Правила подведомственности дел, возникающих из административно-правовых отношений
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В науке гражданского процессуального права подведомственность определяется как относимость нуждающихся в государственно-властном разрешении споров о праве и иных дел к ведению различных государственных, общественных, смешанных (государственно-общественных) органов и третейских судов, как свойство юридических дел, в силу которого они подлежат разрешению определенными юрисдикционными органами [1, с. 159].

Другими словами, подведомственность — разграничение компетенции между различными органами.

В соответствии со ст. 37 ГПК, закрепляющей общие правила подведомственности, судам подведомственны дела:

В соответствии с п. 2 Постановления Пленума Верховного суда Республики Беларусь и Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Беларусь от 22 июня 2000 г. № 4 «О разграничении подведомственности между общими и хозяйственными судами» и с правилами подведомственности, установленными процессуальным законом (статья 37 ГПК), общим судам подведомственны дела:

· по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных отношений, отношений по использованию природных ресурсов, а также окружающей среды, если хотя бы одной из сторон в споре выступает гражданин, за исключением случаев, когда актами законодательства разрешение таких споров отнесено к компетенции других судов или к ведению иных государственных органов, а также иных организаций;

· по спорам юридических лиц в случаях, установленных ГПК и иными законодательными актами;

· возникающие из административно-правовых отношений (статья 335 ГПК);

· особого производства (статья 361 ГПК);

· приказного производства (статья 394 ГПК) [11].

Судам подведомственны и другие дела, отнесенные законодательными актами к их компетенции (ст. 37 ГПК).

Особенности предмета судебной деятельности по делам, возникающим из административно-правовых отношений, предопределяют характер и критерии общих правил судебной подведомственности жалоб в производстве по делам, возникающим из административно-правовых отношений.

В соответствии со ст. 335 ГПК по делам, возникающим из административно-правовых отношений, суды рассматривают дела:

1) по жалобам на действия избирательных комиссий в случаях, предусмотренных законом;

2) исключен;

3) по жалобам на отказ органов, регистрирующих акты гражданского состояния, внести исправления или изменения в записи актов гражданского состояния;

4) по жалобам на нотариальные действия или на отказ в их совершении;

5) по жалобам на действия (бездействие) государственных органов и иных юридических лиц, а также организаций, не являющихся юридическими лицами, и должностных лиц, ущемляющих права граждан, а в случаях, предусмотренных актами законодательства, — и права юридических лиц;

6) по жалобам на решения Апелляционного совета при патентном органе;

7) иные дела, возникающие из административно-правовых отношений, в случаях, предусмотренных законом [4].

Как видим, ст. 335 ГПК содержит открытый перечень дел, возбуждаемых по жалобам граждан, иных физических лиц и реже общественных объединений на действия (бездействие) различных органов административного правоприменения.

Применительно к этим категориям жалоб устанавливаются также специальные условия подведомственности (досудебный порядок, уточняется круг лиц, имеющих право обжалования и т.д.), а также иные специальные правила их рассмотрения и разрешения судом. В частности, ч. 1 ст. 337 ГПК устанавливает в качестве общего правила месячный срок со дня поступления в суд для рассмотрения жалоб. Он применяется, если иное не установлено ГПК и другими актами законодательства (например, по жалобам на действия избирательных комиссий).

К иным делам, возникающим из административно-правовых отношений, которые согласно п. 7 ст. 335 ГПК должны быть предусмотрены законом, следует отнести жалобы взыскателя и должника (протесты прокурора) на действия судебного исполнителя.

Однако особенности их рассмотрения и разрешения урегулированы в исполнительном производстве (ст. 479 ГПК).

Таким образом, предметным критерием общих правил подведомственности суду жалоб является вид действий по административному правоприменению, а не отраслевой признак подлежащего защите права. Субъектный критерий предполагает, что лицом, имеющим право жалобы в общие суды, являются граждане, иные физические лица, а также общественные объединения граждан, в отношении которых выносился акт (действие). Органом правоприменения являются любые органы, организации и должностные лица, названные в п. 1-6 ст. 335 ГПК, если их действия не направлены на реализацию права на хозяйственную деятельность, а применительно к п. 7 ст. 335 ГПК независимо от этого.

Вместе с тем ряд действий государственных органов и должностных лиц имеет гражданско-правовые последствия и может вызвать возникновение споров о праве, подведомственных суду в исковом производстве. Так, согласно пп. 2 п. 2 ст. 7 ГК гражданские права и обязанности возникают из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законодательством в качестве основания их возникновения. Защита прав, нарушенных такими актами, возможна исками о признании недействительными актов государственных органов и органов местного самоуправления, например о предоставлении помещений, об оспаривании отцовства, а также исками об освобождении имущества от ареста (исключении из описи), о признании недействительной исполнительной надписи нотариального органа и некоторыми другими. При рассмотрении таких исков суд осуществляет непосредственную защиту нарушенного субъективного права, а также судебный контроль за правомерностью соответствующих актов, который именуют косвенным, так как он осуществляется в связи с защитой нарушенного права лица, в отношении которого не выносился акт [2, с. 129].

Споры о праве, подведомственные суду в исковом производстве, могут возникать между заинтересованными лицами, но без участия органов правоприменения и по поводу прав и охраняемых законом интересов частноправового характера, реализованных или подлежащих реализации в административном порядке. Их возникновение является, как правило, препятствием к вынесению акта административного правоприменения, а при обжаловании в суд действий (бездействия) по административному правоприменению спор о праве всегда является препятствием для рассмотрения жалобы по существу и согласно п. 10 ч. 1 ст. 165 ГПК влечет ее оставление судом без рассмотрения.

Споры о праве могут возникать и вследствие признания неправомерными по судебным жалобам граждан действий (бездействия), если они к тому же вызвали имущественный или моральный вред.

Характером предмета судебной деятельности в производстве по делам, возникающим из административно-правовых отношений, определяется и характер средств судебной защиты интересов граждан, общественных объединений граждан, о которых мы будем говорить ниже.

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 206.