В операционном анализе используют различные методы: операционного рычага, анализа безубыточности (порога рентабельности), запаса финансовой прочности, анализа чувствительности критических соотношений.
Анализ безубыточности (определение порога рентабельности) проводят с целью определения объема производства, при котором обеспечивается покрытие расходов организации. Также анализ безубыточности проводится с целью выявления оптимального для организации объем производства и темпов его развития, что важно для обеспечения платежеспособности и безубыточности организации.
Запас финансовой прочности показывает, насколько организация может снизить выручку от реализации своей продукции, обеспечивая при этом финансовую устойчивость организации.
Анализ чувствительности предполагает отслеживание того, как изменяется прибыль в ответ на изменения одного из параметров при условии, что другие останутся неизменными. Операционный рычаг (левередж) – это потенциальная возможность влиять на прибыль, изменяя структуру себестоимости и объем выпуска. Эффект операционного рычага заключается в том, что любое изменение выручки от продаж ведет к более сильному изменению прибыли. Уровень или силу воздействия операционного рычага выразим, как: , (15) где МП – базовая маржинальная прибыль;П – базовая прибыль от продаж.Иными словами, при планировании прироста или снижения выручки от продаж использование показателя операционного левереджа позволяет одновременно определить прирост или уменьшение прибыли. И наоборот, если в плановом периоде организации необходима определенная величина прибыли от продаж, с помощью операционного левереджа можно установить, какая выручка от продаж обеспечит нужную прибыль.
В качестве базовых значений будем использовать данные 2007 года. Для проведения расчетов составим вспомогательную таблицу (см. Таблицу 19). Таблица 19Данные для расчета эффекта операционного рычага№ п/п | Показатель | Сумма, тыс. рублей |
1 | Выручка от реализации продукции (В) | 57 337 |
2. | Полная себестоимость (ПС), в т.ч.: | 54 126 |
3. | постоянные затраты (ПЗ) | 8 119 |
4. | переменные затраты (ПрЗ) | 46 007 |
5. | Прибыль от реализации продукции | 3 211 |
где ∆П — прирост (уменьшение) прибыли от продаж;
Пб — базисная прибыль от продаж;
Иц — изменение цен на реализуемую продукцию в плановом периоде по сравнению с базисным (в долях единицы и соответственно со знаками «+» или «–»);
Ин — изменение натурального объема продаж (аналогично величине «Иц»).
Лц — ценовой операционный левередж, который определяется по формуле , где Вб – базовая выручка от продаж;
Лн — натуральный операционный левередж (тоже, что и ЭОР, который мы вычислили ранее).
Определенное сочетание динамики цен и натурального объема продаж обеспечивает размер прибыли от продаж, необходимый организации. Зная это сочетание, организация в пределах имеющихся возможностей способно маневрировать индексами цен и натурального объема продаж, приближая условия спроса на продукцию к желаемым.
Из формулы 16 выведем формулу для определения изменения натурального объема продаж. (17) Рассчитаем ценовой левередж:Лц = 57337 : 3211 = 17,8Подставляя все значения в формулу, получаем:Ин = (0,3 – 17,8 * 0,01) : (17,8 * 0,01 + 3,5) = 0,033 или 3,3 %Итоговый объем продаж должен составить 51000 * 1,033 = 52683 ед.Следовательно, для того, чтобы организация достигла прироста прибыли на 30 % при изменении цен на + 1 %, ей необходимо увеличить объем реализации на 3,3 %, т.е. обеспечить продажу 52683 м2 дверных блоков. Производственные мощности позволяют это сделать. Значит целью деятельности организации на 2008 год должно стать заключение договоров на производство и реализацию 52683 м2 дверных блоков. В случае достижения большего оборота, прибыль от продаж вырастет более, чем на 30 %.Операционный левередж — инструмент, позволяющий целенаправленно изменять плановый финансовый результат от продаж путем корректировки каждого индекса в пределах имеющихся практических возможностей, оперативно реагировать на динамику спроса и принимать решения, связанные с изменениями финансового результата от продаж.
Поэтому рекомендуем организации ООО «Фирма «Реал ЗИС» применять более эффективный метод планирования прибыли.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного исследования сделаны следующие выводы:
1. Прибыль – это превышение доходов над расходами. Обратное положение называется убытком. В соответствии с нормативными актами, действующими в России, под доходами понимается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества), а расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников.
2. В процессе анализа используются следующие показатели прибыли: 1) маржинальная прибыль; 2) прибыль от реализации продукции, товаров, услуг; 3) общий финансовый результат до выплаты процентов и налогов (брутто-прибыль); 4) чистая прибыль; 5) капитализированная прибыль; 6) потребляемая прибыль.
3. На величину прибыли и ее динамику воздействуют факторы, как зависящие, так и не зависящие от усилий организации, экстенсивного и интенсивного характера.
3. Составной частью формирования финансового результата служит планирование прибыли. На практике возможно применение различных методик прогнозирования (планирования) прибыли, которые можно классифицировать по трем группам: традиционные методы (метод прямого счета, аналитический метод, совмещенный метод); экономико-математические методы; методы маржинального анализа, основанные на эффекте операционного рычага. Неким объединением данных методов является факторная модель.
4. Анализ финансовых результатов деятельности ООО «Фирма «Реал ЗИС» показал, что основные свои доходы организация получает от своей обычной деятельности – производства и реализации дверных блоков, и не занимается внереализационными операциями. Динамика показателей прибыли за 2005 – 2007 годы свидетельствует о том, что в 2006 году происходит снижение суммы прибыли, а в 2007 году наблюдается снова рост. Если в 2005 году прибыль от продаж составляла 3051 тыс. руб., то в 2006 – 2265 тыс. руб., в 2007 – 3211 тыс. руб.. Чистая прибыль в 2005 году была равна 2275 тыс. руб., в 2006 – 1666 тыс. руб., в 2007 – 2380 тыс.руб.. Темп роста показателей 2007 года по сравнению с 2006 годом составил 140 %.
5. Детальный анализ финансовых результатов от реализации продукции показал, что производственная себестоимость в структуре выручке составляет приблизительно 93 %. Однако в 2006 году происходит рост коммерческих расходов, а в 2007 году добавляются ещё и управленческие расходы, которые увеличивают полную себестоимость производимой продукции на 1,4 процентных пункта по сравнению с 2005 годом.
6. Факторный анализ прибыли от реализации продукции свидетельствует о том, что снижение суммы прибыли в 2006 году на 786 тыс. руб. по сравнению с 2005 годом произошел в основном за счет сокращения объемов реализации (- 641 тыс. руб.) и увеличения себестоимости (- 525 тыс. руб.). Положительное влияние оказали рост цены (+ 163 тыс. руб.) и изменение структуры продаж (+ 217 тыс. руб.). Значительное увеличение прибыли в 2007 году (на 946 тыс. руб.) было обусловлено в первую очередь ростом объема реализации (+ 681 тыс. руб.) и среднерализационных цен (+ 5776 тыс.руб.). Влияние себестоимости оказалось не столь значительным (- 5600 тыс.руб.), что обеспечило положительную динамику и повысило результативность деятельности.
На основе проведенного анализа и изложенных выводов предлагаем:
1. Использовать резервы увеличения прибыли за счет изменения объема реализации и снижения себестоимости. По проведенным расчетам сумма резерва прибыли составляет 2181 тыс. руб., а резерв повышения рентабельности 1,86 %.
2. Организовать мероприятия, направленные на рост прибыли как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективе: устранение причин перерасхода финансовых ресурсов на управленческие и коммерческие расходы; экономия топливно-сырьевых ресурсов; контроль за работой оборудования; повышение квалификации работников; введение эффективной системы материального стимулирования персонала; введение управленческого учета затрат по центрам ответственности; обновление ассортимента.
3. Применять современный метод планирования прибыли, основанный на эффекте операционного рычага. Использование данного метода показало, что для достижения прироста прибыли от реализации продукции на 30 % при планируемом изменении цен на + 1 % и размере операционного рычага 3,5 организации необходимо увеличить объем продаж на 3,3 %.
В итоге цель курсовой работы была достигнута, задачи решены. Изложенный теоретический материал, результаты исследования и предложенные рекомендации могут служить материалом для более глубокого понимания механизма формирования финансового результата, оценки влияющих на него факторов, и использованы для повышения эффективности деятельности организации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гражданский кодекс РФ.
2. Налоговый кодекс РФ.
3. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденное приказом Минфина РФ от 06.07.99 № 43н (в редакции приказа от 18.09.2006 № 115н)
4. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденное Минфином РФ от 06.05.99 № 32н (в редакции приказов от 30.12.99 № 107н, от 30.03.01 № 27н, от 18.09.06 № 116н, от 27.11.06 № 156н)
5. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденное приказом Минфина РФ от 06.05.99 № 33н (в редакции приказов от 30.12.99 № 107н, от 30.03.01 № 27н, от 18.09.06 № 116н, от 27.11.06 № 156н)
6. Балабанов И. Т. Основы финансового менеджмента: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 512 с.
7. Балабанов И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта. – М.: Финансы и статистика, 2005 – 208 с.
8. Бланк И. А. Управление прибылью. – К.: Ника-Центр, Эльга, 2005 .- 452 с.
9. Бланк И.А. Основы финансового менеджмента. Т.1.Т.2. – К.: Иика-Центр, 2007. – 358 с.
10. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. – М.: Книжный мир, 2005 – 895 с.
11. Вакуленко Т.Г., Фомина Л.В. Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности для принятия управленческих решений. – Спб.: «Издательский Торговый Дом «Герда», 2004 – 160 с.
12. Заров К.Г. Операционный левередж как универсальный инструмент принятия управленческих решений. // Финансовый менеджмент, № 1, 2006, с. 14-19
13. Каратуев А. Г. Финансовый менеджмент: Учебно-справочное пособие. – М.: ИД ФБК – ПРЕСС, 2004. – 496 с.
14. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. М.: Финансы и статистика, 2006.
15. Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. – М.: Финансы и статистика, 2006, 560 с.
16. Ковалев В. В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 432 с.
17. Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: Проспект, 2004.
18. Ковалева А.М. Финансы в управлении предприятием. – М.: Финансы и статистика, 2004 – 345 с.
19. Кодацкий В. Затраты и прибыль. // Экономист, № 7, 2005, с.79-83
20. Крейнина М.Н. Операционный левередж как инструмент планирования прибыли от продаж. // Финансовый менеджмент, № 1, 2004, с. 3-12
21. Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент. / Учебное пособие. – М.: Издательство Дело и Сервис, 2005.
22. Литвин М.И. Прогнозирование прибыли на основе факторной модели. // Финансовый менеджмент, № 6, 2003, с.3-10
23. Лихачева О.Н., Щуров С.А. Долгосрочная и краткосрочная политика предприятия: Учеб. Пособие. – М.: Вузовский учебник, 2007 – 288 с.
24. Мишин Ю.А. Система управленческого учета на современном предприятии. // Менеджмент в России и за рубежом, № 3, 2004 (http://www.itan.ru/sys.shtml)
25. Новодворский В.Д., Клестова Н.В., Шпак А.В. Прибыль предприятия: бухгалтерская и экономическая. // Финансы, № 4, 2005, с. 64-68
26. Павлова Л.Н. Финансы предприятий: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2004 – 639 с.
27. Русак Н.А., Стражев В.И., Мигун О.Ф. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности. – Минск: Вышейшая школа, 2004 – 413 с.
28. Савицкая Г.В. Экономический анализ. – М.: Новое знание, 2006.
29. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. – М.: Инфра-М, 2008 – 512 с.
30. Савчук В.П. Управление финансами предприятия. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005 - 480 с.
31. Сердюков В.А. Финансовый менеджмент, изд. МПСИ, 2005.
32. Скляренко В.К., Казакова Р.П. Методы планирования прибыли предприятия. // Справочник экономиста, № 2, 2005, с. 11-16
33. Управление финансами (финансы предприятий): Учебник/ Под ред. А.А.Володина – М.: ИНФРА-М, 2006 – 504 с.
34. Филиппович И.С. Организация управленческого учета по центрам финансовой ответственности. // Экономика и жизнь, № 9, 2006 (http://www.cfin.ru/management/finance/budget/cfo_accounting.shtml)
35. Финансовый менеджмент: Учебник для вузов. / Под ред. проф. Г.Б.Поляка – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2003 – 518 с.
36. Финансы: Учебник для вузов. / Под ред. проф. Л.А.Дробозиной - М.: ЮНИТИ, 2007 – 527 с.
37. Финансы и кредит: Учебное пособие. / Под ред. проф. А.М.Ковалевой – М.: Финансы и статистика, 2004 – 510 с.
38. Финансы организаций (предприятий): Учебник для вузов. / Под ред. проф. Н.В.Колчиной – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004 – 368 с.
39. Финансы предприятий: Учебник. / Под ред. М.В.Романовского – Спб.: Бизнес-пресса, 2004 – 528 с.
40. Хоминская Г.И. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие, - М.: 2004 – 320 с.
41. Чуева Л.Н., Чуев Н.Н. Комплексный анализ хозяйственной деятельности: Учебник для вузов, изд. 2-е, переб., доп., изд-во ИТК Дашков и К, 2007 – 368 с.
42. Шеремет А.Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности. – М.: Инфра-М, 2007 – 416 с.
43. Шеремет А.Д., Ионова А.Ф. Финансы предприятий: менеджмент и анализ. – М.: ИНФРА-М, 2004 – 538 с.
44. Шеремет А.Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций. – М.: ИНФРА-М, 2005
45. Шеремет А.Д., Сайфулин Р. С. Методика финансового анализа. – М.: ИНФРА-М, 2004 – 176 с.
46. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Финансы предприятий: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 1999 – 343 с.
47. Экономический анализ: Учебник для вузов. / Под ред. Л.Т.Гиляровской – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004 – 615 с.
48. Экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебник для ВУЗов, Маркарьян Э.А., Герасименко Г.П., Маркарьян С.Э., Ростов: Феникс, 2005 – 320 с.
49. Юдина Л.Н. Анализ себестоимости и прибыли в системе «Директ-костинг». // Финансовый менеджмент, № 5, 2005, с. 89-97
АКТИВ | Код показателя | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ |
|
|
| |||
Нематериальные активы | 110 | - | - | - | ||
Основные средства | 120 | 1 508 | 1619 | 2830 | ||
Незавершенное строительство | 130 | - | - | - | ||
Доходные вложения в материальные ценности | 135 | - | - | - | ||
Долгосрочные финансовые вложения | 140 | 1 171 | 1388 | 1935 | ||
Отложенные финансовые активы | 145 | - | - | - | ||
Прочие внеоборотные активы | 150 | - | - | - | ||
ИТОГО по разделу I | 190 | 2 679 | 3007 | 4765 | ||
II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ |
|
|
| |||
Запасы | 210 | 1 030 | 1498 | 1623 | ||
в том числе: |
|
|
| |||
сырье, материалы и другие аналогичные ценности | 211 | 1 030 | 1497 | 1623 | ||
животные на выращивании и откорме | 212 | - | - | - | ||
затраты в незавершенном производстве | 213 | - | - | - | ||
готовая продукция и товары для перепродажи | 214 | - | - | - | ||
товары отгруженные | 215 | - | - | - | ||
расходы будущих периодов | 216 | - | 1 | - | ||
прочие запасы и затраты | 217 | - | - | - | ||
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям | 220 | 443 | 462 | 513 | ||
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты) | 230 | - | - | - | ||
в том числе покупатели и заказчики | - | - | - | |||
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты) | 240 | 2 750 | 2013 | 2303 | ||
в том числе покупатели и заказчики | 2 750 | 2013 | 2303 | |||
Краткосрочные финансовые вложения | 250 | - | - | - | ||
Денежные средства | 260 | 432 | 574 | 1089 | ||
Прочие оборотные активы | 270 | - | 143 | 143 | ||
ИТОГО по разделу II | 290 | 4 655 | 4690 | 5671 | ||
БАЛАНС | 300 | 7 334 | 7697 | 10436 | ||
|
|
| ||||
ПАССИВ | Код показателя | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
Уставный капитал | 410 | 8 | 8 | 8 | ||
Собственные акции, выкупленные у акционеров |
|
|
|
| ||
Добавочный капитал | 420 |
|
|
| ||
Резервный капитал | 430 |
|
|
| ||
в том числе: |
|
|
|
| ||
резервы, образованные в соответствии с законодательством | 431 |
|
|
| ||
резервы, образованные в соответствии с учредительными документами | 432 |
|
|
| ||
Целевое финансирование | 450 |
|
|
| ||
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) | 470 | 5532 | 5865 | 7720 | ||
ИТОГО по разделу III | 490 | 5 540 | 5 873 | 7728 | ||
IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА |
|
|
|
| ||
Займы и кредиты | 510 |
|
|
| ||
Отложенные налоговые обязательства | 515 |
|
|
| ||
Прочие долгосрочные обязательства | 520 |
|
|
| ||
ИТОГО по разделу IV | 590 |
|
|
| ||
V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА |
|
|
|
| ||
Займы и кредиты | 610 |
|
|
| ||
Кредиторская задолженность | 620 | 1 794 | 1824 | 2708 | ||
в том числе: |
|
|
|
| ||
поставщики и подрядчики | 621 | 324 | 513 | 1054 | ||
задолженность перед персоналом организации | 622 | 712 | 509 | 679 | ||
задолженность перед государственными внебюджетными фондами | 623 | 250 | 162 | 247 | ||
задолженность по налогам и сборам | 624 | 193 | 220 | 201 | ||
прочие кредиторы | 625 | 315 | 420 | 527 | ||
Задолженность перед участниками (учредителям) по выплате доходов | 630 |
|
|
| ||
Доходы будущих периодов | 640 |
|
|
| ||
Резервы предстоящих расходов | 650 |
|
|
| ||
Прочие краткосрочные обязательства | 660 |
|
|
| ||
ИТОГО по разделу V | 690 | 1 794 | 1824 | 2708 | ||
БАЛАНС | 700 | 7 334 | 7697 | 10436 | ||
Показатель | Код | 2005 год | 2006 год | 2007 год |
Наименование | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Доходы и расходы по обычным видам деятельности | ||||
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) | 010 | 48 357 430 | 38 516 955 | 57 337 012 |
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг | 020 | (45 010 409) | (35 940 733) | (53 495 909) |
Валовая прибыль | 029 | 3 347 021 | 2 576 222 | 3 841 103 |
Коммерческие расходы | 030 | 296 178 | 310 715 | 350 216 |
Управленческие расходы | 040 | - | - | 280 229 |
Прибыль (убыток) от продаж | 050 | 3 050 843 | 2 265 507 | 3 210 658 |
Прочие доходы и расходы | ||||
Проценты к получению | 060 | - | - | - |
Проценты к уплате | 070 | - | - | - |
Доходы от участия в других организациях | 080 | - | - | - |
Прочие доходы | 120 | 2 021 | 1 142 | - |
Прочие расходы | 130 | (63 108) | (56 657) | (84 499) |
Прибыль (убыток) до налогообложения | 140 | 2 989 756 | 2 209 992 | 3 126 159 |
Отложенные налоговые активы | 141 | - | - | - |
Отложенные налоговые обязательства | 142 | - | - | - |
Текущий налог на прибыль | 150 | 714 552 | 543 658 | 747 152 |
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода | 160 | 2 275 204 | 1 666 334 | 2 379 007 |
Дата: 2019-12-22, просмотров: 350.