Концепция устанавливает несколько базовых принципов, исходя их которых определяются те области взаимодействия (разделы каталога спецификаций), в которых необходимо использование стандартизированных спецификаций. Следует отметить, что многие из этих принципов достаточно необычны для документов такого рода по сравнению с опытом других стран:
· в каталог включаются только те области, которые необходимы в настоящий момент;
· в каталог включаются области, в которых существует перекрытие технологий и необходимо уточнение их применения (в качестве примера приводится взаимодействие между локальными и глобальными сетями);
· в каталог, как правило, не должны включаться те области, в которых технические спецификации диктуются поставщиком соответствующих услуг (например, провайдерами мобильной связи);
· в каталог включаются области, относящиеся к взаимодействию, то есть те, в которых необходимо определение спецификаций, описывающих коммуникации между различными участниками;
· области должны описывать взаимодействия с точки зрения компьютерных систем;
· не должны включаться в каталог области и функции, спецификации в которых будут прямо вытекать из определенных в других областях спецификаций (в качестве примера приводится функция сетевого контроля и протокол ICMP, который однозначно определен принятыми для области LAN/WAN сетевыми протоколами).
При выборе областей должны учитываться следующие принципы:
· в названиях областей должны определяться области назначения, а не конкретные технологии (например «мобильный доступ», а не WAP);
· области по возможности должны корреспондировать с другими документами и концепциями правительства в области регулирования информационных технологий;
· определения областей должны быть достаточно широкими и гибкими для обеспечения возможности будущего развития.
Исходя их вышеперечисленных принципов, в текущей версии документа определены следующие группы (домены) областей назначения и функций:
Специфические задачи бизнес-приложений. Раздел определяет описания типовых бизнес-процессов (то есть административных процессов – при применении термина к правительству), специфических схем данных, типов информационных объектов, которыми должны обмениваться конкретные процессы, контролируемые словари для приложений. Определение всех перечисленных спецификаций осуществляется через XML-схемы, перечень которых ведется в отдельном реестре соответствующей координационной группы.
Интеграция приложений. Раздел определяет базовые интерфейсы и спецификации для взаимодействия внутри правительства. В качестве таковых определены (без вариантов) SOAP, WSDL и UDDI.
Доступ и обмен. Раздел определяет форматы для основных типов данных – гипертекстовых документов, электронных таблиц и т. п., а также типы носителей данных и т. п. Отметим, что в реестр включены на равных правах форматы документов MS Word и OpenOffice, причем оба обозначены, как форматы для взаимодействия с конкретными приложениями, а в качестве компромиссного (обязательного для поддержки) формата определены текстовый файл без разметки и (со значительными оговорками) формат RTF 1.6.
Безопасность. Раздел определяет алгоритмы шифрования, протоколы управления доступом, форматы электронно-цифровой подписи и т. п.
Коммуникации. Раздел определяет низкоуровневые коммуникационные протоколы для локальных и глобальных сетей, обмена электронной почтой и т. п. В целом не содержит неожиданных решений, устанавливая стек протоколов TCP/IP, IPv4, совместное использование протоколов POP3 и IMAP и т. д. Следует отметить, что в каталог внесен беспроводный протокол IEEE 802.11b (с ограничениями по безопасности), что является передовым по отношению к большинству других государств.
Особенности концепции
Основной особенностью предложенного в Гонконге подхода является четкая ориентация на поддержку решений рынком, так, концепция прямо устанавливает, что государство не должно (в рамках данного документа) пытаться регулировать применение стандартов de-facto, сложившихся в определенных информационных отраслях. В этом факте проявляются успехи, достигнутые правительством Гонконга на пути к преобразованию правительства к сервисной структуре, практически уравненной в правах с бизнес-субъектами.
Следует отметить, что подобные результаты во многом объясняются малыми размерами данного административного образования и его специфическим статусом, в связи с чем этот опыт не может быть прямо рекомендован для такого государства, как Россия.
В то же время заслуживает безусловного внимания сам спектр рекомендованных концепцией технических решений, простая и удобная структура документа, внятность формулировок, а также четко обозначенные подходы к управлению жизненным циклом документа и процедурами подтверждения соответствия.
Новая Зеландия. NZ e-GIF
Дата: 2019-12-10, просмотров: 237.