ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
"Формирование бизнес-имиджа коммерческой организации"
Введение
Актуальность. Понятие корпоративный имидж, прочно утвердившееся в российском бизнесе и менеджменте, становится актуальным и для предприятий, учреждений образования. Забота об имидже – признак развивающихся организаций, стремящихся обрести своё лицо, ищущих наиболее оптимальные направления своего движения, пытающихся найти гармоничные способы сосуществования с социумом.
Значимость имиджа в системе маркетинговых коммуникаций коммерческой организации обусловлена тем, что он оказывает информационное и эмоционально-психологическое воздействие на внешнюю и внутреннюю среду организации с целью усиления ее экономических и социальных позиций на ранке товаров и услуг. Имидж стимулирует потребительское поведение, приводя к увеличению прибыли; расширяет сферу партнерства, обеспечивая доступ к различным ресурсам: финансовому, информационному, человеческому, материальному.[1]
Имиджмейкерский подход, в основе которого лежит формирование корпоративной философии и культуры, делает упор на разработку тех средств, которые позволят идентифицировать организацию или предприятие с декларируемыми ими ценностями. К таким средствам относятся: корпоративная культура как система взаимодействий и отношений, способствующих ведению дела и достижению целей; раскрывает внутреннюю среду фирмы: отношение сотрудников к работе, их мотивационная принадлежность к организации, самооценка, межличностное взаимоотношение и т.д. Такой подход является новым для российской практики постановки дела, обоснованно считается инновационным и справедливо находится в зоне особого внимания руководителей организаций, видящих в этом подходе мощный рычаг для развития.[2]
Имиджеобразующие возможности корпоративной культуры различны:
· формирование ценностных ориентиров в среде партнеров и клиентов;
· эффективный способ социального позиционирования фирмы через миссию данной организации;
· восприятие целостности имиджа посредством коммуникации с коллективом организации.
· наращивание социально-статусных ресурсов имиджа фирмы посредством установления значимых партнерских отношений.
Однако в реальности возможный потенциал корпоративной культуры реализуется частично или в неверном его толковании, что обусловлено следующими причинами:
· Слабая степень осознания со стороны менеджмента коммерческой организации значимости корпоративной культуры.
· Не определены место и роль корпоративной культуры в системе формирования имиджа организации.
· Применение зарубежного опыта по формированию корпоративной культуры вне контекста российской национальной культуры.
Исходя из выше сказанного, мы видим, что проблема исследования состоит в противоречия между:
А) наличие, неоспоримо, значимого имиджевого потенциала корпоративной культуры, как средства формирования бизнес-имиджа;
Б) незначительная практическая реализация аспектов корпоративной культуры, либо неправильное толкование применения его составных частей.
Цель работы: раскрыть имиджеобразующие возможности корпоративной культуры и определить эффективность реализации.
Задачи:
· Определить место и роль корпоративной культуры в системе формирования имиджа организации.
· Рассмотреть содержание и специфику корпоративной культуры как самостоятельного института культуры в свете современных культурологических парадигм.
· Проанализировать особенности российской национальной культуры, позволяющей адаптировать зарубежный механизм формирования корпоративной культуры.
· Проанализировать корпоративную культуру фитнес-центра «Евроспорт».
· Разработать проекта по оптимизации имиджа фитнес-центра «Евроспорт» посредством корректировки корпоративной культуры.
· Определить параметры эффективности проекта.
Объект исследования – корпоративная культура как имиджевый ресурс организации.
Предмет исследования – условия реализации потенциала корпоративной культуры в формировании бизнес-имиджа фирмы.
Описание организации
ООО «Е-СПОРТ» начела свою деятельность с открытия фитнес-центра «Евроспорт» в 2005 гуду в торгово-офисном центре «Эврика» на станции метро «Елизаровская».
«Евроспорт» гордится своей ориентацией на потребителя, тем, что целью избрали превзойти его ожидания и удовлетворить любые запросы. Именно ориентация на потребителя является основной миссией этого спортивного клуба. Разуметься, ставя перед собой такие значительные цели и осознавая то доверие, которое оказывают потребители, выбирая этот спортивный клуб, огромное внимание уделяется тщательному подбору персонала, которым фитнес-центр поистине может гордиться.
Фитнес-центр «Евроспорт» занимает далеко не последнюю позицию на рынке спортивных услуг в городе Санкт-Петербург по всевозможным показателям, начиная с финансовых, и статистических, заканчивая уровнем сервиса, квалификацией персонала и прочих аспектов. Но на сегодняшний день конкуренция на рынке спортивных услуг весьма и весьма сильная. Среди основных конкурентов «Евроспорта» можно назвать сеть спортивно-оздоровительных клубов «Планета фитнес», клубы «New Age Fitness» и сеть спортивных клубов «Sport life». Разуметься, жаловаться на отсутствие клиентов фитнес-центру не приходиться, так как приток клиентов в сферу оказания спортивно-оздоровительных слуг только растет с каждым годом. Но, тем не менее, ведется очень жесткая борьба за несколько сегментов рынка, так как основную массу потребителей данных услуг составляют мужчины и женщины среднего возраста и корпоративные клиенты.
Фитнес-центр «Евроспорт» славится профессионализмом, и занимает прочное место среди лучших фитнес-центров города. Этому способствует выигрышное местоположение клуба, вместительные возможности, широкий спектр услуг, конкурентоспособные и гибкие цены, профессиональная работа персонала, а также очень хорошая репутация, заработанная внимательным отношением к клиентам.
Местонахождение: клуб находится в торгово-офисном центре «Эврика», и клиентами этого клуба являются, в основном, корпоративные клиенты, работающие в здании офисного центра, что является очень удобным для посещения фитнес-центра. Также клиенты – это люди проживающие в районе станций метро «Елизаровская» и «Ломоносовская». Клиенты, работающие по фиксированному стандартному графику работу, могут посещать фитнес-центр как до работы, так и после, не затрачивая дополнительное время на проезд, что является немало важным в настоящее время, в связи со складывающимися ситуациями на дорогах Санкт-Петербурга.
Около торгово-офисного центра имеется удобная автомобильная стоянка и заправка, что способствует комфортабельному приезду посетителей торгово-офисного центра и спортивного клуба. А перед стоянкой находится остановка общественного транспорта.
Посещение: Фитнес-центр «Евроспорт» открыт в будние дни с 8 до 23 часов, в выходные с 10 до 22. Для того чтобы посещать клуб, можно воспользоваться услугой разового посещения, либо приобрести карту клуба, разработанную для удобства клиента, на месяц, пол года, либо год. Кроме сроков карты различаются по времени посещения фитнес-центра: утренние, дневные и свободное посещение.
Клуб также предоставляют возможность первого бесплатного посещения для ознакомления с фитнес-центром. После чего потенциальный клиент решает, хочет ли он стать членом клуба «Евроспорт».
В независимости от вида клубной карты клиентам предоставляются следующие услуги:
· Тренажерный зал площадью 300 кв. м, оборудованный современными и профессиональными тренажерами на все группы мышц фирмы «PANATTA» (Италия) и «NAUTILUS» (США). А также зона кардиотренажеров, представленная фирмами «PRECOR», «CYBEX» (США) и «NAUTILUS», которые предназначены для улучшения и развития дыхательной и сердечно-сосудистой системы. Зона свободных весов представлена множеством грифов, специальных скамеек и полным гантельным рядом от 1 до 55 кг.
· Групповые программы в двух аэробных залах (по расписанию), оснащенные необходимым оборудованием для проведения групповых тренировок. Клиенты могут выбрать уроки с учетом пристрастий, физического состояния и уровня подготовленности: классическая степ-аэробика, силовые классы, фитбол , танцевальные направления – Latina, EroticDance, R’n’B, танец живота и т.п. , специальные классы – Тайцзицюань, Pilates, Wellness, Yoga , Cycle (сайкл).
· Зал единоборств, бокса и кик-бокинга.
· Финская сауна, душ, раздевалка, гардероб, сейфы.
· Заморозка – возможно приостановление действия карты на срок от 5 до 30 дней. Зависимость сроков от вида карты.
· Одно бесплатное ознакомительное занятие с тренером. В ходе него клиенту рассказывают о видах тренажеров, правилах пользования ими, правилах поведения в тренажерном зале, а также в залах для групповых занятий и зале бокса.
· Приглашение для друга, им возможно воспользоваться один раз, пригласив с собой на тренировку, занятие в аэробном зале.
Дополнительные услуги:
· Персональный тренер. Профессиональный тренер с учетом особенностей организма клиента, разрабатывает индивидуальную программу, рассчитывая оптимальную нагрузку, а также консультирует по вопросам питания и составляет диету.
· Солярии (вертикальные и горизонтальные, разной мощности) солярии произведены в Голландии, компанией Alisun. Прекрасно зарекомендовал себя на рынке оборудования для искусственного загара благодаря высокому качеству.
· Фитнес бар – широкий ассортимент фруктовых и молочных коктейлей, свежевыжатые соки. Для повышения спортивной работоспособности – современные пищевые добавки (спортивное питание) ведущих фирм – производителей: Multipower, Weider, Genetic Force, Optimum Nutrition, Universal.
· Магазин спортивного питания. Спортивное питание, которое предлагается, не содержит гормональных препаратов, поэтому его применение безопасно.
· Массажный кабинет. Работает высококлассный специалист-массажист, окончивший Университет восточной медицины, проводит различные виды массажа, такие как: общеоздоровительный, спортивный, рефлекторный, баночный, медовый. анти-целлюлитный, релаксирующий, точечный и другие виды массажа. Кабинет оснащен высококачественной техникой, профессиональными приборами (статические и динамические апликаторы Ляпко, витафон, магафон, ЧЭНС и т.п.). На первом сеансе производится диагностика и определяется оптимальный для Вас курс массажа. Цены на услуги массажиста доступны. А также существует скидка при покупке карты на 10 сеансов (– 15%)
· Салон красоты. Предлагает весь спектр услуг: все виды парикмахерских услуг, маникюр, педикюр, визажист, косметолог.
Философия компании.
«Евроспорт» – это определенная философия, стиль и метод работы. В центре внимания всегда находятся те, для кого работает фитнес-центр – члены клубов. Удовлетворив их желания и надежды, фитнес-центр обеспечивает стабильный рост и развитие бизнеса.
Демократичность и доступность. «Евроспорт» – демократичный спортивный клуб с мировым стандартам обслуживания. Компания делает занятия фитнесом доступными для людей всех возрастов, уровней физической подготовки и финансовых возможностей. Демократичность «Евроспорта» – это широкий выбор услуг при их высоком качестве. Компания разработала спектр предложений в различных ценовых категориях для разных индивидуальных запросов.
Команда профессионалов. Одна из основных составляющих успеха «Евроспорта» – это команда фитнес-профессионалов. Деятельность «Евроспорта» базируется на ясном понимании того, что именно персонал – основа основ сегодняшних и будущих побед компании. Сотрудники компании это профессионалы с большим стажем работы, получившие специальное образование в СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта, Колледже Бодибилдинга им. Б. Вейдера, Педагогический Колледж Фитнеса, Школе йоги, титулованные российскими и международными наградами в спортивных и хореографических чемпионатах. Постоянно повышают свой профессиональный уровень, в том числе на различных международных профессиональных мероприятиях.
Без специалистов высокого уровня, по настоящему любящих и знающих свое дело, невозможно было бы создать ту атмосферу доброжелательности, тепла и душевного комфорта, которая отличает клубы «Евроспорт».
Корпоративные клиенты. Для корпоративных клиентов разработаны специальные предложения со скидками. Привлекательность корпоративного предложения зависит от количества клиентов от одной организации.
Подарки и сюрпризы для членов клуба. В праздничные и предпраздничные дни в клубах действует система скидок и подарков, предоставляемых для потенциальных клиентов. Новогодняя распродажа клубных карт с 50% скидками, на 23 февраля специальные предложения для мужчин, а на 8 Марта – для женщин, в День Св. Валентина влюбленные могут приобрести две карты по цене одной. А в Дни Рождения клиентов фитнес-центр предоставляет возможность пользоваться дополнительными услугами за счет клуба.
Заключение
В результате проведенного исследования был раскрыт имиджеобразующий потенциал корпоративной культуры. Анализ теоретических работ по данной тематике, а также литературы в области культурологи и национальной ментальности и разработка практических рекомендаций, созданных на базе фитнес-центра «Евроспорт», подтвердили выдвинутую автором работы гипотезу о том, что комплексно разработанная и правильно внедренная во внутреннюю среду компании корпоративная культура является мощным имиджеформирующим ресурсом. Она работает на имидж компании, является ресурсом для позиционирования, способствует формированию индивидуальности бренда, создает лояльность, улучшает привлекательность компании как работодателя, позволяет расширить сферы партнерства с другими организациями, помогает обеспечить долгосрочные потребительские предпочтения, что становится залогом стабильного развития компании.
В ходе выполнения дипломной работы были решены следующие теоретические и практические задачи:
1. проанализированы разные подходы к пониманию имиджа и определено место и роль корпоративной культуры в системе формирования имиджа организации;
2. изучено понятие, содержание и особенности корпоративной культуры как самостоятельного института культуры.
3. рассмотрена специфика российской национальной культуры, позволяющая адаптировать зарубежный опыт в формировании корпоративной культуры.
4. для практической отработки исследованного вопроса был проведен комплекс проектных работ по исследованию ситуации, разработке и внедрению корпоративной культуры во внутреннюю среду фитнес-центра «Евроспорт».
На защиту выносится:
1. Определение места и роли корпоративной культуры в системе формирования имиджа организации.
Корпоративная культура занимает особое место в системе имиджа организации, поскольку заключает в своей формулировке информацию о профессионализме компании, её социальной позиции и закладывает основу платформы бренда, что является стратегическим маркетинговым ресурсом компании. Корпоративная культура определяет индивидуальность компании, ее ценности, нормы поведения, «жизненный стиль» фирмы, её социальную позицию – все то, что выделяет компанию из числа конкурентов, наделяет её яркой индивидуальностью и становится основой имиджа.
Корпоративная культура – это наиболее активный элемент, связующий воедино внутренний и внешний имидж организации через воплощение в миссии, стандартах, ценностях и принципах компании. На основе принципов корпоративной культуры формируется внешний и внутренний имидж организационной структуры. На основе, которого общество оценивает ту или иную корпорацию, принимая или отрицая ее. Следовательно, от соблюдения принципов и норм корпоративной культуры каждой организацией зависит не только имидж компании, но и успешное ее функционирование. Обязательным условием корпоративной культуры является ее комплексная реализация и глубокая укорененность во внутреннем имидже. Только если все члены организации, включая руководство и рядовых сотрудников, разделяют миссию фирмы, ее ценности, нормы, правила поведения можно рассчитывать на эффективность корпоративной культуры как элемента внешнего имиджа.
Таким образом, корпоративная культура является ключевым ресурсом для формирования имиджа фирмы, что является основой стимулирования потребительского спроса и создания долгосрочных потребительских предпочтений.
2. Рассмотрение содержания и специфики корпоративной культуры как самостоятельного института культуры в свете современных культурологических парадигм.
Спецификой корпоративной культуры является то, что без комплексного подхода к разработке и внедрения элементов культуры организации не возможно достичь ее правильного функционирования, что будет отражаться в целом на всей организации, ее имидже, партнерских взаимоотношениях и работе с клиентами.
Раскроем элементы и специфические черты, которые составляют неразделимую общность культуры корпорации.
Обобщив наиболее известные модели корпоративной культуры можно выделить основные ее элементы, без которых не обходится ни одна из моделей.
1) Основой любой организации является ее целевое начало – миссия и цели.
Миссия – это наиболее активный элемент, связующий воедино внутренний и внешний имидж организации. В широком понимании миссия – это философия и предназначение компании, утверждение о смысле ее существования, которое может включать в себя описание вневременной цели компании, ценности, верования и принципы, а в узком – сформулированное утверждение относительно того, для чего или по какой причине существует организация, ее общественно-социальная значимость.
Цели – это конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для нее желательным и на достижение которых направлена ее деятельность. То есть цели организации имеют более конкретную направленность, нежели миссия.
2) Важнейшим компонентом культуры организации можно считать систему норм и ценностей, которая формируется, благодаря многим компонентам и составляющим. Они представлены не только внешними компонентами, такими как мораль, нравственность, национальные устои общества, историческим влиянием прошлого страны, духовным сознанием, политическим аспектом, но внутренними составляющими, а именно внутренней средой организации. Система ценностей становятся тем ключевым звеном, от которого зависит сплоченность сотрудников, формируется единство взглядов и действий, а, следовательно, обеспечивается достижение целей организации.
3) Одной из наиболее эффективных технологий трансляции и поддержания корпоративных ценностей и корпоративной культуры является разработка корпоративных ритуалов.
Ритуал – это повторяющаяся последовательность деятельности, которая выражает основные ценности любой организации, отвечая на следующие вопросы: «Какие поставленные цели наиболее существенны?»; «Какие люди наиболее цены для организации, а какие только начинают приобретать вес?»
Через систему ритуалов можно не только поддерживать желаемую корпоративную культуру, но и разрешать конфликтные ситуации, осуществлять предупредительные меры по отношению к нарушителям, настраивать людей на решение задач, поддерживать корпоративный дух во время кризисов и в тяжелых для компании ситуациях.
4) Командный дух это совокупность духовных свойств и функций, сопровождающих трудовую хозяйственную деятельность: идеи, ценности, мотивы, стремления, ожидания, самочувствия и т.п., которыми управляется поведение работников и обуславливается сотрудничество многих в одной коллективной работе. Командный дух, являясь необходимым условием делового успеха, подразумевает наличие формальных морально-этических и ценностно-нормативных устоев – морального кодекса. Последним должны проникнуться работники фирмы, что будет способствовать созданию корпоративного духа – единой команды «Мы» на рабочем месте.
5) Мотивация – это процесс побуждения человека к определенной деятельности с помощью внутриличностных и внешних факторов. Несмотря на большое количество видов и типов теорий мотивации, различия концепций, несомненна их общность в вопросе необходимости управления мотивами поведения работников для достижения поставленных целей в организации.
6) В определении индивидуальности также немаловажным является фирменный стиль компании – это существенная часть корпоративной культуры, формирующая у социального окружения впечатление об организации: лицо, облик, способ существования фирмы, отличающийся совокупностью своеобразных приемов, манер поведения, характеристик общения. Элементами фирменного стиля являются: логотип, слоган, фирменные цвета, рекламный символ, фирменная одежда и т.п.
Одной из специфических черт корпоративной культуры как самостоятельного института культуры, со всеми присущими ему свойствами и качествами, является полифункциональность.
3. Анализ особенностей российской национальной культуры, позволяющей адаптировать зарубежный механизм формирования корпоративной культуры.
В настоящее время все подходы к культуре корпорации ориентированы на западную модель развития общества с развитой экономической структурой и своим специфическим менталитетом, не адаптированную к российским реалиям жизни, вследствие чего полученные результаты не соответствуют ожиданиям руководителей. Такой подход в изучении корпоративной культуры не совсем адекватен, в связи с российской ментальностью, различием экономических, политических, правовых и прочих условий существования предпринимательства и внутренней и внешней среды самих российских предприятий.
Культура корпоративных отношений в России должна, несомненно, опираться на передовой опыт западных стран, но не копировать его, а создавать свою, новую систему ценностей, которая бы была основана на культурном прошлом нашей страны, русском менталитете, православной этике, а также «культуре труда» и «культуре» производства, которые были заложены в советский период. Такой подход в вопросе корпоративной культуры способен воздействовать не только на организационные процессы в коллективе, но и разрешать противоречия теории и практики управленческой мысли.
Отличие западной и русской модели развития культуры хозяйственных и организационных отношений обусловлено, по крайней мере, тремя основными причинами. Это религиозные особенности, отличие менталитетов и культурные традиции двух обществ.
Анализ «продуктов» самосознания (философских, публицистических и художественных текстов, результатов социологических исследований) позволил сформулировать пять наиболее устойчивых и типичных для различных эпох культурной жизни России ценностных доминант, которые и составляют ядро российской национально-культурной ментальности:
· Низкая значимость факторов материального благополучия и устремленность в идеальную, духовную сферу.
· Неукорененность в настоящем и обращенность в прошлое или будущее.
· Доминирование социальных ориентаций над индивидуально-личностными.
Необходимо отметить, что мощный православно-культурный фундамент стал не только основой русской морали, но и всех государственных институтов.
Именно под влиянием всех этих факторов и сформировались специфические отличия русского и западного менталитетов. Применительно к современной экономической ситуации культура корпоративных отношений в нашей стране должна опираться на свои исконно русские корни, но не без учета культуры экономических отношений западных стран.
4. Проект оптимизации имиджа фитнес-центра «Евроспорт» путем целенаправленного позиционирования по критериям, соответствующим специфики потребительских интересов основных составляющих сегментов аудитории (на уровне корпоративной культуры через определение целей, миссии и ценностей компании, востребованных представителями аудитории).
Проект включает:
· характеристику маркетинговой ситуации фитнес-центра «Евроспорт», в результате которой были выявлены основные проблемы организации, прямо или опосредованно становящиеся причиной слабого восприятия имиджа компании целевыми группами, что в итоге снижает конкурентоспособность компании и осложняет доступ к имеющимся ресурсам, в том числе профессиональным.
· разработку концепции оптимизации имиджа фитнес-центра «Евроспорт» путем позиционирования на уровне корпоративной культуры за счет целенаправленного наращивания культурно-символического капитала;
· аналитический, концептуальный и практический этапы разработки корпоративной культуры, в результате которых была сформулирована миссия, система тренинга и корпоративный кодекс, обозначающий ценности фитнес-центра «Евроспорт»;
Миссия фитнес-центра «Евроспорт» заключается в создании престижного клуба, членов которого объединяет стремление духовно расти и физически развиваться, занимаясь спортом в кругу своих единомышленников.
· Разработана концепция и план спортивно-развлекательной игры «ЕвроСтарт», целью которого является доведение до сотрудников и клиентов клуба миссии и компании и принципов работы, которыми должна следовать фирма для соответствия заданной миссии.
Центральное событие – конкурсы и состязания, преимущественно рассчитаны на силовые и физические данные игроков, хотя, все покажутся смешными и яркими. Спортивное состязание носит развлекательный характер, что позволит не только проявить свои спортивные навыки и физические данные, но и получить заряд положительных эмоций и оставит хорошее впечатление несмотря на исход игры для каждой из команд. Мероприятие направленно на более близкое сплочение коллектива и членов клуба при помощи игры.
Общий план проведения:
2. Подготовка к мероприятию.
• Определение даты проведения (лучше, чтобы это не совпадало с какими-либо городскими и национальными праздниками);
• Афиширование предстоящего мероприятия на сайте фитнес-центра «Евроспорт» и приглашение к участию при помощи регистрации на сайте, подготовка листовок с описанием спортивно-развлекательной игры «ЕвроСтарт» и бланком для подачи заявки на участие (листовки и приложенные к ним бланки будут находиться рядом с еженедельным расписанием групповых занятий на рецепции);
• Распределение по командам (капитанами команд будут тренера фитнес-центра, которые будут набирать членов команд. Ими станут как члены клуба, подавшие заявку, так и сотрудники фитнес-центра);
2. Проведение спортивно-развлекательной игры «ЕвроСтарт».
• Вступительное слово директора фитнес-центра;
• Вступительное слова ведущего и представление жури, команд и их участников;
• Игра «ЕвроСтарт»;
• Выступление жюри, подведение итогов соревнования;
• Награждение сертификатами на скидку и почетными лентами победителей и участников игры «ЕвроСтарт»;
• Фуршет в холле фитнес-цетра со всеми гостями и участниками игры «ЕвросСтарт».
· Программа информационного сопровождения мероприятий, в которой объединяющим сообщением является миссия и ценности компании;
· Оценка эффективности проекта по экономическим и коммуникационным критериям. При создании данной имиджевой компании удалось, не разрабатывая новых услуг в фитнес-центре, скорректировав корпоративную культуру организации создать комплексный подход к формированию имиджа, и повысить функциональную привлекательность и преимущества оказываемых услуг за счет оперирования ценностно-нормативными символами аудитории при позиционировании компании, используя квалифицированный персонал и давая возможность работникам пробовать себя в разнообразных ситуациях общения с клиентами, оттачивая мастерство обслуживания. Затраты на внедрение данной кампании не велики: они главным образом необходимы для проведения тренингов, премиальных вознаграждений сотрудников, мотивирующих на качественное выполнение работы, и для подготовки и проведения спортивно-развлекательной игры «ЕвроСтарт» (подготовка буклетов и листовок, памятных лент, затраты на приглашение жюри, приз, организация фуршета).
Реализованный проект подтвердил на практике гипотезу о том, что корпоративная культура компании обладает значительным маркетинговым потенциалом и является мощным имиджеобразующим ресурсом.
Список литературы
корпоративный культура имидж оптимизация
1. Андерс Н.В. Формирование имиджа Российской фирмы (экономический аспект): Дессертация кандидатская. – М., 2001. – 161 с.
2. Бердяев Н.А, Судьба России. – М., 1990.
3. Богданов Е.Н., ЗазыкинВ.Г. Психологические основы «Паблик Рилейшнз». – СПб.: Питер, 2003. – 208 c.
4. Булгаков С.Н. Философия хозяйства. – М.: Молодая гвардия, 1990.
5. Виханский О.С. Стратегическое управление. – М.: Гардарики, 1999. – 296 с.
6. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М.: Экономистъ, 2003. – 526 с.
7. Капитонов Э.А., Капитонова А.Э. Корпоративная культура. – Ростов-на-Дону: ОА Ростиздат, 2001. – 401 с.
8. Кибизова Э.Э. Этика и социальная психология товароведческой деятельности. – СПб.: Книжный дом, 2005. – 240 с.
9. Коваль Т.Б. Этика труда православия. – Общественные науки и современность. 1994. №6. С. 57.
10. Котлер Ф. Основы маркетинга. – М.: – Прогресс, 1991. – 670 с.
11. Кошарная Г.Б. Формирование культуры предпринимательства в переходном обществе (социально-экономический аспект) Докторская диссертация. Днепропетровск, 200. С. 37.
12. Краткий психологический словарь / Под общей ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. Редактор-составитель Л.А. Карпенко. Изд. Второе. – Ростов-на-Дону, 1998. – 431с
13. Крылов Н. Поощрение и порицание – это вам ни хухры-мухры, это ритуалы. // Капитал (Москва), №6, 1997, 5 апреля Феофанов О.А. Реклама: новые технологии в России. – СПб: Питер, 2001. – .384 с.
14. Леонтьев В.Н., Сумятин В.Н. От лжеколлективизма к реальным адаптивным функциям // Социе. – 1992. – №6.
15. Марков А.П. Отечественная культура как предмет культурологи. – СПб.: СПбГУП, 1996. – 288 с.
16. Марков А.П. Проектирование маркетинговых коммуникаций: Рекламные технологии. Связи с общественностью. Спонсорская деятельность. – СПб.: СПбГУП, 2005. – 400 с.
17. Менеджмент (Современный российский менеджмент) / Под ред. Ф.М. Русинова, М.Л. Разу – М.: ИД ФБК-Пресс, 2000. –502 с.
18. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 1992. 590 с.
19. Петрова Е.А. Имиджелогия: проблемное поле и направления исследования // PR в образовании. – №1, 2004. – С. 36–38.
20. Почепцов Г.Г. Имиджелогия. – М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 2004. – 576 с.
21. Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии двадцатого века. – М.: Рефл-бук., К.: Ваклер, 2000. – 352 с.
22. Пугачев В.П. Руководство персоналом организации. – М.: Аспект Пресс, 1999 – 278 с.
23. Советский Энциклопедиеский словарь / научный совет: А.М. Прохоров (пред.). – М.: Совецкая Энциклопедия, 1981
24. Спивак В.А. Корпоративная культура. – СПб.: Питер, 2001. – 352 с.
25. Спивак В.А, Организационное поведение и управление персоналом. – СПб.: Питер, 2000. – 352 с.
26. Тесакова Н.В. Миссия и корпоративный кодекс. – М.: РИП-холдинг, 2004. – С. 103
27. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Концепции и ситуации для анализа – М.: Вильямс, 2006. – С. 36
28. Шайн Э. Организационная культура и лидерство / перс англ. под ред. В.А. Спивака. – СПб: Питер, 2002
29. Шепель В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. – 472 с.
30. Ягер Джен. Деловой этикет: как выжить и преуспеть в мире бизнеса. – М.: Джон Уайли энд Санз, 1994. – 285 с.
Интернет.источники:
1. Культурология. Организационная культура. Определения //http://www.countries.ru/library/orgculture/def3.htm
2. http://corpculture.ru/content/ctruktura-i-modeli-organizatsionnoi-kultury
3. Круглова К. Анализ основных понятий, применяемых при изучении корпоративной культуры. // http://sociologist.nm.ru/study/seminar
4. Метаева В.А. Имидж корпорации. – http://evartist.narod.ru/text9/17.htm
5. Словарь по социальной психологии // yandex.ru
6. Шепель В.М. Имиджелогия. Как нравиться людям. – М.: Народное образование, 2002. // http://evartist.narod.ru/text9/17.htm
[1]Марков А.П. Проектирование маркетинговых коммуникаций: Рекламные технологии. Связи с общественностью. Спонсорская деятельность. – СПб.: СПбГУП, 2005. – С.220
[2] Метаева В.А. Имидж корпорации. - http://evartist.narod.ru/text9/17.htm
[3] Феофанов О.А. Реклама: новые технологии в России. – СПб: Питер, 2001. – С.198.
[4] Шепель В.М. Имиджелогия. Как нравиться людям. – М.: Народное обазование, 2002.
[5] Марков А.П. Проектирование маркетинговых коммуникаций: Рекламные технологии. Связи с общественностью. Спонсорская деятельность. – СПб.: СПбГУП, 2005. – С.52
[6] Шепель В.М. Имиджелогия. Как нравиться людям. – М.: Народное обазование, 2002
[7] Почепцов Г.Г. Имиджелогия. – Рефл-бук. Ваклер, 2004.- С. 44
[8] Андерс Н.В. Формирование имиджа Российской фирмы (экономический аспект): Дессертация кандидатская. – М., 2001. – С. 9.
[9] Краткий психологический словарь / Под общей ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского. Редактор-составитель Л. А. Карпенко. Изд. Второе. - Ростов-на-Дону, 1998.- С. 96
[10] Шепель В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. – С.24
[11] Котлер Ф. Основы маркетинга. - М.: - Прогресс, 1991. -
[12] Виханский О.С. Стратегическое управление. – М.: Гардарики, 1999. – С.156
[13] Спивак В.А. Корпоративная культура. – СПб.: Питер, 2001. – С.37
[14] Петрова Е.А. Имиджелогия: проблемное поле и направления исследования// PR в образовании. - №1, 2004. – С.36-38.
[15] Петрова Е.А. Имиджелогия: проблемное поле и направления исследования// PR в образовании. - №1, 2004. – С.36-38.
[16] Шепель В.М. Имиджелогия. Как нравиться людям. – М.: Народное обазование, 2002
[17] Марков А.П. Проектирование маркетинговых коммуникаций: Рекламные технологии. Связи с общественностью. Спонсорская деятельность. – СПб.: СПбГУП, 2005. – С.52
[18]Шепель В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. – С.25
[19] Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии двадцатого века. – М.: Рефл-бук., К.: Ваклер, 2000. – С.47-48
[20] Богданов Е.Н., ЗазыкинВ.Г. Психологические основы «Паблик Рилейшнз». – СПб.: Питер, 2003. – С.41
[21] Шепель В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. – С.87
[22] Марков А.П. Проектирование маркетинговых коммуникаций: Рекламные технологии. Связи с общественностью. Спонсорская деятельность. – СПб.: СПбГУП, 2005. – С.222
[23] Богданов Е.Н., ЗазыкинВ.Г. Психологические основы «Паблик Рилейшнз». – СПб.: Питер, 2003. – С.43
[24] Спивак В.А. Корпоративная культура. – СПб: Питер, 2001. С. 33-43.
[25] Кошарная Г.Б. Формирование культуры предпринимательства в переходном обществе (социально-экономический аспект) Докторская диссертация. Днепропетровск, 200. С. 37.
[26] Советский Энциклопедиеский словарь / научный совет: А.М. Прохоров (пред.). – М.: Совецкая Энциклопедия, 1981.
[27] Марков А.П. Отечественная культура как предмет культурологи. – СПб.: СПбГУП, 1996. С . 4-5
[28] Спивак В.А. Корпоративная культура. – СПб.: Питер, 2001. – С.14
[29] Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 1992. С. 31.
[30] Спивак В.А, Организационное поведение и управление персоналом. – СПб.: Питер, 2000. С. 139.
[31] Спивак В.А. Корпоративная культура. – СПб.: Питер, 2001. С. 13.
[32] http://www.countries.ru/library/orgculture/def3.htm - Культурология. Организационная культура. Определения
[33] [33] Спивак В.А. Корпоративная культура. – СПб.: Питер, 2001. С. 14-15.
[34] Шайн Э. Организационная культура и лидерство/перс англ. под ред. В. А. Спивака. -СПб: Питер, 2002
[35] Спивак В.А. Корпоративная культура. - СПб.: Питер, 2001. С. 58.
[36] http://corpculture.ru/content/ctruktura-i-modeli-organizatsionnoi-kultury
[37] Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М.: Экономистъ, 2003. – С. 204.
[38] Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Концепции и ситуации для анализа – М.: Вильямс, 2006. – С.36
[39] Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М.: Экономистъ, 2003. – С.205
[40] Капитонов Э.А., Капитонова А.Э. Корпоративная культура. – Ростов-на-Дону: ОА Ростиздат, 2001. – С. 288
[41] Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М.: Экономистъ, 2003. – С. 209.
[42] Капитонов Э.А., Капитонова А.Э. Корпоративная культура. – Ростов-на-Дону: ОА Ростиздат, 2001. – С. 295
[43] Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М.: Экономистъ, 2003. – С. 210, 214.
[44]К. Круглова Анализ основных понятий, применяемых при изучении корпоративной культуры. http://sociologist.nm.ru/study/seminar
[45] Марков А.П. Проектирование маркетинговых коммуникаций: Рекламные технологии. Связи с общественностью. Спонсорская деятельность. – СПб.: СПбГУП, 2005. – С. 119-121.
[46] К. Круглова Анализ основных понятий, применяемых при изучении корпоративной культуры. // http://sociologist.nm.ru/study/seminar
[47] Карташова Л.В., Никонова Т.В., Соломонидина Т.О. Организационное поведение. – М.: Инфра-М, 2000. - С.200
[48] Крылов Н. Поощрение и порицание - это вам ни хухры-мухры, это ритуалы. //Капитал (Москва), №6, 1997, 5 апреля.
[49] Тесакова Н.В. Миссия и корпоративный кодекс. - М.: РИП-холдинг, 2004. – С.103
[50] Капитонов Э.А., Капитонова А.Э. Корпоративная культура. – Ростов-на-Дону: ОА Ростиздат, 2001. – С. 299
[51] Пугачев В.П. Руководство персоналом организации. – М.: Аспект Пресс, 1999. – С. 176-177.
[52] Марков А.П. Проектирование маркетинговых коммуникаций: Рекламные технологии. Связи с общественностью. Спонсорская деятельность. – СПб.: СПбГУП, 2005. – С. 376.
[53] Пугачев В.П. Руководство персоналом организации. – М.: Аспект Пресс, 1999. – С. 177.
[54] Менеджмент (Современный российский менеджмент) / Под ред. Ф.М. Русинова, М.Л. Разу — М.: ИД ФБК-Пресс, 2000. — С. 97.
[55] Капитонов Э.А., Капитонова А.Э. Корпоративная культура. – Ростов-на-Дону: ОА Ростиздат, 2001. – С. 341-342.
[56] Пугачев В.П. Руководство персоналом организации. – М.: Аспект Пресс, 1999. – С. 177-178.
[57] Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 1992 – С. 91.
[58] Кибизова Э.Э. Этика и социальная психология товароведческой деятельности. – СПб.: Книжный дом, 2005. – С. 46.
[59] Капитонов Э.А., Капитонова А.Э. Корпоративная культура. – Ростов-на-Дону: ОА Ростиздат, 2001. – С. 344.
[60] Там же. – С. 348.
[61] Ягер Джен. Деловой этикет: как выжить и преуспеть в мире бизнеса. – М.: Джон Уайли энд Санз, 1994. – С. 35.
[62] Спивак В.А. Корпоративная культура. – СПб.: Питер, 2001. – С. 74.
[63] Коваль Т.Б. Этика труда православия. – Общественные науки и современность. 1994. № 6. С. 55.
[64] Кошарная Г.Б. Формирование культуры предпринимательства в переходном обществе (социально-экономический аспект). Докторская диссертация. – Днепропетровск, 2000. – С. 76.
[65] Булгаков С.Н. Философия хозяйства. – М.: Молодая гвардия, 1990. – С. 186.
[66] Коваль Т.Б. Этика труда православия. – Общественные науки и современность. 1994. № 6. С. 57.
[67] Спивак В.А. Корпоративная культура. – СПб.: Питер, 2001. С. 18.
[68] Словарь по социальной психологии // yandex.ru
[69] Спивак В.А. Корпоративная культура. – СПб.: Питер, 2001. С. 18
[70] Марков А.П. Отечественная культура как предмет культурологи. - СПб.: СПбГУП, 1996. – С. 125.
[71] Марков А.П. Проектирование маркетинговых коммуникаций: Рекламные технологии. Связи с общественностью. Спонсорская деятельность. – СПб.: СПбГУП, 2005. – С. 359.
[72] Бердяев Н.А, Судьба России. – М., 1990. – С. 119.
[73] Марков А.П. Отечественная культура как предмет культурологи. - СПб.: СПбГУП, 1996. – С. 130.
[74] Там же. – С. 131.
[75] Там же. – С. 133.
[76] Марков А.П. Проектирование маркетинговых коммуникаций: Рекламные технологии. Связи с общественностью. Спонсорская деятельность. – СПб.: СПбГУП, 2005. – С. 362.
[77] Там же. – С. 362.
[78] Леонтьева В.Н., Сумятин В.Н. От лдеколлективизма к реальным адаптивным функциям // Социе. – 1992. - № 6.
[79] Марков А.П. Отечественная культура как предмет культурологи. - СПб.: СПбГУП, 1996. – С. 139.
[80] [80] Марков А.П. Проектирование маркетинговых коммуникаций: Рекламные технологии. Связи с общественностью. Спонсорская деятельность. – СПб.: СПбГУП, 2005. – С. 363.
[81] Кошарная Г.Б. Формирование культуры предпринимательства в переходном обществе (социально-экономический аспект). Докторская диссертация. – Днепропетровск, 2000. – С. 83.
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
"Формирование бизнес-имиджа коммерческой организации"
Введение
Актуальность. Понятие корпоративный имидж, прочно утвердившееся в российском бизнесе и менеджменте, становится актуальным и для предприятий, учреждений образования. Забота об имидже – признак развивающихся организаций, стремящихся обрести своё лицо, ищущих наиболее оптимальные направления своего движения, пытающихся найти гармоничные способы сосуществования с социумом.
Значимость имиджа в системе маркетинговых коммуникаций коммерческой организации обусловлена тем, что он оказывает информационное и эмоционально-психологическое воздействие на внешнюю и внутреннюю среду организации с целью усиления ее экономических и социальных позиций на ранке товаров и услуг. Имидж стимулирует потребительское поведение, приводя к увеличению прибыли; расширяет сферу партнерства, обеспечивая доступ к различным ресурсам: финансовому, информационному, человеческому, материальному.[1]
Имиджмейкерский подход, в основе которого лежит формирование корпоративной философии и культуры, делает упор на разработку тех средств, которые позволят идентифицировать организацию или предприятие с декларируемыми ими ценностями. К таким средствам относятся: корпоративная культура как система взаимодействий и отношений, способствующих ведению дела и достижению целей; раскрывает внутреннюю среду фирмы: отношение сотрудников к работе, их мотивационная принадлежность к организации, самооценка, межличностное взаимоотношение и т.д. Такой подход является новым для российской практики постановки дела, обоснованно считается инновационным и справедливо находится в зоне особого внимания руководителей организаций, видящих в этом подходе мощный рычаг для развития.[2]
Имиджеобразующие возможности корпоративной культуры различны:
· формирование ценностных ориентиров в среде партнеров и клиентов;
· эффективный способ социального позиционирования фирмы через миссию данной организации;
· восприятие целостности имиджа посредством коммуникации с коллективом организации.
· наращивание социально-статусных ресурсов имиджа фирмы посредством установления значимых партнерских отношений.
Однако в реальности возможный потенциал корпоративной культуры реализуется частично или в неверном его толковании, что обусловлено следующими причинами:
· Слабая степень осознания со стороны менеджмента коммерческой организации значимости корпоративной культуры.
· Не определены место и роль корпоративной культуры в системе формирования имиджа организации.
· Применение зарубежного опыта по формированию корпоративной культуры вне контекста российской национальной культуры.
Исходя из выше сказанного, мы видим, что проблема исследования состоит в противоречия между:
А) наличие, неоспоримо, значимого имиджевого потенциала корпоративной культуры, как средства формирования бизнес-имиджа;
Б) незначительная практическая реализация аспектов корпоративной культуры, либо неправильное толкование применения его составных частей.
Цель работы: раскрыть имиджеобразующие возможности корпоративной культуры и определить эффективность реализации.
Задачи:
· Определить место и роль корпоративной культуры в системе формирования имиджа организации.
· Рассмотреть содержание и специфику корпоративной культуры как самостоятельного института культуры в свете современных культурологических парадигм.
· Проанализировать особенности российской национальной культуры, позволяющей адаптировать зарубежный механизм формирования корпоративной культуры.
· Проанализировать корпоративную культуру фитнес-центра «Евроспорт».
· Разработать проекта по оптимизации имиджа фитнес-центра «Евроспорт» посредством корректировки корпоративной культуры.
· Определить параметры эффективности проекта.
Объект исследования – корпоративная культура как имиджевый ресурс организации.
Предмет исследования – условия реализации потенциала корпоративной культуры в формировании бизнес-имиджа фирмы.
Теоретическая база исследования.
Современный рынок не испытывает недостатка в объеме переводной литературы по вопросам рекламы и PR и, в частности, технологии имиджирования. Однако, по мнению российских специалистов, дословные кальки с этих изданий нуждаются в переработке и адаптации к особенностям восприятия и стереотипам нашего общества. Данная работа опирается на такие основные источники в вопросе корпоративного имиджа, как: В.М. Шепель «Имиджелогия. Как нравиться людям», О.А. Феофанов «Реклама: новые технологии в России», Почепцов Г.Г. «Имиджелогия» и «Коммуникативные технологии двадцатого века». Маркетинговая компонента в культуре корпорации представлена как зарубежными авторами, так и отечественными: Ф Котлер. «Основы маркетинга», А.П. Марков «Проектирование маркетинговых коммуникаций: Рекламные технологии. Связи с общественностью. Спонсорская деятельность», а область менеджмента представлена Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. «Основы менеджмента», О.С. Виханский «Стратегическое управление».
Особую значимость для данной работы представляют отечественный ученый в области организационной культуры В.А. Спивак и его произведения «Корпоративная культура» и «Организационное поведение и управление персоналом», а также работа А.П. Маркова «Отечественная культура как предмет культурологи», освещающая вопросы русской ментальности, православной этики и особенности отечественной культуры.
Методы исследования: анализ теоретической литературы отечественных и зарубежных авторов; консультации с руководством и сотрудниками фирмы, анализ внутрифирменной документации, анкетирование.
Практическая база исследования – Фитнес-центр «Евроспорт» (г. Санкт-Петербург).
1. Теоретические аспекты формирования корпоративной культуры как средства формирования бизнес-имиджа коммерческой организации
Дата: 2019-12-22, просмотров: 241.