Локальные национальные и религиозные конфликты на пространстве бывшего СССР в 1990-е гг.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Локальные национальные и религиозные конфликты на пространстве бывшего СССР в 1990-е гг.

Горячие точки на постсоветском пространстве — вооруженные конфликты, вспыхнувшие на территории СССР и государств, образовавшихся после его распада, в конце 1980-х — начале 1990-х.

Долгое время, особенно в 1960-80-е годы происходило формирование потенциально конфликтных групп интересов, зачастую охватывавших этнические группы целиком.

 

« ГОРЯЧИЕ ТОЧКИ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ».

Северный Кавказ:

· 1992 г. - Осетино-ингушский конфликт. Стороны конфликта Северная Осетия и Ингушетия

· 1994—1996 гг. Первая чеченская война. Стороны конфликта Чеченская Республика Ичкерия  и Россия.

· 1999 г. - Вторжение боевиков в Дагестан.

· 1999—2009 гг. Вторая чеченская война.

· 2009 г. - Исламистский терроризм на Северном Кавказе.

Средняя Азия:

· 1992—1997 гг. - в Таджикистане и Узбекистане.

· 1999 г. - Баткенские события в  Киргизия и  Узбекистане.

· 2010 г. - Революция в Киргизии.

· 2010 г. - Засада на колонну правительственных войск в Таджикистане.

· 2010 г. - Бои в Раштском районе Таджикистана.

Закавказье:

· 1991—1992 гг. - Южноосетинская война.

· 1991—1993 гг. - Гражданская война в Грузии.

· 1992—1994 гг. - Карабахская война.

· 1992—1993 гг. - Война в Абхазии.

· 1998 и 2001 гг. - Война в Абхазии и конфликт в Кодорском ущелье.

· 2006 г. - Конфликт в Кодорском ущелье.

· 2008—2012 гг. - Армяно-азербайджанские пограничные конфликты.

· 2008 г. -  Вооружённый конфликт в Южной Осетии.

 

Европейская часть:

· 1992 г. - Вооружённый конфликт в Приднестровье.

· сентября — октября 1993 года в Москве.

· 2014 г. - Евромайдан на Украине.

· 2014 г. Война на востоке Украины.

Причины и последствия конфликтов:

· ошибочная внутриполитическая линия правящих режимов в бывших советских республиках по отношению к национальным меньшинствам и отдельным территориям;

· замалчивание реально существующих проблем, длительное сохранение положений «ни мира, ни войны» в зонах региональных конфликтов приводит к обнищанию населения, разрушению экономики и инфраструктуры, привлекает в эти районы международных террористов, торговцев оружием, наркодельцов, нелегальных мигрантов и представителей организованной преступности.

Конфликт в Приднестровье. История возникновения вооруженного конфликта между Молдавией и Приднестровьем берёт своё начало с событий конца 80-х годов прошлого столетия, когда летом 1989 г. Верховный Совет Молдавской ССР (МССР) принял законы о языках, объявлявших молдавский язык единственным государственным. В ответ на это на промышленных предприятиях Приднестровья создаются советы трудовых коллективов, которые организуют массовые забастовки, требуя проведения референдума по этому вопросу, что было отвергнуто Кишиневом. С этого момента нарастание национального движения в Бессарабии, прежде всего в Кишиневе, стало подталкивать возникновение и рост движения за создание приднестровской автономии.

 

В январе-октябре 1990 г. проводились туры голосования, названные позже референдумом. В них участвовало почти 80% граждан, имеющих право голоса, и 96% из них поддержали создание Приднестровской республики. В Кишиневе эти референдумы были объявлены незаконными.

Осень 1990 г. - начало вооруженного противостояния между Молдавией и ПМР. Уже 2 ноября силы молдавского ОПОНа (отряд полиции особого назначения) предпринимают попытку ликвидации местных органов власти в г.Дубоссары. По информации приднестровской стороны в вооруженных акциях на стороне Молдавии принимали участие молдавские и румынские националисты.

Март-июль 1992 г. - основные и наиболее кровавые события в молдавско-приднестровском конфликте, когда противоборствующие стороны вели активные боевые действия. В районах Бендер и Дубоссар шли полномасштабные бои с применением танков и артиллерии. Только жесткая позиция командования 14-й армии предотвратила дальнейшее развитие вооруженного конфликта.

По официальным данным властей Приднестровской Молдавской Республики в ходе вооруженного конфликта погибли 284 военнослужащих и более 600 мирных жителей Левобережья

Грузино-абхазский и южноосетинский конфликты Абхазия и Южная Осетия. Исторически длительное время сохраняли свою независимость, в советский период пользовались правами автономии в составе Грузии, после распада СССР потребовали суверенитета и выхода из состава Грузии. В начале 1990-х гг. это привело к двум гражданским войнам – грузино-южноосетинской, затем грузино-абхазской. С середины апреля 1992 г. грузинская сторона начала регулярные обстрелы столицы Южной Осетии – Цхинвала. 14 августа грузинские войска вошли в Абхазию и заняли её столицу – Сухуми. В сентябре 1993 г. поизошли очень кровопролитные военные действия, сопровождавшиеся тяжкими насилиями над местным населением и закончившиеся взятием Сухуми абхазами. Военные действия привели к гуманитарной катастрофе – массовому исходу беженцев в период обоих конфликтов.

Отношение России. К конфликту Россия по отношению к этим конфликтам заняла позицию двусмысленную и противоречивую. С одной стороны, официально Россия признавала территориальную целостность Грузии, выступала посредником между сторонами, выдвигала миротворческие инициативы. С другой – она прямо или косвенно оказывала непризнанным республикам экономическую поддержку. В ответ грузинское руководство проводило политику, направленную на вытеснение российских миротворцев и замену их «международными» (фактически западными) силами.

Конфронтация Грузии и России. В 2003 г. в Грузии произошла «революция роз», которая привела к отставке Шеварнадзе и приходу к власти нового Президента Грузии – Саакашвили, обещавшего во время предвыборной кампании быстрое восстановление целостности страны. Грузинское руководство видело в России главное препятствие на пути интеграции. Грузия продолжала путь на вступление в НАТО и потребовала скорейшего закрытия российских военных баз на своей территории, включая расположенную в Абхазии базу в Гадауте. В итоге трудных переговоров было достигнуто соглашение о выводе российских частей с территории Грузии до 2008 г.

В 2004 г. грузинские власти инспирировали возобновление огня в районе южноосетинского конфликта. Начались обстрелы Цхинвала и появились новые жертвы среди мирных жителей.

В 2006 г. Тбилиси вновь обострил ситуацию вокруг Южной Осетии. Москва прибегла к политике жёстких санкций. Началась эвакуация российских граждан с территории Грузии, отозван посол, были приняты меры против грузинского бизнеса в России, сотни грузинских граждан были высланы за нарушение визового режима.

8-12 августа 2008 г. произошло военное вторжение Грузии в Южную Осетию. Это привело к многочисленным жертвам с обеих сторон конфликта, гибели российских миротворцев и мирных жителей. С помощью российских войск эта агрессия была пресечена, народ Южной Осетии был защищён от новой волны геноцида со стороны грузинских властей. Уже к концу 2008 г. Россия официально признала суверенитет и независимость Абхазии и Южной Осетии, а в сентябре 2008 г. установила с ними дипломатические отношения и заключила договоры о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи.

Нагорно-карабахский конфликт. Нагорно-Карабахский вооружённый конфликт – первый и самый крупный по числу жертв на послесоветском пространстве. Нагорно-Карабахская автономная область (НКАО) в составе Азербайджана была создана в 1923 г. Армяне чувствовали себя в ней ущемлёнными. Республиканские азербайджанские власти содействовали вытеснению армян Карабаха азербайджанским населением. Власти НКАО обращались к союзным властям с просьбой о включении Карабаха в состав Армении. Горбачёвская Перестройка вызвала надежды армян на решение давно наболевшей проблемы.

В 1988 г. 80 тысяч жителей НКАО поставили свои подписи под обращением о её присоединении к Армении. Через несколько дней произошло первое столкновение, сопровождавшееся всеми ужасами кавказской резни.

К 1991 г. столкновения на межэтнической почве вылились в широкомасштабные боевые действия, в которых приняли самое активное участие вооружённые силы Азербайджана и Армении. Длившаяся более 3-х лет гражданская война сопровождалась многочисленными человеческими жертвами (свыше 30 тысяч убитых) и разрушениями, привела к появлению порядка миллиона беженцев с обеих сторон. В результате армянскими силами было оккупировано семь районов Азербайджана – около пятой части его территории, а с учётом Нагорного Карабаха – около трети. Эта территория рассматривается Арменией в качестве транспортного коридора между Нагорно-Карабахской Республикой (НКР) и Арменией и «пояса безопасности».

20. Внутренняя политика РФ на Северном Кавказе. Опасный источник сепаратизма оставался в Чечне, где осенью 1991 г. незаконные вооруженные формирования во главе с генералом Д. Дудаевым разогнали Верховный совет Чечено-Ингушской АССР. Автономия разделилась на Чеченскую и Ингушскую республики. Дудаев, ставший в 1991 г. президентом Чечни, призывал к созданию "общего кавказского дома народов" вне России. Когда попытки диалога федеральной власти с Дудаевым не принесли результатов, правительство России стало оказывать экономическое давление, сократив поставку нефти на Грозненский нефтеперерабатывающий завод. Спад производства, отключение электроэнергии, вооруженные разборки на территории "Независимой Республики Ичкерия" сократили число сторонников Д. Дудаева. Однако он легко разогнал в мае—июне 1993 г. оппозицию в лице парламента, Конституционного суда, грозненского городского собрания.

 

30 ноября 1994 г. президент Б. Н. Ельцин издал указ "О мероприятиях по восстановлению конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской Республики". В декабре 1994 г. на территорию Чечни были введены войска Министерства обороны и внутренних дел. Это событие стало началом чеченской войны. В ходе неудачного штурма

 

Грозного в новогоднюю ночь 1994/1995 г. погибли сотни российских военнослужащих. Ввод войск изменил статус Дудаева, который из потерявшего популярность политика превратился в национального героя. Часть населения Чечни восприняла ввод федеральных войск как вторжение врагов, стремящихся отнять у них независимость.

 

Только 22 февраля 1995 г. российская армия смогла взять Грозный под контроль, после чего началось продвижение в южные районы Чечни.

Когда летом 1995 г. вооружённые силы Дудаева находились на грани разгрома, отряд боевиков под командованием Ш. Басаева 14 июня 1995 г. совершил нападение на больницу г. Будённовска в Ставропольском крае, захватив заложников. Начавшиеся после теракта в Будённовске переговоры федеральной власти с представителями Дудаева парализовали действия российских силовиков.

9 января 1996 г. отряд С.Радуева совершил нападение на дагестанский город Кизляр. Вновь были захвачены в заложники мирные жители.

 

 Несмотря на гибель Дудаева в апреле 1996 г. и подавляющее превосходство в живой силе, вооружении и воздушной поддержке, федеральные войска не смогли установить эффективный контроль над многими районами Чечни.

 

Серьёзные потери, которые несли федеральные войска в Чечне, настраивали против продолжения боевых действий не только лидеров оппозиции, но и обычных россиян. Завершить чеченскую войну удалось лишь в конце 1996 г.

В ноябре 1996 г. между российским и чеченским руководством было подписано соглашение о мире. Оно предусматривало вывод федеральных вооруженных сил из Чечни и проведение в республике президентских выборов.

В России росли антивоенные настроения и призывы «отпустить Чечню». Военные действия продолжались до лета 1996 г., когда удалось достичь перемирия. 27 мая 1996 г. была достигнута договорённость о прекращении военных действий. 31 августа 1996 г. в Хасавюрте (Дагестан) представитель руководства России (секретарь Совета безопасности РФ А.И. Лебедь) и сепаратистов (Аслан Масхадов, сменивший Д.Дудаева, уничтоженного точечным ракетным ударом 20 апреля 1996 г. в результате спецоперации федеральных сил) подписали совместное заявление («Хасавюртовские соглашения») о прекращении военных действий, выводе федеральных войск из Чечни. Решение вопроса о политическом статусе Чечни откладывалось до 2001 г. Так завершилась первая чеченская кампания.

Вторая чеченская кампания (1999 г.) Вскоре чеченские сепаратисты возобновили террористические акты и военные действия, они форсировали процесс выхода из состава РФ. В ответ на это 2 августа 1999 г. правительство России начало «контртеррористическую операцию» в Чечне. Боевики были вытеснены из населённых пунктов в горы. В Чечне были предприняты попытки по восстановлению конституционного порядка.

В 2003 г. была принята конституция республики как субъекта РФ, на её основе были созданы новые органы власти, проведены выборы президента Чечни. Им стал Ахмад Кадыров (который в бытность главным муфтием Чечни первым объявил джихад России). В этих условиях президент так называемой Ичкерии А. Масхадов терял легитимность и автоматически становился не лидером республики, а сепаратистов-боевиков. В ходе войны в Чечне федеральными войсками применялись воздушные бомбардировки Грозного, «зачистки» освобождённых от боевиков территорий. Только за полтора года «контртеррористической операции» было убито 15 тыс. боевиков.

Серьёзные жертвы были среди гражданского населения. По данным Р. Хасбулатова, за время военных действий в Чечне к весне 2000 г. погибли 20 тыс. мирных жителей. К этому времени, по официальным данным, 120 тыс. жителей Грозного остались без крова. Чечню покинули 250 тыс. беженцев. Население Чечни с середины 1990-х гг. к февралю 2000-го сократилось примерно втрое - до 300-400 тыс. человек.

За время боевых действий с 1994 по весну 2001 г. федеральные силы потеряли свыше 6 тыс. человек убитыми и около 14 тыс. было ранено. За 5 лет и 10 месяцев (со 2-го августа 1999 по июнь 2005г.), по сведениям Комитета солдатских матерей, погибло и умерло от ран 25 тыс. федеральных солдат и офицеров (почти вдвое больше, чем за 10 лет советско-афганской войны).

Ведение боевых действий на Северном Кавказе только к февралю 2000 г. обошлись казне, по западным подсчётам, более чем в 170 млн. долларов.

КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ОПЕРАЦИЯ. Во время проведения КТО боевики организовали несколько терактов в стране, самым громким из которых стал захват заложников в театральном центре на Дубровке в 2002 г. От рук боевиков погибли тогда 129 заложников.

1 сентября 2004 г. террористы захватили школу в североосетинском городе Беслан. Большинство заложников были освобождены в ходе штурма, однако в результате теракта погибли 333 человека, из них 186 детей, свыше 800 человек получили ранения.

После гибели Кадырова в 2004 г. президентом республики являлся А. Алханов. В 2007 г. его сменил Р. Кадыров.

Летом 2006 г. были уничтожены А. Масхадов и Ш. Басаев, возглавлявшие террористическое подполье.

В 2009 г. завершилась война на Северном Кавказе, 16 апреля режим КТО (контртеррористической операции) был отменен. В Чечне состоялись демократические выборы парламента и президента, была принята Конституция республики.

21. Изменения в территориальном устройстве Российской Федерации. 21. Изменения в территориальном устройстве Российской Федерации. Федеративное устройство России закреплено в Конституции 1993 года. Оно основывается на принципах государственной целостности, единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, равноправия и самоопределения народов.

 Конституция России закрепляет конкретный численный, видовой и именной состав субъектов Федерации. В соответствии с Основным Законом государства в состав Российской Федерации входит 89 субъектов, в том числе: 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 10 автономных округов. Исторически они появлялись и видоизменялись в разное время как внутренние образования РСФСР (за исключением Тувы), что получало отражение в Конституциях РСФСР 1937 и 1978 гг., а в последующем было оформлено Федеративным договором от 31 марта 1992 года (Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации). Количественное изменение субъектов Федерации в последние годы связано с укрупнением некоторых из них. Так, Пермская область и Коми-Пермяцкий автономный округ с 1 декабря 2005 г. объединены в Пермский край, Камчатская область и Корякский автономный округ с 1 июля 2007 г. образуют Камчатский край, Красноярский край, Эвенкийский и Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономные округ 31 декабря 2007 г. создали новый субъект, в апреле 2006 г. провели референдум об объединении Иркутская область и Агинский Бурятский автономный округ.

Отношения центра и субъектов Федерации в России поставлены на правовую основу. Конституцией разграничены предметы ведения и полномочия каждого субъекта Федерации: определено, какие вопросы решают только центральные органы правления (внешняя политика, оборона, федеральные энергетические системы, транспорт, связь и др.), какие относятся к совместному ведению Федерации и ее субъектов (природопользование, образование, культура, здравоохранение и т.п.).

Регламентация прочих вопросов составляет область исключительного ведения субъектов Федерации. По этим вопросам региональные органы правления обладают всей полнотой государственной власти. При принятии федерального закона по вопросам, не входящим в компетенцию центральных органов правления, действуют нормативно-правовые акты субъекта Федерации.

В Конституции заложен принцип сохранения целостности государства, который, однако, может сочетаться с правом наций на самоопределение в Российской Федерации. Подчеркивается, что право одной нации на самоопределение всегда ограничено правом другой нации, а право отдельной нации на самоопределение ограничено правом всего многонационального народа на сохранение целостного государства. Наряду с национальным, правовым и экономическим регулированием отношений между субъектами и центром в пределах ведения Российской Федерации и совместного ведения центральные органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему государственной исполнительной власти в стране.

Таким образом, конституционные основы российского федерализма создают предпосылки для совершенствования управления огромной страной, упрочения государственности, территориальной и социальной целостности, развития демократии посредством соблюдения прав и законных интересов различных национальностей, обеспечения необходимого баланса экономических, политических, этнических и социальных сторон общественной жизни.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 1736.