Понятие производства по делам, возникающим из административно-правовых отношений
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В государстве, основанном на принципе разделения властей, обращение в суд служит эффективной формой контроля за действиями органов власти и управления. Именно поэтому закон закрепляет право на судебное обжалование в установленных случаях действий административных органов и должностных лиц.

Расширение судебного контроля за исполнительной властью — одна из насущных предпосылок построения демократического общества и правового государства [9, с. 308].

Универсальный характер гражданского судопроизводства, обеспечивающий судебную защиту разнородных прав граждан, вызвал его деление на виды судопроизводства:

1. исковое производство;

2. производство по делам, возникающим из административно-правовых отношений;

3. особое производство;

4. приказное.

Производство по делам, возникающим из административно-правовых отношений, в гражданском процессе занимает особое место в силу специфики охватываемых дел и процессуальных особенностей осуществления по ним правосудия.

О сущности и особенностях производства по делам, возникающим из административно-правовых отношений, мы и поведем в дальнейшем речь.

Отметим, что ГПК 1964 года предусматривал лишь первые два вида гражданского судопроизводства указанные выше. Необходимо также обратить внимание, что в отличие от ГПК 1964 года, Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь от 11 января 1999 г. № 238-З (со всеми изменениями и дополнениями) (Далее — ГПК) в условиях отсутствия административных судов не только сохранил производство по делам, возникающим из административно-правовых отношений, как вид судопроизводства, но и существенно расширил его пределы, а также модернизировал правовой механизм обеспечения конституционного права граждан на судебную защиту в сфере административного правоприменения.

Производство по делам, возникающим из административно-правовых отношений — самостоятельный вид гражданского судопроизводства, в котором судом рассматривается спор, возникший в сфере административного управления, и осуществляется контроль за законностью и обоснованностью действий (бездействия) государственных органов, организаций и должностных лиц, затрагивающих права и охраняемые законом интересы граждан [16, с. 224].

В настоящее время производство по делам, возникающим из административно-правовых отношений, отражает порядок реализации права судебной жалобы граждан и общественных объединений граждан в общие суды для осуществления судебного контроля за правоприменительной деятельностью в административном порядке исполнительных и распорядительных государственных органов, юридических лиц, иных организаций, а также должностных лиц и особенности рассмотрения и разрешения таких жалоб в гражданском судопроизводстве.

Предметом судебной деятельности в производстве по делам, возникающим из административно-правовых отношений, является проверка законности и обоснованности актов административного правоприменения, затрагивающих субъективные права и интересы граждан, а в предусмотренных законом случаях и юридических лиц — общественных объединений граждан. Эта проверка, исходя из общих правил гражданского процесса, происходит с участием непосредственно заинтересованных в исходе дела лиц: органа (должностного лица), вынесшего акт правоприменения, и лиц, в отношении которых вынесен акт правоприменения и (или) на которых распространяется его юридическое действие [2, с. 126].

Стороны в производстве по делам, возникающим из административно-правовых отношений, именуются заявитель, т.е. лицо, возбудившее судебный процесс против административного органа или должностного лица, и соответствующий государственный орган.

Правовая природа производства по делам, возникающим из административно-правовых отношений, заключается в том, что при их рассмотрении суд разрешает не спор о праве гражданском, а административно-правовой спор, что связано, с одной стороны, с участием в нем государственных органов, организаций и должностных лиц, действия которых обжалуются, с другой, — с тем, что правоотношения эти носят властный характер, характер подчинения одной стороны другой стороне, а также, что административные действия влекут еще и гражданско-правовые последствия, вытекающие из ст. 7 Гражданского кодекса Республики Беларусь (Далее — ГК) [12, с. 138-139].

В производстве по делам, возникающим из административно-правовых отношений, судебной защите подлежат как права и интересы из публично-правовых отраслей (государственного, административного, финансового и т.д.), так и из частноправовых (гражданских, семейных, трудовых и т.д.) отраслей, что позволяет судить о некоторой условности понятия «производство по делам, возникающим из административно-правовых отношений». Более того, некоторые авторы придерживаются точки зрения, что название данного вида судопроизводства необходимо заменить на производство по делам, вытекающим из публично-правовых отношений.

Судебный порядок рассмотрения и разрешения дел, связанных с защитой прав граждан, иных лиц в связи с действиями (бездействием) органов государства по правоприменению (административной юрисдикцией) именуют также в научной и учебной литературе «административной юстицией». В месте с тем законодатель не употребляет такую терминологию. И это очевидно, поскольку у нас отсутствует система административных судов [2, с. 121].

Дела, возникающие из административно правовых отношений, рассматриваются по общим правилам гражданского судопроизводства, но с некоторыми особенностями и дополнениями, предусмотренными процессуальным законодательством. В основе данной категории дел лежит не спор о праве гражданском, а административно-правовой спор, что связано, с одной стороны, с участием в нем государственных органов, организаций и должностных лиц, действия которых обжалуются, с другой, — с тем, что правоотношения эти носят властный характер, характер подчинения одной стороны другой стороне, а также, что административные действия влекут еще и гражданско-правовые последствия.

Рассмотрение дел, возникающих из административно-правовых отношений, по общим правилам рассмотрения гражданских дел предопределяет гражданскую процессуальную природу этого производства.

Отличие производства по делам, возникающим из административно-правовых отношений, от искового производства связано со спецификой (иным характером) предмета судебной деятельности, опосредующего иное содержание целого ряда гражданских процессуальных институтов и норм (о средствах судебной защиты; о мерах по их обеспечению, о правилах судебной подведомственности; о составе лиц, имеющих материально-правовой интерес в исходе дела; о совокупности их прав по распоряжению предметом спора; о структуре и правилах определения предмета доказывания; о распределении обязанностей по доказыванию; о способах защиты)[2, с. 125]. Вместе с тем, некоторые дела, возникающие из административно-правовых отношений, рассматриваются по правилам искового производства.

Из всего сказанного выше, определим процессуальные особенности производства по делам, возникающим из административно-правовых отношений:

1. дела, возникающие из административно-правовых отношений, возбуждаются не путем предъявления иска, а посредством подачи жалобы или заявления в суд;

2. по делам данного вида судопроизводства суд разрешает спор не о праве гражданском, а об административном праве (в широком смысле слова);

3. в силу специфики административно-правовых отношений здесь не используются такие процессуальные действия, как встречный иск, заключение мирового соглашения. Кроме того, административные дела не могут быть переданы на разрешение третейского суда, по ним не применяются правила договорной подсудности;

4. по административным делам в гражданском процессе, с одной стороны, выступает гражданин (заявитель), а с другой — государственный орган, организация, должностное лицо, чьи действия (бездействие) являются предметом судебного рассмотрения;

5. материально-правовые отношения между сторонами, участвующими в административных делах, строятся по принципу власти и подчинения;

6. по административным делам суд проверяет законность и обоснованность действий (бездействия) государственных органов, организаций и должностных лиц, а в случаях, предусмотренных законом, — лишь их законность [15, с. 62].

Таким образом, производство по делам, возникающим из административно-правовых отношений — самостоятельный вид гражданского судопроизводства, подчиняющийся общим правилам рассмотрения гражданских дел, в котором по жалобам заявителей судом разрешается спор о правомерности административного правоприменения посредством проверки законности и обоснованности действий (бездействия) государственных органов, организаций и должностных лиц, затрагивающих права и охраняемые законом интересы граждан и общественных объединений граждан.

Подчеркнем, что правильное и своевременное разрешение жалоб и заявлений является важнейшим условием, обеспечивающим восстановление нарушенных прав и законных интересов граждан, укрепление законности и улучшение деятельности судов.

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 278.