Тема 4 «Изучение личности в педагогической практике»
Данные, которыми оперирует психология личности(Block, 1993):
- жизненныезаписи (L-данные, от слова «life»). L-данные представляют собой информацию о человеке, которую можно получить из фиксируемых в разных учреждениях и в разных документах записей о различных событиях его жизни. Например, если кто-то интересуется связью между интеллектом и успеваемостью, он может использовать отметки в ведомостях или зачетных книжках. Или, если заинтересоваться связями между личностью и преступностью, можно использовать судебные записи арестов, предъявленных обвинений и приговоров в качестве критериев преступного поведения.
- данные наблюдений (О-данные, от слова «observer»). О-данные представляют собой информацию, получаемую от осведомленных наблюдателей, таких, как родители, друзья или учителя. Подобные данные, как правило, получают в форме оценок личностных свойств. Так, например, друзей можно попросить оценить индивида по таким личностным характеристикам, как дружелюбие, экстраверсия или добросовестность. Интересующие нас данные о личности могут быть собраны с помощью наблюдения за определенным поведением (например, за вербальной агрессией, физической агрессией, подчинением) или с помощью оценок более общих личностных характеристик (например, уверенности в себе, эмоционального благополучия, навыков общения) (Shoda, Mischel & Wright, 1994; Sroufe, Carlson & Shulman, 1993).
- данные тестирования (Т-данные, от слова «test»). Т-данные состоят из информации, полученной с помощью экспериментальных процедур или с помощью стандартизованных тестов. Например, способность терпеливо переносить отсрочку удовлетворения потребностей можно измерить, определив, как долго человек будет трудиться над заданием ради большего вознаграждения, сравнив эту ситуацию с той, где предлагается меньшее вознаграждение, но зато немедленно (Mischel, 1990). Выполнение заданий по стандартизованным тестам, таким, как тесты на интеллект, тоже может служить примером Т-данных.
- данные самоотчетов, или самооценок (S-данные, от слова «self-report»). S-данные содержат информацию, предоставленную испытуемым о самом себе. Обычно такие данные получают в форме ответов на вопросники. В этих случаях человек принимает на себя роль наблюдателя и оценивает самого себя по шкалам (например: «Я добросовестный человек»). Личностные вопросники могут быть посвящены какой-то одной личностной характеристике (например, оптимизму) или могут пытаться охватить всю структуру личности в целом.
Задачи
1. Проведите наблюдение за поведением студента в учебной деятельности
Наблюдение за поведением человека осуществляется в естественных условиях, используя методику полевого наблюдения. Полевое наблюдение проводится в естественных условиях, в непосредственном контакте с испытуемым. Чаще всего полевое наблюдение является включенным: наблюдатель является участником тех же событий, что и наблюдаемый им человек; членом группы, поведение которой он изучает. Выделяют три степени включенности наблюдателя:
1) максимальная – участник;
2) средняя – наблюдатель-участник;
3) минимальная – наблюдатель.
Существуют два варианта включенного наблюдения:
1) открытое – наблюдаемые знают о том, что ведется наблюдение за их поведением;
2) скрытое – наблюдаемые не знают, что их поведение регистрируется.
Преимуществом полевого наблюдения является получение обоснованных и устойчивых данных в привычных жизненных условиях; возможность исследования "закрытых групп" (неформальных объединений, подростковых группировок, экспедиционных групп и т. д.); возможность исследования детей, особенно дошкольного возраста.
Надежность получаемых путем полевого наблюдения результатов достигается:
1) наблюдением одного и того же объекта в самых разнообразных ситуациях;
2) четким разграничением описания событий и их интерпретации;
3) как можно более полным описанием ситуации, в которой, происходило наблюдавшееся поведение;
4) использованием перекрестного наблюдения, т.е. осуществление наблюдения за одним и тем же объектом одновременно разными наблюдателями с последующим сопоставлением полученных данных.
Традиционным способом фиксации данных является дневник наблюдений. Всякое наблюдаемое явление должно быть в нем зафиксировано максимально точно и полно, в том виде, в каком оно существовало в реальной ситуации. Различают три типа записи фактов поведения (М.Я. Басов):
1) фотографическая – факты, воспроизводимые наблюдателем фотографично, без обработки;
2) обобщающе-описательная – суммируются и обобщаются однородные данные в момент наблюдения или после него;
3) истолковательная.
В ситуации скрытого включенного наблюдения открытая регистрация чаще всего невозможна, так как:
¨ наблюдатель может раскрыть себя;
¨ наблюдатель сам является участником событий и занят определенной деятельностью.
Поэтому при проведении данного вида наблюдения записи ведутся чаще всего по памяти. Такие записи рекомендуется производить в той же обстановке, в которой ранее осуществлялось описываемое поведение; ее детали и особенности помогут зафиксировать факты более углубленно и обстоятельно.
Хронометраж – измерение временных параметров деятельности. В данном задании студентам предлагается использовать элементы хронометража с использованием секундомера. Поле наблюдения при хронометрировании распадается на три зоны – наблюдаемое поведение, секундомер, протокол. Перед тем, как применять хронометраж, необходимо определить, что и как будет регистрироваться, определить фиксационные точки. Если наблюдатель будет колебаться, замерять наблюдаемое явление или нет, то показания будут ненадежны. При пользовании секундомером важно уметь быстро считывать его показания. В случае полевого включенного поведения, когда наблюдатель является участником процесса, и фиксируемые части поведения быстро следуют друг за другом, возможно использование такого способа фиксации данных как фиксация "текущего времени". В данном случае не останавливают секундомер, а записывают его текущие показания, а искомый период времени находится по результатам протокола (из последующего замера вычитается предыдущий).
Цель задания: Наблюдение за поведением студента в учебной деятельности. Составить "поведенческий портрет" студента.
Процедура наблюдения:
Поведение человека очень многообразно. Наблюдатель руководствуется лишь общим планом наблюдения, не существует ограничений в выборе единиц наблюдения и языка описания. Однако наблюдение только за поведением человека оказывается недостаточным, описание в таком случае оказывается очень «плоским». Любое действие совершается, как правило, с какой-то целью и для того, чтобы понять это необходимо описание ситуации, в которой совершается действие.
Используя метод полевого включённого наблюдения необходимо составить «поведенческий портрет» взрослого человека с последующей идентификацией (опознанием).
Общий план наблюдения за поведением студента в учебной деятельности
1. Особенности внешнего вида, имеющие значения для характеристики наблюдаемого человека.
2. Мимика. Общее выражение лица, сдержанность, выразительность мимики. В каких ситуациях, во время занятий, мимика бывает особенно оживленной, в каких скованной?
3. Речевое поведение. Молчаливость, разговорчивость, многословие, лаконизм. Характеристика объема словарного запаса и степень правильности использования слов, степень яркости речи, чуткость к языковым особенностям, умение передавать свои мысли и чувства в словесной форме. Интонационное богатство, включение в речь пауз, темп речи.
4. Позиция на занятии: активная, пассивная, избегает участия в обсуждении вопросов, неохотно и плохо выполняет работу, работает с интересом, увлеченно.
5. Поведение по отношению к другим людям – к преподавателю, к однокурсникам. Статус в группе. Способ установления контакта. Характер общения (деловое, личностное, ситуативное; сотрудничество, соперничество), стиль общения (с ориентацией на собеседника, с ориентацией на себя), позиция в общении (активная, пассивная, созерцательная, агрессивная, стремление к превосходству, доминированию). Наличие противоречий в поведении – демонстрация различных, противоположных по смыслу способов поведения в однотипных ситуациях (в каких?).
6. Поведенческие проявления по отношению к самому себе (к своей внешности, недостаткам, преимуществам, возможностям, к своим личным вещам).
7. Поведение в психологически значимых ситуациях (при выполнении задания, в ситуации конфликта).
8. Приведите примеры высказываний, характеризующих кругозор, интересы, жизненный опыт.
9. Поведение в основной деятельности (учеба). Поведение студента на занятии. Если у студента было нерабочее состояние, сколько времени понадобилось для перехода в рабочее состояние?
В процессе наблюдения необходимо обращать внимание на усталость, утомление студента, на концентрацию внимания в учебной деятельности, умение сосредоточиться на мыслительной работе, устойчивость внимания (фиксировать, сколько времени человек внимателен, сколько -отвлекается), какие состояния возникают на занятии (когда и как часто): утомления, неуверенности, раздражительности, сомнения, подавленности, бодрости, активности, боязни, удовлетворенности, какие факторы способствуют появлению этих состояний.
Поведение в напряженные моменты интенсивной умственной работы: контрольная работа, зачет (выдержка, умение владеть собой, не теряться в напряженной обстановке, умение быстро принимать решение).
Работа на лекции
Приходит ли студент на занятие к точно установленному времени? Как слушает лекцию:
1. Ведет сплошную запись лекции. Успевает ли следить за смыслом сказанного в этом случае?
2. Не записывает лекцию, но внимательно слушает.
3. Записывает выводы, определения, понравившиеся мысли лектора.
4. Время от времени слушает и записывает лекцию.
5. Не слушает и не записывает лекцию.
Сохраняет ли на протяжении всей лекции рабочее состояние, умственную активность? Задает ли в конце занятия вопросы?
Работа на практическом занятии
Приходит ли студент подготовленным на практическое занятие? Держится ли уверенно на занятиях? Показывает ли при ответе понимание материала? (Изобретательность, находчивость в решении вопроса, наблюдательность, др.). Не ставят ли вопросы преподавателя его в тупик? Испытывает ли он при этом раздражение? Как быстро переключается в деятельности? Трудно ли переходит на более быстрый темп работы? Сколько времени затрачивает на выполнение заданной работы? Работоспособен ли в течение всего занятия?
Фиксация данных: Сведения заносятся в рабочую тетрадь в виде свободного описания. Используются все основные виды записи: обобщающе-описательная, фотографическая, истолковательная. Обязательно указывается имя наблюдаемого или код человека, его пол, возраст. Страницы, на которые вносятся данные наблюдения, должны иметь широкие поля для примечаний и предварительного анализа записей. Перед каждой записью указывается дата, день недели, время и продолжительность наблюдения; ситуация, в которой проходило наблюдение – учебное занятие и его форма (лекция, практическое занятие, лабораторное занятие), перерыв, кураторский час.
В записях наблюдений должна быть описана ситуация, фиксируются любые изменения, которые произошли в ситуации за период наблюдения. Каждая запись должна содержать «некоторое введение», позволяющее лучше понять то поведение, которое стало предметом ее фиксации. В подобном введении описывается по возможности широко вся обстановка, состояние окружающих, даются обобщенные указания на социальные роли участников.
В примечания заносятся изменения, которые произошли в ситуации за период наблюдения, которые могли повлиять на поведение испытуемого. Также на полях наблюдатель может и должен высказывать свое отношение к описываемым явлениям и свое понимание их смысла. Такие комментарии, догадки, мнения должны вытекать из фактов наблюдения, а не предшествовать им; они должны быть четко отделены от записей данных наблюдения.
Оформление отчета:
1. Введение, где кратко описываются задачи работы.
2. Методика. Краткое описание порядка проведения наблюдения за испытуемым и фиксации данных в дневнике.
3. Результаты, В начале приводится описание поведения студента в учебной деятельности автора отчета, затем описание того же испытуемого, составленное другими наблюдателями.
4. Обсуждение результатов. В процессе обсуждения сравниваются собственные результаты с результатами, полученными другими наблюдателями. Необходимо выявить сходство и различия в записях. Перечисляются типы признаков, использованных в описаниях. Если есть разногласия у наблюдателей, рассмотреть их причины. Обсуждаются особенности методики полевого включенного наблюдения, допущенные ошибки.
5. Анализ собственной деятельности в роли наблюдателя. Какие ошибки были допущены, что и как надо скорректировать?
6. Выводы. Кратко формулируются выводы, полученные при обсуждении результатов, а также ответы на вопросы, сформулированные в качестве задач работы. К отчету обязательно прилагается дневник наблюдений.
Литература:
1. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – СПб.: Свет, 1997.
2. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихол. анализа: Учеб. для вузов по спец. «Психология». – М.: Изд-во МГУ, 1990.
3. Немов Р.С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3-х кн. Кн. 1: Общие основы психологии. – 2-е изд. – М.: Владос, 1998.
4. Ганзен В.А. Системные описания в психологии. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1984. – 175с.
5. Практикум по общей экспериментпльной и прикладной психологии /Под ред. А.А. Крылова, С.А. маничева. – 2-е изд. – СПБ. – ПИТЕР. – 2000. – 557 с.
6. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. – СПБ. – ПИТЕР, 2001. – 554 с.
7. Платонов К.К. Психологический практикум. – М., Просвещеник, 1980
8. Практикум по психологии /Под ред. А.И. Щербакова. – Л.: – изд-во ЛГПИ им.А.И. Герцена, 1997.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 257.