Динамика структуры выручки от продаж (тыс. руб.)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Показатель

2005 г.

2006 г.

2007 г.

Сумма Доля, % Сумма Доля, % Сумма Доля, %
Выручка (нетто) 48 357 100 38 517 100 57 337 100
Производственная себестоимость 45 010 93,08 35 941 93,31 53 496 93,3
Валовая прибыль 3 347 6,92 2 576 6,69 3 841 6,7
Коммерческие расходы 296 0,61 311 0,81 350 0,61
Управленческие расходы - - - - 280 0,49
Полная себестоимость 45 306 93,69 36 252 94,12 54 126 94,4
Прибыль (убыток) от продаж 3 051 6,31 2 265 5,88 3 211 5,6

 

Данные таблицы 7 свидетельствуют о том, что в структуре выручки происходит увеличение доли производственной себестоимости в 2006 и 2007 годах по сравнению с 2005 годом. Полная себестоимость также увеличивается. И если в 2006 году это изменение происходит за счет увеличения коммерческих расходов, то в 2007 году добавляются управленческие расходы. Все это ведет к уменьшению доли прибыли от продаж.

Далее перейдем к факторному анализу прибыли от продаж. Структурно-логическая модель факторного анализа представлена на рис. 3.

 


Прибыль от реализации продукции в целом по организации зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема реализации продукции (Vрп); ее структуры (Удi); себестоимости (Сi) и уровня среднереализационных цен (Цi). Эта зависимость выражается формулой:

 

П = ∑ [Vрпобщ * Удii – Ci)] (13)

 

Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.

Структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме реализации, то сумма прибыли возрастет. Напротив, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.

Себестоимость продукции обратно пропорциональна прибыли: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот.

Изменение уровня среднереализационных цен прямо пропорционально прибыли: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.

Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли выполним способом цепной подстановки. Суть данного способа состоит в том, что для измерения влияния одного из факторов его базовое значение заменяется на фактическое, при этом остаются неизменными значения всех других факторов. последующее сопоставление результативных показателей до и после замены анализируемого фактора дает возможность рассчитать его влияние на изменение результативного показателя.

Оценим влияние факторов на уменьшение прибыли в 2006 году по сравнению с 2005. Для начала заполним вспомогательную таблицу (см. Таблицу 8).

 

Таблица 8


Исходные данные для факторного анализа прибыли от продаж в 2006 г., тыс.руб.

Показатель 2005 г. (0) Данные 2005 г., пересчитанные на объем продаж 2006 г. (усл) 2006 г. (1)
Выручка (нетто) (В) 48 357 ∑(Vрп1*Ц0) = = 38 384 38 517
Полная себестоимость (З) 45 306 ∑(Vрп1*С0) = = 35 727 36 252
Прибыль (П) 3 051 2 627 2 265

 

Сначала нужно найти сумму прибыли при фактическом объеме продаж и базовой величине остальных факторов. Для этого следует рассчитать индекс объема реализации продукции, а затем базовую сумму прибыли скорректировать на его уровень.

 

 (14)

Iрп = 38100 : 48000 = 0,79

 

Если бы величина остальных факторов не изменилась, то сумма прибыли должна была бы уменьшиться на 21 % . Тогда прибыль составила бы:

 

3051 * 0,79 = 2 410 тыс. рублей.

 

Порядок расчета влияния факторов первого уровня на изменение суммы прибыли представим в систематизированном виде (см. Таблицу 9).

 

Таблица 9

Дата: 2019-12-22, просмотров: 303.