Таблица 1 - Поступление налогов и сборов в бюджеты всех уровней, тыс. руб.
Показатели | 2003 г. | 2004 г. | % к прошл. году | 2005 г. | % к прошл. году | 2006 г. | % к прошл. году |
Поступило всего | 308456 | 429234 | 139,1 | 404443 | 94,2 | 420745 | 104,0 |
В т. ч.: РФ | 92666 | 110315 | 119,0 | 111674 | 101,2 | 108562 | 97,2 |
Консолид. бюджет РМЭ | 215790 | 318919 | 147,7 | 292769 | 91,8 | 312183 | 106,6 |
Из них: респуб. бюджет | 127621 | 223271 | 174,9 | 220097 | 98,6 | 213848 | 97,2 |
районный бюджет | 88169 | 95648 | 108,5 | 72672 | 76,0 | 98335 | 135,3 |
За 2004 год поступление налогов и сборов в бюджеты всех уровней по Межрайонной ИМНС России №1 по РМЭ составило 429234 тыс. руб., что на 39,1% больше, чем в 2003 году.
За 2005 год поступление налогов и сборов, контролируемых ФНС России, в бюджеты всех уровней по Межрайонной ИМНС России №1 по РМЭ составило 404443тыс. руб. что на 5,8% меньше, чем в 2004 году (см. рисунок 6).
Из приведенных в таблице и на рисунке данных следует, что темп роста поступлений платежей в 2005 году ниже, чем темп роста поступлений в 2004 году. Наибольшее снижение объема поступлений в 2005 году произошло по налогу на прибыль на 41134 тыс. рублей и по акцизам на 4432 тыс. рублей.
За 2006 год в консолидированный бюджет Российской Федерации мобилизовано налоговых и других доходов, администрируемых Межрайонной ИФНС России №1 по Республике Марий Эл 420745 тыс. руб. (без учета единого социального налога) По сравнению с 2005 годом поступление во все уровни бюджетов увеличилось на 4,0% или на 16302 тыс. руб.
В структуре поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации основную долю (91,9%) составили следующие налоги: налог на доходы физических лиц 42,4% (178280 тыс. руб.); НДС 16,8% (70566 тыс. руб.); акцизы 13,6% (57443 тыс. руб.); налог на прибыль организаций 7,4% (31049 тыс. руб.); налог на имущество предприятий 7,1% (29757 тыс. руб.) и транспортный налог 3,8% (16178 тыс. руб.).
Рост поступлений в 2006 году по отношению к 2005 году зафиксирован по налогам: налог на доходы физических лиц - на 39,2%; единый налог на совокупный доход - на 44,4%; единый налог на вмененный доход- на 26,1%; водный налог- на 7,4%; налог на имущество предприятий- на 76,0%; налог на игорный бизнес и транспортный налог- более чем в два раза.
Снижение поступлений налоговых платежей отмечено по таким доходообразующим налогам, как налог на прибыль - на 55,0%; НДС- на 4,3%; акцизы- на 24,7%; земельный налог- на 12,2%.
На снижение объема поступления налога на прибыль организаций в 2006 году повлияло то, что 56 структурных подразделений c 1 января 2006 года перешли на уплату налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджет субъекта Российской Федерации, по месту нахождения ответственного обособленного подразделения (головной организации) в порядке, установленном 2 абзацем п.2 ст. 288 НК РФ.
Основной причиной снижения поступления налога на добавленную стоимость является то, что в 2006 году возвращено с бюджета на расчетный счет налогоплательщикам 17768 тыс. рублей. Также на поступление повлияло, что с 1 января 2006 года в соответствии с подпунктом 24 пункта 3 ст.149 НК РФ не подлежит налогообложению на территории РФ реализация лома и отходов черных и цветных металлов. В связи с этим предприятие ОАО « Марийвтормет» в 2006 году перечислили в бюджет меньше на 8190 тыс. рублей, чем в 2005 году.
В 2006 году по сравнению с 2005 годом допущено снижение поступления акцизов на 27,4% или на 18776 тыс. руб. Плательщиком акцизов подакцизными товарами на нефтепродукты является структурное подразделение ООО « Лукойл-Волганефтепродукт». На уменьшение поступлений по акцизам на нефтепродукты повлияло снижение объема реализации. Так, сумма начисленного налога за 2006 год в сравнении с 2005 годом уменьшилась на 15699 тыс. рублей.
Производителем продукции, облагаемой акцизами (пиво), на территории Медведевского района является ООО « Пивоваренная компания « Наше пиво». Указанным плательщиком уплачено в бюджет акцизов в 2006 году на пиво 7945 тыс. руб., что на 16,0% ниже уровня 2005 года (9458 тыс. руб.). Основной причиной снижения поступления данного налога объясняется тем, что из-за снижения спроса продукции предприятие уменьшило объем производства.
За 2006 год поступило земельного налога в бюджет всего 7077 тыс. рублей или на 983 тыс. руб. меньше, чем в 2005 году. На снижение поступления земельного налога повлияло то, что с января 2006 года изменился порядок исчисления налога. В соответствии со ст. 389 НК РФ теперь налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, сведения по которым предоставляются органами Роснедвижимости. Из-за предоставления не полных сведений о земельных участках, по ряду земельных участков сумма налога не исчислена.
Поступление налогов и других обязательных платежей в федеральный бюджет в 2004 году составило 110315 тыс. рублей, что на 19,0 процентных пунктов (на 17648 тыс. руб.) больше, чем за 12 месяцев 2003 года.
Поступление налогов и других обязательных платежей в федеральный бюджет в 2005 году составило 111674 тыс.рублей , что на 1,2 процентных пунктов ( на 1359 тыс. руб.) больше, чем в 2004 году.
Поступление налогов и других обязательных платежей в федеральный бюджет 108562 т. рублей или 97,2% к уровню 2005 года.
Динамика поступления налогов и сборов в федеральный бюджет за 2003-2006 гг. представлена на рисунке 7.
В течение 2003-2006 гг. федеральный бюджет формировался преимущественно за счет четырех видов налогов: НДС, акцизов, налога на прибыль организаций и платежами за пользование природными ресурсами (рис. 8).
В 2004 году доходы федерального бюджета на 61,9% сформированы за счет поступления НДС – 68333 тыс. руб. (в 2003 году НДС занимал 77,4% в доходах федерального дохода).
Акцизы в отчетном периоде составили 26,6% (29364 тыс. руб.) всех поступлений в федеральный бюджет против 16,1% -в 2003 году.
Удельный вес поступлений налога на прибыль организаций в федеральный бюджет составил 3,4% (3757 тыс. руб.) против 3,6% - в 2003году.
Платежи за пользование природными ресурсами в общем объеме поступления в федеральный бюджет составляют 7,2% (8006 тыс. руб.), что на 6,9 процентных пунктов больше, чем в 2003 году.
В 2005 году доходы федерального бюджета на 66,0% сформированы за счет поступления НДС - 73696 тыс. руб. (за 2004 года НДС занимал 67,3% в доходах федерального дохода). Акцизы в отчетном периоде составили 23,9% (26705 тыс.руб.) всех поступлений в федеральный бюджет против 28,9% -за 2004 года. Удельный вес поступлений налога на прибыль организаций в федеральный бюджет составил 3,6% ( 4042 тыс. руб.) против 3,7% - в отчетном периоде предыдущего года. За пользование природными ресурсами в общем объеме поступления в федеральный бюджет составляют 5,1% (5694 тыс.руб.).
В 2006 году доходы федерального бюджета на 65,0% сформированы за счет поступления НДС - 70566 тыс. руб. (за 2005 года НДС занимал 66,0% в доходах федерального дохода) Поступление акцизов в отчетном периоде составило 18,2% (19799 тыс. руб.) всех поступлений в федеральный бюджет против 23,9% - за 2005 год. Удельный вес поступлений налога на прибыль организаций в федеральный бюджет составил 7,5% (8203 тыс. руб.) против 3,6% - в 2005 года. Поступление платежей за пользование природными ресурсами в общем объеме поступлений в федеральный бюджет составляет 5,6% (6116 тыс. руб.).
Поступление налога на прибыль организаций составил 8203 тыс. рублей. Увеличение поступления налога на прибыль в федеральный бюджет за 2006 год в сравнении с 2005 годом составляет 4323 тыс. руб. Основной причиной роста поступления данного налога объясняется тем, что связи с увеличением объема производства произошло увеличение налогооблагаемой базы. Если за 9 месяцев 2005 года налогооблагаемая база составляла 47353 тыс. руб., то за этот же период 2006 года налогооблагаемая базам увеличилась на 21445 тыс. рублей, и составила 68798 тыс. рублей. Так, например: Медведевским ПМК начислено в бюджет в 2006 году на 878 тыс. рублей больше, чем в 2005 году. Перечислено в бюджет данным предприятием на 2189 тыс. рублей больше, чем в 2005 году; ОАО « Марийвтормет» начислено налога на прибыль в федеральный бюджет на 502 тыс. руб. больше, чем 2005 году, и перечислено в бюджет на 446 тыс. руб. также больше, чем в 2005 году; Медведевское ДРСГУП начислено в федеральный бюджет налога на прибыль на 763 тыс. рублей и перечислено на 1004 тыс. рублей больше, чем в 2005 году. Также на увеличение поступ-ления налога на прибыль в федеральный бюджет повлияло то, что в октябре 2006 года предприятие ОАО « Марийский завод силикатного кирпича» перешли на налоговый учет с ИФНС по г. Й-Ола. От данного предприятия поступило налога на прибыль в федеральный бюджет 924 тыс. рублей.
Объем поступления водного налога составил 6116 тыс. рублей или возрос на 7,4% в сравнении с 2005 годом. Однако за отчетный период не удалось добиться уровень поступления 2005 года по НДС и акцизам.
За 2006 год поступило налога на добавленную стоимость всего 70566 тыс. рублей или на 3130 тыс. рублей, что составляет 4,3%.
За отчетный период поступило акциза в федеральный бюджет всего 19799 тыс. рублей или на 25,9% меньше, чем в 2005 году ( 26705 тыс. руб.).
Уровень собираемости по НДС составил 102,7%, а по налогу на прибыль в федеральный бюджет также составил 102,7%.
В консолидированный бюджет Республики Марий Эл за 2004 год поступило 318919 тыс. рублей, что превышает поступление 2003 года на 47,7%. В консолидированный бюджет Республики Марий Эл за 2005год поступило 292769 тыс.рублей или 91,8% к 2004 году. В консолидированный бюджет Республики Марий Эл за 2006 год поступило 312183т. рублей или 106,6% к соответствующему периоду прошлого года (рисунок 9).
Основным источником поступления консолидированного бюджета РМЭ за 2003-2006 гг. является поступление налога на прибыль, налог на доходы физических лиц и акцизы (рисунок 10).
В связи с отменой с 1 января 2004 года налога с продаж продолжается сокращаться доля поступлений указанного налога в доход консолидированного бюджета Республики Марий Эл: в 2004 году составила всего 0,6% (2017 тыс. руб.) против 5,9% (18085 тыс. руб.) в 2003 году. Однако значительно увеличился удельный вес поступлений по налогу на прибыль в 2004 году – до 33,3% (106076 тыс. руб.) против 11,6% - в 2003 году.
В 2005-2006 гг. значительно увеличился удельный вес поступления налогов на доходы физических лиц, уменьшается доля акцизов.
В доход республиканского бюджета мобилизовано:
- в 2004 году - 223271 тыс. руб. или 174,9% к уровню 2003 года;
- в 2005 году - 220097 тыс. руб. или 98,6% к уровню 2004 года;
- в 2006 году - 213848 тыс. руб. или 97,2% к уровню 2005 года.
Таким образом, за 2005-2006 гг. наблюдаем незначительное, но постоянное снижение сумм поступлений налогов в республиканский бюджет РМЭ.
Как и в предыдущие периоды, основная часть доходов республиканского бюджета в 2004-2006 гг. сформирована за счет налога на прибыль, налога на доходы физических лиц и акцизов (рисунок 11).
Основная часть доходов республиканского бюджета за 2006 год сформирована за счет налога на доходы физических лиц -97057 тыс. руб. или 45,4 %, акцизов- 37644 тыс. руб. или 17,6%, транспортный налог-16178 тыс. руб. или 7,6 % и налога на имущество предприятий – 29757 тыс. руб. или 13,9% и налог на прибыль организаций- 22948 тыс. руб. или 10,7% всех поступлений. Рост поступлений в 2006 году по отношению к 2005 году в республиканский бюджет зафиксирован по налогам: налог на доходы физических лиц на 8,2%; единый налог на совокупный доход и на игорный бизнес более чем в два раза; налог на имущество на 76,0%; транспортный налог на 59,1%. Снижение налоговых поступлений отмечено по таким налогам, как налог на прибыль и акцизы. Налог на прибыль, зачисляемый в республиканский бюджет уменьшилось в сравнении с 2005 годом на 82,3%, а акцизы уменьшились на 24,0%.
В 2004 году поступление налоговых платежей в бюджет района – 95648 тыс. руб. или 108,5% к 2003 году (за 2003 год поступление составило 88169 тыс. руб. В общем объеме поступлений бюджета района наибольший удельный вес, как и в 2003 году, составляет налог на доходы физических лиц – 53786тыс. руб. или 56,2%, акцизы –7242 тыс. руб. или 7,6%, налог на прибыль 11225 тыс. руб. или 11,7% и налог на имущество предприятий –9167 тыс. руб. или 9,6%.
Поступление налоговых платежей в бюджеты районов в 2005 году составило 72672 тыс.руб. или 76,0% к 2004 году. Основными причинами снижения поступлений в районный бюджет являются следующее: с 1 января 2005 года изменены нормативы зачисления по налогу на доходы физических лиц с 50% в 2004 году до 30%; по налогу на прибыль в 2004 году при ставке 24% в районный бюджет поступало 2%, то с 2005 года отчислений в райбюджет нет; возвращена переплата по налогу на прибыль за 2005 год более 1700 тыс. рублей; с отменой местных налогов и сборов (налог на содержание жилфонда, налог на рекламу, сбор на содержание милиции).
В общем объеме поступлений бюджета района наибольший удельный вес, как и в прошлом году, составляет налог на доходы физических лиц — 38427 тыс.руб. или 52,9%, акцизы -9458 тыс.руб. или 13,0%, единый налог на совокупный доход-7728 тыс.руб. или 10,6%, налог на имущество предприятий -8462 тыс. руб. или 11,6%. и земельный налог- 8060 тыс. руб. или 11,1%. Поступление налоговых платежей в бюджеты районов за 2006 год составило 98335 тыс. руб. или 135,3% к 2005 году.
В общем объеме поступлений в бюджет района, наибольший удельный вес, как и в прошлом году, составляет налог на доходы физических лиц — 81223 тыс. руб. или 82,6%, единый налог на вмененный доход - 7203 тыс. руб. или 7,3% и земельный налог-7077 тыс. рублей или 7,2%. Рост поступлений наблюдается по всем налогам кроме земельного налога.
Основными источниками доходов бюджета являются налоговые поступления. Распределение собранных налогов по уровням бюджетов представлена на рисунке 12.
Если в 2003 году в федеральный бюджет по Медведевскому и Килемарскому району была передана почти треть собранных средств (30%), то в 2004 году – 25,7%, в 2006 году – 25,8%.
Также снижается доля средств, направленных в районный бюджет (с 28,6% в 2003 году до 18% в 2005 году) в основном за счет снижения налогов на имущество, землю и налога на доходы физических лиц.
Увеличивается удельный вес средств, направленных в бюджет Республики Марий Эл (с 41,4% в 2003 году до 54,4 в 2005 году), в основном за счет увеличения налога на доходы физических лиц и акцизов.
На формирование доходной части бюджета за период 2003-2006 гг. значительное влияние оказали предприятия, такие как: ОАО «Маривтормет», Медведевское ДРСГУП, ЗАО « Марийское», ЗАО « Тепличное», ООО « Завод Лесфорт», Пивоваренная компания « Наше пиво», Медведевское ПМК, ОАО «Металлоторг», ФГУП 116 Арсенал Минобороны, ГУППТК.
Существенное влияние на формирование бюджета оказывают предприятия, состоящие на основном налоговом учете в других налоговых инспекциях, но имеющие на территории Медведевского района обособленные структурные подразделения (имущество, торговые точки, земля, транспорт), это Марийское РНУ, ОАО «Лукойл-Волганефтепродукт», Маркоммунэнерго.
Межрайонной инспекцией МНС России №1 проводится большая работа по сбору единого социального налога (табл. 2).
Таблица 2 - Динамика поступления единого социального налога, тыс. руб.
Показатели | 2003 г. | 2004 г. | % к прошл. году | 2005 г. | % к прошл. году | 2006 г. | % к прошл. году |
Поступило платежей в государственные внебюджетные фонды | 170918 | 204418 | 119,6 | 188502 | 92,2 | 229099 | 121,5 |
из них: в Пенсион. фонд | 134262 | 167828 | 125,0 | 114761 | 121,4 | 145594 | 126,9 |
Фонд социального страхования | 21051 | 19197 | 91,2 | 14673 | 76,4 | 6107 | 114,6 |
Федеральный фонд ОМС | 853 | 1151 | 134,9 | 4146 | 360,2 | 8355 | 201,5 |
Территориальный ФОМС | 14752 | 16242 | 110,1 | 12228 | 75,3 | 15629 | 127,8 |
За 2004 год поступило платежей в государственные внебюджетные фонды (с учетом произведенных налогоплательщиками расходов на нужды государственного социального страхования) –204418 тыс. руб. или 119,6% к 2003 году. В структуре налоговых платежей удельный вес ЕСН с учетом задолженности внебюджетные фонды по состоянию на 1.01.2005 г. составил 32,2%.
Межрайонной инспекцией МНС России №1 проводится большая работа по сбору единого социального налога. За 2005 года поступило платежей в государственные внебюджетные фонды (с учетом произведенных налогоплательщиками расходов на нужды государственного социального страхования ) -188502 тыс. руб. или 92,2% к соответствующему периоду прошлого года, из них ЕСН, зачисляемый в федеральный бюджет 42694 тыс. рублей или 58,2% к 2004 году. Снижение поступления налогов и взносов на социальные нужды в 2005 году объясняется тем, что с 1 января 2005 года снижена базовая ставка налога для всех категорий налогоплательщиков по ЕСН с 35,6% до 26 %, а также увеличилось количество налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы. В структуре налоговых платежей удельный вес ЕСН с учетом задолженности по состоянию на 1.01.2006 г. составил 32,3%.
За 2006 год поступило платежей в государственные внебюджетные фонды (без учета расходов)- 229099 т. руб. или 121,5% к соответствующему периоду прошлого года, из них ЕСН, зачисляемый в федеральный бюджет - 53411 т. руб. или 125,1% к соответствующему периоду прошлого года.
Собираемость ЕСН, зачисляемого в государственные внебюджетные фонды, с учетом изменения задолженности по состоянию на 01.01.2007 года составила 108,0%; ЕСН, зачисляемого в федеральный бюджет уровень собираемости составил 110,0%; ЕСН, зачисляемый в фонд социального страхования 101,8%; ЕСН, зачисляемого в ФФОМС 100,0% и ТФОМС 108,4%.
В структуре налоговых платежей удельный вес ЕСН, с учетом поступлений в счет погашения задолженности по внебюджетным фондам, по состоянию на 1.01.2007 г., составил 35,2%.
В отраслевой структуре поступлений налоговых платежей основная доля поступлений приходится на предприятия транспорта (табл. 3). По состоянию на 1 января 2007 года удельный вес промышленных предприятий составляет 15,8%, организаций транспорта –21,3%, организаций сельского хозяйства –7,7%.
Таблица 3 - Отраслевая структура поступлений налоговых платежей
Отрасли | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. |
Сумма поступлений – всего | 100 | 100 | 100 | 100 |
В т.ч. промышленность | 25,7 | 24,9 | 23,6 | 15,8 |
Сельское хозяйство | 7,5 | 7,7 | 7,8 | 7,7 |
Строительство | 11,9 | 9,4 | 8,7 | 6,5 |
Транспорт | 8,7 | 9,2 | 9,5 | 21,3 |
Торговля, общественное питание | 5,2 | 5,0 | 4,9 | 3,6 |
По сравнению с 2003 годом увеличились поступления по всем отраслям экономики, кроме промышленности. Уменьшение поступления по данной отрасли экономики объясняется тем, что многие предприятия перешли на уплату единого налога на вмененный доход.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 260.