Развитие экономического сотрудничества России и стран СНГ.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Россия и страны ближнего зарубежья. Одним из приоритетных направлений внешней политики России в 1990-е гг. являлись отношения со странами СНГ. В первое время центральное место в отношениях занимали переговоры по вопросам, связанным с разделом имущества бывшего СССР, прежде всего, ядерного оружия. Она располагалось на территории России, Белоруссии, Казахстана и Украины.

 

В декабре 1994 г. США, Россия и Великобритания подписали с Украиной, Белоруссией и Казахстаном меморандумы "О гарантиях безопасности в связи с присоединением к Договору о нераспространении ядерного оружия".

 

 В 1995 г. вывоз ядерных вооружений с территории этих стран был завершен. В 1992 г. был заключен Договор о коллективной безопасности (ДКБ) между шестью государствами СНГ.

 

Россия использовала практику развития двусторонних отношений. В 1995 г. был заключен Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между РФ и Республикой Беларусь; в 1996 г. — Договор об образовании Сообщества России и Беларуси; в 1997 г. — Договор о Союзе Беларуси и России; в 1999 г. - Договор о создании Союзного государства. Интеграция способствовала росту объема торговли между странами: к началу XXI в. Беларусь стала вторым по объему товарооборота партнером РФ.

 

С другими государствами СНГ в 1992-1995 гг. товарооборот падал. Россия поставляла в эти страны топливно-энергетические ресурсы, импортировала товары народного потребления и продовольствие. Препятствием на пути развития торговых отношений стали образовавшаяся финансовая задолженность России со стороны государств СНГ. В середине 1990-х гг. ее размер составил 6 млрд долл. Во избежание масштабной дестабилизации по периметру своих границ, Россия практиковала торговлю энергоносителей по нерыночным ценам, фактически дотируя экономику соседей. В 1995 г. сложился Таможенный союз России, Белоруссии, Казахстана и Киргизии.

Непросто складывались отношения России с Украиной из-за раздела Черноморского флота и владения Крымским полуостровом.

 

РФ выступила в защиту интересов русскоязычного населения в Прибалтике, что стало причиной конфликтов с правительствами Латвии, Литвы, Эстонии.

 

С распадом СССР в регионах межнациональных конфликтов вспыхнули боевые действия. "горячие точки" появились в 1991 г. в Нагорном Карабахе, в 1992 г. начались гражданская война в Таджикистане и грузино-абхазский конфликт.

В течение 1992—1993 гг. в зоны конфликтов были введены миротворческие силы — российские в Приднестровье и Абхазию, коллективные (грузинские, осетинские и российские) в Южную Осетию.

 

В 1992 г. была создана Минская группа (9 стран — участниц СБСЕ плюс Азербайджан и Армения) для урегулирования армяно-азербайджанского конфликта. В 1994 г. удалось достичь соглашения о прекращении огня.

В 1993 г. в Таджикистан были введены коллективные миротворческие силы СНГ, основу которых составила российская 201-я мотострелковая дивизия. Россия сыграла роль посредника в мирных переговорах оппозиции и официального Душанбе. Прекратить гражданскую войну удалось только в 1997 г.

 

Конфликты удалось заморозить. Вопрос о существовании республик, провозглашенных в ходе конфликтов: Нагорно-Карабахской Республики, Приднестровской Молдавской Республики, Республики Южная Осетия и Абхазии, остался нерешенным.

 

В 1997 г. оформился "антироссийский" блок бывших союзных республик — политический союз Грузии, Украины, Азербайджана, и Молдавии (ГУАМ), в 1999 г. к нему присоединился Узбекистан.

 

Деятельность России в 1992-1999 гг. на международной арене свидетельствовала о ее желании преодолеть конфликты в отношениях с государствами как дальнего, так и ближнего зарубежья. От политики атлантизма в 1996 г. она перешла к осуществлению многовекторной внешней политики.

 

Приоритетным направлением в отношениях России с СНГ в 2000-2012 гг. являлось обеспечение соответствия многостороннего сотрудничества с государствами-участниками Содружества задачам национальной безопасности страны.

 

10 октября 2000 г. в Астане пять стран Таможенного союза (Россия, Казахстан, Белоруссия, Кыргызстан и Таджикистан) учредили Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС). Эта международная экономическая организация создана с целью эффективного продвижение процесса формирования Таможенного союза и единого, экономического пространства.

В декабре 2003 г. Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан приняли решение о создании Организации договора коллективной безопасности (ОДКБ). В 2005 г. к ним присоединился Узбекистан.

 

В октябре 2007 г. в Душанбе Белоруссией, Казахстаном и Россией был подписан Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза.

 

В ноябре 2009 г. в Минске прошла встреча Д. А. Медведева, А. Г. Лукашенко и Н. А. Назарбаева по созданию на территории России, Белоруссии и Казахстана с 1 января 2010 г. единого таможенного пространства. С января 2010 г. действует Единый таможенный тариф трёх стран. С июля 2011 г. весь таможенный контроль был вынесен на внешний контур границ Таможенного союза.

В 2003–2006 гг. в ряде стран СНГ сменилось руководство. "Цветные революции" (2003 г. – "революция роз" в Грузии, 2004 г. – "оранжевая" на Украине, 2005 г. – "тюльпанов" в Киргизии) и "безреволюционное" изменение политики Молдовы в отношении России были поддержаны США и странами ЕС. Новые власти Грузии (М. Саакашвили) и Украины (В. Ющенко) переориентировали свою политику на Запад, заявили о намерении вступить в НАТО.

 

С 2006 г. наиболее острым вопросом в отношениях между Россией и Украиной стал "газовый вопрос". Повышение цен на газ для Украины и Белоруссии привело к нарастанию напряженности между этими государствами и Россией и появлению проекта поставки газа в Европу по дну Балтийского моря, минуя украинскую территорию.

 

8 августа 2008 г. Грузия начала военную операцию против республики Южная Осетия, в которой проживает большое количество граждан России. Россия вмешалась в конфликт, республика была полностью "зачищена" от грузинских войск. При посредничество президента Франции Н. Саркози был разработан план мирного урегулирования. Он подразумевал прекращение военных действий, отвод войск на позиции до 8 августа и гарантии безопасности для Южной Осетии и Абхазии.

 

26 августа 2008 г. Россия признала их независимость в одностороннем порядке, что вызвало резкую негативную реакцию на Западе. Грузия разорвала дипломатические отношения с Россией и вышла из СНГ.

 

В 2010 г. президентские выборы на Украине выиграл В. Янукович, объявивший в ходе предвыборной гонки, что страна не будет вступать ни в какой военный блок. Появилась возможность "перезагрузки" межгосударственных отношений России и Украины.

 

На встрече в Харькове в апреле 2010 г. Д. Медведев и В. Янукович подписали Соглашение между Российской Федерацией и Украиной по вопросам пребывания Черноморского флота (ЧФ) Российской Федерации на территории Украины. Было достигнуто соглашение о продлении срока пребывания ЧФ в Причерноморском бассейне. Также было заключено соглашение между руководством ОАО "Газпром" и НАК "Нафтогаз Украины" о поставках газа, которые обеспечило восстановление взаимопонимания между Украиной и Россией в газовой сфере.

 

Вместе с тем, в годы президентства Януковича Украина опустилась во всех рейтингах по индексам конкурентоспособности, условий ведения бизнеса, развития человеческого потенциала, экономической свободы и индексу восприятия коррупции. В стране сформировалась оппозиция, выступающая за вступление Украины в НАТО и ориентацию на Запад.

 

Значимым геополитическим изменением стало расширение ЕС, в состав которого в 2004 г. вошли Латвия, Литва и Эстония. Руководство прибалтийских стран выдвинуло ряд территориальных и материальных претензий к РФ. В этих государствах начались притеснения русскоязычного населения, переписывание истории. Экономические связи со странами Прибалтики значительно сократились.

24. Перспективные направления и основные проблемы развития РФ на современном этапе. Перспективные направления и основные проблемы развития РФ на современном этапе. В современном мире существует множество угроз и опасностей для развития нашей страны. И сегодня, в период глобализации, необходимо осознавать всю важность сотрудничества РФ с другими странами.

Удовлетворение национальных интересов во многом зависит от взаимодействия государств на международной арене, а также от различных социальных сил внутри них. Эти процессы носят характер противоборства и сотрудничества, что заставляет различные страны так или иначе учитывать интересы друг друга. В экономической сфере это соревнование носит характер конкуренции, а во внеэкономических сферах - характер военно-политического и культурно-информационного противоборства. Формы и направленность такого противоборства и сотрудничества определяются национальными интересами.

Для лучшего понимания проблемы перспективного направления и основных проблем развития РФ на современном этапе, необходимо дать ответ на вопрос, что же представляет собой национальная безопасность, и какое определения этому понятию дает наука.

Национальная безопасность Российской Федерации - это то, что обеспечивает потенциал развития страны на длительный исторический период, а также стабильность и благополучие общества. Национальная безопасность предполагает защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в различных сферах жизнедеятельности от внутренних и внешних угроз.

Необходимо отметить, что ослабление национальной безопасности и международных связей делает Россию весьма уязвимой для самых разнообразных угроз как внешнего, так и внутреннего характера. Таким образом ,среди наиболее серьезных угроз национальной безопасности, можно выделить внешние и внутренние .

Основными внутренними угрозами национальной экономической безопасности являются:

· Усиление степени дифференциации уровня жизни и доходов населения;

· Деформация отраслевой структуры национальной экономики;

· Криминализация российского общества;

· Резкое снижение научно-технического потенциала России;

· Снижение физического здоровья населения;

· Демографический кризис, связанный с устойчивой тенденцией преобладания общей смертности населения над рождаемостью.

Кратко рассмотрим каждую из вышеперечисленных угроз. Дифференциация общества характеризуется расслоением населения на несколько страт. Подавляющая часть бедного населения и небольшая группа богатого населения, в конечном итоге могут привести к серьезным социально-экономическим потрясениям. Последствиями этому явлению могут выступать психологический дискомфорт, неуверенность населения, организованная преступность. Не трудно догадаться, что одна угроза может повлечь за собой другую. Таким образом, хотелось бы обратить внимание, на формирование крупных криминальных групп вследствие дифференциации населения. В обществе наблюдается усиление тенденции к получению нетрудовых доходов путем прямого грабежа, отъема собственности, что негативным образом сказывается на общей стабильности и устойчивости национальной экономики. Большое значение имеет тотальное проникновение криминальных структур в государственный аппарат и промышленность. Многие предприниматели отказываются от правовых методов решения споров между собой, избегая свободной конкуренции, все чаще прибегают к помощи криминальных структур. Все это препятствует выходу национальной экономики из кризиса.

Что касаемо деформации отраслевой структуры , необходимо отметить, что ориентация экономики на добычу полезных ископаемых формирует серьезные структурные сдвиги. Ресурсная ориентация национальной экономики позволяет получать высокий доход, но никоим образом не обеспечивает устойчивый экономический рост.

Основа экономического роста - научно-технический потенциал - но и в этом направлении нам пока не удается оказаться в лидерах. На это есть достаточно причин. Например, сокращение инвестиций в приоритетные научные и технические исследования и разработки, массовый выезд из страны ведущих ученых, разрушения наукоемких отраслей. Будущее развитие экономики -- за наукоемкими отраслями, для создания которых Россия сегодня не обладает достаточным научным потенциалом.

Далее - снижение физического здоровья населения, ведущее к деградации по причине кризиса системы здравоохранения. В результате наблюдается устойчивая тенденция к сокращению уровня рождаемости, продолжительности жизни населения. Снижение человеческого потенциала делает невозможным экономический рост и развитие промышленности. Катастрофическое снижение количества населения ставит проблему населенности территории России и удержания ею существующих границ.

В совокупности внутренние угрозы национальной безопасности тесно переплетены между собой и взаимосвязаны. Их ликвидация необходима не только для создания должного уровня национальной безопасности, но и для сохранения российской государственности.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 341.