Выше нами рассматривались особенности рассмотрения и разрешения различных категорий жалоб по делам, возникающих из административно-правовых отношений.
В настоящей главе мы рассмотрим особенности вынесения и исполнения решений суда по данным категориям жалоб на действия (бездействие) органов административного правоприменения.
Отметим, что особенности вынесения и исполнения решений суда по делам, возникающим из административно-правовых отношений, вытекают из специфики рассмотрения различных категорий дел, возбуждаемых по жалобам граждан, иных физических лиц и реже общественных объединений на действия (бездействие) различных органов административного правоприменения. Так, решение суда по жалобам на действия избирательных комиссий должно быть мотивированным. В соответствии со ст. 343 ГПК решение суда по данной категории жалоб вступает в законную силу немедленно после его провозглашения и обжалованию или опротестованию в кассационном порядке не подлежит. После вынесения решения суд немедленно направляет копию этого решения соответствующей избирательной комиссии, о чем сообщает заявителю, а также в государственный орган, юридическому лицу или гражданину, по заявлению которого возбуждено дело. Решение суда по жалобам на отказ органов, регистрирующих акты гражданского состояния, внести исправления или изменения в записи актов гражданского состояния также должно быть мотивировано.
В решении суда, которым удовлетворена жалоба на отказ в исправлении или изменении записи акта гражданского состояния, указывается, в какую запись (каким органом, регистрирующим акты гражданского состояния, и в отношении каких лиц составлена, ее номер и дата) и какие конкретно изменения или исправления необходимо внести.
Решение суда, которым установлена неправильность записи в книге регистрации актов гражданского состояния, служит основанием для исправления такой записи органами, регистрирующими акты гражданского состояния (ст. 350 ГПК).
После разбирательства дела по жалобам на нотариальные действия или на отказ в их совершении суд выносит мотивированное решение, которым может признать:
· действия, совершенные нотариусом или должностным лицом, совершающим нотариальные действия, правильными и отклонить жалобу;
· жалобу обоснованной и обязать нотариуса или другое должностное лицо, совершающее нотариальное действие, выполнить определенные действия;
· жалобу обоснованной и обязать нотариуса или другое должностное лицо, совершающее нотариальное действие, внести исправления в совершенное нотариальное действие (устранить допущенные при совершении нотариального действия нарушения);
· жалобу обоснованной и отменить совершенное нотариальное действие (ст. 352 ГПК).
Особенности вынесения и исполнения жалоб на действия (бездействие) государственных органов и иных юридических лиц, а также организаций, не являющихся юридическими лицами, и должностных лиц, ущемляющих права граждан, а в случаях, предусмотренных актами законодательства, — и права юридических лиц, заключаются в том, что суд, признав обжалуемые действия (бездействие) неправомерными, ущемляющими права гражданина, выносит решение об обоснованности жалобы и обязанности устранить допущенное нарушение.
Суд, установив, что обжалуемые действия были совершены в соответствии с законом, в пределах полномочий государственного органа, юридического лица, организации либо должностного лица, органа военного управления, выносит решение об отказе в удовлетворении жалобы.
Решение суда по жалобе для устранения допущенных нарушений направляется руководителю государственного органа, юридического лица, организации, должностному лицу либо в орган военного управления, действия которых были обжалованы, либо в вышестоящий в порядке подчиненности государственный орган, юридическому лицу, в организацию, должностному лицу или в орган военного управления в течение трех дней со дня вступления решения в законную силу.
Об исполнении решения суда по жалобе должно быть сообщено суду и заявителю не позднее чем в месячный срок со дня получения решения суда (ст. 357 ГПК).
Что касается особенностей вынесения и исполнения решения суда по жалобам на решения Апелляционного совета при патентном органе, необходимо сказать, что по результатам рассмотрения жалобы на решения Апелляционного совета при патентном органе суд выносит решение, которое обжалованию в кассационном порядке не подлежит.
Таким образом, как видим особенности вынесения и исполнения решений суда по делам, возникающим из административно-правовых отношений, вытекают из специфики рассмотрения различных категорий дел, возбуждаемых по жалобам граждан, иных физических лиц и реже общественных объединений на действия (бездействие) различных органов административного правоприменения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В представленной работе нами были рассмотрены следующие вопросы:
1. определено понятие и особенности производства дел, возникающих из административно-правовых отношений;
2. рассмотрен вопрос о подведомственности дел, возникающих из административно-правовых отношений;
3. отражены основания возбуждения производства по делам, возникающим из административно-правовых отношений;
4. рассмотрены особенности производства некоторых категорий дел, возникающих из административно-правовых отношений;
5. определены права и обязанности юридически заинтересованных в исходе дела лиц по делам, возникающим из административно-правовых отношений;
6. проанализированы особенности вынесения и исполнения решений по делам, возникающим из административно-правовых отношений.
Изучив производство по делам, возникающим из административно-правовых отношений, как один из институтов гражданского процесса можно выделить следующее:
1. производство по делам, возникающим из административно правовых отношений — самостоятельный вид гражданского судопроизводства, в котором рассматривается спор, возникающий в сфере административного управления, и осуществляется контроль над законностью и обоснованностью действий (бездействия) государственных органов, организаций и должностных лиц, затрагивающие права и законные интереса граждан;
2. стороны в производстве по делам, возникающим из административно-правовых отношений, именуются заявитель, т.е. лицо, возбудившее судебный процесс против административного органа или должностного лица, и соответствующий государственный орган;
3. основанием возбуждения производства по делам, возникающим из административно-правовых отношений, является жалоба или протест прокурора;
4. общие правила судебной подведомственности закреплены в ч. 3 ст. 37 и ст. 335 ГПК в виде открытого перечня дел, возбуждаемых по жалобам граждан, иных физических лиц и реже общественных объединений на действия (бездействие) различных органов административного правоприменения;
5. ГПК закрепляет специальный круг юридически заинтересованных лиц, имеющих непосредственный интерес в исходе дела. Это заявители, государственные органы, юридические лица и иные организации, должностные лица, действия (бездействие) которых обжалуются, а также заинтересованные граждане и юридические лица;
6. особенности рассмотрения, разрешения по жалобам дел, возникающих из административно-правовых отношений, вынесения и исполнения решений суда по таким делам вытекают из специфики рассмотрения различных категорий дел, возбуждаемых по жалобам граждан, иных физических лиц и реже общественных объединений на действия (бездействие) различных органов административного правоприменения.
В заключение отметим, что по мнению автора, на основании примера ряда европейских стран (Германии, Чехии, Польши и др.), а также в связи с большим количеством жалоб граждан, общественных объединений и субъектов хозяйствования на акты и действия (бездействие) органов государственного управления и должностных лиц для рассмотрения такого рода дел необходимо учредить административную юстицию, т.е. судебный порядок рассмотрения и разрешения дел, связанных с защитой прав граждан, иных лиц в связи с действиями (бездействием) органов государства по правоприменению в административных судах.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 245.