Основания возбуждения дел, возникающих из административно-правовых отношений
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Основанием возбуждения производства по делам, возникающим из административно-правовых отношений, является жалоба или протест прокурора.

Так, в соответствии со ст. 340 ГПК дела, возникающие из административно-правовых отношений, возбуждаются в суде по жалобе [4].

По общему правилу дела, возникающие из административно-правовых отношений, рассматриваются судом не позднее месячного срока со дня поступления заявления в суд, если иное не установлено ГПК и другими актами законодательства.

Отметим, что на рубеже XIX и XX вв. некоторые ученые средства защиты публично-правовых интересов называли не жалобой, а экстраординарным или административным иском.

Жалоба — обращение в суд с просьбой о защите нарушенных актом административного правоприменения, вынесенного в отношении заявителя, его субъективных прав или интересов одним из способов, предусмотренных законом [2, с. 130].

Правовой основой использования для судебной защиты не только иска, но и жалобы является ч. 3 ст. 122 Конституции Республики Беларусь, которая гласит: «Решение местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов, ограничивающие или нарушающие права, свободы и законные интересы граждан, а также в иных предусмотренных законодательством случаях могут быть обжалованы в судебном порядке» [7].

Гражданский кодекс также предоставляет заинтересованным лицам право жалобы в суд. Так, в соответствии с п. 3 ст. 10 ГК защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законодательством. Решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд [3].

Жалоба, являясь, как и иск, волеизъявлением имеет иное наполнение трех своих элементов — предмета, основания (мотивов) и содержания.

Предметом жалобы являются несогласие заявителя или прокурора с действиями (бездействием) государственного органа, организации или должностного лица (ст. 340 ГПК).

Другими словами, предметом жалобы выступает возражение (несогласие) заявителя против действий (бездействия) государственного органа, организации или должностного лица, принятых в административном порядке, их оспаривание.

Основаниями (мотивами) жалобы являются юридические факты и иные обстоятельства, свидетельствующие о незаконности или необоснованности действий (бездействия) государственных органов, организаций или должностных лиц. Юридические факты основания жалобы неоднородны. Среди них имеются как факты материально-правового характера, которые должен был учесть орган административного правоприменения, так и факты административно-процессуального характера, так как орган административного правоприменения свою функцию должен осуществлять в пределах закрепленной за ним компетенции и с соблюдением определенной законодательством процедуры.

Содержание жалобы составляют истребуемые заявителем у суда способы защиты. Оно состоит в просьбе к суду о признании действия (бездействия) неправомерным полностью или частично и в связи с этим о его отмене, изменении либо об установлении обязанности органа административного правоприменения его совершить. В содержание жалобы также входят иные предусмотренные законом способы защиты права — просьба к суду о признании наличия или отсутствия материально-правового субъективного права, обязанности или охраняемого интереса, служащих по законодательству основанием для вынесения определенного административно-правового акта. Вместе с тем, этот способ судебной защиты не основной. Полная защита интересов заявителя возможна лишь посредством определения судом того, того, какой административно-правовой акт должен быть принят в силу законодательства [2, с. 131-132].

Средствами обеспечения жалоб в соответствии с ч. 2 ст. 340 ГПК являются:

· запрет исполнения действий государственного органа, организации или должностного лица до истечения срока на судебное обжалование (опротестование) в случаях, предусмотренных законом;

· обязательное приостановление исполнения обжалованного действия в случаях, предусмотренных законом [4].

Структура предмета доказывания и специальные правила распределения обязанности доказывания по жалобам в производстве по делам, возникающим из административно-правовых отношений, вытекают из специально закрепленных в ст. 339 ГПК норм.

Так, в соответствии со ст. 339 ГПК суд проверяет законность и обоснованность действий государственных органов, организаций и должностных лиц, действия (бездействие) которых обжалуются, а в случаях, предусмотренных законом, — лишь их законность.

Государственные органы, организации и должностные лица обязаны представить суду материалы, послужившие основанием для соответствующих действий (бездействия).

Заявители, государственные органы, организации и должностные лица, а также иные заинтересованные в исходе дела лица вправе представлять суду доказательства и иные материалы [4].

Как видим, суд в полном объеме проверяет правомерность обжалованного действия, т.е. его законность и обоснованность.

К обстоятельствам, свидетельствующим о незаконности действий (бездействия) органов административного правоприменения, относится неправильное применение норм материального права или порядка (процедуры) административного правоприменения. К обстоятельствам, свидетельствующим о необоснованности действий (бездействия) органов административного правоприменения, относятся все разновидности недостатков правоприменения с фактической стороны — неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для административного правоприменения; недоказанность этих обстоятельств; несоответствие выводов органа административного правоприменения обстоятельствам (фактам) материально-правового характера, имеющим значение для административного правоприменения.

Суд при оценке законности и обоснованности обжалованных действий учитывает, что для каждого вида административного правоприменения установлены правила об обязанности либо заявителей (например, при обращении к нотариусу, в ЗАГС) либо органа правоприменения (например, при привлечении к административной ответственности, начислении налогов) подтвердить доказательствами основания правоприменения. Выполнение этой обязанности в ходе судебного разбирательства влияет на выводы суда о правомерности жалобы и соответственно о правомерности обжалованного действия [2, с. 136].

Производство по делам, возникающим из административно-правовых отношений, характеризуется также специфическими способами защиты прав лиц, непосредственно заинтересованных в исходе дела, применяемыми судом. Они закреплены в ГПК в нормах о полномочиях суда при вынесении решения по отдельным категориям жалоб. В целом способы защиты — это признание обжалованного действия (бездействия) государственных органов, организаций правомерным либо неправомерным полностью или частично, а также отмена или изменение неправомерного действия полностью или частично, установление обязанности внести изменения в совершенное действие либо совершить его для реализации прав или охраняемых законных интересов заявителя.

Отметим, что заявитель вправе отказаться от жалобы, изменить мотивы жалобы в пределах обжалуемого действия. Государственные органы, организации и должностные лица, действия (бездействие) которых обжалуются, вправе признать жалобу в случаях, когда они в пределах своей компетенции могут вносить изменения в обжалуемое действие.

На заявителе так же, как на истце, лежит обязанность подтвердить факты легитимации: активной (то, что в отношении заявителя совершено и на его права распространяется действие (бездействие)) и пассивной (совершение действия лицом, указанным в жалобе) [2, с. 135].

Бремя доказывания законности и обоснованности совершенного действия закон возлагает на соответствующие государственные органы, организации и должностных лиц, которые обязаны представить суду материалы, послужившие основанием для соответствующих действий (бездействия).

Таким образом, в Главе 1 «Правила подведомственности и основания возбуждения гражданских дел, возникающих из административно-правовых отношений» мы выяснили, что производство по делам, возникающим из административно правовых отношений — самостоятельный вид гражданского судопроизводства, в котором рассматривается спор, возникающий в сфере административного управления, и осуществляется контроль над законностью и обоснованностью действий (бездействия) государственных органов, организаций и должностных лиц, затрагивающие права и законные интереса граждан.

Основанием возбуждения производства по делам, возникающим из административно-правовых отношений, является жалоба или протест прокурора.

Общие правила судебной подведомственности закреплены в ч. 3 ст. 37 и ст. 335 ГПК в виде открытого перечня дел, возбуждаемых по жалобам граждан, иных физических лиц и реже общественных объединений на действия (бездействие) различных органов административного правоприменения.



Дата: 2019-12-22, просмотров: 242.