В общественно-политической жизни страны:
· Властвовали безраздельно консервативные тенденции. Получила официальное одобрение концепция развитого социализма, согласно которой медленное, планомерное, постепенное совершенствование реального социализма, построенного в СССР «полностью и окончательно», займет целую историческую эпоху.
· На практике не все провозглашенные Конституцией демократические свободы выполнялось. В частности, Советы народных депутатов всех уровней оставались лишь декорацией, а реальная власть принадлежала партийному аппарату, который вырабатывал и принимал все главные решения.
· Аппарат и составлявшая его номенклатура, партийно-государственные чиновники определенного уровня, употребляя термин тех лет, «перерождались». Л.И. Брежнев, в течение 18 лет занимавший пост Первого (с 1966 г. – Генерального) секретаря ЦК КПСС, считал необходимым поддерживать кадровую стабильность аппарата, укреплять его привилегии, воздерживаться от резких действий в отношении номенклатуры. Большинство министров и секретарей обкомов в тот период занимали свои должности по 15–20 лет. Большинство членов Политбюро ЦК КПСС находилось у власти более 15 лет;
· Происходит сращивание партийно-государственного аппарата с «теневой экономикой», коррупция, так как всевластие партийной элиты не было подкреплено собственностью и она постепенно стала стремиться к закреплению за собой доли общественной собственности, которой управляла.
«Застойные» явления в экономике:
· в 1970-80-е гг. происходило экстенсивное развитие экономики;
· строились новые предприятия (но лишь немногие технически и технологически соответствовали мировому уровню (ВАЗ, КамАЗ);
· росла добыча невосполнимых природных ресурсов (нефть, газ, руда);
· увеличивалось число лиц, занятых ручным и малоквалифицированным трудом;
· достижения научно-технического прогресса внедрялись крайне слабо;
· командная экономика не могла эффективно работать в условиях научно-технической революции, но все проблемы руководство страны по-прежнему пыталось решить преимущественно административными способами;
· сельское хозяйство принимало огромные капиталовложения, но заметного роста производства не показывало.
Тяжким бременем для экономики страны были огромные затраты на военно-промышленный комплекс, которые позволяли поддерживать военно-стратегический паритет с США.
Назревание кризисных явлений в социально-экономической и политической сферах:
· с каждым годом сокращались возможности затратной модели роста экономики, сокращалась добыча топливно-сырьевых ресурсов, передвигаясь в труднодоступные районы Сибири и Крайнего Севера, она дорожала; оборудование изнашивалось и морально устаревало;
· происходили серьезные деформации в социальной сфере. Доходы людей постоянно росли, но ни промышленность, ни сельское хозяйство не могли предложить населению достаточное количество товаров, продовольствия, услуг. Развивался дефицит, обычным явлением становились очереди и «блат»;
· возникает так называемая «теневая экономика» (подпольные мастерские, «спекуляция» и пр.);
· после смерти Брежнева новым Генеральным секретарем ЦК КПСС стал Ю.В. Андропов (1982–1984 гг.). Он начал расследование уголовных дел, обвиняемыми по которым проходили главным образом высокопоставленные руководители и чиновники, что выявило масштабы и опасность создавшихся кризисных явлений.
14.Внешняя политика СССР в годы перестройки. Внешняя политика СССР во времена правления М.С. Горбачева сначала была традиционной, но со временем перешла к концепции так называемого «нового мышления». Советский Союз начал активно сотрудничать как с ведущими мировыми державами, так и с остальными странами в политической, научной образовательной и культурной сфере. У СССР установились очень дружественные и тесные связи с Америкой, пришел период разрядки в холодной войне. Но идея построить политическую и общественную систему по западному образцу была губительной для СССР, и вскоре он распался.
Внешнеполитическая программа «Новое мышление» Начиная с конца 1985 – начала 1986 гг. М.С. Горбачев формулирует свою философско-политическую программу развития советской внешней политики. Эта программа получила название « новое мышление». В принципе, ничего нового в этой внешнеполитической концепции Советского Союза не было. «Новое мышление» включало в себя давно известные принципы и понятия, на которых основывалась внешняя политика большинства стран мира, с той оговоркой, что они были либеральными. Для СССР переход во внешней политике на либеральный путь был ранее не свойствен.
Основные принципы внешнеполитической программа «нового мышления»:
· Советский Союз отказывался от деления мира на справедливый (социалистический) и несправедливый (капиталистический). Мир признавался целостным явлением, поэтому теперь предстояло договариваться обо всех вопросах и проблемах, исходя из принципа интересов стран-участниц, а не принципа силы.
· СССР не ставил перед собой внешнеполитических задач, которые требуют применения силы, и считал, что так должны поступать все государства мира.
· Советский Союз отказывался от идеи пролетарской солидарности. Прекращалась помощь от СССР социалистическим странам денежными, техническими и людскими ресурсами
Международное сотрудничество СССР . Исходя из новой внешнеполитической концепции, СССР предложил другим странам мира международное партнерство, то есть сотрудничество во всех сферах .
Прежде всего, это было сотрудничество в гуманитарных сферах . Это было своеобразным мостом, который помог отладить взаимоотношения между народами. Сюда включалось лингвистическое сотрудничество, сотрудничество и взаимопомощь ученых, учеба и отдых по обмену школьников и студентов, культурное сотрудничество (разные выставки, форумы и так далее). Все эти мероприятия снижали международную напряженность и повышали степень доверия между странами
Кроме гуманитарного сотрудничества, в концепции «нового мышления» подразумевалось и политическое сотрудничество между странами . Например, М.С. Горбачев стал регулярно встречаться с американскими президентами. Вначале это был Р. Рейган, потом сменивший его Дж. Буш-старший.
Дружба между Америкой и СССР стала настолько привычной, что, казалось, между двумя странами вообще не существует никаких проблем и что советские и американские граждане очень похожи друг на друга, за исключением уровня экономического благосостояния. Но этот уровень, считали граждане СССР, можно преодолеть и решить все экономические проблемы, как это сделали США.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 504.