Экономика любой страны требует постоянного обновления основных средств производства. Оно во многом осуществляется за счет лизинга. На его долю в западной Европе приходится около трети всего обновления техники.
Для нашей страны на данном этапе развития вопрос устаревания основных средств производства стоит достаточно остро в большинстве отраслей экономики, не исключение и строительство.
В принципе динамика развития в этой отрасли не отличается от других сфер экономики. Тенденции последнего десятилетия таковы: в первые годы объем лизинга удваивался, затем график стал более пологим – в позапрошлом году его объем возрос примерно на 70%, в прошлом – на 50%.
Лизинг в России становится с каждым годом все более популярным средством осуществления крупных инвестиционных проектов. По этой схеме покупаются автомобили и строятся заводы. На рынок лизинга вышли новые игроки, расширяется сфера их интересов, у лизинговых компаний появляются общие задачи, подталкивающие их к консолидации. В этом году исполняется 10 лет Ассоциации «Рослизинг», объединяющей более 100 лизинговых компаний, большинство из которых — крупнейшие и по размеру уставного капитала, и по объемам ежегодно привлекаемых инвестиций, и по географии бизнеса. Их деятельность во многом определяет количественные и качественные показатели рынка лизинга в России. На них ориентируются стратегические инвесторы, с ними работают крупнейшие российские и зарубежные банки. Еще три года назад, когда сказывались последствия дефолта, объем новых договоров лизинга, заключенных компаниями — членами ассоциации, перевалил за 500 млн. долларов. Практически начиная с этого момента ежегодный прирост инвестиций по лизингу в основные фонды российской экономики составляет 20—30 %.
В настоящее время основные тенденции развития лизинга в экономике в целом и в строительстве в частности сохраняются. Стабильно развиваясь, его рынок становится все более цивилизованным. Растет доверие инвесторов к лизинговым компаниям, грамотность поставщиков оборудования и лизингополучателей. Однако сегодня уже становится очевидным, что постоянная активизация инвестиционной деятельности в России обусловила большую избирательность заемщиков в выборе источника финансирования. Если раньше лизинг преимущественно конкурировал прежде всего с банковским кредитом, то с накоплением опыта, как поставщиками, так и лизингополучателями и инвесторами, границы деятельности лизинговых компаний очертились более четко.
Появлением конкуренции между самими участниками лизингового бизнеса обусловлен ряд новых явлений, суть которых сводится к одному: лизинг стал более доступен и привлекателен для российских строительных предприятий. Упрощаются условия обеспечения сделки лизингополучателем, расширяется спектр дополнительных услуг, которые предлагают лизинговые компании. Растет количество сделок, платежи по которым не привязаны к доллару [30, c. 22].
В условиях возрастающей конкуренции пассивное привлечение лизингополучателя становится уже недостаточным. Для развития бизнеса лизинговые компании должны идти на более сложные меры. Одна из них — выход лизингового бизнеса в регионы, увеличение скорости лизинговых заявок и повышение сложности лизинговых сделок, а также специализация лизинговых компаний в определенных нишах рынка.
Сегодня лизинг стал эффективным механизмом финансирования малого строительного бизнеса, который банковская сфера традиционно обходила стороной. Все больше лизингодателей в своей деятельности ориентируются на малые и средние предприятия. Малый бизнес очень заинтересован в развитии этого сотрудничества. Ведь сегодня лизинговая компания не только предоставляет финансирование, но и организует довольно сложные отношения между инвестором, поставщиком и лизингополучателем. Значительная часть лизингового финансирования, предоставляемого независимыми лизинговыми компаниями, предназначена для малых и средних предприятий – части российской экономики, по-прежнему имеющей значительный потенциал для роста. Это крайне положительная тенденция для российского лизингового сектора.
Строительство, всегда являвшееся основой материального производства и развития социально-культурной сферы, требует отдельного рассмотрения. В условиях отсутствия бюджетных средств и резко обострившейся проблемы сбыта новой строительной техники, одним из основных способов активизации инвестиционных процессов в этой отрасли экономики является лизинг. По предварительной оценке, на обновление и техническое перевооружение парка машин в строительстве потребуется в ближайшие 3-4 года 6,8 трлн. руб. инвестиционных ресурсов [58].
Перспективность лизинга и его производственная функция обуславливается все возрастающей потребностью строительных организаций в обновлении основных производственных фондов, развитии мощностей предприятия, проведении технического перевооружения и возможностью частичного решения задач без больших первоначальных вложений с гораздо меньшими издержками по сравнению с использованием кредита. Лизинг – один из наиболее распространенных методов материально-технического обеспечения производства, который открывает возможность использовать в производственной деятельности не только отдельные виды машин, оборудования, но и целые укомплектованные технологии. Он создает условия для применения наиболее передовой техники в условиях ее быстрого старения и острого дефицита финансовых средств, их перемещения с рынка ценных бумаг на инвестиции в развитие производства.
Подпрограммой развития лизинга в строительстве предусматривается создание в районах сосредоточенного строительства сети региональных лизинговых компаний и единого лизингового банковского консорциума, специализирующихся на операциях со строительно-дорожными машинами, оборудованием и технологическим автотранспортом, в том числе: в Московской, Тульской, Самарской, Свердловской, Волгоградской и Читинской областях.
Реализация проектов позволит осуществить структурную перестройку производственной базы строительства, а также задействовать производственные мощности и новейшие технологии конверсионных предприятий.
Необходимость развития лизинговой деятельности в строительном комплексе обусловлена следующими основными причинами [71]:
- высокая степень физического и морального износа основных средств всех видов транспорта, оцениваемая не менее чем 35-40%; на автотранспорте подлежит списанию из-за угрозы небезопасной эксплуатации не менее трети машин;
- значительное снижение инвестиционных возможностей предприятий, обусловленное инфляционными факторами, снижением спроса на перевозки и соответствующих доходов, неплатежеспособностью заказчиков;
- высокой и постоянно растущей стоимостью транспортных средств, машин и механизмов, контейнеров, погрузочно-разгрузочной техники и оборудования, необходимых для оказания перевозочных услуг.
Крайне острым является положение с обновлением парка строительных машин и оборудования, автотранспортных средств. В последние годы наметилась угрожающая тенденция к снижению количества реально работающего транспорта на объектах. Обеспечение строительных предприятий техникой по лизингу позволило бы ослабить остроту ситуации [58].
На сегодняшний день лизинг является одним из основных финансовых инструментов, позволяющих осуществлять крупномасштабные капитальные вложения в развитие материально-технической базы любого производства. Его широкое распространение на Западе и почин успешного внедрения на российской почве обусловлены тем, что по сравнению с другими способами приобретения оборудования (оплата по факту поставки, покупка с отсрочкой оплаты, банковский кредит, ссуда и т.д.) лизинг имеет ряд преимуществ.
Однако лизинговая деятельность в сфере строительства находится на начальном этапе, и дальнейшее развитие ее будет зависеть как от экономической и политической ситуации в стране, так и хорошего знания руководителями и специалистами строительных организаций, предприятий и других структур сущности и преимуществ финансового механизма.
2 Анализ лизинговых операций на ООО "СибирьСтройИнвест"
Дата: 2019-12-22, просмотров: 278.