СССР И СТРАНЫ СОЦИАЛИЗМА. Взаимоотношения СССР с социалистическими странами в 1964-1985 гг. имели как успехи, так и недостатки. Развивалось экономическое сотрудничество в рамках СЭВ, особенно в топливно-сырьевой и энергетической сфере (газопроводы "Союз", "Ямбург"). В 1971 г. была принята комплексная программа углубления сотрудничества, рассчитанная на 15-20 лет.
В 1970-е гг. при содействии СССР в странах СЭВ было построено более 1600 промышленных объектов. Одним из ключевых направлений сотрудничества стран социалистического лагеря стала программа совместного освоения космоса в рамках проекта "Интеркосмос".
В 1985 г. была принята новая Комплексная программа научного прогресса стран – членов СЭВ до 2000 г., предусматривавшая сотрудничество в области электроники, ядерной энергетики, автоматизации, новых материалов, биотехнологий.
СССР оказал помощь ДРВ, содействовал прорыву экономической и дипломатической изоляции Кубы, всеобщему признанию суверенитета ГДР и приему ее в члены ООН.
Развивалось сотрудничество социалистических стран в рамках ОВД. В 1970 - 80- е гг. проводились общие военные маневры на территории ряда стран, в основном СССР, Польши и ГДР.
С 1969 г. в рамках ОВД существовал Политический консультативный Комитет министров обороны.
Вместе с тем, в государствах Восточной Европы усилилось стремление освободиться от опеки со стороны СССР.
В 1968 г. руководство Чехословакии при относительной демократизации режима существенно расширило связи с Западом при одновременном ограничении сотрудничества с СССР. Проводимая в ЧССР политика "пражской весны" привела к росту общественной нестабильности, усилению социальных конфликтов и ухудшению межнациональных отношений, вызвала конфронтацию между сторонниками и противниками СССР.
Бездействие Советского Союза могло привести к выходу Чехословакии из социалистического содружества. Вмешательство же во внутренние дела ЧССР означало нарушение провозглашенного ранее принципа суверенитета стран Восточной Европы. После долгих колебаний 21 августа 1968 г. в Чехословакию были введены войска пяти государств: СССР, Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши.
Последствием ввода войск стали для советского руководства массовые антисоветские выступления на улицах Праги, Братиславы и других городов. Постоянные угрозы советскому влиянию в этот период возникали в Польше.
Ответом на попытки социалистических стран выйти из опеки "старшего брата" стало усиление охранительных тенденций. В 1968 г. Л. И. Брежнев на V съезде Польской объединенной рабочей партии провозгласил, что СССР имеет полное право защищать завоевания социализма во всех союзных ему государствах, в том числе вооруженным путем, поскольку все попытки реформ в них провоцировались западными спецслужбами и внутренней контрреволюцией. Он предупреждал, что при возникновении "угрозы делу социализма" в той или иной стране, "это уже становится не только проблемой народа данной страны, но и общей проблемой, заботой всех социалистических стран".
Новая концепция взаимоотношений СССР с союзниками на Западе получила название "доктрина Брежнева" ("доктриной ограниченного суверенитета социалистических стран"). Позже советское руководство заявило о своем праве защищать завоевания социализма также и в тех странах, которые только становились на путь социализма.
Сохранялись трения в 1964-1985 гг. в отношения СССР с Албанией, КНДР, Румынией, Югославией, претендующих на сохранение своей самостоятельности и независимости от Советского Союза.
Сложными были взаимоотношения с Китаем, где с середины 1960-х гг. началось осуществление "культурной революции". Руководство КНР сворачивало культурные, гуманитарные, экономические и политические контакты с СССР. Имели место мелкие приграничные стычки между советскими пограничниками и китайскими военнослужащими. В 1967–1968 гг. было зафиксировано около 6 тыс. случаев прямых провокаций с китайской стороны.
В 1969 г. КНР совершила крупномасштабные вооруженные нападения на СССР в районе острова Даманский на Дальнем Востоке и в районе Семипалатинска в Средней Азии. 2 марта 1969 г. на острове Даманский развернулись бои с применением артиллерии, в результате которых погиб 31 советский пограничник, 14 получили ранения разной степени тяжести. Остановить агрессию удалось только после применения советской стороной систем залпового огня "Град".
В 1980-1981 гг. СССР оказал экономическую, политическую и военную помощь польскому руководству с целью подавления антиправительственных выступлений. В начале 1980-х гг. страны социалистического лагеря под влиянием переживаемых Советским Союзом трудностей в экономическом развитии высказывали желание переориентироваться на Запад.
СССР И РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ. Совпадение целей в противостоянии неоколониалистской экспансии стран Запада способствовало укреплению позиций СССР в развивающихся странах. В годы "застоя" Советский Союз оказал всестороннюю помощь 45 бывшим зависимым странам в основном на безвозмездной основе. Поддержка режимов, заявляющих о социалистической ориентации, сопровождалась недооценкой уровня развития этих стран; использованием военной силы в стремлении удержать страны " третьего мира" в сфере социалистического лагеря.
Важным внешнеполитическим партнером СССР стала Индия, вторая по численности населения страна мира, обладающая богатыми природными ресурсами. В 1971 г. был заключен Договор о дружбе, обеспечивший прочную базу дальнейшего сближения советского и индийского народов. В ноябре 1982 г. СССР посетила с официальным визитом руководитель Индии И. Ганди.
В 1971 г. договор о дружбе был подписан с Египтом, в 1972 г. – Ираком.
К середине 1980-х гг. СССР имел договоры о сотрудничестве с 70 государствами Азии, Африки и Латинской Америки.
Успешно сотрудничал Советский Союз с Кубой. В 1979 г. между СССР и Никарагуа были установлены дипломатические отношения. Развивалось экономическое сотрудничество с Сомали, Эфиопией, Анголой и Мозамбик, заявивших о своем социалистическом выборе.
В арабо-израильском конфликте СССР принял сторону арабских государств. В 1967 г. Израиль нанес удар по Иордании, Сирии и Египту. В ответ на оккупацию Западного берега р. Иордан, Синайского полуострова вплоть до Суэцкого канала СССР в "знак протеста против агрессии Израиля" в июне 1967 г. СССР разорвал с ним дипломатические отношения. В Сирию и Египет были направлены советские военные специалисты. В ходе арабо-израильской войны египетская армия, используя советское вооружение и технику, освободила восточный берег Суэцкого канала.
Поддержка СССР арабского народа Палестины способствовала росту его авторитета и влияния в арабском мире. В октябре 1980 г. был заключен Договор о дружбе и сотрудничестве между СССР и Сирией, призванный служить укреплению их сотрудничества.
В Азии успешно развивались взаимоотношения СССР с Вьетнамом, Народно-Демократической Республикой Лаос. В феврале 1980 г. состоялся визит в Москву делегации Народной Республики Кампучия, в ходе которого было подписано советско-кампучийское соглашение об экономическом, техническом, культурном и научном сотрудничестве.
Поступательное развитие взаимоотношений Советского Союза с государствами "третьего мира" шло на фоне создания США новых очагов международной напряженности. В 1964-1985 гг. США осуществили интервенции в Индокитай (1964- 1973), Никарагуа (1980), Иран (1980), Ливию (1981-1986), Ливан (1982-1984), Гренаду (1983).
11. СССР в 1982 – 1985 гг. Данный период включает в себя время пребывания на постах Генерального секретаря ЦК КПСС и Председателя Президиума Верховного Совета Ю.В. Андропова (ноябрь 1982 – февраль 1984 гг.) и К.У. Черненко (февраль 1984 – март 1985 гг.).
Для внутренней политики данного периода характерно сочетание таких явлений как стремление высшего руководства СССР к ужесточению трудовой дисциплины, усиление борьбы с экономическими преступлениями (хищениями, коррупцией, спекуляцией), проведение ограниченных экономических экспериментов вместе с некоторым расширением доступа населения к информации об имеющих место проблемах развития страны.
Для внешней политики данного периода характерно падение авторитета СССР и его углубляющаяся изоляция на международной арене.
Внутренняя политика. Говоря о внутренней политике указанного периода, следует отметить некоторые мероприятия в экономической сфере. С одной стороны, были введены заметные ограничения на размеры построек на садовых участках горожан, что в то же время не мешало официальным изданиям постоянно отмечать немалое экономическое значение личных приусадебных хозяйств. С другой стороны в 1983 г. по указанию Ю.В. Андропова был начат широкомасштабный экономический эксперимент в некоторых республиканских и союзных министерствах.
Сам генсек не был чужд участию в дискуссиях о путях социально-экономического развития страны. Ю.В. Андропов в 1983 г. написал статью, посвящённую вопросам марксизма и социалистического строительства в СССР. Значение этой работы заключалось, по мнению ряда историков, в признании противоречий и трудностей «развитого социализма», что было необходимой предпосылкой для процесса дальнейшего изучения и вероятного реформирования советского общества.
Нельзя не упомянуть о том, что начатая в эпоху Ю.В. Андропова кампания по наведению «порядка и дисциплины» имела неоднозначные последствия. С одной стороны, борьба за повышение трудовой дисциплины была малоэффективна, поскольку зачастую проводилась органами, не предназначенными для подобной деятельности (КГБ) и велась в основном административными методами (рейды по магазинам, кинотеатрам, баням и т.п.) с целью выявления и наказания лиц, находящихся не на рабочих местах.
С другой стороны, проводилось активное расследование (и в ряде случаев опубликование его результатов) преступлений в хозяйственно-экономической сфере, особенно в системе торговли. Это послужило причиной того, что ряд высокопоставленных партийных и государственных чиновников, таких как приближённые Л.Н. Брежнева (С.Ф. Медунов, Ш.Р. Рашидов, Н.А. Щёлоков) покончили жизнь самоубийством, чтобы избежать суда, а Ю.М. Чурбанов (зять Брежнева) был в итоге приговорён к тюремному заключению. Данные «громкие» дела, помимо всего прочего, в целом способствовали смене руководящих работников не только в столице, но и в различных регионах страны.
Осознав таким образом необходимость постепенной замены представителей партийной номенклатуры всех уровней на своих постах, Ю.В. Андропов инициировал избрание секретарями ЦК КПСС Н.И. Рыжкова, Г.В. Романова, Е.К. Лигачёва Кроме того, новым кандидатом в члены Политбюро стал председатель КГБ В.М. Чебриков.
Однако, после смерти Ю.В. Андропова в феврале 1984 г. расследование уголовных дел о злоупотреблениях в сфере экономики было прекращено, равно как и выдвижение новых руководителей в Политбюро и Секретариат ЦК КПСС Преемник Ю.В. Андропова – К.У. Черненко, ограничился тем, что на заседании Политбюро выдвинул предложение проголосовать за назначение М.С. Горбачёва на должность председателя Совета министров СССР вместо Н.А. Тихонова. Эта инициатива способствовала дальнейшему продвижению М.С. Горбачёва по служебной лестнице, и, вероятно, дала ему возможность после смерти самого К.У. Черненко претендовать на освободившееся кресло генсека.
Общественно-политическая жизнь. Говоря об общественно-политической жизни страны в целом, также необходимо отметить, что после смерти Ю.В. Андропова была сохранена установка на отсутствие в официальных публикациях критических упоминаний о деятельности И.В. Сталина. Следствием продолжения этого курса стало восстановление в 1984 г. В.М. Молотова в партии. Опираясь на данное решение, министр обороны СССР маршал Д.Ф. Устинов. На заседании Политбюро выступил с проектом восстановления в рядах КПСС также Л.М. Кагановича и Г.М. Маленкова. Данное предложение могло иметь отрицательные последствия для авторитета руководства партии из-за несоответствия решениям июньского пленума ЦК 1957 г. об осуждении «антипартийной группы», в которую входили и Л.М. Каганович и Г.М. Маленков.
С другой стороны, на том же заседании Политбюро глава КГБ В.М. Чебриков, в ходе обсуждения предложения Д.Ф. Устинова высказал мнение о нежелательности утверждения проекта министра обороны, поскольку это могло привести к нарастанию политической напряжённости и росту общественного недовольства в стране из-за причастности Л.М. Кагановича и Г.М. Маленкова к массовым репрессиям в период правления И.В. Сталина. Кроме того, своим выступлением В.М. Чебриков продемонстрировал, что не все «молодые» члены Политбюро подобно, например, М.С. Горбачёву и Г.В. Романову, согласившимся поддержать предложение Д.Ф. Устинова, разделяют просталинский курс руководства КПСС.
Внешняя политика СССР. Что касается вопросов внешней политики, то здесь руководство СССР было более единодушно. Экономическое ослабление СССР в течение правления Л.Н. Брежнева и неудачная внешняя политика (участие в войне в Афганистане) привели к падению авторитета государства на международной арене.
Это выражалось, например, во взаимном культурном бойкоте: в ответ на бойкот Московской Олимпиады 1980 г. социалистические страны отказались участвовать в Олимпиаде 1984 г. в Лос-Анджелесе (США).
Формальной причиной неучастия в последней Олимпиаде послужило размещение США и его союзниками новых ракет на территории Европы в 1983-1984 г. Вскоре Ю.В. Андропов заявил о невозможности для СССР участвовать в переговорах об ограничении и сокращении стратегических вооружений. Вследствие этого по соглашению с правительствами ЧССР и ГДР на их территории были размещены новые советские ракеты среднего радиуса действия РСД-2.
Ещё незадолго до этого уже имело место обострение отношений после обнародования президентом США Р. Рейганом в 1983 г. решения о начале создания программы СОИ (стратегической оборонной инициативы) или программы «звёздных войн», что являлось следствием нарушения договора по ПРО 1972 г. СССР также дал повод для обвинений в свой адрес из-за сбитого над Сахалином южнокорейского «Боинга-747», который советские ПВО ошибочно приняли за американский самолёт - разведчик.
Подводя итоги, следует сказать, что данный период оценивается историками неоднозначно. С одной стороны, указания Ю.В. Андропова о периодической публикации в СМИ сведений о вскрытых фактах злоупотреблений среди представителей партийного и государственного аппарата, возможно, послужили предпосылкой начала проведения политики «гласности» в эпоху руководства СССР М.С. Горбачёвым (1985-1991 гг.). Кроме того, для ускорения научно-технического прогресса, предполагалось ввести государственную аттестацию качества продукции, которую можно считать неким образцом для организации впоследствии системы «госприёмки», что было осуществлено в 1986 г.
С другой стороны, внешнеполитическая деятельность руководства СССР в период правления Ю.В. Андропова и К.У. Черненко не привела к снижению уровня напряжённости в отношениях с западными государствами и завершению войны в Афганистане, поскольку советские войска были выведены из этой страны лишь в 1989 г.
12. «Перестройка» в СССР. 11 марта 1985 г. Пленум ЦК партии избрал генеральным секретарем ЦК КПСС Михаила Сергеевича Горбачева.
Экономические реформы в Перестройку. В 1985 г. провозглашена новая экономическая программа, курс на ускорение социально-экономического развития страны. Эта программа проводилась в жизнь с 1985 по 1987 годы.
В рамках программы были проведены следующие мероприятия:
· Максимальная загрузка производственных мощностей с помощью организации многосменного режима работы. Другими словами, рабочие трудились в несколько смен, так чтобы использовать машины и агрегаты практически круглосуточно (машинам ведь не нужен ночной отдых).
· Введение госприемки – новой инстанции по контролю качества продукции. То есть планировалось устранить недостатки производства путем ужесточения контроля и усиления страха наказания.
· В апреле 1986 г. вышло постановление о предоставлении каждой семье отдельной квартиры к 2000 году.
· В мае 1986 г. было объявлено начало кампании по борьбе с нетрудовыми доходами. Целью было максимально сократить «теневой» сектор экономики.
· В ноябре 1986 г. была разрешена индивидуальная трудовая деятельность, то есть свобода предпринимательства.
Усиленная эксплуатация оборудования приводила к его преждевременному износу и росту аварийности, вместо улучшения качества продукции были раздуты штаты чиновников госприемки, программа по предоставлению жилья не могла быть реализована из-за отсутствия финансирования, «теневая» экономика сохранила свои позиции, а эффект от появления частных предпринимателей был слишком малозначимым в масштабах экономических проблем целой страны.
Антиалкогольная кампания . 17 мая 1985 г. началась широкомасштабная кампания по борьбе с алкоголизмом. Кампания осуществляла борьбу с чрезмерным употреблением алкоголя радикальными методами, то есть наложением запретов и ограничений.
Резко сократился объем продаж спиртного, доступный для продажи алкоголь продавался в строго ограниченных торговых точках, в строго определенные часы. Цены на алкоголь повысились значительно. Вырубались виноградники.
Такие радикальные меры, к сожалению, не принесли должного эффекта. Когда дело касается продуктов, вызывающих зависимость, запреты не очень хорошо работают. Вместо сокращения зависимости населения от алкоголя страна получила расцвет подпольной торговлей водкой, массовое самогоноварение, отравление суррогатными и поддельными напитками.
Износ производственных мощностей. Попытка использовать более интенсивно существующие производственные мощности приводило к их преждевременному износу. Возросло число аварий по техническим причинам.
Самой страшной техногенной катастрофой времен правления Горбачева стала авария на Чернобыльской атомной электростанции. Сложно точно сказать, был ли причиной износ оборудования, неправильно проводимые испытания или ошибки во время проектирования и строительства станции, но ущерб от этой аварии был огромен и стал катастрофой не только национального, но и мирового масштаба.
Взрыв в энергоблоке Чернобыльской АЭС произошел 26 апреля 1986 г. Радиоактивное облако накрыло районы Украины, Белоруссии и России. Ликвидация последствий аварии потребовала огромных капиталовложений. Полностью эвакуированы были город Припять и окружающие села. До сих пор вокруг взорвавшейся станции сохранена зона отчуждения. Не прибавляло авторитета советским властям и то, что факт аварии долгое время скрывался. Не были отменены первомайские демонстрации в Киеве, Минске и других городах, хотя находиться на территориях, до которых дошло чернобыльское облако и где могли выпасть радиоактивные осадки, было вредно для здоровья.
Переход к более радикальным реформам . В 1987 году, после того как не оправдались надежды на успех программы 1985 года, был разработан курс более радикальных экономических реформ.
Основной идеей новой программы был плановый переход на управляемую рыночную экономику. В этот момент уже было понятно, что ресурсы плановой экономики в советской реализации полностью исчерпали себя. Ситуация обострялась повсеместным дефицитом и необходимостью хоть как-то прокормить население страны.
В 1987 году был принят закон о государственном предприятии (объединении). В соответствии с этим законом советские предприятия переводились на хозрасчет и самоокупаемость. Теперь предприятия могли сами искать поставщиков сырья и реализовывать продукцию, в том числе путем продажи за границу.
В 1988 году были разрешены кооперативы и расширялась индивидуальная частнопредпринимательская деятельность. Сельские жители теперь могли становиться фермерами и развивать собственное хозяйство в коммерческих целях, а не только для личного пользования.
Районные и областные комитеты КПСС были лишены прав вмешательства в деятельность предприятий.
Итог реформ, предложенных в 1987 году . Все эти реформы, так красиво выглядящие на бумаге, на практике снова не возымели действия. Экономическое положение в стране ухудшалось с каждым месяцем, обозначился спад и в промышленности, и в сельском хозяйстве. Рос дефицит государственного бюджета и государственный долг.
Острой стала нехватка товаров первой необходимости. Во многих городах СССР была введена карточная система, чего население не видело с послевоенных времен. По карточкам выдавали сахар, чай, табак.
В результате реформ действительно началась частная предпринимательская деятельность, но развивалась она не очень активно. Часто предпринимательство использовалось для легализации капиталов, заработанных в «теневом» секторе экономики.
Реформа осложнялась также тем, что ранее господствовавшие институты, оплоты плановой экономики, всячески преобразованиям сопротивлялись. Такие структуры, как Госплан, Госснаб, министерство финансов осложняли и замедляли всеми способами ход реформ.
Переход к рыночной экономике. Жизненный уровень населения стремительно падает, а товарный дефицит достигает критического апогея.
Программа «Абалкина» - программа арендезации= рынок + план. (планово-рыночная экономика). Но эта программа провалилась, т.к. рыночная экономика ( цены формируются независимо от государства и невозможно спланировать, т.к. повышается инфляция- повышаются цены) и план.
Программа «500 дней» - Явлинский, Шаталин. Эта программа предполагала поэтапный переход к рынкам.
Но М.С.Горбачев к 1991 г. отказался от этих программ.
1990 г.- Денежная реформа Павлова. Деньги достоинством 50,100 руб. изъяты. Причины: много фальшивых денег, много денег «теневой экономики». В результате поднялись цены на товары и услуги.
Тем временем обострились проблемы во всех сферах экономики. Страна оказалась на пороге полной катастрофы.
Политические реформы в перестройку. В 1985 г. была предпринята новая попытка осуществить модернизацию советского общества. К власти пришла команда М.С.Горбачева. Идеологическим стержнем перестройки был евроцентризм, на базе которого была сформулирована концепция «возврата России в цивилизацию» и ориентации на общечеловеческие ценности.
Необратимость процесса перестройки объясняется в первую очередь тем, что широкое распространение получила гласность. Первоначально М.С.Горбачев видел главное содержание гласности в обновлении коммунистической идеологии. Гласность имела свои издержки – не все были готовы к радикальной переоценке ценностей, что привело к резкому столкновению интересов различных социальных групп. Широкое распространение гласности способствовало появлению политического плюрализма и раскрепощению сознания людей.
«Перестройка» в политической сфере началась с традиционного лозунга «повышения руководящей роли КПСС» и «совершенствования советской политической системы». При этом базовые социалистические ценности и тезисы («Советский Союз – самая передовая и демократическая страна в мире», «социализм имеет огромные преимущества перед капитализмом» и др.) не подвергались сомнению. Постепенно к М.С.Горбачеву пришло понимание, что советская политическая система глубоко деформирована в результате сталинского правления. Предпринимается попытка перестроить тоталитарную политическую систему в демократическую с всевластием Советов. В широком смысле выдвигалась задача реформирования советской системы, перестройки сталинского административного социализма в демократический социализм с «человеческим лицом», который был «задуман Лениным».
В январе 1987 г. на пленуме ЦК КПСС были разработаны следующие меры, направленные на активизацию деятельности партийных и общественных организаций: альтернативные выборы; тайное голосование при избрании ответственных партийных работников; выборы кандидатов на самом предприятии; введение новых форм и механизмов участия трудящихся в управлении предприятиями. В результате никаких изменений в политической системе и обществе не произошло – народ не поддержал старые лозунги.
В 1988 г. на Х IХ Всесоюзной конференции КПСС впервые за годы советской власти был поставлен вопрос о необходимости глубокой реформы политической системы. Провозгласили курс на создание правового государства и гражданского общества. Предполагалось учреждение съезда народных депутатов и превращение Верховного Совета СССР в постоянно действующий парламент. Вводился принцип альтернативности в избирательную систему. В результате начались изменения государственно-политической системы.
Росла оппозиция М.С.Горбачеву: 1. «справа» - коммунисты–ортодоксы, выступающие в защиту И.В.Сталина и традиционного социализма (Н.Андреева и др.); национал-патриоты, отстаивающие идеи русской самобытности, выступающие против «вестернизации России» (Ю.Бондарев, И.Глазунов и др.). 2. оппозиция «слева» - коммунисты-реформаторы радикального толка, критиковавшие М.С.Горбачева за медлительность и половинчатость реформ (Б.Ельцин, Ю.Афанасьев и др.) Стали активно возникать неформальные движения: народные фронты, клубы, кружки и т.п.
На заключительном этапе перестройки шел активно процесс демократизации: избирательная компания по выборам депутатов; работа съездов народных депутатов; утверждался политический плюрализм и многопартийность; реабилитация жертв политических репрессий. Важную роль сыграло принятие закона «О печати» (август 1990 г.) и закона «Об общественных организациях» (октябрь 1990 г.), которые способствовали широкому распространению свободы слова и созданию партий.
Политические преобразования, изначально направленные на разрушение казарменной политической системы и сплочение советского народа вокруг коммунистов–реформаторов, вскоре стали представлять угрозу для самой власти КПСС. Введение поста Президента СССР и отмена 6-й статьи Конституции не смогли компенсировать падение авторитета власти. Политика гласности привела к подрыву социалистических ценностей.
Федеральные и межнациональные отношения в этот период переживали глубокий кризис. Демократизация обнаружила пороки советского федерализма и вызвала рост национального самосознания и национализма. Разгорелись межнациональные конфликты (Карабах, Абхазия, Узбекистан, Таджикистан). Началось вытеснение русских из республик. К власти в республиках пришли национал-радикалы. Активизировался «парад суверенитетов» и «война законов». Действия союзного центра были непоследовательными и противоречивыми: не предпринимались своевременные шаги по недопущению межнациональных столкновений; с большим опозданием началась работа по разработке нового союзного договора. В конечном итоге эти процессы привели к распаду СССР.
В целом политическая реформа периода «перестройки» способствовала трансформации советской политической системы, подрыву власти КПСС, возникновению оппозиции, политического плюрализма и многопартийности. Углубление процесса демократизации привело к краху КПСС, распаду СССР и образованию на его месте новых независимых государств, в том числе России.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 3783.