятельность представляет развивающее поле совместной продуктивности. Образовательный процесс в ситуации инно­вационного обучения характеризуется новыми ценностными ориентациями, выдвигая на пер­вый план цели развития личности и сознания, самосознания, самоорганизации и самообучения, вопреки целям освоения предметных знаний, которые выступают в качестве процессуальных, подчиненных первым целям. По своим психологическим функциям это процесс, обеспечивающий развитие личности и преподавателей и студентов, посредством создания си­туаций совместной творческой, продуктивной де­ятельности.

При этом, существенными чертами ин­новационного обучения является:

— новые ценности - выдвижение на первый план значимости личности,

— изменение целей обучения - ведущими це­лями становятся взаимосвязь интеллектуального и нравственного развития, формирование лич­ности, способной к самоизменению, самообу­чению, саморазвитию,

— новая структура социальных связей между участниками учебно-воспитательного процесса — вопреки авторитарным, директивным позициям утверждаются отношения сотрудничества, взаи­моподдержки, взаимообучения,

— новый тип организации учебно-познаватель­ной деятельности— выдвижение на ведущие роли ее творческих и продуктивных компонентов, а не репродуктивных.

Данный подход требует создания педагогических си­туаций, предусматривающих:

· план учебного содержания. В стратегии продуктивных взаимодействий он организуется на основе включения студентов в решение творческих, продуктивных задач, ко­торые бы открывали культурный и социальный смысл учебного содержания.

· план освоения навыков учебной деятельности. Формы продуктивного взаимодействия педа­гога со студентом пересматриваются по мере ста­новления способов деятельности учащихся.

· план взаимодействий. Групповые и коллективные формы учебных занятий призваны сменить индивидуалистичес­кие установки студентов на установки парт­нерства, сотрудничества, взаиморазвивающих состязаний.

· план взаимосвязи и сопряжения трех указанных выше аспектов (способов освоения содержания новой деятель­ности, форм взаимодействий участников педа­гогической ситуации и норм сотрудничества, оформляющихся в группе).

Система форм совместной деятельности педагога и студентов, возникающих в ситуации решения творческих задач

Форма совместной деятельности Психологическая функция
1. Введение в деятельность Обеспечивает личную включенность в новые учебные задачи на основе актуализации смыслов и целей, адекватных формируемой деятельности. Создание единого смыслового поля: начальное смысло- и целеобразование
2. Разделенные (ме­жду преподавателем и студентом) действия Вовлекает студента в посильное осуществление операционально-исполнительной стороны решения и в выпол­нение некоторых, доступных для обучаемого действий, необходимых для достижения результата - получение продукта деятельности (участие педагога в регуляции всех компонентов деятельности максимальное)
3. Имитируемые действия Продвигает студентов к совместному поиску путей решения задач, к большей инициативе в ориентировочно-исследовательской и операционно-исполнительной сферах, ведущих к достижению продуктивного результата
4. Поддержание действия Расширяет инициативу студентов, включая сферу контроля, оценки процессов и результатов решения, и ставит перед выбором выдвигаемых преподавателем целей и определе­нием смыслов продуктивных задач
5.Саморегулируемые действия Направлена на достижение студентами взаимо- и самоконтроля по отношению ко всем компонентам деятельности, связанной с решением задач, включая и целеполагание, однако в рамках заданного ранее преподавателем спектра задач
6. Самопобуждаемые действия Выдвижение, обсуждение и принятие студентами новых целей, осознанное целеполагание, а также редукция внешних и процессуальных форм контроля за достижением результатов
7. Самоорганизуемые действия Выдвижение и опробование новых способов и стратегий конструктивного сотрудничества, расширение спектра общения и межличностных отношений между всеми участ­никами решения продуктивных и творческих задач, актив­ное изменение позиций участников во взаимодействиях
8. Партнерство Переход к качественно новым отношениям с преподавателем и сокурсниками на основе самоорганизации всех ком­понентов в структуре творческой деятельности и взаи­модействий - организационно-исполнительных, кон­трольно-оценочных, интеллектуально-коммуникатив­ных и мотивационно-смысловых

 


Задачи

1. Современная система высшего профессио­нального образования отличается рядом прин­ципиально новых технологических решений в подготовке специалиста. Во-первых, методологически они выз­ваны эрой информатизации общества. Во-вторых, система высшего профессиональ­ного образования функционирует в кризисных условиях социально-экономической, политичес­кой и нравственно-психологической дестабили­зации российского общества. Исключительно важным становится разработка и применение в вузе та­ких социально-ориентирующих технологий, как технологий мотивационного формирования дис­циплины и ответственных отношений в коллек­тиве; технология адаптации к учебному труду в вузе; технология продуктивного делового обще­ния; технология развития лидерских качеств и др. В-третьих, в инновационной стратегии обу­чения все чаще применяются социально-дидактические технологии межсубъектного взаимодействия. Среди них технологии сотруд­ничества, обучения деловым переговорам без проигрышей, снятие конфликтов, формирова­ние благоприятного социально-психологического климата в коллективах, овладение эмоциональ­но-волевой регуляцией поведения, развитие позитивной Я - концепции человека, самофор­мирование нравственной, организаторской и психолого-педагогической культуры.

На сегодняшний день сосуществуют две стратегии управления учебно-воспитательным процессом и в средней, и в высшей школе. Первая следует традиционному, нормативному укладу организации образования, свойственному индустриальной эпохе. Вторая начала скла­дываться вместе с изменением социального запроса к личности, к ее роли в общественном развитии, появившемся в постиндустриальном информатизированном обществе. Именно этот второй тип управления, положивший в основу организации образования ценность личности всех его участников, и стал определять инновационную стратегию.

Приведенный в таблице материал позволяет более развернуто срав­нить психологические особенности управления образовательными си­туациями при разных подходах к их организации. Эта таблица одно­временно позволяет уяснить и те трудности, с которыми сталкиваются и преподаватели, и практические психологи при проектировании модели си­туации, реализующей ценности инновационной стратегии образования. Заполните праую колонку.

Сравнительные особенности стратегии традиционного и инновационного обучения

Параметры обучающей системы Традиционное обучение Инновационное обучение  
Единица управ­ления Учебно-воспитательный процесс рас­сматривает­ся как взаимосвязь двух автономных деятельнос­тей: обучаю­щей учи­теля и учебно-познава­тельной ученика; учени­ки вы­ступают как объ­екты управ­ления, как исполнители пла­нов пе­дагога  
Цели Усвоение предметно-дисципли­нар­ных зна­ний  
Ролевые пози­ции преподава­теля и стиль руководства Предметно-ориентиро­ванная по­зиция, преоб­ладает функ­ция ин­формационно-контроли­рующая (обучаемый как по­знающий "ког­нитив­ный" ин­дивид). Стиль авто­ритарно-директив­ный, репрессив­ный, инициатива обучаемых чаще подавляется, чем поощряется  
Мотивационно-смыс­ловые уста­новки преподава­теля Анонимность, закры­тость лично­сти, всеоб­щая индиви­дуальная подотчетность, не­пре­рекаемость требований, игнорирование лич­ного опы­та обучаемых  
Характер орга­низа­ции учебно-позна­ва­тельной деятельности Преобладают репродук­тив­ные за­дания, дейст­вия по об­разцу, уп­раж­нения в задан­ных спо­собах решения. Овла­де­ние исполнитель­ной опера­тивно-техниче­ской сто­роной деятель­ности опережает смысло- и целеполага­ние. Трени­ровка в вы­полнении отдельных элементов пред­шест­вует понима­нию замыс­ла и смысла деятельно­сти, скрывая ее систем­ную орга­низацию. Сис­тема заданий стро­ится в логике извне за­данных це­лей, не стимулируя самостоятель­ность це­леобразования и поиск способов решения. Зада­ния рас­считаны на диф­ференциацию уровней индивидуальной одарен­ности учеников, закреп­ляя индиви­дуальные различия в грани­цах уже достигнутого обу­чаемым  
Формы взаимо­дейст­вий Заданные учителем цели и планы их достижения опре­деляют ис­полни­тельный стиль индиви­дуаль­ной учеб­ной ра­боты обучаемых. Ве­ду­щая форма учебных взаи­мо­действий - под­ражание, имитация, сле­дование образ­цам. По­зиция ведомого за­креп­лена за обучаемым на всем протяжении обуче­ния. Од­нообразие соци­альных и межлич­ност­ных взаимодей­ствий. Высокий уровень кон­фликтности и агрес­сив­ности на всем протяже­нии обу­че­ния, неиз­бежное усиление враж­дебности и отчужденно­сти между педагогом и обу­чаемыми  
Формы отно­шений   Соперничество преобла­да­ет над сотрудничест­вом  
Контроль и оценка Преобладает внешний по­операци­онный кон­троль в рамках жестко заданных пра­вил. Само­контроль отличает­ся ри­гидностью и ситуа­тив­ностью. Поощряется со­пер­ни­чество в борьбе за лучшую оценку. Мо­тивация осущест­вляется за счет "ожидания при­говора" - оценки учите­ля. Учебная работа вы­полня­ется, чтобы избе­жать наказания, потери престижа, а не в инте­ре­сах познания и личност­но­го вклада в него. Преобладает оценка ре­зуль­тата со стороны учителя, формы поощре­ния однообразны, страх перед на­казанием пло­хой оценкой - ведущая эмоциональная со­став­ляющая учения  
Мотивационно-смыс­ловые пози­ции обу­чаемых Отчуждение от учеб­ных ценнос­тей и задач, отвраще­ние к учению, сужение спек­тра позна­вательных мотивов, обо­собление жизненно зна­чимых ценностей и смы­слов от собственно учебно-познаватель­ных. Внутренний психологи­ческий отход от ситуа­ции учения  

2. Спроектируйте учебное занятие с опорой на одно из направлений стратегии инновационного обу­чения, которое по своей психологической роли превращается в процесс становления продуктивности лич­ности.

При анализе проекта учебного занятия отразите возможность в этой ситуации становление продуктивной, творческой личности не только на полюсе студентов, но и для личности препо­давателя

Литература:

1. Андреев А.Г Знания или компетенции // Высшее образование в России. – 2005. – № 2 – С. 3–11.

2. Анисимов О.С. Профессионализм в воспитании и образовании // Основы

3. Асмолов А.Г. Психология, искусство и образование // Искусство в школе. – 1993. – № 9. – С. 3–5.

4. Асмолов А.Г., Ягодин Г.А. Образование как расширение возможностей личности // Вопросы психологии. – 1992. – № 1. – С. 6–13.

5. Богданов Е.Н., Зазыкин В.Г. Введение в акмеологию. –2-е изд., переизд. и доп. КГПУ им. Циолковского, 2001. – 145 с.

6. Борисова Е.М. О роли профессиональной деятельности в формировании личности // Психология формирования и развития личности / Под ред. Л.И. Анцыферовой. – М., 1981.

7. Братусь Б.С. Опыт обоснования гуманитарной психологии // Вопросы психологии. – 1990. – №6. – С. 9–17.

8. Валицкая А.П. Современные стратегии образования: варианты выбора // Педагогика. – 1997. – № 2. – С. 3–8

9. Варданян Ю.В. Становление профессионально–личностных новообразований будущего специалиста // Развивающаяся психология – основа гуманизации образования: Материалы Первой Всероссийской научно–методической конференции. – М., 1998. – С. 34–35.;

10. Вербицкий А.А., Ларионова О. Гуманизация, компетентность, контекст – поиски оснований интеграции // Вестник высшей школы. –2006. –№5. –С. 19–25.

11. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев, 1988г.

12. Гусева А.С. Гуманитарные технологии в профессиональном образовании // Кадры управления: проблемы и система работы в России и за рубежом. М.: Луч, 1992. С. 191–197;

13. Деркач А.А. , В.Г. Зазыкин, А.К. Маркова Психология развития профессионализма. М., Из–во РАГС, 2000 – 125 с.

14. Ефремов Е.Г. Особенности формирования профессионального сознания на различных стадиях профессионального обучения (на примере студентов–психологов): Автореф. дисс. канд. психол. н. Томск, 2000. – 22 с.

15. Залевский Г.В. Роль психологии в гуманизации современной школы. // Традиционные и инновационные процессы в современном образовании. /Под ред. Г.В. Залевского, Г.Н. Прозументовой. – Томск, 1996. – С. 310–316

16. Климов Е.А. Пути в профессионализм (Психологический взгляд): Учеб. пособие. – М.: Московский психолого–социальный институт: Флинта, 2003. – 320 с.

17. Козлова Н.В., Бохан Т.Г. Теоретическое осмысление возможностей психологической экспертизы инновационных процессов в образовании//Сибирский психологический журнал. – 2000. – №12. – с. 126–129

18. Козлова Н.В. Акмеология в системе высшего профессионального образования // Теория и практика профессионального образования: Сб. научных трудов / Под ред. А.Д. Копытова, Н.В. Силкиной. – Новосибирск–Томск, 2006. – С. 85–99.).

19. Краснорядцева О.М. , Формирование профессионального образа мира как специальная задача высшего образования // Проблемы образования в Казахстане. – Алматы, 1993

20. Левитан К.М. Педагогическая деонтология. Екатеринбург, 1999г.

21. Леонтьев Д.А., Шелобанова Е.В. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего //Вопросы психологии. 2001. №1.– С. 57–65.

22. Маркова А.К, Матис Т.А.. Орлов О.Б Формирование мотивации учения. – М.: Просвещение, 1990. – 191с

23. Новиков П.М., Зуев В.М. Опережающее профессиональное образование: Научно–практическое пособие. М.: РГАТиЗ. 2000 266 с.

24. Переход к Открытому образовательному пространству. Ч. 1. Феноменология образовательных инноваций: Кол. монография / Под ред. Г.Н. Прозументовой. – Томск: Изд–во Том. ун–та, 2005. – 484 с.

25. Рогов Е.И. Особенности профессионализации личности в современном вузе /Состояние и перспективы высшего образования. – Сочи. – 2006. – С. 68–70

26. Санкин Л., Тонконогая Е. Гуманистическая среда воспитания // Высшее образование в России. – 2003. – №6. – С.44–51.

27. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. –Учебное пособие для студентов вузов. –М.: Академия. –2005. –400с.

28. Степанов С.Ю. Рефлексивно–гуманистическая психология сотворчества (науко–практика интенсивного развития человека и организаций). М.; Петрозаводск, 1996.

29. Шиянов Е.Н. Гуманизации педагогического образования: состояние и перспективы. – М.–Ставрополь, 1991 Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении: Учебное пособие для студентов пед. вузов. – М.: Изд. центр «Академия», 1999. – 228с.



Дата: 2019-12-22, просмотров: 204.