Тема 1. «Основные проблемы и категориальный аппарат психологии личности»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Основные вопросы, связанные с пониманием личности:

· характеристики человека и как они связаны друг с другом. Свойственны ли данному человеку честность, на­стойчивость и большая потребность в достижении?

· детерминанты личности человека. В какой мере, и каким образом генетичес­кие и средовые факторы взаимодействуют между собой, чтобы привести к такому результату?

· причины индивидуального поведения. Ответы касаются мотивационных характеристик индивида: почему проявляется активность и почему именно в данном направлении.

Основные проблемы психологии личности:

· философский взгляд на человека;

· связь между внутренними (личностными) и внешними (ситуативными) факторами в детерминации поведения;

· согласованность проявлений личности в разных ситуациях и во времени;

· поня­тие Я и способ, которым можно объяснить организованность личностного функциони­рования;

· роль многообразных состояний сознания и понятие бессознательного;

· взаимоотношения между познанием, аффектом и поведением;

· роль прошлого, настоящего и будущего в регуляции поведения.

Основные теории личности:

1. Психоанализ – поведение нтерпретируется как результат взаимодействия мотивов, или влечений;

2. Феноменологическая теория – фокусирует внимание на том, как человек воспринимает и переживает окружающий мир и собственное Я.

3. Теория черт – центральное место в личности занимают обобщенные диспозиции. Черты организованы в иерархию, начиная с конкретных реакций и кончая общими стилями психологического функционирования.

4. Теории научения – во главе угла ставиться принцип научения и экспериментальная проверка четко сформулированных гипотез. Акцент на ситуативной специфичности поведения, применение законов научения к изменению поведения.

5. Когнитивная теория – рассмотрение человека как ученого – наблюдателя событий, который формулирует понятия, или конструкты, чтобы упорядочить воспринимаемые феномены и использует эти конструкты для предсказания будущего.

Пять областей, которые должна охватывать всякая полноцен­ная теория личности:

· структурабазовые элементы, или строитель­ные блоки, личности;

· процессдинамические аспекты личности, включая мотивы;

· рост и развитие как мы развиваемся в уникальные личности, которыми все мы являемся;

· психопатология— природа и причины наруше­ний в нормальном функционировании личности;

· изменениекак люди меняются и почему они иногда сопротивляются изменениям или вообще не способны меняться.

Понятия, характеризующие структуру, указывают на более стабильные и устойчивые аспекты личности:

· «черта» относится к согласованности и устойчивости индивиду­альных реакций на разнообразные ситуации;

· «тип» обозначает объединение многих различных черт. По сравне­нию с понятием черты понятие типа предполагает гораздо большую обобщен­ность и повторяемость поведения.

Динамичес­кие, мотивационные понятия относятся к процессуальным аспектам поведения человека. В психологии личности приняты на вооружение три основные категории мотивационных понятий (Pervin, 1966):

· мотивы удовольствия (или гедонистические моти­вы),

· мотивы роста (или самоактуализации),

· когнитивные мотивы.

Детерминанты, оп­ределяющие развитие личности, подразделяют на:

· генетические (природа–- гены). Роль генов состоит в том, что они обес­печивают принадлежность всех нас к единому человеческому роду и в то же время создают между нами индивидуальные различия.

· средовые (воспитание – среда). К средовым детерминантам относятся влияния, которые делают нас похо­жими друг на друга, а также влияния, которые делают нас уникальными (культура, социальный класс, семья, сверстники).

Соотношение между генетическими и средовыми детерминантами:

личность детерми­нируется множеством взаимодействующих факторов, включая генетические, культурные, классовые и семейные влияния. Наследственность устанавливает диапазон развития характеристик; внутри этого диапазона характеристики де­терминируются условиями среды. Наследственность обеспечивает нас способ­ностями, которые культура будет либо не будет вознаграждать и культивиро­вать.

Основные понятия, необходимые в образовательном процессе:

Личность (Personality). Харак­теристики человека, которые от­вечают за согласованные прояв­ления поведения.

Структура (Structure). Поня­тие, которое относится к наиболее устойчи­вым и прочным аспектам лич­ности.

Процесс (Process). Понятие, которое относится к мотивационным ас­пектам личности.

 

Контрольные вопросы:

1. Будучи разновидностью человеческой деятельности, эмпирические исследования личности имеют и этический аспект. Какие этические требования Вы можете представить.

2. Приведите примеры, представляющие факторы, обуславливающие особенности развития личности.

3. Какую роль в развитии личности играют обучение и воспитание.

4.

Упражнения

1.Вставьте пропущенные слова в предложениях:

а) В личности выделяется прежде всего ее … сущность. Вне общества, вне социальной и профессиональной группы человек не может стать … .

б) Очень часто бывает, что человек слишком долго не может в силу разного рода обстоятельств найти своего места в обществе, что не позволяет его … окончательно оформиться и эффективно проявляться.

в) Будучи достаточно изменчивыми, … и … личности при своей слабой оформленности или узости очень сильно ограничивают мировоззрение человека.

г) Личность формируется и развивается под воздействием не только внешних условий, но и … , определяющихся особенностями организма человека.

д) Внутренними предпосылками развития личности выступают … и желание, а также … и цели, которые перед собой ставит человек в интересах своего совершенствования как личности.

 

Задачи

1. Проанализируйте представленные положения и продемонстрируйте на примерах как данные структурные компоненты отражаются в Ваших представлениях о людях.

А) Чтобы описать структуру личности, можно использовать разные структурные понятия: структурные элемен­ты представляются организованными в иерархическую систему, т.е. орга­низованными в такую систему, где одни структурные элементы располагаются на более высоких уровнях, чем другие, и поэтому могут управлять функциями нижележащих элементов. Например, нервная система человека намного сложнее, чем нерв­ная система других существ, не только потому, что она имеет больше разных частей и больше связей между ними, но и потому, что некоторые части, та­кие, как головной мозг, регулируют функционирование других частей систе­мы. Можно провести аналогию и с организационными структурами. Одни деловые организации сложнее других. Сложные деловые организации имеют много подразделений со множеством связей между ними и иерархию людей, принимающих решения. В простых организациях мало подразделений, мало связей между ними и мало уровней в цепочке принятия решений (например, сравните семейный магазин, где всех работников — только папа да мама). Аналогичным образом и взгляды на личность различаются по количеству и видам структурных элементов, которым они придают особое значение, а также по степени акцентирования сложности или организованности системы.

Б) Понятие «черта» относится к согласованности и устойчивости индивиду­альных реакций на разнообразные ситуации и близко к таким понятиям, кото­рыми пользуется неспециалист, чтобы охарактеризовать людей. Один из спо­собов представить себе, что такое черта, — посмотреть, как бы вы описали себя или своего друга. Например, вы можете воспользоваться такими прилага­тельными, как «умный», общительный», «честный», «веселый» или «серьез­ный». Вы используете эти термины так же, как это делают специалисты по психологии личности.

В) Понятие «тип» обозначает объединение многих различных черт. По сравне­нию с понятием черты понятие типа предполагает гораздо большую обобщен­ность и повторяемость поведения. Некоторые люди могут иметь много черт с разной степенью выраженности, но все они в более общем плане могут быть отнесены к одному определенному типу. Например, индивиды могут быть типологизированы как экстраверты или интроверты или, используя терминоло­гию К. Хорни (Horney, 1945), как движущиеся навстречу людям, против них или от них.

2. Определите собственную позицию к представленным высказываниям и объясните ее.

а) В истории психологии личности в разные времена популярностью пользо­вались самые разные теории мотивации. Вплоть до 50-х годов такой теорией была теория влечения. С падением интереса к влечениям и снижению напря­жения более популярными стали модели роста и самоактуализации. С прихо­дом когнитивной революции в 60-е годы появился интерес к познавательным мотивам, связанным с потребностью в согласованности и предсказуемости. А сегодня наблюдается растущий интерес к целевым теориям, которые делают акцент на стремлении человека достичь ожидаемой конечной цели.

б) Генетические факторы играют важную роль в детерминации личности, осо­бенно в отношении того, что делает нас уникальными индивидами (Plomin et al., 1990). Хотя исторически сложилось так, что психологи подчеркивали значение генетических и средовых детерминант в формировании личности как целого, современные исследователи признают, что значение этих факто­ров может варьировать от одной характеристики личности к другой. Генетичес­кие факторы, как правило, более важны для таких характеристик, как интел­лект и темперамент, и менее важны для формирования ценностей, идеалов и убеждений.

г) Одной из значимых средовых детерминант личности явля­ется опыт человека, связанный с его принадлежностью к определенной куль­туре. Каждая культура имеет свои собственные институционализированные и санкционированные паттерны поведения, ритуалов и верований, которые пе­редаются через обучение. Это означает, что большинство представителей дан­ной культуры будут обладать определенными общими личностными характе­ристиками. Поэтому мы часто не подозреваем о культурных влияниях до тех пор, пока не вступим в контакт с носителями другой культуры, которые иначе смотрят на мир и, может быть, бросают вызов взглядам, принятым в нашей культуре. Именно потому, что мы принимаем влияние культуры как само со­бой разумеющийся факт, оно пронизывает, по сути, все стороны нашего су­ществования — то, как мы определяем наши потребности и способы их удов­летворения, наши переживания различных эмоций и то, как мы выражаем их, наши отношения с другими людьми и с самими собой, наши представления о смешном и грустном, наше отношение к жизни и к смерти, а также то, что мы считаем здоровым, а что — больным (Kitayama & Marcus, 1994; Markus & Kitayama, 1991; Triandis, 1989).

д) Насколько устойчивой и внутренне согласованной является личность от ситуации к ситуации? Например, находясь в одном случае с друзьями, а в другом случае с родителями, до какой степени вы остаетесь «одной и той же личностью»? А если сравнить вечеринку и дискуссию в аудитории? А если говорить о согласованности во времени, то насколько похожа ваша нынешняя личность на ту, что была, когда вы были ребенком? И насколько похожей она останется через двадцать лет? И снова мы обнаруживаем, что теоретики лич­ности занимают по этой проблеме разные позиции. Проблема внутренней со­гласованности личности в разных ситуациях связана с дилеммой «человек-ситуация». В то время как одни теоретики предполагают, что человек очень устойчив и последователен в своем поведе­нии в самых разных ситуациях, другие считают, что человек очень изменчив и в разных ситуациях он ведет себя фактически так, как вели бы себя разные люди.

Литература:

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968г.

2. Анцыферова Л.И. Личность с позиции динамического подхода // Психология личности в социальном обществе: личность и ее жизненный путь. – М.: Наука, 1990. – С. 7–17.

3. Асеев В.Г., Мурзабеков М.И. Особенности структурного строения мотивации достижений личности // Акмеология и социальная психология на рубеже ХХI века. – М.: Изд-во РАГС, 2001. – С. 25–31.

4. Додонов Б.И. О системе «личности» //Вопросы психологии, 1985. № 5

5. Зиглер А., Хьелл Ю. Теории личности. М., 1998г.

6. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2002. – 512 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).

7. Насиновская Е.Е. Проблемы мотивации личности в деятельностном подходе // Теория деятельности: фундаментальная наука и социальная практика (К 100–летию А.Н. Леонтьева) / Под общ. ред. А.А. Леонтьева. М.: Б.и., 2003. С. 105–109.

8. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.. 1986г.

9. Психология личности в трудах зарубежных психологов. Хрестоматия. (составитель А.А.Реан). М.- 2000г.

10. Психология с человеческим лицом. Гумманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д.А. Леонтьева, В. Щур. – М., 1997. – 132с.

11. Франкл В.Человек в поисках смысла М., Прогресс, 1990. – 368с.

12. Фромм Э. Человек для себя. Иметь или быть? – Мн.: Изд. В.П. Ильин, 1997. – 416 с.

13. Шадриков В.Д. О предмете психологии. Мир внутренней жизни человека // Тр. Ярослав. методол. семинара. Методология психологии. Ярославль: МАПН, 2003. С. 332–349.

14. Югай Г.А. Общая теория жизни. М.: 1985. – 256 с.



Дата: 2019-12-22, просмотров: 303.