Выкладке товаров в магазинах самообслуживания отводится очень важная роль. Существует целая наука выкладки товаров, расстановки торгового оборудования, направления покупательских потоков и еще много мероприятий «психологического воздействия» на покупателей с целью побуждения его к покупке товара. Эта наука называется менчандайзинг. Да и сама форма продажи товаров методом самообслуживания строится на психологии человека. Не редко придя в такой магазин только за солью, мы выходим с двумя полными сумками продуктов. Для чего же существуют правила выкладки товаров? Казалось бы, вывез в торговый зал, и покупайте на здоровье.
Но цель торгового предприятия предложить товар, продемонстрировать его, убедить купить, и это зависит не только от покупательских свойств товара. Поэтому, как и где расположен товар, имеет огромное значение (таб 1).
таблица 1
Зона покупки |
Зона адаптации |
Зона возвращения |
Магазин условно можно поделить на зоны адаптации, покупки, возвращения. Покупатель, вошедший в магазин, адаптируется к его атмосфере (освещение, звуки, запахи), поэтому в этой зоне целесообразно размещать товар, потребительские характеристики которого хорошо ему знакомы, объективность восприятия которых не требует большой концентрации внимания. Это: соки, минеральные воды, газированные воды, пиво и сухарики.
Зона покупки – покупатель полностью адаптировался к среде, и совершает запланированные покупки. К таким повседневным покупкам можно отнести гастрономические товары – это молоко и молочные продукты, колбасы, пельмени, свежемороженая рыба, растительные масла, бакалейные товары.
В зоне возвращения покупатель решает, на что потратить оставшиеся средства, поэтому хорошо реагирует на раздражители (например, рекламу). Здесь размещены кондитерские товары, плодоовощные и вкусовые товары.
Так же существуют зоны, где покупатели наиболее или наименее активны (таб 2).
таблица 2
Холодная зона 10 % | Холодная зона 10 % | |
Горячая зона 100 % | ||
Теплая зона 40 % | Теплая зона 30 % |
«Горячая зона» – это угол, наиболее посещаемый покупателями, а «холодная зона» - наименее. Поэтому наша задача сделать из холодной зоны, горячую. Например, гастрономические товары находятся в холодной зоне, но все равно будут найдены покупателями, так как являются товарами повседневного спроса. А дорогие вина и коньяки помещены в горячую зону, так как это покупки не на каждый день, но своей стоимостью, они могут существенно повлиять на товарооборот. Сюда же относится консервация, товары предкассовой зоны (жевательная резинка, различные конфетки), которые дают прибыль за счет своего продаваемого количества.
По тем же законам менчандайзинга покупается лучше товар, расположенный на уровне глаз и груди покупателя. Хуже на верхних и нижних полках.
При выкладке товаров необходимо соблюдать товарное соседство. Нельзя выкладывать в одном холодильнике, и даже рядом стоящих холодильниках соленую селедку и масло коровье. А на пример, сухарики или рыба вяленая рядом с пивом будут продаваться лучше, так как являются сопутствующим товаром.
Необходимо помнить об умеренной полноте выкладки и удобствах отбора товара покупателем. Грандиозность и художественный замысел выкладки, несомненно, привлекут внимание покупателей, но взять товар оттуда он не решится, из боязни разрушить эту конструкцию.
Правильность выкладки влияет на сохранность товара. Невозможно наложить, например, зефир высотой в метр, и при этом сохранить его качество.
Я предлагаю вертикальную выкладку чаев. По отношению к покупательскому потоку, чай расположен от более дешевого к более дорогому, от наименьшей фасовки к большей. Стоящий перед стеллажом покупатель зрением охватывает вертикальный сегмент товаров, поэтому и целесообразнее вертикальная выкладка. В этом сегменте собраны чаи примерно одного качества, или одного производителя, примерно одинаковой цены. Такая выкладка позволяет облегчить покупателю выбор чая, так как он знает, где ему искать и с чем сравнить.
Оснащение предприятий торговли компьютерами позволяет экономить много времени на изготовлении ценников. Товароведу необходимо идентифицировать товар, выделить его, выбрать размер и форму ценника, и дать команду на печать. На ценнике отображено: наименование торговой организации, номер торгового подразделения, наименование товара, производитель, цена за штуку или за килограмм, число, когда был напечатан ценник, подпись товароведа.
Не смотря, что сделать ценник очень просто, ценники – это болезнь супермаркетов. Из-за обилия и разнообразия товаров ценники часто стоят друг на друге, покупателю трудно выбрать правильную информацию. Иногда нужный ценник отсутствует совсем, по причинам нехватки торгового персонала или его неквалифицированности. Необходимо работать в этом направлении. Все в магазине должно быть устроено так, чтобы каждый покупатель нашел свой товар, а товар – покупателя.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 271.