Рабочие содержательные записи по теме
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой


Тема 4 «Изучение личности в педагогической практике»

Данные, которыми оперирует психология личности(Block, 1993):

- жизненныезаписи (L-данные, от слова «life»). L-данные представляют собой информацию о человеке, которую можно получить из фиксируемых в разных учреждениях и в разных документах записей о различных событиях его жизни. Например, если кто-то интересуется связью между интеллектом и успеваемостью, он может использовать отмет­ки в ведомостях или зачетных книжках. Или, если заинтересоваться связями между личностью и преступностью, можно использовать судебные записи арестов, предъявлен­ных обвинений и приговоров в качестве критериев преступного поведения.

- данные наблюдений (О-данные, от слова «observer»). О-данные представляют собой информацию, получаемую от осведомленных наблюдателей, таких, как родители, друзья или учителя. Подобные данные, как правило, получают в форме оценок личностных свойств. Так, например, друзей можно попросить оценить индивида по таким личностным характерис­тикам, как дружелюбие, экстраверсия или добросовестность. Интересующие нас данные о личности могут быть собраны с помощью наблюдения за опреде­ленным поведением (например, за вербальной агрессией, физической агресси­ей, подчинением) или с помощью оценок более общих личностных характери­стик (например, уверенности в себе, эмоционального благополучия, навыков общения) (Shoda, Mischel & Wright, 1994; Sroufe, Carlson & Shulman, 1993).

-  данные тестирования (Т-данные, от слова «test»). Т-данные состоят из информации, полученной с помощью эксперимен­тальных процедур или с помощью стандартизованных тестов. Например, спо­собность терпеливо переносить отсрочку удовлетворения потребностей можно измерить, определив, как долго человек будет трудиться над заданием ради большего вознаграждения, сравнив эту ситуацию с той, где предлагается мень­шее вознаграждение, но зато немедленно (Mischel, 1990). Выполнение заданий по стандартизованным тестам, таким, как тесты на интеллект, тоже может служить примером Т-данных.

- дан­ные самоотчетов, или самооценок (S-данные, от слова «self-report»). S-данные содержат информацию, предоставленную испытуе­мым о самом себе. Обычно такие данные получают в форме ответов на вопрос­ники. В этих случаях человек принимает на себя роль наблюдателя и оценивает самого себя по шкалам (например: «Я добросовестный человек»). Личностные вопросники могут быть посвящены какой-то одной личностной характеристи­ке (например, оптимизму) или могут пытаться охватить всю структуру лично­сти в целом.

 

Задачи

1. Проведите наблюдение за поведением студента в учебной деятельности

Наблюдение за поведением человека осуществляется в естественных условиях, используя методику полевого наблюдения. Полевое наблюдение проводится в естественных условиях, в непосредственном контакте с испы­туемым. Чаще всего полевое наблюдение является включенным: наблюда­тель является участником тех же событий, что и наблюдаемый им человек; членом группы, поведение которой он изучает. Выделяют три степени включенности наблюдателя:

1) максимальная – участник;

2) средняя – наблюдатель-участник;

3) минимальная – наблюдатель.

Существуют два варианта включенного наблюдения:

1) открытое – наблюдаемые знают о том, что ведется наблюдение за их поведением;

2) скрытое – наблюдаемые не знают, что их поведение регистрируется.

Преимуществом полевого наблюдения является получение обосно­ванных и устойчивых данных в привычных жизненных условиях; возмож­ность исследования "закрытых групп" (неформальных объединений, под­ростковых группировок, экспедиционных групп и т. д.); возможность ис­следования детей, особенно дошкольного возраста.

Надежность получаемых путем полевого наблюдения результатов достигается:

1) наблюдением одного и того же объекта в самых разнообразных си­туациях;

2) четким разграничением описания событий и их интерпретации;

3) как можно более полным описанием ситуации, в которой, проис­ходило наблюдавшееся поведение;

4) использованием перекрестного наблюдения, т.е. осуществление наблюдения за одним и тем же объектом одновременно разными наблюдателями с последующим сопоставлением полученных данных.

Традиционным способом фиксации данных является дневник наблю­дений. Всякое наблюдаемое явление должно быть в нем зафиксировано мак­симально точно и полно, в том виде, в каком оно существовало в реальной ситуации. Различают три типа записи фактов поведения (М.Я. Басов):

1) фотографическая – факты, воспроизводимые наблюдателем фото­графично, без обработки;

2) обобщающе-описательная – суммируются и обобщаются однород­ные данные в момент наблюдения или после него;

3) истолковательная.

В ситуации скрытого включенного наблюдения открытая регистра­ция чаще всего невозможна, так как:

¨ наблюдатель может раскрыть себя;

¨ наблюдатель сам является участником событий и занят определен­ной деятельностью.

Поэтому при проведении данного вида наблюдения записи ведутся чаще всего по памяти. Такие записи рекомендуется производить в той же обстановке, в которой ранее осуществлялось описываемое поведение; ее детали и особенности помогут зафиксировать факты более углубленно и обстоятельно.

Хронометраж – измерение временных параметров деятельности. В данном задании студентам предлагается использовать элементы хроно­метража с использованием секундомера. Поле наблюдения при хрономет­рировании распадается на три зоны – наблюдаемое поведение, секундомер, протокол. Перед тем, как применять хронометраж, необходимо определить, что и как будет регистрироваться, определить фиксационные точки. Если наблюдатель будет колебаться, замерять наблюдаемое явление или нет, то показания будут ненадежны. При пользовании секундомером важно уметь быстро считывать его показания. В случае полевого включенного поведе­ния, когда наблюдатель является участником процесса, и фиксируемые час­ти поведения быстро следуют друг за другом, возможно использование та­кого способа фиксации данных как фиксация "текущего времени". В данном случае не останавливают секундомер, а записывают его текущие показания, а искомый период времени находится по результатам протокола (из последующего замера вычитается предыдущий).

Цель задания: Наблюдение за поведением студента в учебной дея­тельности. Составить "поведенческий портрет" студента.

Процедура наблюдения:

Поведение человека очень многообразно. Наблюдатель руководству­ется лишь общим планом наблюдения, не существует ограничений в выбо­ре единиц наблюдения и языка описания. Однако наблюдение только за поведением человека оказывается недостаточным, описание в таком случае оказывается очень «плоским». Любое действие совершается, как правило, с какой-то целью и для того, чтобы понять это необходимо описание ситуа­ции, в которой совершается действие.

Используя метод полевого включённого наблюдения необходимо со­ставить «поведенческий портрет» взрослого человека с последующей иден­тификацией (опознанием).

Общий план наблюдения за поведением студента в учебной деятельности

1. Особенности внешнего вида, имеющие значения для характери­стики наблюдаемого человека.

2. Мимика. Общее выражение лица, сдержанность, выразительность мимики. В каких ситуациях, во время занятий, мимика бывает особенно оживленной, в каких скованной?

3. Речевое поведение. Молчаливость, разговорчивость, многословие, лаконизм. Характеристика объема словарного запаса и степень правильно­сти использования слов, степень яркости речи, чуткость к языковым осо­бенностям, умение передавать свои мысли и чувства в словесной форме. Интонационное богатство, включение в речь пауз, темп речи.

4. Позиция на занятии: активная, пассивная, избегает участия в обсу­ждении вопросов, неохотно и плохо выполняет работу, работает с интере­сом, увлеченно.

5. Поведение по отношению к другим людям – к преподавателю, к однокурсникам. Статус в группе. Способ установления контакта. Характер общения (деловое, личностное, ситуативное; сотрудничество, соперничест­во), стиль общения (с ориентацией на собеседника, с ориентацией на себя), позиция в общении (активная, пассивная, созерцательная, агрессивная, стремление к превосходству, доминированию). Наличие противоречий в поведении – демонстрация различных, противоположных по смыслу спосо­бов поведения в однотипных ситуациях (в каких?).

6. Поведенческие проявления по отношению к самому себе (к своей внешности, недостаткам, преимуществам, возможностям, к своим личным вещам).

7. Поведение в психологически значимых ситуациях (при выполне­нии задания, в ситуации конфликта).

8. Приведите примеры высказываний, характеризующих кругозор, интересы, жизненный опыт.

9. Поведение в основной деятельности (учеба). Поведение студента на занятии. Если у студента было нерабочее состояние, сколько времени понадобилось для перехода в рабочее состояние?

В процессе наблюдения необходимо обращать внимание на уста­лость, утомление студента, на концентрацию внимания в учебной деятель­ности, умение сосредоточиться на мыслительной работе, устойчивость внимания (фиксировать, сколько времени человек внимателен, сколько -отвлекается), какие состояния возникают на занятии (когда и как часто): утомления, неуверенности, раздражительности, сомнения, подавленности, бодрости, активности, боязни, удовлетворенности, какие факторы способ­ствуют появлению этих состояний.

Поведение в напряженные моменты интенсивной умственной рабо­ты: контрольная работа, зачет (выдержка, умение владеть собой, не терять­ся в напряженной обстановке, умение быстро принимать решение).

Работа на лекции

Приходит ли студент на занятие к точно установленному времени? Как слушает лекцию:

1. Ведет сплошную запись лекции. Успевает ли следить за смыслом сказанного в этом случае?

2. Не записывает лекцию, но внимательно слушает.

3. Записывает выводы, определения, понравившиеся мысли лектора.

4. Время от времени слушает и записывает лекцию.

5. Не слушает и не записывает лекцию.

Сохраняет ли на протяжении всей лекции рабочее состояние, умст­венную активность? Задает ли в конце занятия вопросы?

Работа на практическом занятии

Приходит ли студент подготовленным на практическое занятие? Дер­жится ли уверенно на занятиях? Показывает ли при ответе понимание материала? (Изобретательность, находчивость в решении вопроса, наблю­дательность, др.). Не ставят ли вопросы преподавателя его в тупик? Испы­тывает ли он при этом раздражение? Как быстро переключается в деятель­ности? Трудно ли переходит на более быстрый темп работы? Сколько вре­мени затрачивает на выполнение заданной работы? Работоспособен ли в течение всего занятия?

Фиксация данных: Сведения заносятся в рабочую тетрадь в виде свободного описания. Используются все основные виды записи: обобщаю­ще-описательная, фотографическая, истолковательная. Обязательно указывается имя наблюдаемого или код человека, его пол, возраст. Страницы, на которые вносятся данные на­блюдения, должны иметь широкие поля для примечаний и предварительно­го анализа записей. Перед каждой записью указывается дата, день недели, время и продолжительность наблюдения; ситуация, в которой проходило наблюдение – учебное занятие и его форма (лекция, практическое занятие, лабораторное занятие), перерыв, кураторский час.

В записях наблюдений должна быть описана ситуация, фиксируют­ся любые изменения, которые произошли в ситуации за период наблюде­ния. Каждая запись должна содержать «некоторое введение», позволяющее лучше понять то поведение, которое стало предметом ее фиксации. В по­добном введении описывается по возможности широко вся обстановка, со­стояние окружающих, даются обобщенные указания на социальные роли участников.

В примечания заносятся изменения, которые произошли в ситуации за период наблюдения, которые могли повлиять на поведение испытуемого. Также на полях наблюдатель может и должен высказывать свое отношение к описываемым явлениям и свое понимание их смысла. Такие комментарии, догадки, мнения должны вытекать из фактов наблюдения, а не предшество­вать им; они должны быть четко отделены от записей данных наблюдения.

Оформление отчета:

1. Введение, где кратко описываются задачи работы.

2. Методика. Краткое описание порядка проведения наблюдения за испы­туемым и фиксации данных в дневнике.

3. Результаты, В начале приводится описание поведения студента в учеб­ной деятельности автора отчета, затем описание того же испытуемого, составленное другими наблюдателями.

4. Обсуждение результатов. В процессе обсуждения сравниваются собст­венные результаты с результатами, полученными другими наблюдателя­ми. Необходимо выявить сходство и различия в записях. Перечисляются типы признаков, использованных в описаниях. Если есть разногласия у наблюдателей, рассмотреть их причины. Обсуждаются особенности ме­тодики полевого включенного наблюдения, допущенные ошибки.

5. Анализ собственной деятельности в роли наблюдателя. Какие ошибки были допущены, что и как надо скорректировать?

6. Выводы. Кратко формулируются выводы, полученные при обсуждении результатов, а также ответы на вопросы, сформулированные в качестве задач работы. К отчету обязательно прилагается дневник наблюдений.

Литература:

1. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – СПб.: Свет, 1997.

2. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихол. анализа: Учеб. для ву­зов по спец. «Психология». – М.: Изд-во МГУ, 1990.

3. Немов Р.С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3-х кн. Кн. 1: Общие основы психологии. – 2-е изд. – М.: Владос, 1998.

4. Ганзен В.А. Системные описания в психологии. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1984. – 175с.

5. Практикум по общей экспериментпльной и прикладной психологии /Под ред. А.А. Крылова, С.А. маничева. – 2-е изд. – СПБ. – ПИТЕР. – 2000. – 557 с.

6. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. – СПБ. – ПИТЕР, 2001. – 554 с.

7. Платонов К.К. Психологический практикум. – М., Просвещеник, 1980

8. Практикум по психологии /Под ред. А.И. Щербакова. – Л.: – изд-во ЛГПИ им.А.И. Герцена, 1997.



Дата: 2019-12-22, просмотров: 257.