Тема 3 «Эмоциональные и волевые процессы личности»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В трактовке эмоциональной сферы человека, необходимо рассмотрение основных понятий.

Чувстваэто одна из форм отражения объективного мира в созна­нии человека, переживание им своего отношения ко всему тому, что он познает и делает, к тому, что его окружает.

Эмоцииэто непосредственная форма выражения чувств.

Чувства и эмоции имеют свои особеннос­ти:

· носят субъективный характер;

· вызывают удовольствие или неудоволь­ствие;

· отражают характер взаимодействия организма со средой;

· имеют очень большое многообразие;

· вызывают успокоение или возбуждение.

Разнообразие чувств может быть представлено следующей типологией:

Интеллектуальные чувства — чувства, связанные с познавательной деятельностью человека. Они возникают в процессе учебной и науч­ной работы, а также творческой деятельности в различных видах ис­кусства, науки и техники.

Нравственные чувства — чувства, в которых отражается отношение человека к требованиям общественной морали. Они связаны с миро­воззрением человека, его мыслями, идеями, принципами и традиция­ми.

Эстетические чувства — это чувства, возникающие у человека в свя­зи с удовлетворением или неудовлетворением его эстетических потреб­ностей. К ним относятся чувства прекрасного и безобразного, возвы­шенного или низменного и т. д.

Классификация эмоций:

Настроения — это слабо выраженные эмоциональные переживания, отличающиеся значительной длительностью и слабым осознанием при­чин и факторов, их вызывающих. Настроения имеют следующие отличительные особенности:

1. Слабая интенсивность. Если человек испытывает настроение удо­вольствия, то оно никогда не доходит до сколько-нибудь сильного про­явления; если это грустное настроение, то оно выражено неярко и не имеет в своей основе интенсивных нервных возбуждений.

2. Значительная длительность. Само их название указывает на то, что настроения медленно развиваются и переживаются в течение дли­тельного периода.

3. Неясность, "безотчетность". Испытывая то или иное настрое­ние, человек, как правило, слабо сознает причины, его вызвавшие. Когда же человеку разъясняют причину его настроения, оно нередко быстро у него проходит.

4. Своеобразный диффузный характер. Настроения накладывают свой от­печаток на все мысли, отношения, действия человека в данный момент.

Аффекты — это переживания большой силы, с коротким периодом протекания. Они характеризуются значительными изменениями в со­знании, нарушениями волевого контроля. Отличительными особенностями аффектов являются:

Страсти — сильные, глубокие, длительные и устойчивые пережива­ния с ярко выраженной направленностью на достижение цели.

Воляэто способность человека сознательно управлять своим поведе­нием, мобилизовывать все свои силы на достижение поставленных целей.

Водя человека проявляется в действиях (поступках), выполняемых с заранее поставленной целью.

Особенностями воли (волевых действий) являются:

· Сознательная целеустремленность. Чтобы что-то выполнить, че­ловек должен сознательно поставить перед собой цель и мобилизовать себя на ее достижение.

· Связь с мышлением. Достичь чего-то и мобилизовать себя ради этого человек может только в том случае, если он все хорошо обдумал и спланировал.

· Связь с движениями. Для реализации своих целей человек всегда двигается, изменяет формы активности.

Волевые действия представляют собой простой или сложный воле­вой акт, который имеет свою структуру и особенности:

Побуждение к совершению волевого действия. В роли побудительных сил конкретных волевых действий выступают определенные потреб­ности и мотивы человека Они могут быть самыми различными, но в любом слу­чае заставляют активно работать мышление человека, заставлять его осмысливать мотивацию будущего поведения, ставить перед собой оп­ределенные цели.

Представление и осмысление цели действия. В результате возникает борьба мотивов (т. е. процесс определения наиболее значимого стиму­ла волевого действия), которая служит показателем способности чело­века устанавливать связи, понимать, выбирать желания, обусловлен­ные нужными мотивами, и превращать их в цель. С другой стороны, борьба мотивов показывает способности человека напрягаться, прила­гать усилия, способности нести ответственность за последствия, свя­занные с достижением или недостижением поставленной цели, т. е. проявлять волю. В ходе борьбы мотивов оформляется цель деятельнос­ти, осмысливается ее основная специфика.

Представление средств, необходимых для достижения намеченной цели. Обычно осмысливается не только цель волевого действия, но и средства и способы ее достижения, от правильного использования ко­торых зависит достижение конкретного результата.

Намерение осуществить данное действие. В ходе борьбы мотивов, осмысления цели деятельности и выбора способов ее достижения человек думает о принятии решения. Принять решение — значит отгра­ничить одно желание от других и таким образом создать идеальный образ цели. Но чтобы принять решение, нужно и мобилизовать себя на выполнение. Для этого требуется волевое усилие. Оно характеризуется количеством энергии, затраченной на выполнение целенаправленного действия или удержание от него. Первоначально же свои волевые уси­лия человек должен осознать и решиться на них.

Выполнение принятого решения – прак­тическое осуществлению принятого решения., действуя, проявляя волю, кон­тролируя и корректируя свои действия. В каждый момент человек сличает получаемый результат с идеальным образом цели (или ее части), кото­рый был создан заранее.

 

Контрольные вопросы

1. Раскройте основные характеристики эмоций и назовите их основные виды.

2. Назовите факторы, обусловливающие формирование положительных и отрицательных эмоций в образовательном процессе.

3. В чем заключается роль педагога в формировании интеллектуальных эмоций.

4. В чем проявляется взаимосвязь воли и сознания.

5. Что относится к волевым качествам человека и как они проявляют себя в учебной деятельности.

 

Упражнения

1. Вставьте пропущенные слова.

А) Любая деятельность человека всегда сопровождается конкретными действиями, которые могут быть разделены на две большие группы: произвольные и … .

Б) Важнейшим признаком волевого поведения является его связь с преодолением препятствий, причем независимо от того, какого типа эти препятствия - … или … .

2.О каких фундаментальных эмоциях идет речь

а) положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность - … .

б)не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшее обстоятельство - … .

в)отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей - … .

г)отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами), соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта - ….

д)отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувства - … .

е)отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике - … .

 

Задачи

1.Какие особенности эмоций и воли Вы вычленяете из следующих высказываний.

а) «Как значимы эмоции и чувства! Это ветры, надувающие паруса коробля; они его иногда топят, но без них он не может плавать». (Вольтер)

б) «И при смехе иногда болит сердце, и концом радости бывает печаль» (Соломон Мудрый)

в) «Страсти пагубны потому что они ослепляют человека» (Эзоп)

г) «Тверже тот, кто побеждает желание. Лишь тот смел и храбр, кто себя одолевает» (Аристотель)

д) «Не все, что происходит, происходит от судьбы. Кое-что находится и в нашей власти» (Карнеад)

2.Рассмотрите коммуниеативную функцию эмоций и ответьте на частные вопросы текстов.

 А) Вчувствование во внутренний мир другого протекает достаточно сложно, и определяется эмпатийными тенденциями, которые имеются у каж­дого человека, но их развитие определяется условиями, в которых воспитывается человек. Специально изучая этот вопрос, установлено, что обостренное сопережива­ние зависит от социально-демографических факторов вос­питания: от числа содержательных коммуникативных свя­зей человека в семье и от культурных традиций того регио­на, в котором вырос человек. Представители коммуникативных профессий (продав­цы, врачи, педагоги, руководители разных рангов, адми­нистраторы), отличающиеся низкой эмпатией, классифици­руют встречающихся им людей по шаблонным типам, дают им стереотипные оценки. Их восприятие отличается узостью и бедностью, не исчерпывающим все многообразие встре­чающихся типов личностей. А как проявляются следствия эмпатийного взаимодействия у преподавателей.

Б) Внутренний, духовный, эмоциональный мир человека бес­конечно богаче содержанием и многочисленными оттенками и полутонами чувств и настроений, чем передаваемые друго­му человеку с помощью мимики, жестов, слов и движений всплески этих состояний.

Сказывается ли здесь и трудность передачи своего внутрен­него состояния другому? Как может быть решена задача самовыра­жения, адекватного внешнего проявления внутреннего состоя­ния?

В) Между людьми отмечаются существенные различия в глубине и устойчивости чувств. Одних людей чувства захватывают целиком, оставляют глубокий след после себя. У других людей чувства носят поверхностный характер, протекают легко, малозаметно, проходят быстро и совершенно бесследно. Заметно различаются у людей проявления аффектов и страстей. В этом плане можно выделить людей неуравновешенных, легко теряющих контроль над собой и своим поведением, склонных легко поддаваться аффектам и страстям, например необузданному гневу, панике, азарту. Другие люди, наоборот, всегда уравновешенны, вполне владеют собой, сознательно контролируют свое поведение. Чем Вы можете объяснить подобное различие между людьми?

3.О каких волевых качествах человека идет речь

1.Умение сдерживать свои чувства, когда это требуется, недопущение импульсивных и необдуманных действий - … .

2. Сознательная и активная направленность личности на достижение определенного результата деятельности - … .

3. Обобщенная способность преодолевать значительные затруднения, возникающие на пути к достижению поставленной цели - … .

4. Способность предпринимать попытки к реализации возникших у человека идей - … .

5. Способность осознанно принимать решения и умение не поддаваться влиянию различных факторов, препятствующих достижению поставленной цели - … .

4. Какие формы воспитательной работы Вы можете предложить для развития такого волевого качества как решительность (отсутствие излишних колебаний и сомнений при борьбе мотивов, своевременное и быстрое принятие решений).

Литература:

1. Артемьева Т.И. Методологический аспект проблемы способностей. – М: Наука,

2. Бодалев А.А. Психология о личности. – М.: Изд-во МГУ, 1988.

3. Веккер Л.М. Психические процессы: В 3-х т. – Т. 1. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1974.

4. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 1999.

5. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. – М., 1998.

6. Изард К.Э. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 1999.

7. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2000.

8. Ильин Е.П. Психология воли. – СПб.: Питер, 2000.

9. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. – М.: Наука, 1983.

10. Кузмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. – Л., 1985.

11. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. – М.: Просвещение, 1964.

12. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. – М.: Педагогика, 1971.

13. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – 2-е изд. – М.: Политиздат, 1977.

14. Небылицын В.Д. Основные свойства нервной системы человека // Избранные пси­хологические труды / Под ред. Б.Ф. Ломова. – М.: Педагогика, 1990.

15. Немчин Т.А. Состояния нервно-психического напряжения. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1983.

16. Павлов И.П. Полное собрание сочинений. Т. 3. Кн. 2. – М.: Изд. АН СССР, 1952.

17. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М.: Политиздат, 1982.

18. Психические состояния. Хрестоматия / Составитель Л.В. Куликов. – СПб.: Питер, 2000.

19. Селье Г. Стресс без дистресса. – Рига: Виеда, 1992.

20. Стреляу Я. Роль темперамента в психологическом развитии / Пер. с пол. под общ. ред. И.В. Равич-Щербо. – М.: Прогресс, 1982.

21. Чхартишвили Ш.Н. Проблема воли в психологии // Вопросы психологии. – 1967. – №4.



Дата: 2019-12-22, просмотров: 299.