Производство по отдельным категориям дел, возникающих из административно-правовых отношений
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Как уже говорилось выше, по делам, возникающим из административно-правовых отношений, суды рассматривают дела:

1) по жалобам на действия избирательных комиссий в случаях, предусмотренных законом;

2) исключен;

3) по жалобам на отказ органов, регистрирующих акты гражданского состояния, внести исправления или изменения в записи актов гражданского состояния;

4) по жалобам на нотариальные действия или на отказ в их совершении;

5) по жалобам на действия (бездействие) государственных органов и иных юридических лиц, а также организаций, не являющихся юридическими лицами, и должностных лиц, ущемляющих права граждан, а в случаях, предусмотренных актами законодательства, — и права юридических лиц;

6) по жалобам на решения Апелляционного совета при патентном органе;

7) иные дела, возникающие из административно-правовых отношений, в случаях, предусмотренных законом.

Рассмотрим особенности содержания и рассмотрения вышеуказанных категорий жалоб более подробно.

Особенности рассмотрения жалоб на действия избирательных комиссий. ГПК в п. 1 ст. 335 отнес к компетенции общих судов в производстве по делам, возникающим из административно-правовых отношений, рассмотрение дел по жалобам на действия избирательных комиссий в случаях, предусмотренных законом. Круг действий избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов Президента Республики Беларусь, выборов и отзыва депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, а также при подготовке и проведении референдума (народного голосования) в настоящее время регулируется Избирательным кодексом Республики Беларусь (Далее — ИК).

Каждый гражданин Республики Беларусь, достигший 18-летнего возраста, должен быть включен в списки избирателей.

Закон предоставляет каждому гражданину право обжаловать неправильности в списках избирателей (невключение, неправильное включение в список или исключение из него избирателей, а также допущенные в списке неточности в указании Ф.И.О. избирателя) [13, с. 112].

Так, в соответствии со ст. 21 ИК каждому гражданину предоставляется право обжаловать невключение, неправильное включение в список или исключение из списка, а также допущенные в списке неточности в указании данных о гражданине. Заявление о неправильностях в списке рассматривается участковой комиссией, которая обязана не позднее чем в двухдневный срок, а накануне и в день выборов, референдума, голосования об отзыве депутата немедленно рассмотреть заявление, внести необходимые исправления в список либо выдать заявителю копию мотивированного решения об отклонении его заявления. Это решение может быть обжаловано в вышестоящую комиссию, которая обязана рассмотреть жалобу не позднее чем в трехдневный срок, а в день голосования — немедленно. Решение участковой комиссии может быть также обжаловано не позднее чем за пять дней до выборов, референдума, голосования об отзыве депутата в районный, городской суд, который обязан рассмотреть жалобу в трехдневный срок [5]. 

В силу ст. 341 ГПК лицо, не согласное с решением избирательной комиссии по вопросу о неправильностях в списке избирателей и в других случаях, предусмотренных законом, может не позже чем за семь дней до выборов (референдума) подать жалобу в суд по месту нахождения соответствующей избирательной комиссии.

В случае, если законом установлено предварительное обращение с заявлением в избирательную комиссию и этот порядок заявителем не соблюден, судья направляет жалобу в соответствующую избирательную комиссию известив об этом заявителя..

Дела данной категории рассматриваются судом с обязательным участием прокурора.

Жалоба должна быть рассмотрена судьей не позднее чем в пятидневный срок с момента ее подачи, если иное не предусмотрено законом.

Жалоба рассматривается судом с вызовом заявителя, государственного органа, юридического лица или гражданина, возбудивших дело в интересах заявителя, а также представителя соответствующей избирательной комиссии. Неявка указанных лиц не является препятствием для разрешения дела. Дело по жалобе на неправильности в списке избирателей и на другие действия избирательных комиссий суд рассматривает с участием прокурора.

Особенности рассмотрения жалоб на отказ органов, регистрирующих акты гражданского состояния, внести исправления или изменения в записи актов гражданского состояния. В соответствии п. 1 ст. 43 ГК государственной регистрации подлежат следующие акты гражданского состояния:

1. рождение

2. заключение брака

3. расторжение брака

4. усыновление (удочерение)

5. установление материнства и (или) отцовства

6. перемена имени

7. смерть гражданина [3].

На территории Республики Беларусь регистрация актов гражданского состояния в городах и районных центрах производится отделами ЗАГС местных исполнительных и распорядительных органов, а в поселках и сельских населенных пунктах — соответствующими исполнительными и распорядительными органами.

В соответствии со ст. 226 Кодекса о браке и семье Республики Беларусь (Далее — КоБС) заявление о внесении изменений, дополнений, исправлений в записи актов гражданского состояния подается в орган, регистрирующий акты гражданского состояния, по месту жительства заявителя и должно быть рассмотрено в срок, не превышающий десяти дней со дня подачи заявления, а при необходимости проведения дополнительной проверки, запроса сведений и (или) документов от других государственных органов, иных организаций Республики Беларусь — в срок до трех месяцев.

Если для рассмотрения заявления о внесении изменений, дополнений, исправлений в записи актов гражданского состояния органом, регистрирующим акты гражданского состояния, необходимо получение сведений и (или) документов от компетентных органов других государств, то соответствующие запросы направляются органом, регистрирующим акты гражданского состояния, в трехдневный срок со дня подачи заявления о внесении изменений, дополнений, исправлений в записи актов гражданского состояния. Заявление о внесении изменений, дополнений, исправлений в записи актов гражданского состояния должно быть рассмотрено органом, регистрирующим акты гражданского состояния, в срок, не превышающий одного месяца со дня получения всех необходимых сведений и (или) документов от компетентных органов других государств [6].

Исправление ошибок и внесение изменений, дополнений в записи актов гражданского состояния при наличии достаточных оснований и отсутствии спора между заинтересованными лицами производится органами, регистрирующими акты гражданского состояния. Отказ в совершении указанных действий может быть обжалован в суд (с. 225 КоБС).

В силу ст. 348 ГПК жалобы на отказ органов записи актов гражданского состояния при отсутствии спора о праве в исправлении или изменении записи актов гражданского состояния рассматривает суд по месту жительства заявителя.

Говоря о содержании жалобы, необходимо сказать, что в соответствии со ст. 349 ГПК в жалобе должно быть указано, каким органом была произведена запись, в чем заключается ее неправильность и какими доказательствами это подтверждается, по каким причинам было отказано в исправлении или изменении записи. К жалобе должны быть приложены копия соответствующей записи и выданных на ее основании свидетельств, заключение органа, регистрирующего акты гражданского состояния, об отказе в изменении или исправлении записи и другие необходимые по делу документы.

Основанием возбуждения производства по делу является:

1. должен существовать документ, содержащий оспариваемую запись актов гражданского состояния;

2. должно быть представлено заключение органов ЗАГС об отказе внести исправления или изменения в произведенную запись.

В судебное заседание вызываются заявитель, представитель органа ЗАГС, а также другие лица, которые могут быть заинтересованы в исходе дела.

Основной целью судебного разбирательства служит проверка обоснованности жалобы заявителя и действий должностных лиц, производивших оспариваемую запись.

Особенности рассмотрения жалоб на нотариальные действия или на отказ в их совершении. В силу ст. 351 ГПК лица, обратившиеся за совершением нотариального действия и считающие неправильным совершенное нотариальное действие или неправомерным отказ в совершении нотариального действия, а также лица, интересы которых ущемлены в связи с совершением нотариального действия, вправе подать жалобу в суд по месту нахождения государственной нотариальной конторы, нотариального бюро или государственного органа, юридических лиц, иных организаций, должностные лица которых в силу закона вправе совершать нотариальные действия.

Жалобы на неправильное удостоверение завещания или на отказ в его удостоверении капитаном морского судна или судна внутреннего плавания, плавающего под Государственным флагом Республики Беларусь, подаются в суд по месту порта приписки судна или по месту учета судна в Республике Беларусь.

Жалоба подается в суд в десятидневный срок, исчисляемый со дня, когда заявителю стало известно о совершенном нотариальном действии или об отказе в его совершении.

Отметим, что в соответствии с п. 4 Постановления Верховного суда Республики Беларусь от 24 сентября 1998 г. № 7 «О практике рассмотрения судами дел по жалобам на нотариальные действия или на отказ в их совершении», если срок для обжалования нотариального действия пропущен и заявлено требование о его восстановлении, суд при наличии уважительных причин пропуска срока восстанавливает его и рассматривает жалобу по существу.

Пропуск срока на обжалование нотариального действия (отказа в его совершении) без уважительной причины является основанием для отказа в удовлетворении жалобы [10].

Жалоба рассматривается судьей с участием заявителя, нотариуса или другого должностного лица, совершившего обжалуемое нотариальное действие или отказавшего в совершении нотариального действия, однако их неявка не является препятствием для разрешения дела [4].

Особенности рассмотрения и разрешения жалоб на действия (бездействие) государственных органов и иных юридических лиц, а также организаций, не являющихся юридическими лицами, и должностных лиц, ущемляющих права граждан, а в случаях, предусмотренных актами законодательства, — и права юридических лиц. Гражданин вправе обратиться в суд с жалобой, если считает, что неправомерными действиями (бездействием) государственных органов, иных юридических лиц, а также организаций, не являющихся юридическими лицами, и должностных лиц ущемлены его права, кроме случаев, когда для разрешения отдельных жалоб законодательством Республики Беларусь установлен иной, несудебный, порядок обжалования.

К действиям (бездействию) государственных органов, иных юридических лиц и организаций, должностных лиц, подлежащих судебному обжалованию, относятся коллегиальное и единоличное действия (бездействие), в результате которых гражданин незаконно лишен возможности полностью или частично осуществить право, предоставленное ему нормативным правовым актом, либо на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность.

Военнослужащий вправе обжаловать в военный суд действия (бездействие) должностных лиц и органов военного управления (ст. 353 ГПК).

Жалоба, кроме случаев, когда законодательством установлен иной порядок, подается в суд после обжалования действия государственного органа, юридического лица, а также организации, не являющейся юридическим лицом, должностного лица, органа военного управления вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, юридическому лицу, организации, должностному лицу, органу военного управления, который обязан рассмотреть ее и о результатах рассмотрения сообщить гражданину в месячный срок.

Жалоба может быть подана в суд гражданином, права которого нарушены, или его представителем.

Если иное не предусмотрено гражданским процессуальным законодательством, жалоба подается в суд по месту нахождения государственного органа, иного юридического лица, другой организации или по месту работы должностного лица, чьи действия обжалуются.

В соответствии со ст. 355 ГПК жалоба может быть подана в суд в месячный срок, исчисляемый со дня получения гражданином отказа вышестоящего государственного органа, юридического лица, организации либо должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если заявителем не был получен на нее ответ, а при отсутствии обязательного внесудебного порядка обжалования — со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права.

Пропущенный по уважительным причинам срок для подачи жалобы может быть восстановлен судом. Суд вправе также приостановить исполнение обжалуемого действия до разрешения жалобы.

Жалоба рассматривается судом с участием гражданина, подавшего жалобу, и руководителя государственного органа, юридического лица, другой организации или должностного лица, действия которых обжалуются, либо их представителей.

Неявка в судебное заседание по неуважительной причине лиц не служит препятствием к рассмотрению жалобы. Суд может признать явку названных лиц обязательной, на что указывает в извещении о вызове в судебное заседание.

Особенности рассмотрения жалоб на решения Апелляционного совета при патентном органе. В силу ст. 359 ГПК лицо, не согласное с решением Апелляционного совета при патентном органе, может подать жалобу в Верховный Суд Республики Беларусь.

Отметим, что в соответствии с п. 5 Постановления Верховного суда от 28 сентября 2005 г. № 9 «О некоторых вопросах применения законодательства при рассмотрении гражданских дел, связанных с защитой права на товарный знак и знак обслуживания» подаваемые в суд исковые заявления и жалобы на решения Апелляционного совета должны соответствовать требованиям ст.ст. 109, 110, 243, 340 ГПК и быть оплаченными государственной пошлиной по ставкам, установленным Налоговым кодексом Республики Беларусь в приложении 15 [8].

В судах рассматриваются споры касающиеся авторства на объекты права промышленной собственности, выплаты вознаграждения за использование объектов права промышленной собственности, установления патентообладателя и нарушения его имущественных прав, предоставления принудительной лицензии на использование изобретения и др.

Большинство действий патентного органа, совершаемых им в процессе патентования объектов промышленной собственности, должны быть (до обращения в суд) первоначально обжалованы заинтересованным лицом в апелляционный совет.

Заинтересованное лицо, не согласное с решением апелляционного совета, вправе обжаловать его в суд.

Для разрешения указанных выше споров создан в системе общих судов специализированный патентный суд — судебная коллегия по патентным делам Верховного Суда Республики Беларусь.        

Специальными законами установлены сроки обращения заинтересованных лиц с жалобами в суд на решения апелляционного совета.

Жалоба рассматривается судебной коллегией по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь в составе трех судей.

В качестве юридически заинтересованных в исходе дела лиц в рассмотрении данной жалобы участвуют: лицо, подавшее жалобу; патентный орган, действия которого обжалуются; иные лица, на чьи права и обязанности может повлиять судебное решение по делу.

Дела данной категории рассматриваются Верховным Судом Республики Беларусь в месячный срок со дня поступления жалобы в суд (часть первая ст. 337 ГПК).

Дата: 2019-12-22, просмотров: 269.