Показатель | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | |||
Сумма | Доля, % | Сумма | Доля, % | Сумма | Доля, % | |
Выручка (нетто) | 48 357 | 100 | 38 517 | 100 | 57 337 | 100 |
Производственная себестоимость | 45 010 | 93,08 | 35 941 | 93,31 | 53 496 | 93,3 |
Валовая прибыль | 3 347 | 6,92 | 2 576 | 6,69 | 3 841 | 6,7 |
Коммерческие расходы | 296 | 0,61 | 311 | 0,81 | 350 | 0,61 |
Управленческие расходы | - | - | - | - | 280 | 0,49 |
Полная себестоимость | 45 306 | 93,69 | 36 252 | 94,12 | 54 126 | 94,4 |
Прибыль (убыток) от продаж | 3 051 | 6,31 | 2 265 | 5,88 | 3 211 | 5,6 |
Данные таблицы 7 свидетельствуют о том, что в структуре выручки происходит увеличение доли производственной себестоимости в 2006 и 2007 годах по сравнению с 2005 годом. Полная себестоимость также увеличивается. И если в 2006 году это изменение происходит за счет увеличения коммерческих расходов, то в 2007 году добавляются управленческие расходы. Все это ведет к уменьшению доли прибыли от продаж.
Далее перейдем к факторному анализу прибыли от продаж. Структурно-логическая модель факторного анализа представлена на рис. 3.
Прибыль от реализации продукции в целом по организации зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема реализации продукции (Vрп); ее структуры (Удi); себестоимости (Сi) и уровня среднереализационных цен (Цi). Эта зависимость выражается формулой:
П = ∑ [Vрпобщ * Удi (Цi – Ci)] (13)
Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.
Структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме реализации, то сумма прибыли возрастет. Напротив, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.
Себестоимость продукции обратно пропорциональна прибыли: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот.
Изменение уровня среднереализационных цен прямо пропорционально прибыли: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.
Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли выполним способом цепной подстановки. Суть данного способа состоит в том, что для измерения влияния одного из факторов его базовое значение заменяется на фактическое, при этом остаются неизменными значения всех других факторов. последующее сопоставление результативных показателей до и после замены анализируемого фактора дает возможность рассчитать его влияние на изменение результативного показателя.
Оценим влияние факторов на уменьшение прибыли в 2006 году по сравнению с 2005. Для начала заполним вспомогательную таблицу (см. Таблицу 8).
Таблица 8
Исходные данные для факторного анализа прибыли от продаж в 2006 г., тыс.руб.
Показатель | 2005 г. (0) | Данные 2005 г., пересчитанные на объем продаж 2006 г. (усл) | 2006 г. (1) |
Выручка (нетто) (В) | 48 357 | ∑(Vрп1*Ц0) = = 38 384 | 38 517 |
Полная себестоимость (З) | 45 306 | ∑(Vрп1*С0) = = 35 727 | 36 252 |
Прибыль (П) | 3 051 | 2 627 | 2 265 |
Сначала нужно найти сумму прибыли при фактическом объеме продаж и базовой величине остальных факторов. Для этого следует рассчитать индекс объема реализации продукции, а затем базовую сумму прибыли скорректировать на его уровень.
(14)
Iрп = 38100 : 48000 = 0,79
Если бы величина остальных факторов не изменилась, то сумма прибыли должна была бы уменьшиться на 21 % . Тогда прибыль составила бы:
3051 * 0,79 = 2 410 тыс. рублей.
Порядок расчета влияния факторов первого уровня на изменение суммы прибыли представим в систематизированном виде (см. Таблицу 9).
Таблица 9
Дата: 2019-12-22, просмотров: 303.