Рассмотрим основные методы, которые дадут возможность решить указанные в предшествующем пункте проблемы, с которыми сталкивается ООО «СибирьСтройИнвест» при осуществлении лизинговых операций.
В качестве основного фактора развития лизинга в России следует отметить продолжающийся экономический рост и макроэкономическую стабилизацию. В последнее время российские банки проявляют все больший интерес к предприятиям реального сектора экономики, в том числе и строительства. Вложения в производство в той или иной форме постоянно растут, и, как предсказывают эксперты, процесс этот будет продолжаться: при оптимистическом варианте развития событий в экономике нашей страны за ближайший год инвестиции банковского капитала в российскую промышленность вырастут в полтора-два раза. Параллельно с этим растет заинтересованность банков в лизинговой деятельности. Поэтому количество поставщиков лизинговых услуг в ближайшее время может значительно увеличиться. В то же время банки зачастую имеют больше средств для финансирования лизинговых операций.
Мощным стимулом для развития отрасли стало внесение изменений в закон "О финансовой аренде (лизинге)" - был существенно либерализован целый ряд его положений, убраны лишние ограничения по содержанию и форме договора, а также ненужные с практической точки зрения определения и понятия (например, определения различных видов лизинга, помимо финансовой аренды как таковой). Фактически это новый закон, поскольку изменения весьма масштабны. Нормы данного закона, вступившего в силу со дня его официального опубликования - 2 февраля 2002 г., в своем большинстве были приведены в соответствие с Гражданским и Налоговым кодексами. Кроме того, теперь данный закон согласуется с вступающим в силу новым законом о лицензировании отдельных видов деятельности. Таким образом, начинает решаться проблема несоответствия различных законодательных документов, которая приводит в негодование руководство большинства предприятий, в том числе ООО «СибирьСтройИнвест».
В результате принятия нового закона большинство препятствий для развития внутреннего лизинга ликвидировано, и следует ожидать бурного развития этого вида деятельности в ближайшее время ввиду его очевидной привлекательности для лизингополучателей в качестве инструмента финансирования бизнеса и с налоговой точки зрения. В то же время международный лизинг остается малопривлекательным из-за того, что вопрос таможенного регулирования остается нерешенным.
Среди важнейших положений нового закона "О финансовой аренде (лизинге)" отметим следующие:
- Из закона исчезло понятие "лизинговая сделка", его в законе заменило другое (используемое в ГК РФ) - договор лизинга.
- Как Налоговый кодекс, так и новый закон о лизинге предоставляют участнику договора лизинга, на балансе которого находится предмет лизинга, право применять механизм ускоренной амортизации.
- Новый закон существенно расширяет спектр дополнительных услуг, включаемых в договор о лизинге.
- Новая редакция закона о лизинге сохраняет положение о льготном механизме уплаты таможенных платежей. Согласно этому закону при ввозе на территорию РФ таможенные платежи подлежат взносу в бюджет на сумму оплаченной части таможенной стоимости предмета лизинга с рассрочкой оставшейся части таможенных платежей.
- С введением последних изменений были упразднены ограничения на совмещение участниками договора лизинга своих функций и обязательств, например кредитора и лизингополучателя, что теоретически запрещало лизингополучателям осуществлять авансовые лизинговые платежи.
Таким образом, вышеуказанные моменты дали организации ООО «СибирьСтройИнвест» дополнительные возможности и преимущества при осуществлении лизинговых сделок. Соответственно, в последние годы организация стала активнее использовать данные услуги.
В предыдущей редакции закона был определен ряд случаев, при которых лизингодатель имел право бесспорного взыскания денежных сумм, а также бесспорного изъятия предмета лизинга, что по сути является расторжением договора лизинга. Лизингодатель мог воспользоваться этим правом, если использование имущества не соответствовало условиям договора или если лизингополучатель осуществлял сублизинг без его согласия. Ранее по данному вопросу существовало принципиальное противоречие между законом и ГК РФ.
Тем не менее, в новой редакции закона детально прописана процедура бесспорного списания лизинговых платежей лизингодателем в случае их неперечисления лизингополучателем более двух раз подряд. Но этот вопрос практически не коснулся ООО «СибирьСтройИнвест», так как организация регулярно выплачивает установленные лизинговые выплаты.
К наиболее существенно стимулирующим развитие лизинга нововведениям можно отнести следующие моменты.
С введением изменений отменено лицензирование лизинговой деятельности (что также зафиксировано в новом законе о лицензировании). Преимущества и недостатки данного аспекта были достаточно подробно освящены в первой главе. Как уже отмечалось, отмена лицензирования приводит к увеличению количества лизинговых компаний, а значит у ООО «СибирьСтройИнвест» увеличится возможность выбора поставщика лизинговых услуг.
В отличие от старой версии, новая редакция закона не ограничивает продолжительность отсрочки лизинговых платежей, что также является огромным преимуществом для ООО «СибирьСтройИнвест» при возникновении финансовых трудностей.
В законе содержится новое определение лизинговых платежей, которое расширено по сравнению с предыдущим законом. Лизинговые платежи определяются как общая сумма платежей по договору лизинга, включающая возмещение затрат лизингодателя на приобретение предмета лизинга и оказание иных предусмотренных договором услуг, а также его доход. Кроме того, в общую сумму платежей может включаться выкупная цена предмета лизинга.
Как и прежде, существенным стимулом для развития лизинговой деятельности остается положение об отнесении лизинговых платежей на себестоимость продукции, что позволяет снизить налогооблагаемую базу ООО «СибирьСтройИнвест». Дополнительно к этому, снижаются налог на имущество (2%) и налоги субъектов Федерации, так как используется ускоренная амортизация оборудования с коэффициентом до 3.
Предприятию ООО «СибирьСтройИнвест» также нет необходимости при приобретении оборудования делать разовые капитальные вложения, а выплата лизинговых платежей, включая и стоимость оборудования, осуществляется в течение продолжительного периода от трех и более лет.
Кроме того, лизинг предполагает кредитование вплоть до 100%. И при этом не требуется немедленно начинать выплаты за кредит.
Опыт показывает, что любому предприятию проще получить имущество по лизингу, чем ссуду на его приобретение, поскольку лизинговое имущество выступает в качестве залога.
Что же касается лизингодателя, то для него при инвестировании в форме имущества, в отличие от денежного кредита, снижается риск невозврата средств, поскольку сохраняется право собственности на передаваемое имущество - оно, в отличие от денег, выступает в качестве залога.
Эти факторы обуславливают значительный рост привлекательности лизинга для всех заинтересованных сторон и обуславливают ускорение темпов роста этого рынка.
Таким образом, правительство нашей страны активно занимается разработкой методов совершенствования лизинговых операций, многие из них уже реализуются на практике.
Что касается проблем лизинга недвижимости, с которыми сталкивается ООО «СибирьСтройИнвест», освещенных в предыдущем пункте, то для их решения необходимо ввести в российском законодательстве нормы об оперативном лизинге, что позволит передавать объект в лизинг приблизительно на срок, соответствующий сроку полной амортизации данного объекта. Сейчас же среднегодовая норма амортизации для недвижимости составляет 3,3%. Но даже при использовании ускоренного коэффициента амортизации равного 3%, срок лизинговой сделки должен составлять 10 лет, что в условиях нестабильной экономики и экономического кризиса практически неосуществимо.
В результате выход находят следующим образом. Многие лизинговые компании предлагают одинаковые условия для сдачи объекта недвижимости в оперативный лизинг один раз за его срок амортизации при следующих условиях: гарантия на всю сумму объекта недвижимости и срок лизинга не более 5 лет. Т.к. коэффициент амортизационных отчислений небольшой (годовая норма для производственных зданий составляет 1%), то за период лизинга сумма затрат, относимая на себестоимость, очень мала и выкуп помещения (который составляет около 85% от стоимости) ООО «СибирьСтройИнвест» будет производиться из прибыли. Т.е. фактически необходимо иметь значительную прибыль от реализации или свободные средства для выкупа оборудования в конце срока лизинга и гарантию на всю сумму сделки, что неприемлемо для многих предприятий.
Выходом из этой ситуации является элиминация ограничения коэффициента ускорения амортизации только для объектов недвижимости, равного 3 по закону "О лизинге", что позволит увеличить размер лизинговых платежей, за счет чего сократится остаточная стоимость объекта и уменьшится срок лизинговой сделки.
Интересен опыт Украины в решении вопроса оперативного лизинга. В законе Украины "О лизинге" как и в аналогичном российском тоже сказано, что объектом лизинга может быть любое движимое и недвижимое имущество, которое может быть отнесено к основным фондам и не запрещено к свободному обороту на рынке, за исключением земельных участков и природных объектов. Но на Украине срок амортизации указывается не во временных рамках, а относительно срока, за который происходит амортизация определенной части стоимости объекта лизинга. Поэтому получение производственных площадей на Украине решается путем оперативного лизинга, что особенно важно для предприятий, чьи финансовые ресурсы не позволяют решить эту проблему другим путем.
Таким образом, решая проблемы лизинга в нашей стране было бы не лишним изучать опыт других стран. При этом, конечно, необходимо адаптировать его к условиям нашей экономики.
Несколько крупных препятствий будут продолжать сдерживать развитие лизинга в будущем, даже после принятия поправок к Закону о лизинге. Во-первых, кредитование в России крайне ограничено, и улучшение в этой области зависит от всей российской экономики в целом и развития внутренней банковской и финансовой систем в частности. Развитие лизинговых компаний сдерживается ограниченным доступом к "длинным и дешевым" инвестиционным ресурсам. Для решения этой проблемы необходимо разработать схему разделения лизинговых рисков, "бэк-ап" соглашений.
Между тем, ожидается постоянное участие правительственных и околоправительственных кругов в лизинговом секторе, особенно, в "стратегических" отраслях, таких как сельское хозяйство, строительство, авиация и, в значительно меньшей степени, в поддержке малых и средних предприятий. Однако до сих пор бюджетные средства, выделяемые на развитие лизинга, зачастую использовались неэффективно - не на создание специальных лизинговых гарантийных фондов, а на конкретные проекты.
Во-вторых, лизинговые компании все еще испытывают серьезные трудности с возвратом оборудования в случае нарушения лизингополучателем условий договора лизинга. За редким исключением лизингодатели по-прежнему не верят, что суды смогут защитить их право собственности.
Существующая юридическая система и судебная практика, с учетом склонности судов принимать решения в пользу должника приводят к сокращению доступности кредитов для всех потенциальных заемщиков. Укрепление уверенности кредиторов (включая, в первую очередь, лизингодателей) в том, что их права будут защищены, является главным условием обеспечения дальнейшего роста кредитования.
В-третьих, сама лизинговая отрасль все еще относительно невелика, ей не хватает хорошо подготовленных профессионалов, и, кроме того, лизинговый механизм не совсем понятен потенциальным лизингополучателям (т.е. всем предприятиям и предпринимателям). Таким образом, необходимо организовать подготовку высококвалифицированных специалистов.
В-четвертых, рост рынка лизинга оборудования также серьезно ограничен неразвитостью вторичных рынков оборудования. Это создает большие трудности для лизинга, т.к. ни лизингополучатель (ООО «СибирьСтройИнвест»), ни лизингодатель не испытывают доверия к остаточной (или перепродажной) стоимости лизингового оборудования. До тех пор, пока вторичный рынок оборудования не будет достаточно развит, лизингополучатели не смогут в полной мере оценить преимущества лизинга.
На это уйдет больше всего времени, т.к. вторичные рынки, как часть лизингового рынка, традиционно развиваются в последнюю очередь. Кроме того, огромные масштабы технологического переоснащения в России в ходе замены старого оборудования (часто по частям в связи с нехваткой денежных средств) означают, что прогноз будущих рыночных цен на оборудование скорее сродни гаданию на кофейной гуще, чем науке. Некоторые поставщики начали решать эту проблему, предоставляя российским лизинговым предприятиям "гарантии выкупа", таким образом, принимая на себя часть риска.
Несмотря на принятие закона "О финансовой аренде (лизинге)" в новой редакции, законодательство, касающееся лизинга, все еще недостаточно согласовано. Недостаточно согласованы между собой вопросы, регулирующие организацию лизинга, включая юридические, экономические, финансовые, таможенные, налоговые и бухгалтерские вопросы. Недостаточно четко и документальное регламентирование лизинговых отношений.
Также принятие нового закона не устранило существенные проблемы, препятствующие развитию лизинга, а именно проблема таможенного регулирования. Необходимо внесение изменений в Таможенный кодекс, чтобы таможенные органы стали выполнять предписания закона "О финансовой аренде (лизинге)".
Кроме того, для России характерно малое число реально работающих на рынке лизинговых фирм из всех зарегистрированных и малая капитализация большинства из них. Однако в последнее время наметился процесс увеличения капитала лизинговых компаний, что связано с выходом на рынок иностранных компаний.
Таким образом, решение вышеперечисленных проблем с использованием вышеуказанных методов сделает лизинговые услуги еще более привлекательными для ООО «СибирьСтройИнвест» и для других фирм-лизингополучателей.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 264.